Алексей КРАВЧЕНКО: "Со съемок фильма Климова "Иди и смотри" я вернулся не только страшно худой, но и седой"
"РОС ХУЛИГАНОМ, УЧИЛСЯ В ТЕХНИКУМЕ, ДЕЛАЛ КРЫШИ ДЛЯ НОВОСТРОЕК"
- После фильма "Иди и смотри" говорили всякое. Я даже слышал о том, что Леша Кравченко сошел с ума, а режиссер повесился. Но на самом деле за девять месяцев, пока снималась картина, самыми изнуряющими были усталость и чувство голода. Я соблюдал жесточайшую диету, а по окончании съемок вернулся в школу не только худой, но и седой.
Для того чтобы в финальных кадрах картины мой герой выглядел, как 70-летний старик, меня выкрасили стойкой импортной краской. Еще я специально учил белорусский язык. Правда, когда мы озвучивали картину, пришлось сделать такой мутант русского и белорусского, потому что, если бы я говорил на чистом белорусском, никто ничего бы не понял.
- Как складывалась ваша жизнь дальше?
- Я окончил экстерном восьмой класс и ушел из школы. Рос хулиганом, поэтому улица для меня была важнее. Учился в техникуме и даже работал в одном из первых кооперативов, делал крыши для новостроек. Потом пошел служить во флот, отслужил три года, поступил в Щукинское театральное училище и стал профессиональным актером. Шесть лет работал в Театре имени Вахтангова. Устал там работать и ушел в Театр Пушкина.
- Нынешние военные картины с вашим участием в отличие от "Иди и смотри" не снискали благосклонности критиков. По "Спецназу" и "Звезде" прошлись все, даже ленивые...
- Может быть, вы со мной и не согласитесь, но в нашей стране почему-то мало патриотизма. В той же Америке все своему флагу честь отдают, а у нас этого нет. Когда наши снимают кино, поддерживающее патриотизм, любезные критики разрывают этих людей в клочья с криками: "Что вы делаете? Это никому не нужно!". Нас постоянно обвиняют в том, что мы стали снимать слишком много военных картин. А чем еще патриотизм поддерживать?
"Иди и смотри" |
В какой-то газете я прочел возмущенный отзыв телезрителя по поводу того, что на "ОРТ" перенесли одну серию "Спецназа" ради показа церемонии награждения премией "Оскар". Он пишет, что его сын сказал: "Оскар" - это неинтересно, я хочу смотреть на наших солдат".
Потом пошли письма от призывников, и каждое начиналось фразой: "Мы хотим служить в такой же части...". Понятно, что кино - это сказка и таких частей в жизни не бывает, что это выдумано, немножко подкрашено. Но все равно, если у молодых людей мурашки по коже от вида Клима, Якута, Дока или кого-нибудь еще из "Спецназа", это же прекрасно - значит, растут новые герои.
Дай Бог, будет патриотизм, любовь к родине. То же самое могу сказать по поводу "Звезды". Открываешь газету, там жутко ругают этот фильм, а рядом статьи про "Блейд-2", о том, что у главного героя замечательный глубокий образ. (Блейд - персонаж одноименного фильма - наполовину человек, наполовину вампир. - В. М.).
В чем глубокий образ - клыки, что ли, у него там длиннее? И у меня появляется жуткая антипатия к нашим критикам. Я встречал даже такое отношение, когда журналистка мне честно признается: "Я пришла за 15 минут до конца "Звезды" и уже поняла, о чем кино". А чего пришла тогда?
"КОНЕЧНО, КРАВЧЕНКО С ГОЛОЙ ЖОПОЙ, ЧЕГО ДАЛЬШЕ ИГРАТЬ?"
- То, что вам предложили роль в этом фильме, - признание ваших прежних заслуг?
- Скорее, наоборот. Несмотря на многолетнюю дружбу с режиссером Колей Лебедевым, меня в картине ему пришлось отстаивать больше всех. Когда моя кандидатура обсуждалась с Шахназаровым, тот сказал: "Я знаю Лешу еще со времен "Иди и смотри", он это не сыграет, найдите человека, который пойдет на преодоление". Но Коля никого другого не хотел, позвонил и сказал: "Леша, весь состав будет намного моложе тебя, самый опытный получаешься ты. Честно хочу тебе признаться: если где-то ты будешь выпячиваться, я тебя буду обрезать".
Главным в этой работе было сыграть не сегодняшних суперменов с автоматами, а солдат того времени. И я считаю, нам это удалось. Во время съемок самых драматичных сцен Коля ставил нам симфоническую музыку, у него такой конек был. Многим это мешало, очень уж грустная, слезная музыка. Когда финал снимали, все время эта музыка играла. Причем там сначала Воробей гибнет, потом мой герой.
В этот момент как раз брак пошел, что-то случилось с пленкой. Я пришел к Коле и говорю: "Второй раз я так не сыграю", и он меня поддержал, взял сцену из первого дубля. Вообще, Лебедев - очень человечный человек, за что его и ругают. Все почему-то считают, что режиссер должен быть монстром, чтобы такие фильмы ставить.
- Иногда актеры отказываются от ролей в фильмах, где есть смерть героя. Или впоследствии, как Наталья Варлей по поводу "Вия", очень сожалеют о своем участии в них...
- Ну, знаете, актеров, которые бы отказывались от роли, я до сих пор не встречал. Если уж говорить о поверьях, я знаю, что актеры в гроб не ложатся. У нас, извините, и голыми не снимаются просто так. Это у меня что ни картина, то задняя часть на весь экран.
Есть такой фильм "Цветы от победителей", где в одном из эпизодов мой герой снимает штаны и прыгает в воду. Так на премьере именно этот момент сорвал в зале бурные аплодисменты. Я сижу весь красный, как помидор. А мой товарищ, который Пашку играл, встает и громко, на весь кинотеатр говорит: "Конечно, Кравченко с голой жопой, чего дальше играть?!" - и уходит.
Я две минуты посидел, потом тоже за ним вышел, думаю: "Что теперь делать?". Кстати, в этой картине моего героя воспринимали как реального персонажа. После показа подошел паренек и говорит: "Я очень хочу иметь таких же друзей, как вы".
"ГОВОРЮ ЯКУБОВИЧУ: "ЕСЛИ Я ПОСАЖУ САМОЛЕТ, ТО МЕТРА НА ДВА ПОД ЗЕМЛЮ"
- Взрывы и выстрелы на съемочной площадке - всегда риск. Известны случаи, когда игровые военные действия уносили реальные человеческие жизни. Современная киновойна стала безопаснее для актеров?
- Вряд ли. К примеру, во время съемок "Звезды" был только один день, когда что-то взрывалось, но он как страшный сон прошел. Наши пиротехники постоянно делают так, что тебя как-нибудь, да ранит. Мне, например, заминировали кусты, перед которыми нужно было протащить немца. Перед съемкой спрашиваю: "Ребята, я протягиваюсь попой прямо по этим кустам, ничего не будет?". Они говорят: "Не-е, порядок!". На мне все порвало. Хорошо еще, что был в теплых ватных штанах!
- Военное обмундирование и амплуа крепкого орешка вам еще не надоели?
- Если уж быть честным до конца, любая работа - это деньги, возможность кормить семью. А кино сегодня снимается в основном либо про братков, либо про убийц, либо про суперменов.
Поначалу я пытался бороться с режиссерами, потом просто плюнул. И слава Богу, Георгий Данелия, у которого я снимался в фильме "Фортуна", первым увидел во мне человека без ружья. Я получил возможность сыграть роль, не связанную с оружием и боевыми искусствами. А потом была "Рождественская мистерия", где у меня совсем уже мирная роль кукольника. Он создает ангела, и этот ангел однажды оживает.
Интересная работа была и с Исааком Фридбергом в "Русских амазонках". В этом сериале мы снялись вместе с Ирой Розановой, Мариной Могилевской, Аленой Хмельницкой и Леонидом Якубовичем.
В процессе работы над этой картиной нужно было осваивать летное дело. И все время был страх, что Якубович разобьет меня на самолете. А он, оказывается, не так давно окончил авиационное училище. Такое впечатление, что Леня знает о самолетах все, даже делал профессиональные поправки в сценарии. Как-то он предложил: "Давай мы взлетим, а ты посадишь самолет". Я на него смотрю большими глазами и говорю: "Шутишь, что ли? Если я посажу, то метра на два под землю".
- Но у вас ведь тоже несколько смежных профессий. Вы и строитель, и, если не ошибаюсь, рок-музыкант?
- Я с детства болею музыкой. Со второго класса играю на гитаре, а к четвертому освоил ее уже почти профессионально, прошел много групп. А недавно мы собрали команду, которая играет жесткую музыку. Некоторые средства массовой информации уже окрестили нас "русским "Rammstein", но в процессе развития мы немного отошли от мелодики этой группы. Нам удалось сочетать "трэш-металл", "хард-кор", "транс", "даб" и русские народные напевы. Группа называется "Гу-а-ра-на". В состав входят все актеры плюс Вовка Турчинский, более известный как культурист Динамит.
- А кто эти "все актеры"?
- Я и мой однокурсник из Щукинского, мы вместе учились и играли когда-то на дискотеке. Остальные ребята - с эстрадным уклоном. А Вовка - сильно развитой мальчик весом под 120 килограммов. Когда этот "орангутанг" прыгает по сцене, нас просто не видно.