Забудьте слово «смерть»!
«НЕЛЬЗЯ ПРИВЫКНУТЬ ТОЛЬКО К ДАРУ, КОГДА ОН ТАК ВЕЛИК, КАК ВАШ»
В основе фильма режиссера Владимира Николайца - одно из последних интервью Богдана Сильвестровича, воспоминания близких ему людей и знаменитых коллег: Ады Роговцевой, Олега Табакова, Армена Джигарханяна, Геннадия Хазанова, Константина Райкина, Кшиштофа Занусси, Даниэля Ольбрыхского, Сергея Гармаша, Ренаты Литвиновой.
Каждому, кто рассказывал о Ступке, давали полистать уникальную книгу - сборник гравюр известного украинского художника Сергея Якутовича, на которых актер изображен в разных образах. Эта «книга судьбы» существует лишь в одном экземпляре и бережно хранится в семье Богдана Сильвестровича. Родные и друзья обращаются к ней, как когда-то к нему самому, ласково называя Бодечкой...
«Мне повезло: однажды к нам приехал Театр имени Франко, и я попал на эти гастроли, - вспоминает Олег Табаков. - Давали «Украдене щастя», Ступка играл Миколу. И вы знаете, глядя на него, я понял: нет украинского драматического театра высшего, первого или второго сорта. Есть Талант, и этим все сказано. Помните, у Пастернака?
...Смягчается времен суровость,
Теряют новизну слова.
Талант - единственная новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш».
«В театре это был супертеатральный артист! - восхищается Геннадий Хазанов. - Но как только я смотрел на Ступку на экране, понимал: нет, он киноартист. Он по-другому там существовал, ощущал эту разницу!».
«Ваш театр пуст без вас, - грустно сказала Рената Литвинова, которой, по ее словам, до сих пор трудно поверить, что Ступки больше нет. - Пуст и заброшен...». А потом, верна себе, обернулась и, увидев, что театр не так уж пуст, в нем трудится уборщица, напустилась на нее: «Нет, ну это невыносимо! Можно не мыть?».
«БОГДАН СТУПКА - ЗАГАДКА! ДУМАЮ, НАМ НЕ ПОД СИЛУ ЕЕ РАЗГАДАТЬ...»
«Я видел многих великих актеров, - признавался Армен Джигарханян, - но в том или ином случае обычно понимал, откуда у таланта «ноги растут». А Богдан Ступка для меня загадка! Думаю, нам не под силу ее разгадать, а если попытаемся, это вызовет улыбку...».
Сам Богдан Сильвестрович считал, что его актерский дар вырос из детской фантазии, которая помогала ему отвлечься от ужасных воспоминаний Великой Отечественной войны, да и картин послевоенного времени, когда дети играли гильзами и снарядами: «Разбирали их, и если, не дай Бог, взрывалось в руке, то рука - в одну сторону, голова - в другую... Конечно, от этого нужно было куда-то бежать, что-то придумывать».
В то, что Ступка придумывал, он сам начинал верить. «Снимали мы в Югославии, в Черногории, - вспоминал Богдан Сильвестрович в интервью. - Юрий Герасимович Ильенко - режиссер, Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова... А там горы, серпантин... Было мне чуть за 30, сидел с краю - и посмотрел в пропасть. Такого нафантазировал! Что машина переворачивается, летит, я падаю, разбиваюсь - аж поплохело... Позеленел весь, млосно стало, говорю: «Остановите, нужно свежим воздухом подышать!». Все подумали, что, наверное, вчера напился, а мне стыдно было признаться, что я сам себе катастрофу придумал - и сам испугался».
В актерскую студию при Львовском театре имени Заньковецкой Ступка попал вопреки воле родителей: «По тем временам считалось, что закончить нужно торгово-экономический. Ну, или медицинский, но в медицинский тогда на «жигулях» или «москвиче» было не въехать - только на «волге». А в кино артист дебютировал довольно поздно - в 30 лет. В 71-м году, в картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной», где сыграл бунтаря Ореста, воина УПА, хотя был приглашен на другую роль, не главную.
«Потом я узнал, - признавался Богдан Сильвестрович, - что Иван Васильевич Миколайчук написал для себя замечательный сценарий и очень хотел Ореста сыграть, пробовался... Но утверждал ЦК. Там посмотрели и сказали: «Нет, он же Тараса Шевченко играл, а теперь предателем будет? Как можно? Пусть Ореста играет вон тот парень, с темными колючими глазами, а Миколайчук берет себе роль Петра, его брата, который за советскую власть...». Так вышло, будто я отнял у Ивана Васильевича роль, но вы бы видели, как он со мной работал! Отсматривал каждый кадр, подсказывал, помогал, опекал меня на съемках... А как-то вечером, после работы, когда мы отдыхали, всю судьбу мою рассказал, словно Нострадамус. И что популярным стану, и что в кино будут звать... Так и вышло. Вскоре я, как говорится, загремел на весь Союз и начал потихоньку сниматься. Ну а когда уже старым Пер Гюнтом стал, меня разглядели неплохие режиссеры...».
«НУ ВСЕ, Я ПОШЕЛ, У МЕНЯ СЕЙЧАС СЪЕМКА...»
Кадры из фильмов «Огнем и мечом», «Свои», «Тарас Бульба», «Дом» чередовались на экране и сопровождались остроумными комментариями Богдана Сильвестровича и душевными, трогательными - его супруги Ларисы Семеновны. «Вы знаете, - говорила она, - когда Бодечке в последний раз пришлось «скорую» вызвать, он все рассказывал врачам, как снимался у Бортко, махал саблей, разные курьезные случаи... Целый час их смешил! Разве могли мы подумать, что через неделю его не станет?».
Кольцо, подаренное мужем в день свадьбы, Лариса Ступка носит по сей день: «Вот оно, 20 рублей когда-то стоило. Одна девочка-журналистка спросила, есть ли у меня бриллианты. «Да, - говорю, - один, но большой. Это Богдан Сильвестрович». До сих пор кажется, что откроется дверь, войдет Бодечка и что-то скажет».
«Последнее время многим нашим знакомым снится один и тот же сон, - сказал на показе Остап Ступка, - наверное, это накануне дня рождения Богдана Сильвестровича. Совсем недавно коллега по театру рассказал мне: «Видел во сне твоего отца. «Передай, - говорит, - Остапу, что все свои дела здесь я уже завершил и перехожу в другое измерение». «А нам он не снится, - сетует Лариса Семеновна, - никому из семьи! Видимо, не хочет беспокоить».
Во время просмотра фильма зрители смеялись над шутками Богдана Сильвестровича, восхищались его откровенностью и самоиронией, аплодировали, шепотом обсуждали марку с его изображением, презентованную «Укрпочтой». А в конце, услышав из уст всенародно любимого актера фразу: «Ну все, я пошел, у меня сейчас съемка», еле сдерживали слезы...