Бывший пленник «ДНР» театральный режиссер Павел ЮРОВ: «Мы сказали, что они лижут жопу Путину. Через 200 метров нас остановил вооруженный патруль: «Стоять! На колени!»
Украинского режиссера, обладателя театральной премии «Киевская Пектораль» за спектакль «Депо «Северное», Павла Юрова в театральных кругах знают и как основателя экспериментального проекта «ДрамПортал», открывающего новые возможности для актеров.
В конце апреля Павел со своим другом художником Денисом Грищуком проездом оказались в Славянске. О том, что где-то в окрестностях идут бои, они, конечно, знали, но не предполагали, что прогулка по городу обернется для них двумя месяцами плена.
Их киевские друзья и коллеги делали все, чтобы помочь ребятам: устраивали пикеты, писали письма, обращались за поддержкой к российским деятелям культуры. Письмо с требованием освободить Павла и Дениса среди прочих подписали Александр Калягин, Евгений Миронов, Валерий Фокин, Ксения Раппопорт, Вероника Долина. Питерский режиссер Андрей Могучий лично звонил «народному мэру» Славянска Пономареву.
Не исключено, что именно шум вокруг этой истории помог Денису и Павлу выжить в плену.
Вечером 4 июля украинская армия окружила Славянск, террористы бежали из города, и пленники были освобождены.
Сегодня Павел Юров собирает материал для будущей пьесы под названием: «Военный театр Донбасса». Вместе с актрисой Анастасией Касиловой они сделали композицию из интервью разных людей, которые так или иначе имеют отношение к событиям на востоке Украины. В числе «спикеров» оказались также и деятели «Новороссии». Павел считает, что для правильного понимания, кому и зачем нужна война на Донбассе, необходимо выслушать все стороны.
Интересна ли его идея, Юров решил проверить на зрителях в Германии и Польше, куда отправился с читкой пьесы. И убедился: идея действительно интересная, хоть от войны в Украине, как ему показалось, на благополучном Западе уже устали.
«Но у них есть выбор - вникать или не вникать в эту тему, - считает режиссер. - У нас же выбора нет. Это наша история».
«ТЕ, КТО ДОПРАШИВАЛ НАС В СЛАВЯНСКЕ, ПОХОЖЕ, НАСМОТРЕЛИСЬ СЕРИАЛОВ ПРО ВОЙНУ, ПРО «МЕНТОВ» И ПОДРАЖАЛИ ИХ ПЕРСОНАЖАМ. ЭТО БЫЛ КАКОЙ-ТО ТЕАТР»
- Павел, вы много лет живете в Киеве, а в плен попали в Славянске - не самый театральный город в мире, надо сказать, - в апреле был захвачен террористами. Зачем вы поехали туда?
- Это был для меня период отчаяния, когда я не мог ни на чем сосредоточиться, меня угнетало, что я не принимаю никакого участия в событиях, которые происходят на Донбассе. Там война, а я тут пьесы пишу... Хотел записаться в Нацгвардию, но понял, что мне для этого прежде всего нужно заняться спортивной подготовкой. Но и сидеть на месте не мог.
Я бывал на Майдане, наблюдал там за реакцией людей, и мне важно было понять, кто взялся за оружие на Донбассе, чего они хотят на самом деле... Моя мама живет в Антраците Луганской области. Она рассказывала про митинги сепаратистов с российскими флагами, но мне казалось, что она не полностью описывает ситуацию. Хотелось увидеть все своими глазами. На Пасху поехал в Донецк к Денису Грищуку, с которым мы по Киеву знакомы, он оттуда родом. Мы пробыли в Донецке несколько дней, гуляли по городу, видели, что он живет обычной жизнью.
- ...параллельной жизнью с боевиками, которые, отгородившись баррикадами, пытали заложников в здании Донецкой обладминистрации...
- В целом обстановка не выглядела опасной. Мы решили, что перед возвращением в Киев заедем в Славянск. Нам казалось, боевые действия идут где-то далеко, за городом. Зашли в кафе, где был Wi-Fi, поели, стали просматривать новости, комментировали вслух. Одна женщина спросила: «Мальчики, какие новости?». Мы сказали: «Оккупанты идут». Она: «Какие оккупанты?». Мы ответили: «Русские». И тут началось. Она возмутилась: «Да разве же это оккупанты?! Это же освободители!». В общем, слово за слово... Поднялся шум, гвалт. Там еще российские телевизионщики оказались. Девочка-журналистка стала кричать, что мы лижем жопу Обаме, а мы сказали, что они лижут жопу Путину. Они стали нас снимать. Мы поняли, что спорить бесполезно, собрались и ушли. Через 200 метров, за углом, нас остановил вооруженный патруль: «Стоять! На колени!».
- Кто-то уже успел позвонить куда следует?
- Возможно, эти журналисты и позвонили. Нам сказали, что нас задержали по приказу местного мэра и везут в здание СБУ.
- Именем революции... Это тот самый маргинал Пономарев, который восседал в «мэрском» кресле в спортивных штанах и раздавал пресс-конференции иностранным телеканалам, а потом сам оказался в тюрьме по приказу Стрелкова?
- Я так понимаю, что этот Пономарев был неким статистом, изображал видимость деятельности, для порядка. Не думаю, что он вообще за что-то отвечал. Нас завели во двор СБУ, завязали глаза, начали бить. У Дениса в планшете нашли его фотографии с Майдана. Нам инкриминировали именно участие в Майдане. Мы говорили: «Ну, так почти все, кто живет в Киеве, бывали на Майдане». Один сказал: «У меня друг в Киеве живет, так на Майдане почему-то не бывал». И ударил. «Гимн Украины пели?» - снова удар. «Слава Украине!» кричали?». Удар. Поначалу они считали нас шпионами, и вообще сложилось ощущение, что они насмотрелись сериалов про войну, про «ментов» и подражают их персонажам. Это было похоже на какой-то театр.
- Вас допрашивали россияне?
- Нет, мы имели дело только с местными. Но о том, что в руководстве были люди из крымского «Беркута» и российские офицеры, которых они называли «спецами», слышали. В общем, там быстро поняли, что никакой угрозы мы не представляем.
«МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ЗА КАЖДОГО СОБИРАЛИСЬ ВЗЯТЬ ПО 100 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ»
- Тем не менее вас продержали в плену больше двух месяцев...
- Когда по нашему поводу началась шумиха, нас, видимо, решили придержать, чтобы поторговаться. Уже после возвращения мы узнали, что за каждого собирались взять по 100 тысяч долларов.
- Так вы дорогого стоите...
- Нам об этом стало известно, когда начали собирать документы для Европейского суда по правам человека, - мы с Денисом подали иск против России. Ну а в конце июня, незадолго до освобождения, нас хотели обменять на гуманитарную помощь. Но не успели.
- Ночь освобождения, наверное, когда-нибудь войдет в вашу будущую театральную постановку как самая сильная сцена...
- Да, это незабываемое зрелище - когда 40 человек в растерянности выбегают в коридор, никто не знает, что делать дальше. Это было вечером 4 июля. В одной из камер сидел бизнесмен из Славянска. Охранники то ли дверь к нему не заперли, то ли окно, через которое еду передавали. Он первым вышел и сказал, что охрана сбежала. Еще раньше Денис выкрал ключ, который подходил ко всем камерам, - мы имели возможность выходить в коридор, поскольку с конца мая разносили еду всем заложникам. В общем, стали открывать двери, но решили, что бежать пока опасно, ведь мы не знали, что происходило в городе.
- Но к этому времени украинская армия уже окружила Славянск. По поведению охранников вы не догадывались о том, что освобождение уже близко?
- Знаете, мы все время пытались уловить ситуацию по каким-то деталям. Допустим, не дали ужин. Начинаешь гадать: то ли им не до этого и они уже думают, как спасаться, то ли, наоборот, наше положение ухудшилось и непонятно, чем это грозит.
С нами сидел Ярослав Маланчук из Константиновки, член партии «Свобода», - за это его и задержали. Он служил в армии, так что разбирался в военном деле. Боевики посылали его рыть траншеи, потом укрепления для минометов. Он нам говорил, что, судя по направлению обстрелов, украинская армия уже подошла со всех сторон и скоро все должно разрешиться. Так что мы этого уже ждали. А когда стало ясно, что нас никто не охраняет, ночью позвонили своим друзьям в Киев, те созвонились со штабом АТО, и нам сказали, чтобы мы оставались на месте. За нами приехали ребята из украинского спецназа, перевезли в Изюм, потом в Харьков, а оттуда - в Киев.
- А в это время ваши охранники вместе с российскими «спецами» и прочими террористами, орудиями и боемашинами двинули на миллионный Донецк. И эту колонну никто «не заметил»...
- Мне это тоже кажется странным. Их окружили со всех сторон, свободной оставалась только дорога на Краматорск и Донецк, по которой они и ушли. Думаю, это было такое военно-политическое решение. Мы вообще не можем пока целиком понять всю эту историю, которая началась в ноябре прошлого года, потому что она еще не закончилась.
- Но, к счастью, закончилась страшная глава из вашей личной истории. Просыпаясь дома по утрам, вы уже не прислушиваетесь к «лязгу тюремных замков»?
- Какое-то время я не мог расслабиться, поверить в то, что могу идти куда хочу и что хочу говорить.
- Вы выросли в Луганской области, у вас там наверняка остались родственники...
- У меня есть двоюродный брат, мы с ним созванивались еще во время Майдана - он говорил, что нас всех там нужно водометами разогнать и перестрелять. Когда я был в плену, он сказал маме, что позвонит какому-то знакомому в «ДНР» - чтобы меня там подольше подержали. А в итоге сбежал в Крым, потом в Россию как будто. А моя мама - за Украину.
Она работала на рынке и, когда я попал в плен, все держала в тайне, потому что вокруг нее одни «сепаратисты». У Дениса Грищука ситуация еще сложнее. Его родители и старший брат - за Россию. Конечно, они прилагали усилия, чтобы вытащить его из плена, но, по-моему, даже не встретились с ним после его освобождения. Они уехали в Россию.
«РЕЖИССЕРОМ В «НОВОРОССИИ» ХОЧЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ, КТО С ПОМОЩЬЮ АВТОМАТА ЗАХВАТИЛ ВЛАСТЬ»
- И в этом тоже трагедия многих семей...
- Ситуация на Донбассе так же, как и Майдан, словно рентген, высвечивает человеческие качества.
- И касается это не только близких людей, но и тех, кто своей популярностью обязан зрителям - как российским, так и украинским. Ведь до недавнего времени кумиры у нас у всех были общие: киноартисты, театральные актеры и режиссеры, музыканты, исполнители. Но настал момент, когда в угоду российской власти они предали украинского зрителя, поддержав политику Путина. Хотя многие российские деятели культуры подписали петицию с требованием вас освободить...
- Я благодарен этим людям и радовался, когда Отар Иоселиани, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Людмила Улицкая и другие поддержали Украину. И очень обидно было видеть известные имена в письмах поддержки политики Путина. Хотя за некоторых «подписались» без их ведома. Все это изменило мое отношение к русской и советской культуре, которые я раньше всегда ценил как в некотором роде эталон художественного и смыслового качества.
Теперь я понимаю, что все это пронизано ложью, имперской идеологией, шовинизмом. Меня удивляет, что эти люди с экранов или со сцены говорят о духовности, о высоких нравственных ценностях и в то же время поддерживают агрессию и ксенофобию. Мне кажется, это последствия советской системы, которая фактически узаконила двойную мораль. Россия эту шизофрению унаследовала и с таким наследием нормально себя чувствует.
- Вы назвали «Новороссию» театром абсурда. И кто же, по-вашему, в нем режиссер?
- Режиссером там хочет быть каждый, кто с помощью автомата захватил власть.
Честно говоря, я не верю, что события, в которых задействовано такое огромное количество людей, может срежиссировать один человек, - я имею в виду все связанное с Майданом и все произошедшее после него. Понятно, что на каких-то временных промежутках кто-то использует те или иные механизмы, но в целом такой сценарий может выстроить только Господь Бог.
- Согласитесь, что не последнюю роль в этом театре абсурда сыграли и сами жители Донбасса.
- Очень печально, что за эту новороссийскую абракадабру они готовы умирать, да еще и вовлекая в трагическую историю всю страну. Понятно, что основная политика в этом конфликте навязывается Россией. Но в основе его лежат старые проблемы - проблемы отношений Донбасса и Украины, интеллигенции и пролетариата.
До недавнего времени мы все находились в изоляции друг от друга: правительство - от людей, люди - от правительства, художники - от аудитории. И лишь благодаря последним событиям мы стали соприкасаться друг с другом. Лично меня Майдан научил доверию и открытости. Я понял, в чем должны заключаться политические перемены. Выбирая президента, мы голосуем не за того, кто будет делать нашу жизнь лучше, а за того, чью работу мы сможем контролировать. Этот человек, по сути, топ-менеджер. Он обязан выполнять задачи, которые ставит перед ним народ, и защищать интересы страны, а не лоббировать личные. В России же, я думаю, людей устраивает полная зависимость от правительства.
- Мы с вами не закончили разговор о Донбассе. Эта точка «болит» сегодня у всей Украины...
- Российские провокаторы манипулируют Донбассом, играя на таких его особенностях, как нарциссизм, гордыня и инфантильность, которые сформировались еще в советские времена. Поймите, это моя родина, я не отделяю себя от Донбасса, в какой-то степени нахожу эти качества и в себе. Мне кажется, что в диалоге с Донбассом Украина должна учитывать его специфику, которая во многом обусловлена статусом индустриального региона.
«В АНТРАЦИТЕ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПОДЪЕЗЖАЛ АВТОБУС, ИЗ КОТОРОГО РАЗДАВАЛИ ОРУЖИЕ: ПИШИ ИМЯ, ФАМИЛИЮ И БЕРИ СЕБЕ НА ЗДОРОВЬЕ»
- Павел, давайте упростим. Вы считаете, что Донбасс, край угля и стали, как воспевали его в советских песнях, считал себя самым важным и самым нужным?
- Да.
- Согласно вашей теории, это объясняет «нарциссизм» и «гордыню». А инфантильность в чем? Человек без характера в шахту не пойдет.
- Инфантильность в том, что Донбасс повелся на российскую провокацию и кричал: «Нас не слышат!». А Киев говорил логичные, но неприятные вещи - о том, что регион дотационный, что ему необходимы реформы и модернизация. А тут Россия, пользуясь моментом: «Вы - самые крутые, мы вам поможем, мы вас не бросим, возьмем вас в нашу империю, будете жить под нашими флагами, вам только нужно взять в руки автоматы и - вперед!». Донбасс не готов был к серьезному, взрослому диалогу, предпочитая ему эмоциональное потакание, и руководствуется детскими страхами в принятии решений.
- Тем временем Россия в свою империю Донбасс брать не торопится. И даже если Украина его отвоюет, автомат будет лежать под каждой второй подушкой. И периодически стрелять, как ружье в театральном акте. В руках потерпевших поражение, спивающихся местных боевиков. Хотя об их поражении говорить, увы, рано. Скорее, наоборот.
- Да, мама мне рассказывала, что весной в Антраците на центральную площадь подъезжал автобус, из которого раздавали оружие: пиши имя, фамилию и бери себе на здоровье.
- И ведь берут же. Вот вам и специфика Донбасса...
- Знаете, даже в этом конфликте можно найти положительные моменты. Люди вынуждены были стать беженцами - это, конечно, трагедия. Но с социально-культурной точки зрения внутренний взаимообмен стране необходим. Ведь нарциссизма и гордыни не лишена и Западная Украина, и этим тоже подогревается сегодняшний конфликт, потому что есть определенные стереотипы в отношениях востока к запада. Сегодня они рушатся, потому что люди вынуждены сталкиваться друг с другом лицом к лицу и воспринимать друг друга по-человечески.
- Вы имеете в виду, что беженцев с Донбасса сегодня принимают жители Западной Украины, помогая с одеждой, продуктами и жильем? Таких примеров много, честь им за это и хвала.
- На Донбасс сегодня тоже приезжает много людей - волонтеры, журналисты, представители общественных организаций.
- Донбасс сегодня не в лучшей форме и вызывает скорее сочувствие, чем потребность чему-то учиться у него.
- Донбасс не в лучшей форме последние 23 года, как минимум. Я сам в какой-то степени беженец с Донбасса, только сбежал оттуда 17 лет назад. Тому, кто не хотел работать в шахте, становиться бандитом или вступать в партию, которая грабит людей, на Донбассе делать было нечего. И все же этот регион тоже многое может дать другой Украине.
К самым положительным, героическим его качествам нужно было бы добавить побольше европейского, демократического и произвести взаимообмен этим лучшим с остальной Украиной. Кстати, в Западной Европе тоже существует проблема с индустриальными регионами, которые выработали свой промышленный ресурс. Когда та или иная отрасль становится нерентабельной, правительство думает о том, как развивать регион в другом направлении, как обеспечить людей работой. Так что это общеевропейская проблема.
- Вы сейчас в Варшаве, перед этим побывали в Люблине, в Германии. Как проходят читки вашей пьесы «Военный театр Донбасса»? Интересна ли еще эта тема Западу?
- Мне показалось, что люди в Германии индифферентны к украинским событиям. У них все хорошо, жизнь отлажена. А в Польше, которая была сильно вовлечена в наши события, поддерживала нас, от этой темы подустали, и волна интереса к ней спала. Но и с польскими, и с немецкими актерами, озвучивавшими наши тексты, работать очень приятно. Они проявили искренний интерес к тому, что происходит в Украине. Еще меня порадовало, что в Кельне на нашей встрече собрались молодые люди, уехавшие из Украины ранее, но не теряющие связь с родиной. Это был такой импровизированный кельнский Евромайдан. Фестиваль «Globalize: Cologne» организован при участии певицы и актрисы Марьяны Садовской.
Она родом из Львова, живет в Кельне. Очень переживает за Украину. В августе вместе с актерами Львовского академического театра имени Леся Курбаса она дала концерт в Мариуполе для бойцов украинской армии. Кроме того, Садовская участвует в сборе средств и гуманитарной помощи для Украины. В тот же вечер, после читки пьесы, была дискуссия с участием Сергея Жадана и выступление украинской музыкальной группы «Собаки в космосе».
Я почувствовал, что у зрителей, пришедших на эту встречу, есть голод по всему украинскому и большой интерес к сегодняшним событиям. А вот одна пожилая немка после читки спросила, чувствую ли я влияние Америки на то, что у нас происходит? Думаю, российская пропаганда работает даже в Германии.
- В вашу пьесу вошли интервью разных людей, опубликованные в тех или иных изданиях, озвученные актерами. Кому вы дали слово в пьесе?
- В числе других персонажей это и украинская патриотка с Донбасса Ирина Довгань, и командир батальона «Миротворец» Андрей Тетерук, и донецкая писательница Елена Стяжкина, Александр Бородай и Владимир Антюфеев из правительства «ДНР»...
- Вот уж поистине единство и борьба противоположностей - в отдельно взятой пьесе... Чем вас, человека, который два с лишним месяца провел в плену у террористов, заинтересовали главари «Новороссии» - российский политтехнолог Бородай и один из создателей Приднестровья, продолжающий на Донбассе дело строительства непризнанных республик, Антюфеев?
- Второе название моей пьесы - «Новороссия. Теория и практика». Я ставил перед собой задачу показать соответствие и несоответствие между тем, что декларирует «Новороссия», и реальной картиной. Ситуация там крайне запутанная, поэтому я и попытался представить как можно больше разных мнений людей, причастных к событиям на Донбассе.