Наша душа нуждается в допинге
Всем театральным режиссерам известно, что лучшие на свете актеры - это дети, причем чем младше, тем лучше. Ребенку, чья личность еще только складывается, ничего не стоит мгновенно вообразить себя табуреткой или кроликом, волком или Дедом Морозом. Взрослые с годами теряют такую легкость перевоплощения, но многие не избавляются от нее насовсем, а только загоняют детское умение в глубины сознания, не всегда признаваясь себе в этом. Женщины, проводящие вечера у телевизора, где раскручиваются мыльные оперы в 100 или 200 серий, конечно же, не стремятся на регулярные свидания с высоким искусством. Они попросту играют в чужую жизнь, врастают в экзотические семьи каких-нибудь знойных бразильцев, утопая в подробностях чужих радостей и страданий, ходят по вечерам в гости к героям бесконечного кино, которое намного интереснее реальной жизни...
Человеческой душе нужны допинги. Героиня горьковской пьесы "На дне", опустившаяся гулящая баба, свято верит в свои фантазии, рассказывая о маркизах и каретах, якобы заполнивших ее жизнь. Люди идентифицируют себя с киногероями, а экранных героев - со своей мечтой. Неслучайно исполнителей героических киноролей из голливудского ширпотреба Рональда Рейгана или Арнольда Шварценеггера американцы избирали на самые высокие должности, веря в их непобедимость, которая (избиратели уверены) в жизни столь же убедительна, как на экране. Женщинам снятся Ричард Гир или Анатолий Хостикоев на соседней подушке, потому что эти мужчины их мечты определенно красивее и приятнее давно постылых супругов...
Упомянутая мной система душевных допингов не ограничивается безобидной сферой мечтаний. Еще в древнем Риме процветали гладиаторские бои. Наблюдая их, люди могли утолить не самые похвальные страсти, упиваясь чужой смертью, соучаствуя в убийстве всем своим воображением. Позже были популярные в средневековье публичные казни на площадях, сожжения людей во времена инквизиции. Публичность чужого страдания грела пустые души. Психологи уверены, что не один маньяк-убийца вдохновился именно таким "зрелищем" перед тем, как начал действовать сам.
Сегодня создан конвейер так называемых "эрзац-убийств", кино, где людей гробят без счета, не называя причин убийства, а моральные обстоятельства не обсуждаются вообще.
Смерть понарошку - не единственный из ставших товаром "черных допингов". Есть еще "секс понарошку", порнуха самого низкого пошиба, где экранизирован секс с детьми или животными, - все это тиражируется, продается, пока есть спрос. На телевидении популярны так называемые "реалити-шоу", где действуют не актеры, а люди, которым некуда спрятаться. Чужая жизнь, увиденная сквозь замочную скважину, интересна многим, особенно если неприятности этой жизни вроде бы тебя не касаются. Недавно телевидение из передачи в передачу повторяло сцены гибели пляжников под страшной волной цунами на юге Азии. Кому-то из людей, чьи знакомые и родственники не погибли в катастрофе, такое даже нравилось...
Существует понятие "дежа вю" - это когда ты не можешь понять, было это с тобой на самом деле или ты усвоил это из чьего-нибудь рассказа. Жить в сугубой реальности очень трудно - мы становимся детьми, воображая себя великанами, героями-любовниками или, придя в цирк, радуемся, что клоун такой глупый, а мы такие умные. На самом же деле клоун валяет дурака, стремясь доставить нам удовольствие. Страна наших фантазий великолепна и необъятна, в ней ровно столько хорошего или плохого, сколько мы можем туда вместить.