Кино и цирк
Еще до отечественного проката первая полнометражная картина Слабошпицкого успела получить статус «самого страшного и необычного украинского кино», мощный международный резонанс, хорошую прессу и три награды в Каннах — приз «открытие», приз фонда Ган и Гран-при в рамках Недели кинокритиков. Известный американский режиссер, сценарист и продюсер Даррен Аронофски недавно заметил, что «Племя» навсегда изменило мир кино, который никогда уже не будет прежним.
Поскольку особыми успехами современный отечественный кинематограф не может похвастаться все 23 года своей независимости, логично предположить, что именно «Племя» имело смысл выдвигать от Украины на «Оскар» в специальной номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Собственно, многие так и предполагали, но 9 сентября выяснилось, что наш оскаровский комитет предполагает иначе. По решению комитета на соискание самой престижной кинонаграды выдвинута историческая драма Олеся Санина «Поводырь». В результате к мощному международному резонансу добавился внутренний скандал.
Выяснилось, что процедура выдвижения имела ряд существенных нарушений, команда Мирослава Слабошпицкого выразила недоверие оскаровскому комитету, глава комитета Олег Фиалко сложил с себя полномочия, а Олесь Санин вызвал Слабошпицкого на дуэль. Вернее, не его лично, а «Племя» — то есть предложил стреляться фильмами. Показывать «Племя» и «Поводыря» одновременно в больших залах по всей стране, устроить зрительское голосование, какое кино больше соберет голосов, то и отправится за «Оскаром». В общем, из всех искусств для нас важнейшими по-прежнему являются кино и цирк.
Кстати, насчет отправиться. Претендовать от какой-либо страны на «Оскар» еще не значит попасть в конкурс. А попасть в конкурс не значит войти в лонг-лист. А помимо лонг-листа, существует шорт-лист, и лишь потом может идти речь о победе в единственной заветной номинации. Вот такой вот тернистый путь к славе. Но, забегая вперед, замечу, что «Племя» — тот самый редкий, если не исключительный случай, когда Украина имела вполне реальный шанс. Более того — первый реальный шанс. Мог ли не понимать этого наш оскаровский комитет, который сейчас все претензии, заявления и факты, мягко говоря, не совсем демократической процедуры выдвижения перекрывает одним веским аргументом: «Племя» — не оскаровский формат? Расскажите об этом Даррену Аронофски.
К слову, Олесь Санин уже выдвигался на «Оскар» в 2003 году с фильмом «Мамай», но в конкурс не попал, зато получил за эту пейзажную киноленту Государственную премию имени Александра Довженко. Всего Санин как режиссер снял две картины, с «Поводырем» участвовал в нынешнем Одесском кинофестивале, но остался без награды. Теперь, видимо, то, что не подошло по формату для Одессы, должно вписаться в «Оскар».
«Формат», конечно, очень удобное понятие, снимающее все вопросы, попробуй тут поспорь. Попробуй найти подходящие слова, чтобы пробиться к сознанию части нашей кіноспільноти, считающей, что малоталантливая идеологическая агитка, создающая «позитивный образ Украины», в очередной раз прославит, а не опозорит страну. Хотя вроде бы совершенно очевидно, что до тех пор, пока на государственном уровне активно поддерживается все малоталантливое и мелкотравчатое, мы так и будем ходить по замкнутому кругу, имея триумфальный успех лишь у самих себя.
Искусство, безусловно, штука умозрительная, здесь сложно объяснить, что хорошо, а что намного хуже. Тем не менее мир на протяжении столетий с этой проблемой как-то справляется, поэтому Шекспир до сих пор актуален, а Демьян Бедный нет. Кроме того, так уж сложилось, что искусство отражает жизнь, особенно когда речь заходит об «историческом материале». Как в случае с «Поводырем», в сценарную основу которого положен трагический период советско-украинской истории 30-х, связанный с уничтожением кобзарей.
Я не большой историк, но откуда-то знаю, что в борьбе с «неисправимым националистическим элементом» в 30-е годы прошлого века принимали участие не только партийные лидеры и специальные органы, но и цвет украинской интеллигенции.
Помреш, як собака, як вигнаний зайда.
Догравай, юродивий, спотворену гру!
Вірую — не кобзою,
Вірую — не лірою,
Вірую полум’ям серця і гніва...
Время было настолько непростое, что поэт Микола Бажан, поднимавшийся с пятилетками, выравнивавшийся с генеральной линией партии и написавший обличительную поэму о «вонючих недоносках» «Слепцы», спать ложился в брюках, ожидая ареста. Дескать, если придут брать, чтобы не стоять в исподнем.
Почему же в фильме, заявленном как историческая драма, вся временная сложность не нашла никакого отражения? Есть плохие советские и хорошие украинские. Ужасные энкавэдисты и чудесные лірники. Палачи и жертвы. Черное и белое. Для чего вообще нужен тогда исторический опыт, если не пытаться его осмыслить? Ради какой высокой цели создаются вновь и вновь вульгарные мифы о недавнем прошлом, лишенные намека на достоверность?
На кого рассчитан этот романтический трэш, слепленный по худшим советским лекалам? На американских киноакадемиков?
«Поводырь» выходит в прокат в ноябре, «Племя» уже вышло, и его надо смотреть. Кино совершенно особенное, и прежде всего это касается того, КАК снято. Снято исключительно, и, пожалуй, больше, чем степень подлинности, поражает то, что подлинность в данном случае не завалила горизонт.
За все время с экрана не звучит ни слова, действие происходит в интернате для слабослышащих, они разговаривают жестами, но тебе все понятно, и с самого начала ты находишься внутри, а не снаружи. И темпоритм каждого из героев соответствует твоему внутреннему темпоритму, и когда в финале пацан поднимается по лестнице, чтобы положить свое племя, ты движешься вместе с ним.
Это вовсе не тот фильм, который, как у нас любят рассказывать, поднимает ряд насущных проблем, а фильм о том, что уже случилось. Случилось давно, с родителями воспитанников этого интерната, любого другого богоугодного заведения, с их учителями, учителями их учителей, их дедушками и бабушками, их прадедушками и прабабушками. Поэтому нынешнее племя вот такое. И во всем этом жутком, хтоническом, пещерном специнтернатном мире мир благополучный отражается, словно в кривом зеркале. Со всеми своими племенными раскладами. И каждый кадр там, как зеркало. Финал оглушительный, но это не конец. Конца нет. Предела нет. У дна нет дна. Падение бесконечно. Поэтому пацан пошел дальше. Поэтому хватит уже обольщаться, что режиссер открыл вам страшную правду о каких-то кошмарных детях и взрослых. На себя смотрите. И не отворачивайтесь.