Эпоха показухи
Там все почти как в жизни, почти всамделишнее, это одна из примет времени, отмахнувшегося от фантазеров. Если еще недавно гриновские девушки мечтали о корабле под алыми парусами, который привезет ослепительно-красивого жениха, пусть и неведомо чем занимающегося, а народным массам была выделена мечта о коммунизме - одна на всех, то теперь мы вошли в общественный строй, названия которому пока не придумано и в котором мечты вполне материальны.
«Мерседесов» с парусами не бывает, показуха вырастила новых героев. Поп-звезда может не иметь понятия о вокале, но она обязана маячить в поле зрения, жениться-разводиться почаще, есть целая сеть газет и журналов для воспевания такой жизни. Все это потребляется взахлеб - как говорят менеджеры, «народ хавает» с большим аппетитом именно подробности жизни, утрачивая таким образом интерес к самой жизни, реально пошевеливающейся вокруг.
Знай наших! Показуха, понты - слова эти вросли в современные словари равноправно с общеупотребительной лексикой. Одна за другой в последнее время рассыпались, обанкротившись, несколько футбольных команд, владельцы которых и не собирались популяризировать спорт. Тщеславие разнообразно, и люди, готовые покупать, сделавшие слово «шопинг» одним из важнейших, не всегда думают о реальной цене покупок, расходуя для показухи сколько угодно.
На 55-летии поп-звезды Мадонны фотографов и телеоператоров было, кажется, больше, чем гостей. Сколько все это стоило, не знаю, но определенно это были мелочи по сравнению с первой в истории спорта зимней Олимпиадой в субтропиках, в Сочи, которая поглотит лишь по официальным подсчетам около 10 процентов валютного резерва страны, то есть 50 миллиардов долларов, и ясное дело, по мере разворовывания суммы еще увеличатся. Иногда кажется, что и увеличивать некуда, - в футбольный чемпионат мира 2018 года намечено вложить около 130 миллиардов долларов, в 137 раз больше, чем было потрачено на прошлый, в ЮАР, помните - тот самый, с дудками-вувузелами на трибунах?
А ведь лет 300-400 назад, вплоть до появления элеваторов в 1870-х, у нас в стране, к примеру, хлебная торговля совершалась устно, даже без расписок, под рукопожатия. И действовала безупречно. Странно напоминать о временах, когда не понты с показухами, а моральные, религиозные стандарты контролировали процесс. Все знали, что обмануть можно только один раз, - о нечистоплотности одного из участников сделки все узнавали немедленно. Человек, сжульничавший единожды, лишал клиентуры и себя, и потомков на многие годы вперед. Это была тоже слава, кумир сегодняшних звезд-однодневок, но слава дурная, которую сегодня не всегда отличают от почетной. Еще в начале прошлого века бытовало понятие «нерукопожатные люди» - те, кому руки не подавали, могли «отказать от дома», и человек утрачивал право наносить даже самые простые визиты.
Что-то мы отвлеклись от исторического опыта, пройдя путь от запорожца, пропивавшего с друзьями последний шеляг, до вороватого министра-показушника. И слово «репутация», давно уже не самое частое в нашем лексиконе, как-то поблекло, ослабело. А зря...