Считайте ваши денежки!
Несколько десятилетий назад у чернокожих американцев, боровшихся за свое равноправие, было модно щеголять автомобилями. Не имея нормального дома, одежды, не определив еще детей на учебу и не вылечив зубы, потомки рабов покупали в кредит белые «кадиллаки» с кожаными салонами и затем долгие годы расплачивались за свой выпендреж. Впрочем, со временем пришел опыт и выработалось умение по-хозяйски относиться к семейным бюджетам, а заодно и хозяйничать в государстве — иначе прогресс был бы невозможен.
Я вспомнил об этом во время банковского кризиса, обрушившегося на весь мир. В Украине, России, большинстве других постсоветских стран регулярно вбрасывались в оборот из казны так называемые страховочные суммы, — огромные, многомиллионные — а народу объясняли, что «так надо» и теперь все будет в порядке. Мы с вами, то есть народ, благосклонно внимали этим аргументам, не очень понимая, о чем идет речь.
Когда в это же время президент Соединенных Штатов захотел поступить похожим образом и пустить в оборот 700 миллиардов страховочных долларов, у него это сразу не получилось. Американцы подсчитали, что для исправления экономических решений, вызвавших финансовый тарарам, власти хотят использовать средства, которые американцы честно платили в казну в виде налогов, и на латание бюджетных дыр уйдет в среднем около трех тысяч долларов с каждого налогоплательщика США. Тут же избиратели нажали на депутатов, поднялся шум, и в первых голосованиях проект не прошел.
Все дело в воспитании: американцы знают, что бюджет — это их деньги, выданные под отчет государству: так люди вкладывают свои зарплаты в домашнее хозяйство, составляя расписания семейных расходов. Белые «кадиллаки» покупаются в последнюю очередь — после того, как совершены покупки более важные. У нас же большинство народа определенно считает, что бюджет — это денежки, которые у государства взялись неизвестно откуда, и что оно знает лучше нас, на что их потратить.
Иногда кажется, что наши налогоплательщики как бы откупаются от государства и после этого не очень задумываются о судьбе своих налогов, внесенных в казну. Когда вновь возникают разговоры о проведении досрочных, внесрочных и каких угодно выборов, мало кто ставит во главу угла тезис о том, что это бесхозяйственно, что на очередные миллионы гривен, которыми оплачиваются депутатские свары, можно было бы открыть немало детских садов, школ и больниц. О том, откуда берутся средства на оплату вельможных привилегий, спецквартир, спецзарплат и спецтранспорта, у нас массово задумываться тоже не очень принято — в мозгах окостенело вбитое туда советское убеждение, что не государство служит нам, а мы ему.
Мне довелось в электричке наблюдать бессмысленный диалог безбилетника с контролером. Контролер доказывал, что билетные деньги идут на зарплаты персоналу, на уход за дорогами и ремонт вагонов, а безбилетник возмущался, что к нему пристают по пустякам. Народ в вагоне был не на стороне контролера, гоняя спор по кругу — с одной стороны пассажиры утверждали, что сиденья не очень удобны, а с другой — железнодорожник твердил, что нет денег на новые.
Сейчас, когда Украина и Польша мучительно готовятся провести футбольный чемпионат Европы, нам бы поучиться у англичан, которые построили лучшие стадионы на свете и при этом умеют окупать собственные затраты в обозримом будущем. Миллиардер Абрамович, купивший миллиардный футбольный клуб «Челси», уже получает прибыли от этого бизнеса. Театры, существующие за пределами наших границ, почему-то тоже прибыльны.
Мы обязательно научимся считать денежки, я уверен. Только бы поскорее...