И мальчики кровавые в трусах
«В ВАШЕМ ЧТЕНИИ ОТ НЕГО МАЛО ЧТО ОСТАЛОСЬ»
Знаменитый роман актуализировали, действие происходит непонятно где и непонятно когда, но явно не в викторианскую эпоху, Дориан Грей мечется на беговой дорожке с оголенным торсом, пока его «рисует» художник Бэзил... В принципе, такой повышенный интерес к туловищу с самого начала смещает всю эту историю совершенно в иную плоскость, но мир ведь изменился.
Нынешний Дориан - продукт своего времени, с его культом телесной красоты и вечной молодости, рекламными брендами, фальшивыми идолами и дутыми величинами. Современный же лорд Генри - такой себе хозяин жизни, который может быть кем угодно - от продюсера до олигарха. Забегая вперед, замечу, что Генри в спектакле было чересчур много, плюс его заметно демонизировали - уайльдовский персонаж производит гораздо более скромное впечатление вполне обычного циника-гедониста.
Здесь же герой Меньшикова - чистый Мефистофель, отравивший прекрасного юношу своим эстетским цинизмом, тягой к удовольствиям и полным безразличием к морали. В итоге прекрасный юноша превратился в бездушное чудовище. Бездушное, но красивое и неувядающее. И лишь портрет, созданный Бэзилом, непрестанно фиксировал весь внутренний ад и страшные метаморфозы, происходящие с Греем.
Очень современная история и поставлена близко к тексту. Ну, «Гамлета» тоже ставят близко к тексту: Шекспир когда-то написал, что Горацио - друг, его так и играют. Зато Гамлет ходит в шортах. Это называется переосмыслением.
Как известно, выдающегося британского писателя ирландского происхождения Оскара Уайльда когда-то судили - за «грубую непристойность с лицами мужского пола». И на суде обвинитель, пытаясь уличить его в многочисленных пороках, принялся зачитывать фрагменты текстов. «Это, я полагаю, вы написали?». - «Нет-нет, мистер Карсон, - ответил Уайльд. - Эти строки принадлежат Шекспиру». Побагровевший от бешенства Карсон привел еще один фрагмент. «Это, вероятно, тоже Шекспир, мистер Уайльд?». - «В вашем чтении от него мало что осталось, мистер Карсон».
СОВЕСТЬ В ВИДЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ - ЭТО ОЧЕНЬ СОВРЕМЕННО
«Портрет Дориана Грея» в Театре Ермоловой, на мой взгляд, тот самый случай, когда поставлено близко к тексту, но мало что осталось. Собственно, и портрета никакого нет. Если не считать фотографий Меньшикова и Кемпо на рекламных бордах. Портрет же Дориана представлен видеоинсталляцией: контуры светящегося человеческого тела по мере совершаемых Греем преступлений и поступков расползаются в бесформенное многоцветное пятно.
Интересная находка, особенно на сцене, особенно учитывая бесконечные эксперименты с формой и специфику так называемого «нового театра». Но дело в том, что, во-первых, у Уайльда портрет - это произведение искусства, а не предмет арта. Во-вторых, в азартном соревновании с кинематографом за зрелищность театр все равно проигрывает, причем с позором, а в-третьих и в-главных, портрет Дориана - это «как бы его совесть».
![]() |
| Народный артист СССР, бывший художественный руководитель Театра имени Ермоловой Владимир Андреев в «Портрете Дориана Грея» играет лорда Фермора. «Если ты джентльмен, тебя учить нечему, а если ты не джентльмен, то знания тебе только во вред» |
Совесть в виде инсталляции - это, конечно, очень современно, но у меня есть ощущение, что не все, включая самого постановщика, поняли, про что книжка.
Простая и грандиозная история Уайльда в трактовке Александра Созонова выглядит каким-то технически сложным клипом о гламурном преступнике, который плохо кончил. Понять, что с Дорианом происходят катастрофические перемены, пугающие прежде всего его самого, что совесть присуща человеческому существу изначально, как обмен веществ, и нет ничего страшнее ее мук, довольно проблематично - основную смысловую нагрузку несут декорации, сцендвижение и остроты лорда Генри, которые, к слову, не всегда можно расслышать. Но когда расслышать удавалось - в зале раздавались аплодисменты. «Жениться и собираться жениться - не одно и то же. Я вот помню, как женился... Но как собирался - совершенно не помню».
Уайльд действительно был человеком восхитительно остроумным, многих это раздражало, многим за его остроумием не удалось разглядеть чего-то еще. У этого писателя и философа вообще какая-то странная слава. Почти все помнят, за что он сидел, мало кто - о чем он писал.
Профессиональная репутация, безусловно, всегда уже человеческой, тем не менее его единственный роман, созданный всего за три недели, 25 раз экранизировали, невероятное количество раз ставили в театре, уайльдовский герой по-прежнему очень популярен, существует даже медицинский термин «синдром Дориана Грея» - психическое расстройство, проявляющееся в страхе перед старостью. Распространенное нынче заболевание, которым страдают многие жертвы пластической хирургии, и даже удивительно, почему столь модная тема не нашла отражения в современной сценической версии.
Надо сказать, модных тем и спецэффектов в спектакле Созонова с избытком, а вот технические возможности театра ограничены - поэтому кульминационный момент смерти Дориана, убивающего свой портрет, свою совесть, получился смазанным: разноцветное пятно вновь сменилось светящимся контуром. Видеоинсталляцию убить не просто.
О смерти Грея доскажет сидящий в инвалидном кресле лорд Генри, зачитав абзац из книжки. В этом же кресле герой Меньшикова появлялся вначале, а по ходу спектакля периодически что-то зачитывал - например, предисловие Оскара Уайльда к своему роману, написанное через год после публикации специально для критиков. Звучало это так же необычно, как статья Белинского в исполнении Базарова, но, надеюсь, все зрители догадались, что это предисловие, которое обращено к критикам Уайльда, а сам лорд Генри - авторское альтер эго, поэтому он иногда с книжкой.
Единственное, чему я не смогла найти объяснения: почему Генри-Уайльд полупарализован? Генри вроде бы собирался кататься на лошадях, а у Уайльда никогда не было проблем с опорно-двигательной системой. Подобные проблемы были у советского писателя Николая Островского, и когда мизансцены выстроены столь замысловато, а метафоры столь зашифрованы, максимум, что это может спровоцировать, - череду нелепых ассоциаций.
После выхода романа Уайльд написал 10 открытых писем в газеты, отвечая своим рецензентам, требовавшим для него тюремного заключения за аморальность. Рецензенты тоже сочли, что Уайльд - это Генри, безнравственный тип, социальный паразит, глумящийся над семейными, духовными и религиозными ценностями, насмехающийся над нравами высшего света. Писатель был поражен, что его столь превратно поняли, и заметил, что, во-первых, искусство выше морали, а во-вторых, мораль его романа предельно проста - нельзя убивать совесть.
«ИЛИ Я, ИЛИ ЭТИ МЕРЗКИЕ ОБОИ В ЦВЕТОЧЕК»
Вот, казалось бы, где, как не в театре, говорить сегодня про совесть, и где, как не в подобной постановке, основным проводником смысла должен являться артист. И сколько еще десятилетий театральные постановщики будут считать, что видеопроекции, инсталляции, сложные декорации, бесконечный шум, треск, лязг, ужасный звук и мальчики в трусах - это новая форма. Это далеко не новая, а запущенная форма театрального невроза - пошуметь по мотивам знаменитого произведения.
Один из самых блестящих и парадоксальных умов своего времени, вольнодумец и настоящий эстет, Оскар Уайльд видел смысл человеческой жизни лишь в искусстве. И грани между категорией этической и эстетической для него не существовало. Он считал подлинное искусство тем зеркалом, в котором полнее всего отражается человек с его страстями и пороками. Ну, как портрет Дориана Грея... Зеркало, которое Дориан скрывал ото всех, но в которое регулярно смотрелся.
Театр тоже всегда зеркало, иногда кривое. И в этом отношении постановку Александра Созонова можно воспринимать как своеобразное отражение современного театра. Со всеми его брендами, медийной суетой, «синдромом Дориана Грея», пыльной скукой, высокомерием, содержательной мизерностью, душевной ленью и хронической усталостью от самого себя. Я только не уверена, что ради такого отражения стоило беспокоить Оскара Уайльда, скончавшегося 113 лет назад.
Он умер от острого менингита в 46 лет под именем Себастьяна Мельмота в обшарпанной французской гостинице. Его последними словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».


Один из первых советских мультимиллионеров, а ныне специалист по кризисам Герман СТЕРЛИГОВ: «Чтобы возродить Киевскую Русь, нужно рожать, рожать и рожать! Запретить аборты, всякую отраву, всю эту современную медицину, пьяниц — в лес, наркоманы физическому уничтожению подлежат, смертная казнь должна быть предусмотрена и для наркобаронов, педерасты тоже смерти заслуживают. Следствие будет коротким, суд — скорым и справедливым!»
Александр МОРОЗ: «Нетерпимости Ющенко к Тимошенко, которая взаимной была, не вышиванка, не история и не коса причиной служили: только лишь газовая труба — кто будет к ней доступ иметь, и как бы противостояние Президента и премьера ни обставлялось, истина крылась в другом, абсолютно!»
Народная артистка Украины Раиса НЕДАШКОВСКАЯ: «С Иваном Миколайчуком я познала счастье и муку, ад и рай, я готова была забеременеть от его брата, только чтобы счастье Ивану дать, чтобы у него был ребенок»
И мальчики кровавые в трусах
Ирина Билык идет на войну
Дуэт «Свитязь» отмечает серебряную свадьбу
Лариса ДОЛИНА: «Больше всего в своей жизни жалею о том, что не стала оперной певицей»
Финляндия и Бангладеш в одном флаконе
Юрий СОЛОМИН: «Из своих интервью Дмитрий Гордон составляет огромный портрет эпохи, постепенно, по кусочкам, складывает мозаику, которая, вполне возможно, расскажет грядущим поколениям о нас, теперешних, гораздо больше, чем все учебники истории, вместе взятые»
Забудьте слово «смерть»!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги