Писатель-историк Рой МЕДВЕДЕВ: «От того, убил ли кто-то миллион человек или только двух, преступником он быть не перестает. Кстати, репрессированы были и родственники Сталина, и те, кого он называл близкими друзьями, — поэтому, конечно, большинство потомков Сталина его не защищают»
Известный советский публицист и диссидент Рой Медведев много лет посвятил изучению документов о сталинской эпохе, бесчеловечность которой познал на собственной семье. Ему было 14 лет, когда его отца, преподавателя Военно-политической академии Александра Медведева, осудили на восемь лет исправительно-трудовых лагерей, где он умер через два года. «Когда отец с нами прощался, мы плакали - эти трагические минуты врезались в мою память навсегда и повлияли на всю дальнейшую жизнь», - вспоминал писатель. Попытки реабилитировать Сталина он считает бесполезными, поскольку сталинские преступления юридически доказаны, показания свидетелей, пострадавших от репрессий, задокументированы.
В 2008-м Рой Медведев закончил работу над биографией Владимира Путина в четырех томах. Последняя книга о президенте РФ вошла в серию «Жизнь замечательных людей», что вызвало гнев российской интеллигенции. Уже тогда дальновидным читателям было понятно, что возвеличивать человека, и без того наделенного опасной манией величия, никак нельзя.
Рой Александрович с критикой, конечно, не соглашался. Дай Бог ему здоровья в его 89 лет, чтобы спустя время, когда новая история все расставит по своим местам и все назовет своими именами, можно было с ним поговорить и о Сталине, и о Путине, и о сходстве этих «замечательных людей».
Сегодня же Рой Медведев комментирует интервью Евгения и Якова Джугашвили.
- Потомки Сталина прикладывают немало усилий, защищая в судах его честь и достоинство. Как вы считаете, в подобных делах есть шансы выиграть процесс?
- Никаких шансов, чтобы защитить Сталина в судебном порядке, у них нет. Его преступления и злоупотребление властью доказаны юридически, а также процессом реабилитации, начавшимся после ХХ съезда партии. Сотни тысяч людей были освобождены из лагерей, опубликованы их воспоминания. Суд будет основываться на весомых юридических решениях высших органов, по сравнению с которыми заявления потомков Сталина незаметны, как муравьиный укус. Общественность не будет на их стороне.
- В своих доказательствах семья Джугашвили опирается на исследования писателя и историка Юрия Мухина, который, в частности, утверждает, что к расстрелу польских офицеров под Катынью Сталин отношения не имеет, что это дело рук фашистов...
- Огромный массив документов о преступлении под Катынью собран и опубликован в двух томах под названием «Катынское дело». Эти документы еще Ельцин передал польскому правительству, тогда же Россия принесла формальные извинения Польше. То есть официально, документально, юридически доказано, что расстрел под Катынью был произведен по решению Политбюро, которое представлял Берия, это решение и утвердил Сталин.
Все заявления другого рода основаны на фальсификациях и не имеют никаких перспектив. Мало ли кто и о чем заявляет? О том, что «Аль-Каида», к примеру, не взрывала в Нью-Йорке торговый центр и что это провокация ЦРУ.
Есть люди, которые утверждают, что Ленин был немецким шпионом, но уже доказано, что он никогда им не был, как не было и никаких шпионских денег. А кто-то отрицает антисемитизм Гитлера, существование фашистских лагерей смерти. С такими фактами, когда исторические события опровергаются голословно, мы, историки, сталкиваемся постоянно.
- Насколько серьезны, по-вашему, исследования Юрия Мухина?
- Мы с ним встречались во время разных обсуждений. Я считаю, что он фальсифицирует историю. Издает много книг, но версии его исторически не обоснованы.
Мухин считает, что Сталина отравили, что Берия был достойным государственным деятелем и стал бы лучшим продолжателем Сталина, если бы его не убили без суда и следствия... Все это пустые рассуждения.
- То есть вы уверены в том, что Берия не был убит в собственном доме, как утверждает одна из версий, что суд над ним все-таки состоялся?
- Да я лично знаю людей, которые давали показания в суде как свидетели. Одного из них даже из лагеря вызвали на суд - в 1953 году он еще находился в заключении. Суд над Берией проходил под председательством маршала Конева, есть стенограмма протокола, процесс суда описан в книге вполне добросовестным историком Антоновым-Овсеенко. Это исторический факт. Отрицать его могут только паразитирующие на исторических событиях люди.
- Версию о том, что Яков Джугашвили в плен не попадал и погиб в бою, допускаете?
- Документы - и немецкие, и советские - свидетельствуют о том, что Яков был взят в плен. Немцы изготовили листовки с будто бы обращением Якова к советским солдатам с призывом сдаваться в плен. Сталину доложили об этом, он ответил: «Никакого сына в плену у меня нет». То есть от сына он отказался. Есть воспоминания людей, которые находились в плену вместе с Яковом. Есть несколько изданий, описывающих биографию Якова и то, что он, по сути, покончил жизнь самоубийством, бросившись на лагерную решетку. В основу этих книг легли документы, и подвергать их сомнению только потому, что внук Сталина доказывает обратное, у меня нет никаких оснований. Для историков версии - это не документ.
- А в «заговор» маршала Жукова против Сталина накануне Великой Отечественной войны верите?
- На тему о том, как начиналась Великая Отечественная война, есть много исследований. Ни в каких заговорах против Сталина Жуков не участвовал, это фальсификация. Он несет свою долю ответственности как начальник Генерального штаба, но главная ответственность за просчеты первых дней войны на Сталине. Все опять же задокументировано и доказано. Это вопросы уже решенные. И никакой внук Сталина переменить уже ничего не может.
- Как вы относитесь к утверждению, что Сталин был вождем поневоле?
- Сталин был ловким политическим деятелем и шел к власти постепенно, отстраняя одного за другим людей из ленинского окружения. Его целью была абсолютная власть, чего он и добился, уничтожая любого, кто его власть оспаривал.
- Правда ли, что еще за год до смерти Сталин собрался на покой и поручил подобрать себе замену?
- Он вообще-то был очень работоспособным, этого не отнять. Но постепенно старость брала свое. Иногда говорил: «Я уже старый, больше не могу, ищите мне замену», но это, скорее, для того, чтобы проверить свое окружение. Если бы он искренне хотел уйти, никто бы ему не мог помешать.
- Евгений Джугашвили утверждает, что число пострадавших от репрессий слишком раздуто. Дескать, арестовано было не более двух миллионов человек...
- Даже если бы и так, разве пара миллионов - это мало? Число репрессированных точно назвать нельзя, но есть ведь официальные данные - списки всех лагерей, тюрем, пайков, которые выдавались заключенным, сколько было реабилитированных, сколько умерло в лагерях. Эти цифры известны из документов, так зачем же обсуждать домыслы одного из внуков Сталина, который этих документов не знает или же знает, но сознательно игнорирует?
По приговорам особых «троек» было расстреляно около миллиона человек. А репрессировано примерно пять-шесть миллионов, из которых в лагерях умерла почти половина. Так что эти цифры не раздуты - они огромны. Правда, Солженицын писал о 50 миллионах - ну, это, конечно, преувеличение. Хотя дело не в цифрах: арестованы и расстреляны были невинные люди. Это злоупотребление властью и преступление. От того, убил кто-то миллион человек или только двух, преступником он быть не перестает. Кстати, репрессированы были и родственники Сталина, и те, кого он называл близкими друзьями. Поэтому большинство потомков Сталина его не защищают.