Средневековье кончилось, а Возрождения все нет
На Западе пишут о странах Восточной Европы, вчера послушно выполнявших указания из Москвы, а сегодня ждущих распоряжений из Брюсселя и Вашингтона. Недавно я прочел статью Иозефа Йоффе, редактора германского еженедельника «Ди Цайт», который пишет о добровольном снятии с себя многими членами объединенной Европы («богатой, хорошо управляемой и популистской») ответственности за важнейшие решения. Есть ведущий, единственная сверхдержава, США - пусть она и разбирается с Ираком, Афганистаном и бомбежками Югославии. А европейцы в случае чего поаплодируют, радуясь своей устроенности...
Наш случай сложнее. Мы ведь никогда не жили в обществе стабильном. Весь XX век и начало этого провели во времени, которое наречено «переходным». Вначале переходили от царизма к социализму, затем двинулись от социализма к коммунизму, а сейчас снова переходим и не все решаются определить, откуда куда. Нас вели и ведут, хотя в отличие от правил перехода проезжей части улиц правила переходов из одной общественной структуры в другую разработаны меньше. Но и в них есть закономерности.
Нас учат смиряться с трудностями, которые всегда объявляют временными. Раньше надо было воспитывать в себе «советскую собственную гордость» и «чувство глубокого удовлетворения», а сейчас - «чувство национального достоинства» и другие важные всенародные качества. При этом чувство личного достоинства, отношение к собственным перспективам, личная гордость и чувство личной независимости обсуждаются не столь усердно. В обществе, где бедных больше, чем богатых, и не все граждане рвутся в лидеры, личность, выбивающаяся из ряда, может выглядеть подозрительно. Власти при этом охотно объяснят народу, почему именно.
Большую часть XX века у нас многое определяла зависть, переименованная советской властью в «классовое чутье» (философ Николай Бердяев вообще звал советский коммунизм «философией зависти»). Когда в странах Запада развился культ личного успеха, у нас торжествовали псевдоколлективизм, коллективное хозяйство, даже многие книги писались в соавторстве.
Прижилась формула Маяковского «Единица - вздор, единица - ноль», которая начальству нравилась чрезвычайно. Жизнь стала ни на что не похожей, ни в государственном, ни в личном плане долгосрочной перспективы развития не было вообще. Считалось, что если понадобится, ее тут же провозгласят.
При вступлении в очередной переходный период, как правило, объявлялось, что народ наш по-прежнему замечательный, но предыдущее начальство было недостойно его. Обычно определялся еще и круг врагов - внешних и внутренних, - на которых можно сваливать неудачи. Ведущие выстраивали ведомых, не очень их сортируя. Дело в том, что отделять предприимчивых и удачливых от ленивых и невезучих имеет смысл там, где валовой национальный продукт составляет несколько десятков тысяч долларов на гражданина и неудачников можно подкормить. У нас же сами знаете как...
Один из героев у братьев Стругацких говорит: «Средневековье кончилось, а Возрождения все нет». Это, к сожалению, факт, но очередной переходный период требует очередной встряски. И для властей, которые должны четче понять, за что взялись, и для нас с вами. Нас водили и водят - и в светлое будущее, и за нос - как угодно... Но самое обидное, что многие привыкли так жить, ожидая нового спасителя в верховном кабинете и новых указаний. А все дело в нас...

Евгений Мартынов часто шутил: «Современная эпоха — это борьба двух систем, социалистической и нервной, и пока что первая побеждает»
Актриса Ирина ПЕЧЕРНИКОВА: «Только в 51 год я поняла, что такое настоящая любовь»
Белла АХМАДУЛИНА: «Всех обожаний бедствие огромно», — написала я в посвящении Анне Ахматовой: вот это мое обожание к ней было настолько величественно и так подавляюще, что во всех случаях, когда мы виделись, мне просто отчаянно не везло»
У лидера украинской группы «ТНМК» Фагота родился сын, а у писательницы Ирены Карпы — дочь
Легендарному голливудскому актеру Майклу Дугласу диагностировали рак
Доктору Касьяну поставят памятник в центре Кобеляк
Иосиф Кобзон, в седьмой раз ставший дедушкой, запрещает внукам только одно — говорить в своем доме по-английски
Потап не собирается бросать Настю, но не прочь спеть с Дмитрием Гордоном
Ольга Сумская учит россиян шокать и гэкать
Инна Цимбалюк ждет Александра Буйнова и поручика Ржевского
Средневековье кончилось, а Возрождения все нет
Валерий ЗОЛОТУХИН: «Мне лестно слышать, что своими книгами я поставил памятник — литературный! — Высоцкому, Любимову, Эфросу и, вообще, нашему Театру на Таганке в целом. Интервью Дмитрия Гордона с совершенно разновеликими и разномастными человеками-людьми — тоже своего рода памятник нашему времени: мы оба пытаемся сохранить для истории свидетельства современников, очевидцев»
Виктор СЕРЕБРЯНИКОВ: «Кухня футбола страшная, понимаете — страшная, но ее надо знать и старшим волкам, и молодым, а то умрем, а правды так и не узнаем»
Мир ловил его, но не поймал
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги