Главный диктор советского телевидения, многолетний ведущий программы «Время» Игорь КИРИЛЛОВ: «Не было ли мне в душе за дряхлых Брежнева, Черненко и их соратников, за это лицемерие, за двойную мораль стыдно? Было... Стыдно... С содроганием похороны их вспоминаю — одни за другими...»
![]() |
| Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Думаете, человеку, возведенному в символы советской империи, не завидовали? Еще как! - но, возможно, не все завистники пожелали бы себе такой же судьбы, если бы знали его жизнь по другую сторону экрана: к примеру, Игоря Леонидовича очень любили женщины, но он никогда (об этом всем коллегам было известно) не изменял жене, с которой был запряжен в одну телевизионную упряжку, - она была звукорежиссером на телевидении. Что интересно, пропагандистская машина съедала человека практически целиком: однажды, придя домой, Ирина Всеволодовна протянула открывшей им двери матери свой пропуск в «Останкино» - до такой степени заработалась.
Можно себе только представить, как надоели стерильная речь и застегнутая на все пуговицы жизнь их сыну Всеволоду, во всяком случае, когда он женился на женщине намного старше себя, да еще с двумя детьми, родители этого поступка не приняли. После ссоры с отцом Всеволод много лет не общался, и исправить, увы, уже ничего нельзя - Кириллов-младший терпеть не мог размеренное обывательское существование, любил драйв, адреналин и умер, не дожив до 40 лет, в Африке, где с детства мечтал поселиться. Там, в Камеруне, у него было охотхозяйство, куда ездили состоятельные россияне за экзотическими трофеями: слонами, антилопами, буйволами, львами... Остались от Всеволода фотографии с охоты, от которых захватывает дух, и еще двое усыновленных и четверо родных детей мал мала меньше.
Недавний юбилей оказался для Игоря Леонидовича грустным: овдовев, он остался в своей 150-метровой квартире с видом на Кремль один (дочь Анна после окончания консерватории уехала работать в Германию и уже который год подряд общается с отцом только по скайпу), и тогда поступил не так, как должен, а как ему хотелось. Презрев условности, Кириллов пригласил к себе жить милую женщину, которую журналисты сразу же записали в его любовницы, а еще познакомился наконец-то с многочисленными внуками и теперь таким одиноким себя не чувствует.
![]() |
| С родителями Ириной Вениаминовной и Леонидом Михайловичем, 1946 год |
«Я БЫЛ МОЛОД, ГЛУП И, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, БЕЗДАРЕН»
- Добрый вечер, Игорь Леонидович, рад видеть вас в замечательной форме - сейчас ваш «фирменный» голос услышу и, не сомневаюсь, еще большее удовольствие получу...
- (Улыбается). Спасибо на добром слове.
- Народный артист Советского Союза, диктор номер один в СССР и главный голос Кремля - как с такими официальными и неофициальными, но однозначно пафосными титулами вы жили, вас они тяготили или, наоборот, воодушевляли?
- Вот насчет «голоса Кремля» я не согласен: наше поколение - во всяком случае, когда мы на Шаболовку, 37, пришли - считало (и до сих пор я так считаю!), что телевидение - искусство высоченное, сложнейшее, синтетическое, вобравшее в себя основные черты кино, театра, живописи, художественного чтения, если хотите, и, конечно, работали мы не для того, чтобы потребности наших партийных вождей удовлетворять, а для своего народа. У нас была огромная, многонациональная страна...
- ...250 миллионов, на минуточку...
![]() |
| Первые дни в эфире, сентябрь 1957 года |
- ...совершенно верно, и в ней также люди, не очень хорошо знающие русский язык, жили - особенно в Средней Азии, на Кавказе, где-то еще... Мы старались донести до них все лучшее из того, что могли показать: самые выдающиеся произведения искусства, литературы, театра, кино, поэтому работали не на Кремль - я не только о коллегах, но и о себе говорю: мнение это ошибочное.
- Вы, тем не менее, были символом советской эпохи, олицетворением официоза...
- Ну, может быть, но «лицом» руководство Гостелерадио меня сделало.
- Вы, если не ошибаюсь, на актерском факультете учились?
- Да, сначала во ВГИКе, а потом в Щепкинском училище - это альма-матер Малого театра, но хотел быть кинорежиссером, поэтому во ВГИК поступал на режиссерский. Был молод, глуп и, как мне кажется, бездарен...
- ...но зато чертовски красив, обаятелен...
- Да нет, не знаю... По малости лет - мне еще 18-ти не было - я, естественно, не прошел: Михаил Чиаурели, набиравший курс, сказал, что мне повзрослеть нужно, жизненный опыт приобрести, а уж потом... Это сейчас чем моложе, тем лучше, а тогда предпочитали людей, которые что-то на своем веку повидали, прошли войну, - во всяком случае, были намного старше, но меня на актерский факультет порекомендовали, и так как-то жизнь повернулась: Господь Бог, видимо, чтобы не делал глупостей, решил мне помочь и по такому направил пути.
![]() |
| Игорь Кириллов — студент Театрального училища имени Щепкина, 1953 год |
Во ВГИКе я год проучился, а затем по разным обстоятельствам в Щепкинское училище перешел, где моим наставником стал замечательнейший педагог, величайший дипломат, философ, режиссер и актер Константин Александрович Зубов. Сейчас о нем очень редко, к сожалению, вспоминают, но это действительно потрясающая личность была и изумительный художественный руководитель Малого театра - при нем никаких проблем там не было, хотя они, в общем-то, в любой труппе присутствуют.
- Диктором между тем вы стали осознанно или обстоятельства так сложились?
- Господь меня просто отвел: на телевидение я пришел, отработав два года в Театре драмы и комедии на Таганке, - он был у нас неплохой, но достаточно заурядный, еще без ажиотажа вокруг, до Любимова. Главных ролей мне там не давали - вот и решил все-таки режиссерские способности свои попробовать, которыми, как мне казалось в то время, обладал. Естественно, я был глуповат, - главному режиссеру Центральной студии телевидения Сергею Петровичу Алексееву сценарии свои показал, готовые разработки любимых произведений Чехова, Куприна, Мопассана, а он сказал: желание, мол, похвальное, но сначала все ступеньки надо пройти - помощником режиссера на подхвате побыть, ассистентом, а там и режиссером третьей, то есть низшей, категории - глядишь, лет через 25, если таланта хватит, и режиссером-постановщиком станешь.
Приняли меня в музыкальную редакцию помрежем, правда, проработал я там всего два с половиной месяца. В Москве состоялся как раз Международный фестиваль молодежи и студентов - вот и проходил там «обкатку», ну а осенью диктор-мужчина понадобился, потому что штатного еще не было.
Тогда для чтения «Последних известий» (их у нас ПИ называли) наших старших коллег с радио приглашали, но студия была бедная, выкраивать им гонорар было трудновато, вот и решили завести сваво, штатного - чтобы раз в месяц ему платить и на полную катушку использовать: каждый день без выходных и отпусков. Кстати, до меня диктором работал Андрюша Хлебников, но очень недолго он продержался...
- Мне рассказывали, что в прямом эфире он допустил оговорку: вместо «поколение юных ленинцев» «поколение юных ленивцев» сказал - в этом усмотрели политику и его в тот же день уволили...
- Я сейчас о другом: хочу подчеркнуть, что первым мужчиной-диктором не был, а дебют мой в эфире 27 сентября 57-го года состоялся - с тех пор 55 лет прошло, даже больше.
- Когда вы появлялись на телеэкране, особенно в программе «Время», женская половина СССР приходила в восторг - помню, моя бабушка твердила мне: «Посмотри, какой Кириллов красивый, - он на твоего погибшего дедушку так похож», но, говорят, сами вы смотреть на себя по телевизору не любили - это так?
![]() |
| «Нонна Викторовна Бодрова — моя любимая, хорошая, замечательная партнерша», 1977 год Фото «ИТАР-ТАСС» |
- Да я и сейчас не люблю, но приходилось. Нужно было просто просматривать записи, контролировать самого себя, когда видеомагнитофоны уже появились, а в то время ничего такого у нас не было, поэтому первые годы работы весьма сложными были, и я очень благодарен, во-первых, моей великой учительнице Ольге Сергеевне Высоцкой...
- Ну, это же корифей радио! - она ведь еще с Левитаном в годы войны сводки Совинформбюро читала...
- Практически это вторая моя мать, и, во-вторых, покойной жене Ирине Всеволодовне я признателен, которая была моим самым требовательным, самым, пожалуй, объективным и очень-очень-очень строгим критиком. Знакомы мы с детских лет были: на свет появились в одном роддоме, играли в одной песочнице, только в школах разных учились, потому что тогда были мужские и женские - поэтому она знала все мои небольшие плюсы и многочисленные минусы. Супруга весьма четко и ясно все мои недостатки с первых дней появления на экране формулировала - так дальше все и пошло.
«ДИКТОР - ЭТО ТОТ, КТО НА ВОКЗАЛАХ, В АЭРОПОРТАХ ОБЪЯВЛЯЕТ: «ПОЕЗД «МОСКВА - КИЕВ» ПРИБЫВАЕТ НА ВТОРОЙ ПУТЬ», - А НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ВСЕ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ»
- Этот вопрос я покойным Николаю Николаевичу Озерову и Котэ Махарадзе, с которым дружил, задавал, а теперь хочу вот спросить у вас: каково это - оставаться один на один (не в записи, а в прямом эфире!) с 250-миллионной страной, осознавать, сколько людей на вас сейчас смотрят и ждут ваших слов?
- Я вам секрет небольшой открою - чисто профессиональный, которым поделилась со мной, обучая дикторскому искусству, Ольга Сергеевна Высоцкая. Кстати, она ведь была первым диктором экспериментальных телепередач, которые вела в студии на Никольской улице еще в 1931-м, за год до моего рождения...
![]() |
| С Анной Шатиловой и Валентиной Леонтьевой в новогоднем «Голубом огоньке», 1974 год Фото «ИТАР-ТАСС» |
- ...ух!..
- ...поэтому телевидение очень любила (хотя в то же время патриотом радио оставалась, всю жизнь служила на нем). Как педагог, как человек, обладавший опытом и знаниями даже в области телевидения, она была абсолютно незаменима, и все, что знала, что могла, нашему первому поколению дикторов передавала. Мне она с самого начала сказала - это было в нашей профессии основным законом: «Когда ты приходишь в студию, вот уже свет поставлен, камеры заняли свое место, включен микрофон...». (Пауза).
Надо заметить, что тогда никакого микрофона перед тобой еще не было - на так называемом «журавле» работали, ручкой эту конструкцию в нужную сторону поворачивали... Кстати, и на «Голубых огоньках» то же самое было, так вот, по словам Ольги Сергеевны, когда ты свое место в студии занимаешь, во-первых, в этот момент перед эфиром нужно выбросить из своих мыслей слово «как» (как я сижу? как выгляжу? как причесан, как одет?), а во-вторых, главное в нашей профессии - искусство общения. Я не имею права повторять вслед за вами: 250 миллионов - ну как? Такое количество людей даже представить себе невозможно - что вы! - поэтому в собеседники нужно выбрать кого-нибудь одного. Я его не вижу, но ощущаю, чувствую - вот он сидит, стоит или полулежит, а может, куда-нибудь собирается: на кухню или с собачкой гулять - уже надевает ботинки, и мне надо его задержать, чтобы сообщить важные, серьезные новости.
Поэтому, когда я произносил: «Добрый вечер!» или «Здравствуйте!», адресовал эти слова конкретному человеку: им мог быть мой сосед по лестничной площадке или консьерж нашего дома - в зависимости от тематики. С ним должен был я общаться, ему печальные или радостные приносить вести, а результат? Ну, это уже не мое дело, но каждому (ну, пусть не каждому, но многим) казалось, что именно с ним я разговариваю.
- Вы сказали «радостные и печальные...», и я вспомнил почему-то, как в программе «Время» вы иногда, характерно наклонив голову, траурным голосом говорили: «От Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза...» - и оглашали очередной некролог...
![]() |
| Игорь Кириллов в эфире программы «Время», 80-е. «Весь интерес работы в информационных передачах состоял в том, чтобы этот казенный, чиновничий, кондовый язык перевести в литературный разговорный русский» |
- А что делать? - жизнь есть жизнь: ничего не попишешь. Первые годы на телевидении особенно хороши тем, что мы были молоды («Как молоды мы были!..») и воспринимали все очень чутко и ясно, впитывали глубоко то, чему наши старшие товарищи нас учили, а школа радио была для нас непререкаема. Там готовили не просто дикторов - вообще, это слово сейчас уже...
- ...разменяно...
- Да, вышло из употребления - теперь все, кто появляются на телеэкране, стали телеведущими. Ольга Сергеевна и сама считала, что диктор - название неудачное, которое нашу профессию не определяет. Оно разве что на вокзалах годится, в аэропортах, где объявляют: «Поезд «Москва - Киев» прибывает на второй путь», - а на телевидении все гораздо сложнее. Согласно толковому словарю, диктор - это лицо, читающее текст перед микрофоном, но лицо - что-то неопределенное, не женское и не мужское, без носа и без глаз, просто овал и волосы. Высоцкая предложила взамен слово «собеседник» - то есть личность, индивидуальность.
- Замечательно!
- Да, хотя, к сожалению, в словари оно так и не вошло.
- Настоящие актеры, даже хорошо зная текст и рисунок роли, перед выходом на сцену все равно нервничают, а вы, когда перед камерой в очередной раз садились, волновались?
- Всегда - с первого и до последнего дня.
- Внутри что-то дрожало, пульс повышался или какие-то другие появлялись симптомы?
![]() |
| С дикторами Центрального телевидения Светланой Жильцовой и Азой Лихитченко. «Попасть к нам никто не мог ни по блату, ни по знакомству — только по результатам жесточайшего конкурса» |
- Только до тех пор, пока не настраивался - до третьего звонка (обычно три звонка перед самым включением камеры давали): дзынь-дзынь-дзынь, и вот здесь уже все!
- Выработалось профессиональное умение собраться?
- Да, и я уже абсолютно забывал о себе: меня нет - есть лишь объект. Старшие товарищи (а это были, еще раз хочу подчеркнуть, не просто дикторы - мастера художественного чтения на радио) учили нас, как можно настроиться, снять волнение, отбросить все лишнее, что мешает. Ну, значит, слово «как» мы уже выбросили, а кроме того, теле- или радиоведущему надо всегда помнить о трех китах, на которых искусство вести беседу у микрофона стоит. Ты должен понимать, что говоришь, кому и зачем, ради чего - то есть чего хочешь этим добиться: это главные, так сказать, подтексты, определяющие твою оценку того, о чем ты рассказываешь.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТОВАРИЩИ ТЕЛЕВИЗОРЫ! - ВОСКЛИКНУЛ ЗНАМЕНИТЫЙ ПОЛЯРНИК ПАПАНИН И, ОБРАЩАЯСЬ УЖЕ К ГАГАРИНУ, ДОБАВИЛ В СЕРДЦАХ: «ТЬФУ, ЮРКА, ЗДОРОВО!»
- Ходили слухи, что чуть ли не перед каждым эфиром, чтобы снять стресс и не волноваться, вы немножко коньяка принимали, - было?
- Боже упаси! - никогда в жизни: это самое опасное, что может на телевидении быть, особенно в прежние годы. Когда на тебя в студии огромное количество света направлено, когда жара ну просто безумная, достаточно было 25-50 граммов коньяка или водки выпить, и...
- ...могло развести?
- Абсолютно, и я потрясающий вспоминаю случай. 14 апреля 1961 года, когда Юрия Алексеевича Гагарина мы встречали, у нас в телестудии незабываемый вечер прошел (к сожалению, записан он не был, потому что соответствующей техники мы не имели). Это что-то невероятное: прямой эфир, все живое, экспромтом - сценарий, конечно, был, но мы его не придерживались, да и какой может быть сценарий...
- ...если все в эйфории?
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Как-то за всей нашей суматохой Кирилл Лавров наблюдал, который в «Останкино» в каком-то фильме снимался. Сидел, смотрел, а потом заметил: «Знаешь, если бы мне за такую работу миллион предложили, я отказался бы...» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Открывал вечер Иван Дмитриевич Папанин, наш знаменитейший полярник, и один наш режиссер над ним жестоко подшутил... Когда Папанин в комнате приемов еще сидел, приглашения в студию ожидая, этот человек вбежал и «заботливо» его предупредил: «Иван Дмитриевич, обязательно всех поприветствуйте: «Здравствуйте, товарищи телезрители!», только: «Здравствуйте, товарищи телевизоры!» не скажите - ладно?».
- И полярник сказал «телевизоры»?
- Конечно! (Смеется). Но разве можно такие вещи делать? Это как в притче о Насреддине - когда уродливый и жадный ростовщик попросил Ходжу превратить его в красавца, он согласился, однако строго-настрого предупредил: «Только не думай о белой обезьяне». Естественно, чуда не произошло, но у хитреца было оправдание: дело в том, что человек, услышав такой запрет, избавиться от навязчивой мысли не может, она становится наваждением...
Получилось так, что Папанин не только воскликнул: «Здравствуйте, товарищи телевизоры!», но и добавил в сердцах: «Тьфу, Юрка, здорово!». Он был простой человек, из старых матросов, и нашел для Гагарина теплые, хорошие слова. С поздравлениями и подарками посланцы изо всех уголков Советского Союза приехали: из Средней Азии, из Прибалтики, - все хотели первого космонавта поприветствовать: ну как этим людям можно было отказать? Конечно, двери на Шаболовке были открыты, а праздник затянулся с семи вечера до часу ночи.
Наш великий тенор Иван Семенович Козловский и великий бас Максим Дормидонтович Михайлов должны были от имени артистов Большого театра Юрию Алексеевичу несколько прочувствованных слов адресовать, но перед этим в рюмочную в Столешниковом переулке зашли. «Ну что же мы? - видно, подумали. - Такой день надо отпраздновать». Немножечко выпили, легко закусили - там небольшие бутыльбродики продавали - и приехали, а потом в студии четыре с половиной часа под этим беспощадным светом ждали (искусство, как всегда, шло в конце), и когда мы уже дали им слово, вышли, покачиваясь, как моряки, которые с корабля спустились на берег. До микрофона дошли - там был, я вам уже рассказывал, «журавль» такой, - и мы замерли: это же финал, но они умнейшие люди и поняли, что в таком состоянии говорить не нужно, поэтому прекрасно исполнили дуэтом (напевает): «Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно...» (кстати, Юрий Алексеевич очень этот романс любил).
- На автопилоте выступили?
- Да, и так потрясающе спели, да еще и раскачиваясь, как моряки, что никто ничего даже не заподозрил, а бедный Михаил Иванович Царев, который приветствовал Юрия Алексеевича от ВТО, очень волновался, долго нужные слова подбирал, как-то растерялся безумно. Ситуацию осложнило то, что в кино он в основном таких героев играл, которые очень выпить любили, и все думали, что актер и в жизни такой, но Царев никогда не пил: максимально, что себе мог позволить, - рюмку наливочки перед обедом. В общем, с переживаниями просто не справился - очень эмоциональный был человек, вот и стал заикаться: тэ-тэ-тэ, и ему начали по телефону звонить: «Ах, Михаил Иванович, как вы могли?». Потом письма писали...
- ...дескать, как же вы так оконфузились?
- Незадолго до его смерти мы с ним вместе в больнице лежали - каждое утро он встречал меня где-нибудь в коридоре и говорил: «Игорь, ну как они могли подумать, что я..?». - «Михаил Иванович, - утешал я его, - сколько лет прошло: забудьте вы все это». - «Нет, никогда не забуду» - вот видите, какие в жизни бывают казусы и память какова человеческая.
«РАНЬШЕ НЕВООБРАЗИМЫЕ КОНКУРСЫ У НАС БЫЛИ: В 80-Е ГОДЫ, СЛУЧАЛОСЬ, ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИЛИ И ИЗ НИХ ДВУХ-ТРЕХ ВЫБИРАЛИ»
- На телевидении вы с 57-го года, а это правда, что однажды вам так и сказали: «Вы - динозавр телевидения»?
- И не говорите (смеется)...
- Древним ящером мезозойской эры себя ощущаете?
- Нет, и этому дяденьке-«палеонтологу» так ответил: «Динозавры же вымерли все, а я еще, как ни странно, жив», просто сейчас уже и страна другая, и телевидение, и профессия наша практически нивелировалась. Профессионалов на экране, увы, уже очень мало, что, буду откровенен, огорчает, иногда возмущает, а порой приводит в уныние. К сожалению, никакого значения этому не придают, я вам прямо скажу, а ведь раньше невообразимые конкурсы у нас были: в 80-е годы, случалось, полторы тысячи человек приходили и из них двух-трех выбирали.
Попасть к нам никто не мог ни по блату, ни по знакомству - только по результатам жесточайшего конкурса, состоящего из трех туров, даже четырех. Четвертый негласный был: когда кандидатов уже отобрали, мы председателю Гостелерадио их показывали, и он утверждал, а комиссия из всех главных редакторов и главных режиссеров 13 главных редакций Центрального телевидения состояла, каждый из которых в новых лицах нуждался. Они серьезно, ответственно и с большой личной заинтересованностью относились к этому и отбирали невероятно строго.
- Более 30 лет вы программу «Время» вели - самую статусную и самую пафосную в Советском Союзе, были ее лицом, ну а вам-то, человеку творческому, удовлетворение она приносила?
- Когда что-то мне хорошо удавалось. Вообще, дом наш военный, в нем генералы живут, которые о политике любят поговорить: и внутренней, и особенно внешней. Такие темы у военных были популярны всегда, так что обратную связь со зрителями я имел, а моим соседом по лестничной клетке маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий был...
- ...отец летчика-космонавта Светланы Савицкой...
- Да-да, у них на двоих четыре «Золотых Звезды» Героя Советского Союза. Замечательный был человек, простой - он слесаря никогда не вызывал, сам все делал: настоящий мужик, и вот как-то я встретил маршала, который, как обычно, вокруг дома прогуливался. «А «Правду» сегодня я не читал», - он меня огорошил. «Как это? Почему? Не может такого быть, Евгений Яковлевич, потому что не может быть никогда». Я знал, что главную газету он штудировал каждый день от первой до последней страницы, а Савицкий в ответ: «Вчера вы так хорошо разъяснили мне Постановление ЦК КПСС и Совета Министров, что газета уже не понадобилась». Знал бы он, чего стоило мне в этом документе, полном «воды», разобраться и выудить оттуда суть...
- Вы, наверное, все рекорды по количеству зубодробительных текстов, перечитанных за эти годы, побили, а когда очередной озвучивали официоз, в слова вдумывались?
- Ну, конечно. Беда наших коллег, которые выступают сейчас в информационных программах, в том, что им думать не надо - перед ними суфлер, подсказчик. Вы же эту технологию знаете?
- Разумеется...
- И зрители наши, наверное, уже знают, что все материалы перед глазами телеведущих идут, - тем только соревноваться остается, кто быстрее произнесет слова. Это нынче самое главное: быстро и громко, иногда даже режиссеры просят: «Давай побыстрее!», но разговаривать так нельзя. Русский язык вообще...
- ...спешки не терпит, правда?
- Он музыкальный. Украинский вот тоже, но русский еще и неторопливый, и мелодику языка, которая в украинской, в русской речи живет, терять нельзя, а сейчас в основном ведущие говорят не по-русски. Это по-французски, по-итальянски можно объясняться так темпераментно, скороговоркой. Чемпионы тут Иван Ургант, Тина Канделаки, но на первом месте, конечно, замечательный Андрюша Малахов, который произносит 100 слов в минуту...
- ...из них 90 бессмысленных...
- Да, но это неважно. Главное, что он со своей скороговоркой уже в Книге рекордов Гиннесса место себе застолбил, а у нас неукоснительное требование было: в минуту примерно 12-14 строчек произносить, не более.
«НИКАКОЙ ЦЕНЗУРЫ У НАС НЕ БЫЛО - ЭТО ВСЕ СКАЗКИ...»
- Я, если честно, очень канал «Ностальгия» люблю, а вы вот его смотрите?
- Да.
- Там в девять часов вечера по московскому времени ежедневно программа «Время» идет, и я с большим удовольствием возвращаюсь таким образом в свои детство и юность, но когда вслушиваться начинаю... «Боже, - думаю, - какие жуткие тексты вы произносили»...
- Вы знаете, весь интерес работы в информационных передачах состоял в том, чтобы этот казенный чиновничий...
- ...кондовый...
- ...ну да, это действительно был, извините за выражение, кондовый язык, так вот, главной задачей было перевести его в литературный разговорный русский...
- ...используя личное обаяние?
- Не знаю, что именно я использовал: наверное, все умение и ресурсы, которые дала мне природа, которые мать и отец, учителя мои заложили. Школа Малого театра, кстати, у нас была замечательная...
- ...на дореволюционных русских традициях основанная, на Островском...
- Понимаете, это настолько глубоко было заложено, что не только артисты - все коллеги мои, товарищи, которые со мной учились, разговаривают по-другому, их речь выделяется, ее сразу слышишь. Еще раз хочу подчеркнуть, что на телевидении мы к эталонному звучанию русского литературного разговорного языка стремились, и хотя, конечно же, этого не достигли, к тому приближались, и ярчайшим, идеальным примером, маяком, к которому нужно было тянуться, хотя это почти невозможно, я Ираклия Луарсабовича Андроникова считаю.
- Выдающийся, конечно, был человек!...
- Вот кто собственные произведения умел исполнять, как никто, потому что наши талантливые журналисты, хорошие репортеры слова, которые им нужно произнести в кадре, выучивают.
- Он же импровизировал...
- Отнюдь, но умел, свой же текст исполняя, в первозданное состояние его привести, вернуть настроение, в котором писал, что-то придумывал. Будучи грузином по отцу, Андроников так русский язык знал, как мало кто из русских, но он литературовед, пушкиновед...
- ...и лермонтовед...
- ...исследователь творчества гениев и народный артист Советского Союза в одном лице - это великая школа, но такому стилю можно было научиться.
- Говорят, когда он волновался, у него появлялся акцент...
- Нет, я такого не помню - при мне, во всяком случае, его никогда не чувствовалось.
- Мне со многими людьми, хорошо знавшими Брежнева, приходилось общаться, и все они в один голос говорят, что генсек замечательным был человеком, но в детстве, пионером, я какой-то испытывал стыд, когда программу «Время» смотрел и эту старческую немощь, эти награды видел, которые без конца Леониду Ильичу вручали, хотя он уже не мог их принимать, эти поцелуи с лидерами братских коммунистических партий... Вам как главному диктору Советского Союза не было в душе стыдно за дряхлых Брежнева, Черненко и их соратников, за это лицемерие, за двойную мораль?
- Было... (Пауза). Стыдно... С содроганием похороны вспоминаю - одни за другими: это вообще очень тяжелые были репортажи. Живой эфир, из Колонного зала Дома союзов до Мавзолея 32 минуты шествие идет: столько же текста нужно, а откуда его взять? - нигде ничего нет. Ну, биография там, некролог - вот и все.
Сидели, короче, четыре-пять комментаторов, я в их числе, и мучительно из себя какие-то фразы выдавливали, но я хочу сказать о другом. Очень большие надежды появились, когда первым лицом Михаил Горбачев стал - почти одногодок мой. Я говорил: «Он-то понимает, чем живет страна, что нужно делать, как менять», причем менять мягко, спокойно, плавно, и к этому люди были готовы, они совершенно искренне поддерживали его, понимаете? Увы, все уже в прошлом...
- От окостеневших стандартов в общении с людьми Михаил Сергеевич отказался - информационные службы это на себе ощутили?
- Ну, конечно. Помню, мы программу «Время» вели, которая в 17 часов выходила, - это третья «Орбита» (с помощью спутниковой системы «Орбита» специально для восточных территорий СССР четыре дубля Первой программы Центрального телевидения передавались, но с временным сдвигом плюс два, плюс четыре, плюс шесть и плюс восемь часов. - Д. Г.). Горбачев побывал, по-моему, в Челябинске на каком-то большом заводе, и тассовского текста у нас не было, то есть обычно ТАСС...
- ...официальную трактовку давал...
- ...и это для нас указ, так сказать, был, а тут мы, как акыны, - что видели, то и говорили. Из видеоматериала поняли, что Михаила Сергеевича у парадного входа на завод ждали, а он - Раиса Максимовна подсказала - совершенно с другой стороны пошел, где ни дорожек не было, ничего, и это потрясающе было, а как он с рабочим говорил, который там стоял! Все это прошло на третью «Орбиту» в эфире, а через четыре часа, когда мы на Москву выходили, ТАСС уже прислал обязательные для нас указания, что, как и в какой последовательности показывать.
- «ТАСС уполномочен заявить»...
- Не говорите! - и пришлось все, что записывали, перемонтировать... Это тоже достаточно тяжелая работа была, и вообще, я с благодарностью моих коллег вспоминаю, в программе «Время» работавших, и низко им кланяюсь. Это были люди невероятные, необыкновенные, талантливейшие - я говорю о редакторах прежде всего: на телевидении это всегда главная фигура была и, по моему мнению, такой должна оставаться. Никакой цензуры, замечу, у нас не было - это все сказки...
- ...ее внутренняя самоцензура заменяла?
- Понимаете, не о том же речь. Единственная цензура у нас была военная, чтобы в эфир государственная тайна какая-то не проскочила, - бывали ведь случаи, когда не мы, а газеты секреты выбалтывали...
«Я ТОЛЬКО КРИКНУТЬ УСПЕЛ: «ЛЕОНИД ИЛЬИЧ!» - НУ И ВЕЧЕРОМ В ПРОГРАММЕ «ВРЕМЯ» СВОЙ ЗАТЫЛОК УВИДЕЛ, УЖЕ ЛЫСЕЮЩИЙ»
- Интересно, а вы знали, что Леонид Ильич Брежнев, приезжая всегда домой к девяти вечера, садился перед телевизором и программу «Время» смотрел?
- Нет, и никогда об этом не думал.
- Кстати, лично вы с ним общались?
- Ни в коем случае, и хотя на всякие праздничные концерты в Кремле приглашали, всегда отказывался: мол, работа у меня в этот день важная. Почему? Искренне вам скажу: желания не было... Я ведь намыслил, нафантазировал себе наших руководителей такими, какими их действительно уважать нужно, как-то по-особенному к ним относиться.
- Не хотелось неизбежных при личной встрече разочарований испытывать?
- Не хотелось... Вот видите, я вам признался - не люблю об этом говорить, но на какие-то вещи закрывать глаза приходилось, заниматься самообманом.
Только один раз сглупил... В 1973 году Леонид Ильич возвращался из Америки после встречи с Никсоном через Париж, и там на аэродроме французский комментатор Леон Зитрон (он из Одессы был и по-русски говорил прекрасно) спокойно к Брежневу подошел - охрана не помешала. «Как дела, Леонид Ильич? - спросил. - Как жизнь?». Тот ему хорошо ответил, все получилось нормально, и я подумал: «А почему бы кому-то из наших ребят не взять у генерального такое же интервью по прилету в Москву, не поинтересоваться впечатлениями от поездки, от встречи на родной земле?». Поделился идеей с руководством, а мне в ответ: «Вот ты и поедешь». Я всячески отнекивался: мол, какое отношение к этому имею я? Пошлите Валю Зорина, нашего американиста, а они: «Нет, ты поедешь и вопросы задашь - мы все уже согласовали».
Приезжаю во Внуково, корреспонденты и фотографы хорошо, с пониманием ко мне отнеслись - освободили дорожку, и вот наготове стою, держу на шнуре микрофон - радиомикрофонов тогда же еще не было... Перед нами к самолету таким монолитом - между ними и щелочки не оставалось - встречающие члены и кандидаты в члены Политбюро прошествовали, и вдруг чувствую, что сзади в меня товарищ Курносов из Девятого управления вцепился, в ухо сопит: «Интервью не будет». - «Как? Согласовано же». - «Не будет!» - а из самолета Брежнев уже появился. Я попытался сделать футбольный финт, охранника по примеру обозревателя Юрия Валериановича Фокина бедром оттолкнуть (вот кто по этой части чудеса демонстрировал - несмотря на то что нога у него была очень больная), но Курносова можно было только КамАЗом сдвинуть... У него не руки, а клещи, он железной хваткой в меня вцепился (три недели синяки потом не сходили) и встал на шнур... Я только крикнуть успел: «Леонид Ильич!» - ну и вечером в программе «Время» свой затылок увидел, уже лысеющий.
Потом узнал, что во время перелета из Парижа в Москву Леонид Ильич пообедал и, видимо, немножко коньячку лишнего прихватил, расслабился, поэтому с борта дали команду, чтобы никаких интервью... Это была моя первая и последняя встреча с Брежневым.
- Когда к власти пришел Горбачев, оказалось, что даже внутри Политбюро могут быть два разных мнения - например, Лигачева и Яковлева: вам это помогало в работе или мешало?
- Самый тяжелый день у нас был четверг, когда Политбюро собиралось, - во-первых, сообщение об этом по факсу в последнюю минуту всегда приходило: страничка-полторы, иногда две, даже три бывало, а во-вторых, оно зачастую рукописными правками было исчеркано: с левой стороны их вносил Лигачев, а с правой - Яковлев, причем почерки у обоих, надо прямо сказать, были отличные: характеры, видно, твердые...
- ...нордические...
- Вот именно, поэтому свою линию они гнули решительно, но факс у нас не очень был современный, и чернила на нем выходили расплывчато. Надо было сверхзоркость и особую бдительность проявить, чтобы ни слова, ни буквы не упустить, и знаете, я нахально странички то так поворачивал, то этак - а что делать-то? Иногда бывало даже, что мы не с Политбюро начинали, потому что этот самый факс таким образом присылали, что правая половина странички была отпечатана, а левая пустовала. Я недоумевал: «Как же?». - «Ах! Ой!», срочно звонили в ТАСС, те присылали повторно... Смотрю: на этот раз левая сторона пропечатана, а правая пустая...
- ...кошмар!..
- ...поэтому приходилось мне две страницы встык складывать и читать. Вообще, тяжелые бывали моменты, но это не только меня касалось - всех моих коллег: они в таком же положении были, если в четверг работали.
«А В КИРГИЗАХ - 25-27»
- Случались у вас ситуации, когда во время прямого эфира программы «Время» приходилось молниеносное решение на ходу принимать и промедление было смерти подобно?
- Наверное... Помню, когда Абдель Фаттаху, одному из руководителей Йемена, Брежнев орден Дружбы народов вручал, Леонид Ильич с небольшой речью выступил, а тот - с ответным словом. Перед эфиром я заранее материал посмотрел с секундомером (он у меня всегда под рукой был - сначала спортивный, потом уже электронный) и знал, что сюжет идет, скажем, 3,58, значит, мне в 3,57 уложиться надо.
- Какой труд тяжелый!..
- Ну почему тяжелый? - этому можно всех научить, ничего сложного, и сейчас очень хорошо в этом смысле коллеги работают, но технология у них другая. У меня между тем все расписано, в том числе аплодисменты: одни на третьей минуте 22-й секунде, а вторые - на третьей минуте 55-й секунде. Мы только текст ждали - перевод с арабского, которого я, естественно, не учил, но время уже к девяти приближалось, а его нет.
- И вы свой текст придумали?
- Ну что вы, зачем? Слава Королев (главный выпускающий), белый от переживаний, постоянно звонил в ТАСС, литературного перевода требовал. Подстрочник потом нам прислали - если бы вы его сейчас прочитали, с вами, может, ничего бы и не случилось, но если бы я это в то время сделал, за мной могли приехать и сказать: или в сумасшедший дом, или в места не столь отдаленные! Абракадабра была полная, понимаете? - вот мы и настоящий литературный перевод просили, чтобы можно было произнести.
Уже говорил Брежнев, когда, наконец, текст пришел - мне сунули его, бросили, и я вроде вздохнул с облегчением, но потом гляжу - а там столько всего, особенно в финале... Фаттах по восточной традиции долго желал Леониду Ильичу, его супруге, детям и родственникам здоровья и процветания, благодарил родителей, бабушек-дедушек - в общем, в эфир пускать это было нельзя, и тут же, как вы говорите, мгновенно, приходит решение: мне нужно точно на третьей минуте 22-й секунде поймать момент...
- ...где аплодисменты были...
- Я текст пробегаю глазами: нашел! Читаю: «Большое влияние на йеменскую революцию Великая Октябрьская социалистическая революция оказала...». Аплодисменты! Фу-у-ух (выдыхает)! Теперь финал, но тут уже я успокоился совершенно, потому что знаю, что сказать в заключение: «Товарищ Абдель Фаттах пожелал советскому народу процветания и выразил надежду на дальнейшее укрепление нерушимой советско-йеменской дружбы». А! Аплодисменты (хлопает) - все в порядке!
Кстати, за всей нашей суматохой Кирилл Лавров наблюдал, который в «Останкино» в каком-то фильме снимался - мы в одном коридоре были! У него выдалась пауза, и он на выпуск программы «Время» ко мне заглянул - сидел, смотрел, а потом заметил: «Знаешь, если бы мне за такую работу миллион предложили, я отказался бы». - «А что такого?» - спросил я. Он: «Там текста же не было». Я плечами пожал: «Был! - я сам его редактировал, - и, чтобы сменить тему, предложил: - Пошли в буфет, я нашими пирожными тебя угощу».
- В студию вы никогда не опаздывали?
- Нет, и даже если что-то готово не было, договаривались с редакторами, что пойду в студию и там подожду, когда страничку с сообщением мне принесут. Так случилось, например, 1 сентября 83-го, когда южнокорейский «боинг» был сбит.
Мне дали текст - нормальный вариант, и главное - там правда была, которая лишь через 20 с чем-то лет полностью стала известна. Я уже приготовился к эфиру, и в последний момент - уже звонки в студии, уже шапка, которой начинается программа, идет! - совершенно бледный Виталик Мирошников вбежал (он главным выпускающим был) и дал мне такой знак (руки накрест на груди и отмашка). Я сразу сообщение отложил, мне новый текст принесли, я в него заглянул - ну что успел за несколько секунд? - а там смысл обратный тому, что в первом был сообщении. Страшное дело, но... перестроился.
- Смешные ситуации, которые сегодня с улыбкой вы вспоминаете, бывали?
- Конечно - особенно с прогнозом погоды связанные. Раньше его на два голоса читали, помните? (Напевает мелодию): трам-пам-пам, тарам-пам-пам...
- «По сведениям Гидрометцентра СССР, в Нечерноземье сухо, столько-то градусов тепла...
- ...в Казахстане - столько-то», и вот собирался я в отпуск... Когда эта музыка заиграла, подумал, что все уже позади, все сделал, и это большая ошибка была - расслабляться до тех пор нельзя, пока эфир не закончится. И вот моя партнерша говорит: «В Прибалтике, на-на-на...», я продолжаю: «А в Киргизах - 25-27». Ох, что я сказал! Расстроился, конечно: теперь, думаю, весь отпуск испорчен - буду оплошность свою вспоминать, а партнерша моя стала смеяться, и такой на нее нашел смех, что не могла остановиться. «В Средней А-а-азии а-а-а...». Я ей даю знак: мол, не надо, сам дочитаю, только не смейся, почти рот ей закрывал, но она нет! - такая была, знаете ли, до текста жадная.
- Кто это был?
- Нонна Викторовна Бодрова - моя любимая, хорошая, замечательная партнерша. Кое-как мы дочитали, уже программа закончилась, а она все продолжала смеяться, и Николай Николаевич Озеров, который в тот день с нами работал, даже стакан воды взял и ф-у-у - на нее брызнул: только таким образом успокоил.
«ИЗ АКАДЕМИИ НАУК НАПИСАЛИ: «ТОВАРИЩ КИРИЛЛОВ, ПОЗДРАВЛЯЕМ С ОТКРЫТИЕМ НОВОГО ЭЛЕМЕНТА В ТАБЛИЦЕ МЕНДЕЛЕЕВА»
- Учитывая живую речь, и вам можно было сказать все, что угодно, - какие-то слова вне вашего желания иной раз проскакивали?
- Ну, однажды то проскочило, что было в тексте. Я формалист - что написано, то и читаю, и вот под Новый год страна рапортует: то досрочно, это досрочно... Очередное сообщение: досрочно запущена домна и выпущены первые тонны ферросицилия (надо «ферросилиция». - Д. Г.), и так: бу-бу-бу, бу-бу-бу! - но все на подъеме: все-таки впереди праздник (а у меня он двойной, потому что совпал с днем рождения тещи), к тому же мы надежды всегда с ним связываем - до сих пор, по-моему, это всем людям нормальным свойственно...
Я с большим удовольствием и энтузиазмом то, что было написано, прочитал, а недели через две или даже три - на телевидение продолжали идти письма, поздравления с Новым годом - вдруг адрес отправителя вижу: Академия наук СССР...
- Ферросицилий?
- «Товарищ Кириллов, поздравляем с открытием нового элемента в таблице Менделеева - ферросицилия: желаем вам в наступившем году открыть еще один - ферросардиний».
- С юмором академики оказались...
- (Смеется). Это молодые были ребята и хорошо сострили. Случались, конечно, и какие-то оговорки, описки - иногда приходилось даже тассовский текст исправлять, настолько не по-русски фразы были построены. У меня ведь отец работал редактором, всю жизнь был фанатом русского языка и с детства меня приучил: нужно внятно выражать свои мысли, а бабушка из Замоскворечья, как выяснилось потом (шепотом), дворянского происхождения, что тщательно в те годы скрывалось.
- Ну, лицо-то не скроешь...
- Говорила она, как старые артистки Малого театра, - у нее очень четкое замоскворецкое произношение было. В общем, грамоте у нас в семье большое значение придавали, а тут иногда фразу про себя раз читаешь, другой, и только на третий смысл понимаешь, но ведь в любой информации, независимо от того, большая она или маленькая, выделить нужно главное...
- ...и сделать на этом акцент...
- ...замедлить речь - элементарно. Ну а если что-нибудь случится? Если ураган? Если ветер подует: ф-у-у! - и у тебя листы улетят? Ты же должен знать все, должен пересказать, и у меня так бывало...
- ...что листы улетали?
- Нет, за 10 минут до эфира, когда я у зеркала пудрился, приходил редактор, говорил: «Я только посмотрю, все ли на месте, проверю текст», - а потом, уже в студии, я обнаруживал, что нескольких страниц не хватает, и приходилось воспроизводить все по памяти.
Это уже покойный, к сожалению, Толя Овсянников был - человек очень талантливый, потрясающий, замечательный: он 35 языков знал и в Японии потом корреспондентом работал...
- ...вот это уровень!..
- Затем он политобозревателем стал и, когда мы с Красной площади репортажи вели, спокойно и корейцев переводил, и японцев... О европейцах уже не говорю: он и французский знал, и немецкий...
- ...и киргизов переводил тоже?
- Ну, их не надо было (смеется) - они прекрасно говорили по-русски.
Еще на Шаболовке иногда - в момент эфира! - у меня интуиция просыпалась: вот так нужно построить здесь предложение, и я - нет чтобы с редактором посоветоваться - на свой страх и риск эту главную, основную, очень важную фразу в сообщении корректировал. Признаюсь: после этого осадок у меня оставался, какое-то беспокойство грызло, - может, думал, неправильно сделал? - но никто ничего не сказал, все вроде прошло нормально. На следующий день «Правду» смотрю - а там сообщение в моей редакции опубликовано, но это всего один или два раза было (смеется).
- Главное - авторитет!..
- Дело в том, что в ТАСС люди сидели, еще в 40-50-е годы воспитанные, а то и в довоенные...
- ...а при Сталине слово вправо, слово влево - расстрел!
- Сами понимаете, это был очень тяжелый период в жизни страны и особенно работников средств массовой информации.
Киев - Москва - Киев










Владимир ЛИТВИН: «Предают только близкие — те, кто стоят во втором ряду, и не случайно говорят, что если долго в спину кому-то смотреть, возникнет желание всадить в нее нож»
Главный диктор советского телевидения, многолетний ведущий программы «Время» Игорь КИРИЛЛОВ: «Не было ли мне в душе за дряхлых Брежнева, Черненко и их соратников, за это лицемерие, за двойную мораль стыдно? Было... Стыдно... С содроганием похороны их вспоминаю — одни за другими...»
Олег Скрипка был чемпионом по употреблению пива
Ольга ЧУБАРЕВА: «Меня просто потрясло, когда женщины бросались целовать мне руки»
Формы существования белковых тел
В чем сила, брат?
Судья международной категории Вадим ЖУК: «Когда договорные матчи играют, об этом даже в команде знают два-три человека. Судей в известность точно не ставят, так что я могу лишь о чем-то догадываться»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги