Лариса ДОЛИНА: «Больше всего в своей жизни жалею о том, что не стала оперной певицей»
- Несколько дней назад я дебютировала на Бродвее в мюзикле «Чикаго», сыграв тюремную надзирательницу Маму Мортон. Это, заметьте, первый случай в истории, когда певицу из России приняли в американскую труппу всемирно известного мюзикла. Сказать, что я не волновалась, не могу, потому что и кастинг, и премьера спектакля для меня экзамены, которые я должна была сдать на отлично, раз уж вообще решилась сдавать.
Что помогло? Во-первых, наверное, все-таки опыт. Во-вторых, вера в себя и неубиваемый оптимизм, который все одесситы впитывают с молоком матери. Человека, родившегося и выросшего в Одессе, вы никогда не увидите плачущим, не услышите от него стенаний и нытья: даже если ему тяжело морально или физически, он смеется. Так и я. Я же ведь никогда не отрекалась от того, что я одесситка! Закалка и воспитание, полученные в родном городе, помогают мне всю жизнь стоять и не падать.
В-третьих, спасибо американцам: они меня очень поддержали, а в финале спектакля даже представили публике как «выдающуюся певицу и актрису из России». Вы знаете, это совершенно иной формации люди, они по-другому относятся к жизни, творчеству, работе. У них нет времени на зависть и интриги, они пашут! К каждому спектаклю относятся, как к первому и последнему, в сотый раз играют так, словно это премьера, в мыле за кулисы уходят!
В Америке артист, уважающий себя и публику, выкладывается на все сто процентов и знает: у него есть лишь одно занятие - играть. Всем остальным занимаются агенты, продюсер, режиссер... Отвлекаться на бытовуху, не спать ночами, переживать: «А доедет ли аппаратура? А какого она будет качества? А не опоздают ли гример, звукорежиссер, стилист и так далее?» - не надо, обо всем этом позаботились те люди, которые обязаны по долгу службы об этом заботиться.
Я очень люблю и Украину (досі пам'ятаю українську мову), и Россию. Но не знаю, как у вас, а у нас в России удачные шоу получаются, скорее, не благодаря чему-то, а вопреки всему. В Штатах же каждая постановка, будь то бродвейский мюзикл или сольная программа популярного исполнителя, - слаженный часовой механизм, все отточено до мелочей!
Многие, прочтя эти строки, скажут: «Вишь, у нас она вся в шоколаде, а мечтает за океаном прославиться!». Да, мечтаю, а что? Каждый известный артист тщеславен, и не нужно рассказывать мне, что это не так, я никогда не поверю: иначе он не был бы знаменит и вообще никуда бы не пробился. Я тоже и тщеславна, и честолюбива, и амбициозна. И потом, когда ты популярен в России, тебя знают только в России. Если же ты стал популярным в Америке, тебя знает весь мир.
Конечно, я здравомыслящий человек и далека от мысли, что вот приехала - стану новой Тиной Тернер. Если так рассуждать, не то что второй, 215-й Тернер не станешь: выскочишь, столкнешься с огромной многонациональной страной, где каких только певиц нет, сломаешьcя, и все. Но раз уж в огромной и тоже многонациональной стране под названием Советский Союз, а потом и в России нашлось для меня место под солнцем, моя ниша, которую я занимаю и никому не уступлю, кто знает, вдруг и на Бродвее найдется?
Кстати, в мюзикле «Чикаго» я вскоре буду петь и в Москве: репетиции уже начались, и, отработав в Нью-Йорке, я присоединюсь к труппе. Постановку делают американцы, а значит, каждый будет заниматься своим делом: артист - петь, режиссер - ставить, продюсер - решать материальные и технические вопросы. Не будет вот этих наших вредных привычек: опоздать, недоделать, недоговорить, урвать, от которых пора избавляться, если мы хотим, чтобы Америка и Европа нас зауважали.
Второй серьезный экзамен, который я недавно сдала, - шоу «Универсальный артист». Кто-то согласен с тем, что в нем победила Долина, кто-то нет, и это нормально, у каждого свои фавориты. Я сама не ожидала, что результат будет таким: в первом выпуске программы, если помните, заработала от судей всего один балл... А потом потихоньку стала подниматься в турнирной таблице.
Первый канал изначально звал меня в жюри. Отказалась. Сказала: «Или я там пою, или я туда не иду» - и попала в число конкурсантов вместе с такими молодыми ребятами, как Сережа Лазарев, Теона Дольникова, а также Сергеем Галаниным и Людой Сенчиной, у которых опыта исполнительского не меньше моего. Я шла не столько побеждать, сколько просто достойно выступить и проверить: а могу ли исполнять фольк, рок, хип-хоп? Как оказалось, да!
Дома или в машине я слушаю совершенно разную музыку, сейчас подсела на тяжелый рок, но не металл, а мелодичный: Deep Purple, Eagles... Обожаю классику - года полтора назад сходила на концерт Ани Нетребко и до сих пор храню о нем воспоминания. Да, кстати, знаете, о чем больше всего в своей жизни жалею? Что не поступила в консерваторию и не стала оперной певицей: могла это сделать, но поленилась. А выучилась бы - и, возможно, пела бы сейчас не на Бродвее, а в «Ла Скала». Хотя Бродвей не хуже, даже наоборот: оперная дива не исполнит партию в мюзикле, потому что ей прививали другое отношение к творчеству. Да и на эстраде классическим певцам некомфортно. Песня - драматический монолог, его нужно сыграть, а не просто исполнить по нотам.
И вторая вещь, о которой сильно сожалею, - то, что я недослушала и недосмотрела концерт Майкла Джексона в Москве. Тогда, помню, ему не повезло: стадион, сильнейший ливень, работать нельзя, выхода артиста публика ждала два с половиной часа... А мне улетать на свое выступление! Майкл вышел, спел одну песню - и я со слезами на глазах уехала в аэропорт.
Понимаю, что другого выхода не было, и меня ждала моя публика, но все-таки раз в жизни мне выпала возможность послушать великого человека - из тех, которые рождаются единожды в столетие, - и из-за каких-то нелепых случайностей не удалось...