Сначала Ольга АРОСЕВА притягивала к себе мужчин, а потом их губила. Ее сильного характера не выдерживал никто: почти все ее мужья и любовники спивались, а потом умирали
Судьба начала испытывать Олю Аросеву с пяти лет, именно столько было девочке, когда ее мать, польская дворянка и выпускница института благородных девиц Ольга Гоппен, бросила мужа, видного партийного деятеля и дипломата Александра Аросева, и уехала с любовником за границу. Спустя семь лет Аросева репрессировали, и Оля вместе с сестрами Леной и Наташей снова оказалась у матери.
В промежутке между этими двумя событиями была жизнь в Европе (там служил отец) и первые цветы, которые девятилетней девочке подарил Иосиф Сталин.
Впоследствии, когда арестовали отца, Оля написала письмо вождю, в котором уверяла, что ее любимый папа ни в чем не виновен. Никто не ожидал ответа, но он пришел — «отец народов» обещал, что дело Аросева будет пересмотрено, но вынесенный вскоре приговор — «10 лет без права переписки» — не оставил семье никакой надежды. Наташа под угрозой исключения из школы и комсомола со слезами на глазах отреклась от отца как от предателя Родины, а Оля, которая уже тогда начала проявлять свой знаменитый характер, не стала этого делать. Из школы ее не исключили, но в комсомол так и не приняли.
Всю жизнь, за исключением нескольких лет, проведенных в Петербурге, Аросева проработала в Московском театре сатиры, которому была верна и в счастливые, и в горькие времена. Последних было больше, но все искупала популярность, которой пользовалась Ольга Александровна у зрителей: советские колхозники в письмах рассказывали, что, послушав ее голос, куры несут золотые яйца, а мужчины готовы залезть на дерево высотой в пятиэтажный дом, чтобы хоть одним глазком взглянуть на любимую актрису. Правда, кинематографические власти не разделяли народного обожания — на звание заслуженной артистки Ольга Аросева была выдвинута в 25 лет, а получила его только в 50.
Взрослые любили ее за роли в фильмах «Девушка без адреса», «Берегись автомобиля!», «Интервенция», «Трембита», «Старики-разбойники», «Шельменко-денщик», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Сваты», дети — за замечательных мультяшных персонажей: Бабу-Ягу («Баба-Яга против!»), госпожу Беладонну («Приключения поросенка Фунтика»), Стеллу («Волшебник изумрудного города»), Слониху («Котенок с улицы Лизюкова»). Но, несмотря на множество работ в театре и кино, для зрителей главной ролью Аросевой была и остается пани Моника из «Кабачка «13 стульев», которую актриса играла на протяжении полутора десятков лет.
Только официально Ольга Александровна была замужем четыре раза, и это не считая многочисленных романов и так называемых гражданских браков, тем не менее в автобиографической книге она написала, что всю жизнь прожила одна. Одинокой она себя никогда не чувствовала — многочисленные поклонники считали Ольгу Александровну близким человеком, почти родственницей, а некоторые и вовсе называли ее мамой.
Последние годы Аросева тяжело болела. По словам директора Театра сатиры Мамеда Агаева, даже за три часа до смерти Ольга Александровна думала и говорила только о том, как, выздоровев, вернется на сцену.
АКТРИСА ЗОЯ ЗЕЛИНСКАЯ: «АРОСЕВА УСТРОИЛА В ТЕАТРЕ НАСТОЯЩИЙ БУНТ — УГОВОРИЛА ЕВГЕНИЯ ВЕСНИКА СМЕСТИТЬ ПЛУЧЕКА С ПОСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Актриса Театра сатиры, она же пани Тереза из «Кабачка «13 стульев», была коллегой Ольги Александровны по этому популярному телевизионному проекту.
![]() |
| Три сестры — Наталья, Ольга и Елена Аросевы, середина 30-х годов |
— Ольга была незаурядной личностью, — вспоминает Зоя Николаевна, — и судьба у нее складывалась непросто. Чтобы выжить, она научилась выстраивать любые жизненные ситуации для себя, а точнее говоря, под себя. Если у нее что-то не получалось, Оля, как сейчас говорят, включала голову и превращала поражения в победы — согласитесь, это редкое умение.
![]() |
| Ольга Аросева в спектакле Театра сатиры «Домик» по Валентину Катаеву, 1953 год |
Вот вам яркий пример: обладая мощными, но своеобразными актерскими способностями, Аросева не успела окончить театральное училище — после второго курса по документам своей сестры она поступила на работу в Ленинградский театр комедии, которым руководил Николай Акимов. Но за плечами у Оли было цирковое училище, из которого ее отчислили, зато в нем она научилась вещам, которые, за неимением у нее актерской школы, часто помогали ей в работе.
Аросева умела очень ловко падать на сцене. Во время спектакля «Самоубийца», в котором она играла Серафиму Ильиничну, я часто приходила за кулисы и с восторгом смотрела, как Оля, при ее немалом весе и солидном возрасте, мгновенно падала на спину. Да и в фильме Геннадия Полоки «Интервенция» ее героиня мадам Ксидиас в своих безумных, не подходящих к ситуации нарядах, очень похожа на цирковой персонаж. Она была не столько драматической актрисой, сколько клоунессой.
Я пришла в театр после окончания ГИТИСа, где у меня были очень хорошие педагоги, поэтому меня удивляло то, как Аросева работала над ролью — как над эстрадной репризой. Ни о какой системе Станиславского, подразумевающей контакт и общение с партнерами, речи не шло.
Помню, однажды спросила: «Оль, а как ты над ролью работаешь?», и она ответила: «Очень просто — я все распределяю: тут у меня будет смех — я сразу же ставлю галочку, а тут — аплодисменты». Эти две эмоции Аросева должна была из зрителей выжать, хоть умри! Такой была ее собственная театральная система, и она пошла с ней по жизни от начала и до конца. Наверное, поэтому органичной Оля выглядела только в комедиях, в «Кабачке «13 стульев», который дал ей возможность проявить эти качества, а в спектакле по психологической пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» Аросева такого успеха не имела.
— В эту популярную телепрограмму Ольга Аросева попала не без вашей помощи?
— У «Кабачка» очень интересная история, и Ольга Александровна, как и я с мужем, режиссером Театра сатиры Георгием Зелинским, стояла у самых его истоков. Все
![]() |
| Зоя Зелинская: «Ольга была незаурядной личностью, и судьба у нее складывалась непросто» |
началось с того, что Георгию Васильевичу предложили сделать передачу для телевидения, состоящую из разрозненных юмористических сценок. Он отнесся к этой идее с прохладцей, но я сразу подумала, что может получиться что-то интересное. Сначала уговаривала его одна, потом подключила Аросеву — она умела убеждать людей. Решающим доводом оказалась моя уверенность в том, что программа имеет шанс стать долгоиграющей, как сериал, хотя в то время это слово мы еще не употребляли.
Поначалу у героини Аросевой даже имени не было — из-за роли, которую она играла в своей первой интермедии, ее называли просто «женщина с сумкой». Моя героиня пани Тереза была «певицей», а безымянный персонаж Спартака Мишулина, которого Зелинский очень любил, а потому занимал во всех своих спектаклях, за специальным экраном показывал смешную пантомиму — получался своеобразный Театр теней.
Потом у нас появились авторы — Анатолий Корешков и Рустем Губайдулин, которые читали польские, югославские и чешские юмористические журналы, черпали оттуда идеи и писали миниатюры. Так появились все наши паны и пани, в том числе и Моника — недалекая, но обаятельная женщина в шляпке, которую много лет с успехом играла Аросева и была великолепна в этом образе!
— Тогда вы с Ольгой Александровной еще дружили...
— Сошлись мы с ней не сразу. Когда я только пришла в театр, меня назначили на главную роль в спектакль по пьесе Бориса Барнета «Приезд Василия Ивановича», над которой уже работала Ольга Александровна. Ее это сразу насторожило и настроило против меня — очевидно, она подумала, что я буду ее подсиживать. Ситуация сложилась напряженная, хотя я не понимала, в чем дело, и очень из-за этого переживала. И только когда мы с ней вместе начали репетировать спектакль «Обыкновенное чудо», который ставил Эраст Павлович Гарин, ее отношение ко мне постепенно стало меняться — мы много общались, мне даже показалось, что у нас с ней немало общего. Со временем выяснилось, что это не так.
У Оли был очень сложный характер, не все могли его выдержать. В «Кабачке» она, например, требовала для себя самые лучшие и продолжительные миниатюры, поскольку стремилась как можно больше времени проводить на экране: в одном выпуске хотела выступать в середине, в другом — в финале. При этом командовала всеми — и мной, и другими актерами, и даже моим мужем. Впрочем, ее можно было понять — в то время Аросева в театре не играла вообще, только числилась в штате, в кино же у нее были в основном эпизоды — неудивительно, что она бросила все свои силы на «Кабачок» и упорно тянула одеяло на себя.
«ОЛЯ ЛЮБИЛА ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИНТРИГИ И БЫЛА В НИХ БОЛЬШОЙ МАСТЕРИЦЕЙ»
![]() |
| В роли пани Моники с Андреем Мироновым в популярной советской юмористической передаче «Кабачок «13 стульев» |
— В результате ее пани Моника стала едва ли не самым популярным персонажем...
— Весь театр это не только видел, но и чувствовал: если в коридоре, где расположены гримерки, пахло едой, значит, почитатели Олиного таланта опять ей что-то принесли. Чего ей только не тащили — от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки! И все это большой компанией съедалось прямо в гримерке. Тем, кто гримировался рядом, это не всегда было приятно, но Оля всегда делала то, что хотела.
Люди воспринимали Аросеву не как какую-то небожительницу, а как свою, родную и близкую, как соседку по лестничной площадке или женщину из соседнего двора. По большому счету, Ольга была истинно народной артисткой, к тому же обладала уникальным чувством юмора, придумывала замечательные шутки, которые зачастую уходили в народ.
К сожалению, этим своим даром Оля часто пользовалась во вред другим людям — могла, например, безжалостно высмеять своего коллегу-актера перед художественным руководителем театра или режиссером фильма, да так, что это стоило бедняге роли, а то и карьеры.
— Как случилось, что такая колоритная актриса не была занята в репертуаре?
— Оля, чего уж тут греха таить, любила театральные интриги и была в них большой мастерицей, а вот наш
![]() |
| С Борисом Рунге (паном Профессором) в «Кабачке «13 стульев» |
главный режиссер Валентин Николаевич Плучек терпеть этого не мог (он считал, что самое главное в театре — хорошая моральная атмосфера, без нее ничего не будет), поэтому за «плохое поведение» отстранил Аросеву от спектаклей на целых 10 лет.
О том, что действительно между ними произошло, я узнала только год назад, до этого довольствовалась версией Оли — она уверяла, что ссора случилась из-за денег. Якобы Юлий Райзман не хотел брать ее в свой фильм, который он снимал по шедшей в нашем театре пьесе о колхозе, а Плучек его уговорил. Но когда речь зашла о гонораре, который она должна была получить за картину, они с Райзманом не сошлись в цене, Аросева отказалась сниматься, а Плучек ей этого не простил — ему ведь пришлось буквально унижаться перед Райзманом.
На самом деле, Ольга Александровна устроила в театре настоящий бунт — уговорила Евгения Весника, который тогда работал у нас, сместить Плучека с поста художественного руководителя. Переговоры велись, когда театр был на гастролях в Саратове, в номере Аросевой, находившемся под номером, в котором жил Плучек с женой. Поскольку разговаривали ночью, Валентин Николаевич все слышал, и когда Весник начал выступать на сборе труппы, разразился грандиозный скандал. От Оли тогда отвернулись абсолютно все — с ней никто не здоровался и не разговаривал. Она хотела перейти на работу в другой театр, но, памятуя о ее характере, ее никуда не взяли. Помню, особенно она просилась в Театр на Малой Бронной, где тогда репетировали пьесу «Золотая карета», но ей отказали.
— Ольгу Александровну в театре не любили?
![]() |
| С Владимиром Высоцким в фильме Геннадия Полоки «Интервенция», 1968 год |
— Как вам сказать... На мой взгляд, актерская профессия обязывает к тактичному, интеллигентному поведению. Все эти люди — костюмеры, гримеры, реквизиторы — и так отдают нам свое внимание, свои силы, не получая ничего взамен: их имена не пишут в театральных программках и титрах фильмов, а зарплаты у них чисто символические, так хотя бы уважения за свой труд они заслуживают! А Оля и в этом отношении была человеком непростым, могла ни за что ни про что накричать на гримершу или костюмершу, в сердцах бросить расческу или платье.
Больше всего из-за всей этой ситуации с Олиным бунтом пострадали я и мой муж. Зелинскому, который отказался вывести Аросеву из спектакля «Дом, где разбиваются сердца», сказав Плучеку: «Я не буду этого делать, это же ее последняя роль!», пришлось уйти из театра.
Плучек заявил, что Георгий Васильевич его предал, муж из-за этого ужасно переживал. Меня же лишили двух ролей, которые могли бы в корне изменить мою творческую судьбу, — графини Розины в «Женитьбе Фигаро» и Анны Андреевны в «Ревизоре». Их тексты, подписанные Плучеком, хранятся у меня до сих пор. Но я не могла поступить иначе — считала, что справедливость нужно отстаивать. Пошла к Валентину Николаевичу и возмутилась: «Что вы делаете — зачем боретесь с артисткой, для которой работа — весь смысл жизни?! Если вы лишите ее ролей, она зачахнет».
Сейчас понимаю, что в театре справедливости нет и быть не может, но так уж я была воспитана. Дело в том, что я выросла в семье циркачей, моими родственниками
![]() |
| С четвертым мужем актером Владимиром Сошальским — через год Сошальский, имевший репутацию сердцееда, ушел к приме БДТ Нине Ольхиной. Аросева была четырежды замужем, своего единственного ребенка потеряла в 1953 году — во втором браке с актером Юрием Хлопецким |
были знаменитые клоуны братья Ширман, о которых недавно вышла книжка. В цирке совсем другие законы — там, если человеку вовремя не подать руку, он может упасть с большой высоты и разбиться. Поэтому, когда Оля рыдала у меня на груди, я понимала, что должна ее спасти. Кстати, Плучек впоследствии тоже часто упрекал меня в том, что я, как и Зелинский, оказалась предательницей — выходит, ради Аросевой пожертвовала собой.
«СЕСТРА АРОСЕВОЙ УВЕРЯЕТ, ЧТО ВСЕ ЕЕ РАССКАЗЫ О СТАЛИНЕ — «ОЛИНЫ ФАНТАЗИИ»
— В своих воспоминаниях Ольга Александровна часто говорила о Сталине — она действительно с ним встречалась?
— Родная сестра Аросевой Елена, которой исполнилось уже 90 и которая недавно переехала в Москву из Омска, уверяет, что все эти рассказы о Сталине — преимущественно «Олины фантазии». Что же до папы Аросевой, о котором сама Оля рассказывала легенды, то он был фигурой более чем неоднозначной.
Примадонна нашего театра Надежда Ивановна Слонова — дама из старой, то есть еще дореволюционной, интеллигенции — рассказывала, что партийный деятель Александр Яковлевич Аросев во время московского восстания 1917 года расстрелял в Кремле весь кадетский корпус. Да и Ромен Роллан отозвался о нем в своих воспоминаниях не самым лучшим образом, назвав редким дураком. Писатель жаловался, что Аросев встретил его с женой на вокзале и вместо гостиницы повел к себе домой, но в его квартире было столько клопов, что гости сбежали, не дождавшись утра.
А вот на трибуне Мавзолея уже при Горбачеве во время какого-то праздника Аросева действительно была, причем попала туда без специального приглашения — Ольга Александровна была настолько узнаваема, что охрана не осмелилась ее остановить.
— Как у Аросевой складывались отношения с мужчинами?
![]() |
| С Машей Распутиной. «По большому счету, Ольга была истинно народной артисткой, к тому же обладала уникальным чувством юмора» |
— Она их не щадила: сначала притягивала к себе, а потом губила. Ее напора и сильного характера не выдерживал никто — по какой-то непонятной причине все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали. Мы как-то посчитали — их набралось девять человек. Когда ее не стало, в театре ходила черная шутка: дескать, на небесах она встретится со всеми своими мужчинами, которые при этом выстроятся в шеренгу.
Первой и главной жертвой Оли, пожалуй, был ее партнер по Кабачку», актер нашего театра Боря Рунге — тихий, спокойный, очень
![]() |
| Художественный руководитель Московского театра сатиры Валентин Плучек с Ольгой Аросевой, Михаилом Державиным и Александром Ширвиндтом на фоне Всеволода Мейерхольда |
добрый и порядочный человек. Для них специально придумали знаменитую пару друзей — пани Монику и пана Профессора, чтобы они и на съемочной площадке были вместе. Боря очень сильно пил — просто не выходил из этого состояния.
Помню, как однажды на съемках «Кабачка» увидела, что нос у Рунге даже не красный, а лиловый с синими прожилками — верный признак алкоголика. В перерыве я отвела его в сторону и спросила: «Боренька, что с тобой?!», но он ничего мне толком не ответил, потому что в этот момент с трудом соображал. Оля видела, что мы стоим в стороне, и после съемок буквально налетела на меня: «Как ты посмела без меня его о чем-то спрашивать?!». Аросева была замужем за актерами Юрием Хлопецким, Владимиром Сошальским и певцом Аркадием Погодиным. Последние серьезные отношения ее связывали с актером нашего театра Анатолием Гузенко, который был младше Оли на 20 лет, но ни разница в возрасте, ни Толина жена и двое детей Аросеву не смущали.
— У Ольги Александровны были подруги?
— Она не дружила с женщинами и в театре общалась только со мной и Татьяной Ивановной Пельтцер, которая одно время с нами работала. В своем последнем интервью, которое Оля дала одному из глянцевых журналов незадолго до смерти, она сказала: «Когда мне было плохо, единственным человеком, который подал мне руку, была Зоя Зелинская».
Правда, и подставляла она меня часто. Когда умер мой муж, у меня начался тяжелый период в жизни. Я тогда привезла в Москву из Одессы свою старенькую тетю, которую поселила на даче — в Москве она буквально задыхалась. К ней нужно было часто ездить — возить еду и лекарства, а у меня украли машину. Я обратилась к театральному начальству с просьбой разрешить мне купить новую — просто пойти в автосалон, заплатить деньги и ездить, как это делают сейчас, в то время было нельзя.
![]() |
| Бронислава Чунихина: «Для всех нас ее уход из жизни — невосполнимая потеря» |
Разнарядка на меня пришла, но Оля воспротивилась: «Я не дам ей купить машину, она не стояла в очереди». И как ее ни убеждали в управлении культуры, объясняя, что автомобиль дали лично мне и если я его не куплю, то его передадут в Театр оперетты, она стояла на своем: нет, и все! Более того, вызвала в театр всевозможные комиссии, чтобы они разобрались, на каких основаниях мне решили вне очереди дать машину.
— Правда, что у Ольги Александровны была большая коллекция шляпок?
— Половина из них — мои. Мой второй муж, журналист-международник Валерий Вадимович Леднев, часто ездил за границу и привозил мне оттуда много дефицитных в то время вещей, среди которых были и шляпки. А у Оли в то время уже начались проблемы с волосами, и я постепенно передарила ей много шляп — леопардовую, белую, темную, в которых Аросева позировала перед фотокамерами. Впоследствии шляпы стали, как говорит современная молодежь, фишкой Оли — она нигде не появлялась без них.
— В последние два года Ольга Александровна тяжело болела. В театре об этом знали?
— Разве такое скроешь! Оля лечилась в Военном онкологическом госпитале в подмосковном Красногорске. Очень тяжело
![]() |
| Парад в подмосковном Тушино. Александр Аросев с дочерью Олей, Иосиф Сталин, Клим Ворошилов, Лазарь Каганович и другие, 12 июня 1935 года |
перенесла химиотерапию, после которой отказали печень, почки и сердце, но не жаловалась, терпела и до последней минуты находилась в сознании.
ЗАВЕДУЮЩАЯ ТРУППОЙ ТЕАТРА САТИРЫ БРОНИСЛАВА ЧУНИХИНА: «ЧЕЛОВЕК С ТОЛСТОЙ ЗОЛОТОЙ ЦЕПЬЮ НА ШЕЕ И ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ ЗАПЛАКАЛ, ПОКЛОНИЛСЯ АРОСЕВОЙ И СКАЗАЛ: «МАМА, ЖИВИ 100 ЛЕТ!»
Бронислава Чунихина, которая уже больше двух десятков лет работает в Театре сатиры и знала Ольгу Аросеву и как актрису, и как человека, уверяет: слухи о ее профессиональной невостребованности, мягко говоря, преувеличены.
— Бронислава Сергеевна, Ольга Александровна была довольна своей творческой судьбой?
— Вполне, у нее было очень много разноплановых ролей — и на сцене, и в кино. Аросева, как и все актеры Театра сатиры, у которых особая школа, обладала редким даром балансировать на тонкой грани, когда при перевесе в одну сторону становится пошло, а в другую — скучно, и только если ты находишься точно посередине, получается смешно. Ольгу Александровну ни в пошлости, ни в дурновкусии обвинить было нельзя, при этом она играла не только комедийные, но и драматические, и трагические роли, а каждая ее реплика, каждая фраза становилась классической.
— Вас с Ольгой Аросевой связывала многолетняя дружба?
— Наши отношения были более теплыми, почти родственными — я называла Ольгу Александровну своей второй мамой. Недаром моей родной матери не стало, когда мы собрались на кладбище на сороковой день после смерти Аросевой, — такая вот мистическая история.
![]() |
| Французский писатель Ромен Роллан с женой, Иосиф Сталин и Александр Аросев, 1935 год. «Роллан был тусклый сгорбленный старик, больной туберкулезом. Глаза, правда, очень живые...» |
Впрочем, так воспринимала Олю не одна я. Помню, во время очередного спектакля «Как пришить старушку», в котором Аросева играла главную роль, я, как всегда, находилась за кулисами — там у нас стоит монитор. В него я и увидела, как по залу к Ольге Александровне идет мужчина с каким-то большим предметом наперевес.
Когда зритель поднялся на сцену, все поняли, что у него в руках огромный — около 100 штук — букет роз. И вот этот человек весьма характерного вида — с толстой золотой цепью на шее и золотыми зубами — заплакал, поклонился Аросевой и сказал: «Мама, живи 100 лет!».
— А как вы подружились с Ольгой Александровной?
— В театр я пришла 20 лет назад, и мы сразу же начали репетировать спектакль «Как пришить старушку». Во время одной из сцен, когда зазвучала музыка, я так
![]() |
| С Евгением Евстигнеевым и Юрием Никулиным в картине Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», 1971 год |
расчувствовалась, что заплакала. И Ольга Александровна, посмотрев на меня, сказала: «Раз наша Бронька плачет, значит, спектакль пойдет». С тех пор мы начали общаться очень тесно, я часто бывала у нее дома, а иногда и оставалась ночевать — я тогда жила в Балашихе, поэтому после спектакля она меня просто не отпускала. Мы долго сидели, пили чай и беседовали — о театре, об искусстве, о жизни. Впоследствии с антрепризой объездили всю страну.
Ольга Александровна была замечательной хозяйкой, великолепно готовила, даже книгу написала — «Кулинарные путешествия», рецепты для которой собирала по всему свету. Лучше всего ей удавались солянки — и рыбная, и мясная, я не знаю человека, который так вкусно готовил бы это блюдо. Она любила жить и отдыхать с комфортом, поэтому дом содержала в идеальном порядке, а на даче оборудовала бассейн. Там же выращивала разные овощи и фрукты, были специальные люди, которые ей в этом помогали, а осенью закрывали банки с разными вареньями и соленьями.
При этом Ольга Александровна являлась женщиной до кончиков пальцев, и никакие женские слабости не были ей чужды. Аросева обожала украшения и красивую одежду, куда бы мы ни приезжали на гастроли, тут же отправлялась по магазинам, где накупала себе массу вещей, в том числе и свои знаменитые шляпки.
— Как она все успевала — и дома, и на даче?
— Конечно, это было тяжело, а с возрастом — тяжелее вдвойне, но с силой духа, которой обладала Аросева, любые моральные и физические нагрузки были ей по плечу. Она производила впечатление мягкой и шелковой, но на самом деле была властной — могла и прикрикнуть на человека, и правду ему в лицо сказать. А сколько времени она просидела в архивах, сколько дел перелистала и перелопатила, когда начала писать книги о своем отце, — не каждый ученый на такое способен.
Так уж природа распорядилась, что Аросева была человеком большого таланта — не только художественного, но и человеческого, обладала умением или, если хотите, магией, привлекать к себе людей. Зрители, которые не знали Ольгу Александровну в жизни, поражались мощи ее актерского дарования, которое буквально физически действовало на них и через рампу, и с экрана, поэтому я называла ее достоянием русского народа. Как-то в антракте «Старушки» «скорая» забрала из театра беременную — у нее начались роды. Когда все закончилось (родилась девочка), роженица первым делом спросила у мамы: «Ты не знаешь, пришили старушку или нет?». А свою дочь назвала Ольгой — в честь Аросевой.
— Объективно Ольгу Александровну красавицей не назовешь, а мужчины не могли перед ней устоять. В чем секрет ее привлекательности?
![]() |
| Близкий друг Ольги Аросевой Роман Виктюк прощается с ней в Театре сатиры, 18 октября 2013 года |
— Она брала женским и человеческим обаянием, которое влияет на сильную половину человечества гораздо сильнее, чем красота. Аросева всегда была душой любой компании — с юмором рассказывать истории из своей жизни ей не было равных. Каждое событие она помнила вплоть до мельчайших подробностей.
В Петербурге, куда мы поехали на съемки фильма о ней, Ольга Александровна рассказала мне о своем романе с драматургом Алексеем Арбузовым — она помнила, где и как они встречались, и во время прогулок показывала мне эти места. А еще Аросева до самой смерти хранила письма, которые писал ей Алексей Николаевич.
— Как знаменитая актриса жила в последние годы, когда ей поставили страшный диагноз — рак?
— Она не мыслила своего существования без работы. Даже заболев, продолжала играть и репетировать, при этом никогда не жаловалась на то, что плохо себя чувствует. Только я, видя, что на репетиции она села на сцене на стул, понимала: ее самочувствие резко ухудшилось. Во время ее спектаклей у театра постоянно дежурила «скорая». Врачи Кремлевской больницы, к которой прикрепили Аросеву, запрещали ей работать, но она никого не слушала.
Сцена была для нее лучшим лекарством — тем единственным, что возвращало ее к жизни: Аросева приезжала в театр полуживая, шла по коридору, опираясь на руку своего шофера, с трудом одевалась, гримировалась и еле-еле брела за кулисы. Не знаю, что с ней там происходило, но на подмостки она буквально выпархивала и в течение спектакля вела свою партию легко и с юмором. Когда же спектакль заканчивался, она, совершенно обессиленная, ехала домой.
Играть и репетировать Ольга Александровна перестала только тогда, когда у нее не хватило сил встать с кровати, но все равно до последнего дня шутила и интересовалась, как дела в театре: «Что у нас новенького? Что будем дальше играть?». Верила, что еще выйдет на сцену в своем любимом спектакле «Страсти по Радамесу», который поставил Роман Григорьевич Виктюк и в котором, кроме нее, были заняты Елена Образцова и Вера Васильева. Она часто повторяла: «Я еще немножко полежу и приду, пусть меня не заменяют».
Театр был для нее родным домом, она жила только им, поэтому для всех нас ее уход из жизни — невосполнимая потеря. Сейчас мы восстанавливаем этот спектакль — вводим в него другую замечательную актрису, Ольгу Николаевну Волкову, но на афише будет написано: «Памяти Ольги Аросевой».
— В последнее время вы с ней часто общались?
— Общались каждый день — то я ей звонила, то она мне. А наш последний разговор никогда не смогу забыть. В тот день я была у себя в кабинете, мне позвонила одна наша актриса, и мы с ней долго что-то обсуждали. Когда я наконец положила трубку, телефон тут же зазвонил вновь. Я сняла трубку и услышала голос Аросевой: «Бронечка, почему у тебя все время занят телефон — не могу до тебя дозвониться?». Мне пришлось повиниться: «Ольга Александровна, я действительно долго разговаривала». И вдруг она сказала: «Ну, все. Пока», после чего связь оборвалась.
Я какое-то время недоумевала: человек так долго звонил только для того, чтобы сказать два слова? На следующий день Аросевой не стало, и я поняла: так она со мной попрощалась.















Сначала Ольга АРОСЕВА притягивала к себе мужчин, а потом их губила. Ее сильного характера не выдерживал никто: почти все ее мужья и любовники спивались, а потом умирали
Композитор Владимир БЫСТРЯКОВ: «Новые выборы ничего не дадут. К сожалению, нам нужно переизбирать народ»
Станислав ШУШКЕВИЧ: «Кто-то мудрый, на уровне суперспецслужб, посоветовал Лукашенко кое-кого убрать: тогда, дескать, ты главным спокойно будешь, а чиновники Евросоюза не способны своими европейскими мозгами понять, как конкурентов человек может физически, без суда и следствия, уничтожить»
Виталий КОРОТИЧ: «В США всегда начинали с выборов судей и шерифов, а президента в самом конце избирали, потому что сначала закон, перед которым все равны»
Детский врач Евгений КОМАРОВСКИЙ: «В парламент мы все время одних и тех же дураков избираем. У россиян хотя бы выбора нет, но у нас-то есть, и все равно избираем»
Важнейшие 30 процентов
«Он знал, что вертится Земля, но у него была семья»
Российский политолог Дмитрий ОРЕШКИН: «Большинство россиян думают не головой, а другой частью тела, и пока туда жареный петух их не клюнет, им будет казаться, что ситуация соответствует телевизионной картинке. А петух подкрадывается все ближе и скоро начнет клевать»
Почему «мусорная» тема подоспела аккурат к парламентским выборам?
Миллиардер Евгений ЧИЧВАРКИН: «За год до того, как Каддафи забили насмерть рассерженные соотечественники, он чувствовал себя так же уверенно, как Путин сегодня»
Уважаемые киевляне, жители Подола!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги