В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Куда уехал цирк?

«Лицедей» Леонид ЛЕЙКИН: «Когда я переехал жить в Лас-Вегас, где веселил богатую публику в цирке дю Солей, каждый день приходил на работу и уходил через казино — оставил там миллион долларов»

Яна КОВАЛЬСКАЯ. «Бульвар Гордона» 1 Августа, 2012 00:00
Знаменитый «Ай-яй-яй», проработавший 10 лет в цирке дю Солей и три года назад вернувшийся в родной Питер, отметил свой 51-й день рождения
Яна КОВАЛЬСКАЯ
Солнечного клоуна с торчащими во все стороны оранжевыми волосами обожала советская публика. Из рук Зиновия Гердта он получил премию «Золотой Остап», а дедушка Никулин в знак восхищения талантом Леонида Лейкина подарил ему свою книжку с автографом. На его спектаклях бывали Булат Окуджава, Геннадий Хазанов, Михаил Жванецкий. Он исколесил десятки городов со своим: «ай-яй-яй», а в конце 90-х неожиданно для всех исчез с экранов телевизоров. С одним чемоданом в руках Лейкин уехал во всемирно известном Лас-Вегас после того, как один крупный выигрыш в питерском казино вызвал у него повышенный интерес к азартным играм. Многие годы Леонид днем работал во всемирно известном цирке дю Солей, а ночью просаживал в казино кровно заработанные. Спустя 10 лет Лейкин вернулся на родину. Вот уже три года Леонид Владимирович играет только на сцене родного питерского театра «Лицедеи» и воспитывает смену в одноименной школе-студии.
«НИЧЕГО ХОРОШЕГО В КАЗИНО НЕТ. ЭТО ХУЖЕ, ЧЕМ НАРКОТИКИ»

- Леонид Владимирович...

- Называй меня Леня.

- Леня, это правда, что вы огромные деньги просаживали в казино?

- А Достоевский что, не играл?! Я проигрывал большие суммы, но я их и зарабатывал. Первый раз в жизни сыграл в казино в Питере 31 декабря 1997 года. Тогда даже правил игры толком не знал, просто ставил фишки все время на красное, потому что по китайскому календарю наступал год Красного быка. Мне везло, а через время ко мне подошла барышня, обратилась по имени и отчеству и попросила заканчивать игру: «Вы опустошили наше казино! Вам пора идти домой».

Я поймал «жигули» с двумя мужиками внутри. До сих пор не понимаю, как они меня не грохнули, ведь выигрыш так и не положил в карман. И вот ранним утром 1 января с зажатыми в руке деньгами поднимаюсь в свою конуру на пятый этаж и сильно смеюсь, потому что делаю шаг вперед, два - назад. Через полчаса дошел домой, упал и уснул. В два часа дня, когда встал попить, смотрю, а у меня по всей квартире разбросаны доллары. Плеснул себе воды, потом пива. Взял веник и совок, подмел - получилось ровно семь тысяч долларов.

Это был первый и последний раз в моей жизни, когда я из казино пришел с деньгами. (Смеется). Потом уже все время проигрывал. А когда переехал жить в Лас-Вегас, где веселил богатую публику в цирке дю Солей, каждый день приходил на работу и уходил через казино. Оставил там миллион долларов.

- Пытались покончить с игровой зависимостью?

- А как же. Даже завел тетрадь, в которой после очередного проигрыша писал самому себе всякие записки. В тысячный раз обещал, что больше никогда не буду играть. Ставил дату, подпись и печать, а потом... срывался. Всем говорю, что ничего хорошего в казино нет. Это хуже, чем наркотик. Не играйте!

 

- Друзья старались как-то помочь?

- Да, но это мало помогало. Я тут вспомнил, как 80-летнему клоуну Карандашу, когда ему уже совсем было нельзя пить, а он все равно умудрялся, вместо коньяка артисты наливали чай. Он приходил в бар цирка и спрашивал: «Машенька, а какой у нас там сегодня коньячок?». - «Армянский и азербайджанский». - «Налей мне, пожалуйста, армянского чайку». Она наливала и ставила на стол целый стакан спиртного. Пока Карандаш ходил за бутербродами, коллеги успевали заменить коньяк на чай. Он выпивал и удивлялся: «Что я, обалдел, что ли? Машенька, ты из какого чайничка мне налила?». - «Там, где армянский». - «А покажи мне его». - «Пожалуйста». Он шел и, посмотрев, из какой тары она наполняла стакан, начинал сокрушаться: «Нет, ну я точно обалдел». Таким образом за вечер клоун изрядно наливался чаем.

Но самое интересное, что, вернувшись в Россию, я вовсе не вспоминаю о казино. Просто в Питере оно отсутствует, поэтому сегодня азартных игр нет в моей жизни. «Все прошло, как с белых яблонь дым». Но когда поеду в Вегас, попробую разок сыграть хотя бы на тысячу баксов - потяну за хвост фортуну.

- Не ваша ли пагубная страсть привела вас к разрыву с первой женой? Мало найдется женщин, способных это терпеть...

- Мое увлечение никого материально не задело. Я не проигрывал свои трусы. У нас и на черный день деньги оставались, и на многое другое. Семья всегда жила обеспеченно. У жены были деньги на все, хотя она никогда не работала.

Со второй женой — чемпионкой мира по спортивной гимнастике Евгенией Головач — Леонид познакомился в цирке дю Солей. От этого брака у Лейкина сын Даниил — «очень смешной и добрый мальчик»

- После развода вы с ней поддерживаете отношения?

- Нет. С дочерью - конечно, и у нее все хорошо. Она носит мою фамилию и гордится ею. С мамой Лиза живет в Москве. Еще в Голливуде она снялась в фильме ужасов, где сыграла девочку, предсказывающую будущее. В России получила небольшую роль в телесериале «Пятницкий». Дочь у меня прекрасная, у нее мозг очень хорошо работает. Восемь классов она отучилась в Америке и круто знает английский язык.

- Вы как-то сказали, что Соединенные Штаты - такая страна, где у женщин сносит крышу...

- Все зависит от человека. У моей первой супруги крышу снесло, а у второй нет. Бывшая жена родила мне дочку, а нынешняя любимая - чемпионка мира по спортивной гимнастике - сына Данилу. (Со второй супругой Евгенией Головач Лейкин познакомился в цирке дю Солей, где она выступала с акробатическими номерами. - Авт.). Расписались мы с ней в Вегасе. Так же, как Пресняков Вова с Наташей Подольской, которые после свадьбы приехали к нам домой. Мы пели, гуляли - в общем, хорошо отдохнули вместе.

Сын Даниил Леонидович Лейкин - очень смешной и добрый мальчик. Он нежадный и всем детям раздает свои игрушки. Занимается карате, но не просто так, а чтобы защитить бабочку, маму и папу. В общем, хочет быть позитивным героем. Ему всего пять лет, но он уже понимает, что должен защищать слабых.

«ПОЛУНИН ЗАПРЕЩАЛ КУРИТЬ, ВЫПИВАТЬ И ХОДИТЬ ПО ДЕВОЧКАМ»

С дочерью Лизой от первого брака. «Дочь у меня прекрасная, восемь классов отучилась в Америке, в Голливуде снялась в фильме ужасов, где сыграла девочку, предсказывающую будущее»

- Вы с таким трепетом и гордостью говорите о Данииле, а у ваших родителей был повод гордиться сыном?

- Папа вплоть до смерти всем рассказывал, что моя первая получка была больше, чем его заработок за месяц. В 11 лет я услышал по радио объявление о наборе на съемки фильма «Весенние перевертыши». Втайне от всех пошел на «Ленфильм» и успешно прошел кинопробы. Родители поняли, что это серьезно, и смирились. А потом съемочная группа выехала на натуру в Холмогорский район Архангельской области. Там я познакомился и сдружился с ныне известным актером театра и кино заслуженным артистом России Ромой Мадяновым. Помню, как полтора месяца писал домой письма из села Пинега. Тогда за съемки в фильме я получил свою первую зарплату. Представляешь, 180 рублей! Купил маме оренбургский пуховый платок, папе - рюмочки и себе что-то на червонец. Остальные деньги отдал родителям.

- Они не увлекались, часом, азартными играми?

- Ну что ты?! Папа работал скорняком и получал в месяц 120-140 рублей (это не считая халтур). Между прочим, мой прадедушка Самуил Лейкин мастерил сапоги Марку Шагалу в Витебске. Отец всю жизнь подрабатывал. К нему с заказами приходили на дом богатые люди, но он мало брал, хотя мог, как ювелиры, зарабатывать миллиарды. Был таким бессребреником, за что мама его все время упрекала.

Вообще, папа был великим комиком. Он всех смешил, постоянно каламбурил, знал песен больше, чем Кобзон, в любой компании становился тамадой и заводилой. Так что умение веселить у меня в генах, я его впитал с молоком отца. Но он не хотел, чтобы сын стал актером или клоуном. Постоянно мне твердил: «Леня, из тебя ничего не выйдет». Только теперь понимаю, зачем он так говорил. Папа был умным человеком и специально провоцировал во мне еще большее желание достичь поставленной цели.

- И все же вы с ним согласились. Пошли обучаться столярному мастерству.

С Анваром Либабовым в питерском театре-студии «Лицедеи». «В нашем театре никто за тебя ничего не сочиняет, артист все делает самостоятельно. Мы собираем полный, на 400 мест, зал — радует, что клоунами в России по-прежнему становятся»

- Папа просил. Он твердил, что мужчине нужно уметь что-то делать руками, тогда не пропадешь. Я умел вырезать и выжигать по дереву, хорошо рисовал. После восьмого класса пошел учиться в художественно-промышленное училище. Через два года стал столяром по изготовлению щипковых музыкальных инструментов. Делал гитары, балалайки, мандолины. Позже поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена на индустриально-педагогоческий факультет, где отучился полтора года. Однажды друг меня спросил: «Леня, что ты здесь делаешь? Пошли к нам в «Мюзик-холл». Там так здорово - гастроли, вокруг девчонки красивые». Вот тогда понял, что учителя по физике и по труду из меня не получится. Зато я стал лучшим художником-осветителем в «Мюзик-холле». А в 1979 году познакомился со Славой Полуниным, и все перевернулось в голове. Я нашел свою тарелку.

- Наверное, обратить на себя внимание руководителя «Лицедеев» было непросто?

- Однажды после их выступления в гостеатре ребята из кордебалета рассказали про меня Полунину: «У нас тут «клоун» Леня есть, который делает все смешнее, чем ты». Он попросил: «Ну-ка приведите этого человека». Слава увидел мое лицо и рассмеялся. Вообще, я был стеснительным и зажатым, и он во мне ничего такого не рассмотрел. Сказал, что к себе в студию не возьмет, и позвал работать осветителем. А мне было по фигу, кем, лишь бы влиться к ним.

С комиком Юрием Гальцевым. «Умение веселить у меня в генах»

В «Лицедеях» я и гардеробщиком работал, и свет выставлял. Через год стал выползать на сцену, хотя Слава долго не хотел меня на нее выпускать - говорил, я обладаю отрицательным обаянием. Не исключаю, что великий клоун Полунин делал это специально. Ласково называю его учитель-мучитель. Он был со мной всяким: и добрым, и слишком требовательным, когда это было вовсе ни к чему. Запрещал курить, выпивать, по девочкам ходить. Мы спорили, иногда ругались, но и в баню вместе ходили, потому что были и остаемся друзьями.

«МОИ ГОНОРАРЫ В ЦИРКЕ ДЮ СОЛЕЙ ИСЧИСЛЯЛИСЬ СОТНЯМИ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ В ГОД»

- В «Голубом огоньке» в ночь с 1984-го на 1985 год советский зритель увидел ваш с Полуниным немногословный номер «Низ-з-зя!». Кому в голову пришла идея изъясняться междометиями?

- Я придумал такой интересный тембр. На протяжении трех месяцев повторял: «Ай-яй-яй».

Потом придумали со Славой номер и показали на вечере импровизации «для своих» «Всяки бяки». Все были в восторге. Под Новый год пришел Полунин и сказал, что «Низ-з-зя!» снимаем на ТВ для «Голубого огонька». Когда номер показали в эфире, наутро уже вся страна говорила: «Ай-яй-яй». Помню, стою в очереди за пивом, холодно, болит голова. Вдруг один мужик решил закосить под инвалида на костылях и подходит к продавцу, минуя очередь. И тут впереди стоящий здоровый дядька отодвигается и грозит ему: «Ай-яй-яй». Тогда я понял, что вот она, долгожданная слава.

С Вячеславом Полуниным. «В 1979 году я познакомился со Славой, и все перевернулось в голове»

Фото «РИА Новости»

- А вы в ней нуждались?

- Артисты кривят душой, когда утверждают, что равнодушны к вниманию. Мы публичные люди и идем в актерскую профессию, чтобы стать знаменитыми. Два года назад Полунин пригласил меня на Международный конгресс дураков в Москву, где мы исполнили свой номер «Низ-з-зя!», который не играли целых 19 лет. Публика, среди которой было много молодежи, отлично приняла выступление. Все-таки это великий номер...

- Что заставило вас, художественного руководителя «Лицедеев», бросить свой театр и податься в Лас-Вегас?

- Причина банальна - безденежье. В конце 1990-х все прозябали. Сейчас многие меня упрекают за то, что я уехал. Иногда слышу: «Лень, ты предал». Но я до этого трижды отказывался от работы за границей, а в четвертый раз согласился. У меня дочка подрастала, и я решил попробовать. Хотя, прежде чем я принял решение, посоветовался с «Лицедеями». Мне сказали: «Поезжай!».

Собирался в Америку на год, а уехал на 10 лет. Я то думал, что, выступая в дю Солей, завоюю мир, но ничего не получилось. Только позже узнал, что цирк не делает звезд. Зато гонорары мне там выплачивали самые большие. Они исчислялись сотнями тысяч долларов в год. Вот я и не ехал обратно - бабки засасывают. В Америке приобрел недвижимость, а во время кризиса все потерял.

- На вашем шоу в цирке дю Солей перебывали практически все звезды Голливуда. Брэд Питт и Анджелина Джоли какое произвели впечатление?

- Обыкновенные люди. Подходили и жали мне руку после представления Синди Кроуфорд, Карлос Сантана, Эдди Мерфи, Том Круз, Николас Кейдж, Милла Йовович. Да долго перечислять. Куда ни ткни, любой именитый актер побывал на шоу. С Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном сначала познакомился в Лондоне, но им так понравилась программа, что повторно на нее приходили в Лас-Вегас. Как-то захожу в VIP-рум, и вдруг они оба поворачиваются и зовут меня: «Ай-яй-яй!». За полгода до смерти Харрисона я выпивал с ним и Макккартни. Когда мы расставались, попросил у легенд человечества: «Ребята, напишите мне хоть что-нибудь». Вытащил из сумки новую телефонную книжку, открыл и протянул музыкантам для автографа.

Я опаздывал на самолет и сразу не посмотрел, что они написали. Уже в воздухе решил прочесть. На первой странице: «From clown friend Paul McCartney», то есть «от клоунского друга Пола Маккартни», а на обратной стороне: «I love the showy. Fantastic. George Harrison». - «Я люблю шоу. Фантастика. Джордж Харрисон». А вверху на каждой странице книги помещены высказывания великих людей. Смотрю, на том листе, где расписались Пол Маккартни и Джордж Харрисон, написана известнейшая фраза: «Те, кто сидят на дешевых местах, пусть хлопают в ладоши, а остальные могут просто потрясти своими драгоценностями. Джон Леннон». Можешь себе представить, я их соединил!

- Это правда, что вас хотели сделать лицом компании «Фольксваген»?

- А не получилось! Во Франкфурте генеральный директор «Фольксвагена» после шоу пришел ко мне с предложением рекламировать немецкие машины. Мне предлагали огромные бабки. Огромные! Но в цирке дю Солей ему сказали: «Извините, у нас контракт с этим человеком, и мы решаем его судьбу». За 10 лет в Америке мне поступало множество заманчивых предложений, даже звали сниматься в голливудском кино. Но для этого меня нужно было перекупать, а мне это ни к чему - я на свою работу не жаловался. Дай Бог такую каждому. Цирк дю Солей - великолепная контора, но прежде всего для молодых актеров. Это лучший цирк мира, но он стирает имена. Я жил в США, как в золотой клетке, и ничего не мог самостоятельно делать. Поэтому три года назад вернулся с новой семьей в Россию.

«ИЗ ЦИРКА ДЮ СОЛЕЙ Я ИСПРАВНО ПОЛУЧАЮ АВТОРСКИЕ»

- Вам не обидно, что ваш партнер из «Лицедеев» Валерий Кефт (зрители его помнят как худого клоуна с сачком из номера «Блю канари») остался работать в цирке дю Солей и до сих пор зарабатывает на жизнь вашими номерами? Или вы уступили ему авторские права по дружбе?

- Нет. Мы с Кефтом не поддерживаем отношения. У нас разные жизненные философии. Моя - давать, его - забирать. Я не люблю цинизм, а Валера циник от «а» до «я». Наши пути тихонечко разошлись.

Из цирка дю Солей я исправно получаю авторские и чувствую себя при этом замечательно. (Три номера, придуманные и исполняемые Лейкиным, остались в репертуаре цирка, за них Леонид получает отчисления, его роли исполняет англичанин Терри Бартлет. - Прим. ред.). На мое место тяжело было кого-то найти. Многих перепробовал на свою роль и выбрал бывшего гимнаста-англичанина. Ему сделали мой грим, надели костюм. Но и я тоже, согласно контракту, имею право показывать номера из шоу, только не ближе чем в 150-ти милях от Лас-Вегаса.

- По-моему, Полунин не очень доволен тем, что после его ухода в 1991 году театр, который он основал, оставил за собой громкое имя «Лицедеи».

- Слава может иной раз поворчать, но беззлобно. Мы поддерживаем дружеские отношения. Полунин - мой учитель, а я его последователь. Когда он приезжает в Питер из Франции, где давно поселился, говорю ему: «Вот театр, то, к чему ты шел всю свою жизнь. Хочешь - будь художественным руководителем, и не обязательно переезжать в Россию. Можно приехать на пару месяцев и поставить совместный спектакль». Полунин видит, что труппа сохранила самое главное - дух театра, и благодарен за это. В фойе нашего нового театра хотим установить бронзовый памятник Асисяю. Только надо отложить бабки и найти хорошего скульптора. И будут приходить люди тереть Асисяю нос или еще что-нибудь, чтобы загадать желание.

- Английский комик Бенни Хилл воровал шутки у французов, а вы...

- Ой, да у меня столько воруют! Так и слава Богу. Претензий не предъявляю. Думаю, Чарли Чаплин сейчас бы сказал то же самое. Взяли его образ - значит, человек жил не зря. Я ни у кого шуток не перенимал, но подспудно позаимствовал у Чарли Чалина походку, у Луи Армстронга - улыбку, а у Юрия Никулина - сутулость. Но это не воровство, а легкая мимикрия. Человек, как обезьянка, и весь мир так существует.

В нашем театре никто за тебя ничего не сочиняет, артист все делает самостоятельно. Недавно я придумал обалденный номер. Выходит бомж, опустившийся на самое дно. Он собирает пустые бутылки и напевает известное «Адажио» Альбинони. Находит очередную бутылку, видит, что она пустая, и тут у него начинают течь слезы, которыми бомж наполняет стакан, после чего осушает его, снимает жабо и поет. Вот и все. Человек выпивает собственные слезы и продолжает петь!

- Вы ощущаете кризис в клоунаде?

- Конечно, такого бума, как раньше, нет. Жалко, потому что хочется больше заработать. Мы собираем полный, на 400 мест, зал. Радует, что клоунами в России по-прежнему становятся. В школу-студию «Лицедеи», открытую при театре, набираем студентов и учим молодежь тем бездарным вещам, какие сами умеем...

- Я вас видела в работе на сцене. Как форму поддерживаете?

- На карате к ребенку иногда захожу. Где-то гантельку поднял, где-то картошку накопал на даче под Питером. Я все детство там провел на чистом воздухе, так как не вылезал из двусторонних воспалений легких. Лет в шесть, никому не сказав, пошел и устроился в секцию по прыжкам в воду. А плавать не умел. И вот я нырнул и не вынырнул обратно. Меня взрослые багром вытащили. Тренер увидел такого чувачка и предложил пойти к нему заниматься водным поло. Через год занятий я забыл, что такое болезнь.

- Мне не дает покоя ваша сережка в левом ухе, что она символизирует?

- В Израиле 15 лет назад проколол ухо. Да, что-то в этом есть от пиратства, эдакая атмосфера анархии. В прошлом году похоронил родителей. Если моряк раньше надевал серьгу, это означало, что он последним в роду остался. Тогда же в Израиле и татуировку на правом плече сделал в виде своего знака зодиака - Рак. И еще хочу одну сделать.

- Вы тезки со знаменитым Леонидом Енгибаровым. В этом что-то есть, как думаете?

- Определенно есть связь, и ее прочувствовал не только я. Родная тетя Лени подарила мне его книжку и сказала, что внутренне мой образ на сцене очень похож на сценический образ ее племянника. Енгибаров - клоун с осенью в сердце, а я клоун с осенней весной.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось