Тайные миссии жулья
На днях к моей соседке зашли две приличные женщины, представившиеся сотрудницами социальных служб, даже предъявили какие-то «корочки» красного цвета и взяли у нее подписку о неразглашении государственной тайны, которую ей сейчас предстояло узнать. Тайна оказалась заграничной, тем не менее очень важной. Выяснилось, что готовится замена долларов на новые, а все прежние доллары будут обмениваться по какому-то ужасному курсу. Согласно тайному межправительственному соглашению, решено уважить пенсионеров, и только для них обмен будет производиться один к одному. Так что симпатичные женщины пришли с высокой миссией замены купюр на новые.
Выслушав эту убедительную секретную информацию, соседка слазила под простыни в спальне и выдала посетительницам свои «похоронные» зелененькие бумажки, которые она собирала мучительно и долго. Подлежащие секретной замене доллары были уложены в очень красивый конверт, соседке выдали расписку с большой синей печатью, и, понятное дело, больше она не увидела ни своих денег, ни посетительниц.
Когда я расспрашивал несчастную женщину о причинах ее доверчивости, она ссылалась на убедительный вид посетительниц с «красными корочками» и на сами «корочки», которые за свою долгую жизнь женщина никогда не ставила под сомнение. Это интересный психологический феномен: советская власть, дурившая граждан как угодно и по любому поводу, воспитала в них паническое почтение к своим представителям, и это отношение у многих перешло в послесоветские времена как часть общего отношения к власти.
Желающие воспользоваться такой ситуацией не переводятся, потому что народ наш сообразителен и в какой-то части жуликоват. Мне рассказали о человеке, уволенном из солидной фирмы за непорядочность. На прощание он сделал дубликаты ключей от комнаты, где велись на его бывшей службе переговоры с самыми важными клиентами. Во время, когда в фирме бывало безлюдно, - а он хорошо знал тамошние распорядки - жулик приглашал туда как бы на собеседование серьезных людей, и те таяли от солидности обстановки, отдавая жулику деньги за липовые контракты, внося авансы за приобретение элитных квартир и другие радости жизни. Обстановка на самых недоверчивых клиентов действовала именно своей официальностью, державностью, так сказать, в которой не положено сомневаться...
Мы еще только проходим университеты, в которых жители многих стран давно обучены. Любой американец знает, что если ему предлагают договор, по которому в течение года обещают процентов 30 прибыли, надо сразу же позвонить в полицию, потому что это жульническое предложение. У нас такие фокусы еще проходят. Проходит у нас и торговля поддельными лекарствами. Проходят проделки с мгновенным переименованием фирм. Вы, скажем, подписали договор с некоей «Альфой», а назавтра она уже называется «Бета» и ничего не знает про предшественницу. Самые современные методы принимаются жуликами на службу едва ли не раньше, чем их освоят официальные бюрократы. Сегодня электронная почта переполнена солидно составленными предложениями о немыслимо выгодном трудоустройстве, но только надо вначале внести приличную сумму «за оформление документов». Ну а дальше вам все ясно, надеюсь...
Период кризисов воспитывает не только солидарность и желание помочь ближнему. В это же время разгуливаются ублюдки, наживающиеся на людской беде. В это время любая несправедливость воспринимается острее и реакция на нее бывает самой злой.
Никогда нельзя разрешать несправедливостям разгуляться, а в трудные времена особенно. Чем более массовым станет такое знание, тем лучше.