В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Чтобы помнили

Забудьте слово «смерть»!

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 4 Сентября, 2013 00:00
В день рождения великого украинского артиста Богдана Ступки телеканал «Интер» показал посвященный ему документальный фильм
Анна ШЕСТАК
27 августа Богдану Сильвестровичу исполнилось бы 72 года. Говорят, он никогда не приглашал гостей специально, но они помнили об этом дне и приходили сами. Телеканал «Интер», снявший картину «Богдан Ступка. Забудьте слово «смерть», последовал его примеру: зрителей на просмотр не зазывали, просто сообщили, что прийти на показ может любой желающий. И в зале столичной «Кинопанорамы» яблоку было негде упасть! Люди стояли у стен, сидели друг у друга на руках, на полу - прямо перед экраном... Несмотря на то что в конце июля, в годовщину смерти Ступки, картина была в телевизионном эфире, тех, кому она интересна, оказалось столько, что создателям, похоже, придется еще не один показ организовывать...

«НЕЛЬЗЯ ПРИВЫКНУТЬ ТОЛЬКО К ДАРУ, КОГДА ОН ТАК ВЕЛИК, КАК ВАШ»

В основе фильма режиссера Владимира Николайца - одно из последних интервью Богдана Сильвестровича, воспоминания близких ему людей и знаменитых коллег: Ады Роговцевой, Олега Табакова, Армена Джигарханяна, Геннадия Хазанова, Константина Райкина, Кшиштофа Занусси, Даниэля Ольбрыхского, Сергея Гармаша, Ренаты Литвиновой.

Каждому, кто рассказывал о Ступке, давали полистать уникальную книгу - сборник гравюр известного украинского художника Сергея Якутовича, на которых актер изображен в разных образах. Эта «книга судьбы» существует лишь в одном экземпляре и бережно хранится в семье Богдана Сильвестровича. Родные и друзья обращаются к ней, как когда-то к нему самому, ласково называя Бодечкой...

«Мне повезло: однажды к нам приехал Театр имени Франко, и я попал на эти гастроли, - вспоминает Олег Табаков. - Давали «Украдене щастя», Ступка играл Миколу. И вы знаете, глядя на него, я понял: нет украинского драматического театра высшего, первого или второго сорта. Есть Талант, и этим все сказано. Помните, у Пастернака?

...Смягчается времен суровость,
Теряют новизну слова.
Талант - единственная новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш».

«В театре это был супертеатральный артист! - восхищается Геннадий Хазанов. - Но как только я смотрел на Ступку на экране, понимал: нет, он киноартист. Он по-другому там существовал, ощущал эту разницу!».

«Ваш театр пуст без вас, - грустно сказала Рената Литвинова, которой, по ее словам, до сих пор трудно поверить, что Ступки больше нет. - Пуст и заброшен...». А потом, верна себе, обернулась и, увидев, что театр не так уж пуст, в нем трудится уборщица, напустилась на нее: «Нет, ну это невыносимо! Можно не мыть?».

«БОГДАН СТУПКА - ЗАГАДКА! ДУМАЮ, НАМ НЕ ПОД СИЛУ ЕЕ РАЗГАДАТЬ...»

«Я видел многих великих актеров, - признавался Армен Джигарханян, - но в том или ином случае обычно понимал, откуда у таланта «ноги растут». А Богдан Ступка для меня загадка! Думаю, нам не под силу ее разгадать, а если попытаемся, это вызовет улыбку...».

Сам Богдан Сильвестрович считал, что его актерский дар вырос из детской фантазии, которая помогала ему отвлечься от ужасных воспоминаний Великой Отечественной войны, да и картин послевоенного времени, когда дети играли гильзами и снарядами: «Разбирали их, и если, не дай Бог, взрывалось в руке, то рука - в одну сторону, голова - в другую... Конечно, от этого нужно было куда-то бежать, что-то придумывать».

В то, что Ступка придумывал, он сам начинал верить. «Снимали мы в Югославии, в Черногории, - вспоминал Богдан Сильвестрович в интервью. - Юрий Герасимович Ильенко - режиссер, Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова... А там горы, серпантин... Было мне чуть за 30, сидел с краю - и посмотрел в пропасть. Такого нафантазировал! Что машина переворачивается, летит, я падаю, разбиваюсь - аж поплохело... Позеленел весь, млосно стало, говорю: «Остановите, нужно свежим воздухом подышать!». Все подумали, что, наверное, вчера напился, а мне стыдно было признаться, что я сам себе катастрофу придумал - и сам испугался».

В актерскую студию при Львовском театре имени Заньковецкой Ступка попал вопреки воле родителей: «По тем временам считалось, что закончить нужно торгово-экономический. Ну, или медицинский, но в медицинский тогда на «жигулях» или «москвиче» было не въехать - только на «волге». А в кино артист дебютировал довольно поздно - в 30 лет. В 71-м году, в картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной», где сыграл бунтаря Ореста, воина УПА, хотя был приглашен на другую роль, не главную.

«Потом я узнал, - признавался Богдан Сильвестрович, - что Иван Васильевич Миколайчук написал для себя замечательный сценарий и очень хотел Ореста сыграть, пробовался... Но утверждал ЦК. Там посмотрели и сказали: «Нет, он же Тараса Шевченко играл, а теперь предателем будет? Как можно? Пусть Ореста играет вон тот парень, с темными колючими глазами, а Миколайчук берет себе роль Петра, его брата, который за советскую власть...». Так вышло, будто я отнял у Ивана Васильевича роль, но вы бы видели, как он со мной работал! Отсматривал каждый кадр, подсказывал, помогал, опекал меня на съемках... А как-то вечером, после работы, когда мы отдыхали, всю судьбу мою рассказал, словно Нострадамус. И что популярным стану, и что в кино будут звать... Так и вышло. Вскоре я, как говорится, загремел на весь Союз и начал потихоньку сниматься. Ну а когда уже старым Пер Гюнтом стал, меня разглядели неплохие режиссеры...».

«НУ ВСЕ, Я ПОШЕЛ, У МЕНЯ СЕЙЧАС СЪЕМКА...»

Кадры из фильмов «Огнем и мечом», «Свои», «Тарас Бульба», «Дом» чередовались на экране и сопровождались остроумными комментариями Богдана Сильвестровича и душевными, трогательными - его супруги Ларисы Семеновны. «Вы знаете, - говорила она, - когда Бодечке в последний раз пришлось «скорую» вызвать, он все рассказывал врачам, как снимался у Бортко, махал саблей, разные курьезные случаи... Целый час их смешил! Разве могли мы подумать, что через неделю его не станет?».

Кольцо, подаренное мужем в день свадьбы, Лариса Ступка носит по сей день: «Вот оно, 20 рублей когда-то стоило. Одна девочка-журналистка спросила, есть ли у меня бриллианты. «Да, - говорю, - один, но большой. Это Богдан Сильвестрович». До сих пор кажется, что откроется дверь, войдет Бодечка и что-то скажет».

«Последнее время многим нашим знакомым снится один и тот же сон, - сказал на показе Остап Ступка, - наверное, это накануне дня рождения Богдана Сильвестровича. Совсем недавно коллега по театру рассказал мне: «Видел во сне твоего отца. «Передай, - говорит, - Остапу, что все свои дела здесь я уже завершил и перехожу в другое измерение». «А нам он не снится, - сетует Лариса Семеновна, - никому из семьи! Видимо, не хочет беспокоить».

Во время просмотра фильма зрители смеялись над шутками Богдана Сильвестровича, восхищались его откровенностью и самоиронией, аплодировали, шепотом обсуждали марку с его изображением, презентованную «Укрпочтой». А в конце, услышав из уст всенародно любимого актера фразу: «Ну все, я пошел, у меня сейчас съемка», еле сдерживали слезы...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось