В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка

Наша душа нуждается в допинге

Виталий КОРОТИЧ 23 Марта, 2005 00:00
Всем театральным режиссерам известно, что лучшие на свете актеры - это дети, причем чем младше, тем лучше. Ребенку, чья личность еще только складывается, ничего не стоит мгновенно вообразить себя табуреткой или кроликом, волком или Дедом Морозом.
Виталий КОРОТИЧ

Всем театральным режиссерам известно, что лучшие на свете актеры - это дети, причем чем младше, тем лучше. Ребенку, чья личность еще только складывается, ничего не стоит мгновенно вообразить себя табуреткой или кроликом, волком или Дедом Морозом. Взрослые с годами теряют такую легкость перевоплощения, но многие не избавляются от нее насовсем, а только загоняют детское умение в глубины сознания, не всегда признаваясь себе в этом. Женщины, проводящие вечера у телевизора, где раскручиваются мыльные оперы в 100 или 200 серий, конечно же, не стремятся на регулярные свидания с высоким искусством. Они попросту играют в чужую жизнь, врастают в экзотические семьи каких-нибудь знойных бразильцев, утопая в подробностях чужих радостей и страданий, ходят по вечерам в гости к героям бесконечного кино, которое намного интереснее реальной жизни...

Человеческой душе нужны допинги. Героиня горьковской пьесы "На дне", опустившаяся гулящая баба, свято верит в свои фантазии, рассказывая о маркизах и каретах, якобы заполнивших ее жизнь. Люди идентифицируют себя с киногероями, а экранных героев - со своей мечтой. Неслучайно исполнителей героических киноролей из голливудского ширпотреба Рональда Рейгана или Арнольда Шварценеггера американцы избирали на самые высокие должности, веря в их непобедимость, которая (избиратели уверены) в жизни столь же убедительна, как на экране. Женщинам снятся Ричард Гир или Анатолий Хостикоев на соседней подушке, потому что эти мужчины их мечты определенно красивее и приятнее давно постылых супругов...

Упомянутая мной система душевных допингов не ограничивается безобидной сферой мечтаний. Еще в древнем Риме процветали гладиаторские бои. Наблюдая их, люди могли утолить не самые похвальные страсти, упиваясь чужой смертью, соучаствуя в убийстве всем своим воображением. Позже были популярные в средневековье публичные казни на площадях, сожжения людей во времена инквизиции. Публичность чужого страдания грела пустые души. Психологи уверены, что не один маньяк-убийца вдохновился именно таким "зрелищем" перед тем, как начал действовать сам.

Сегодня создан конвейер так называемых "эрзац-убийств", кино, где людей гробят без счета, не называя причин убийства, а моральные обстоятельства не обсуждаются вообще.

Смерть понарошку - не единственный из ставших товаром "черных допингов". Есть еще "секс понарошку", порнуха самого низкого пошиба, где экранизирован секс с детьми или животными, - все это тиражируется, продается, пока есть спрос. На телевидении популярны так называемые "реалити-шоу", где действуют не актеры, а люди, которым некуда спрятаться. Чужая жизнь, увиденная сквозь замочную скважину, интересна многим, особенно если неприятности этой жизни вроде бы тебя не касаются. Недавно телевидение из передачи в передачу повторяло сцены гибели пляжников под страшной волной цунами на юге Азии. Кому-то из людей, чьи знакомые и родственники не погибли в катастрофе, такое даже нравилось...

Существует понятие "дежа вю" - это когда ты не можешь понять, было это с тобой на самом деле или ты усвоил это из чьего-нибудь рассказа. Жить в сугубой реальности очень трудно - мы становимся детьми, воображая себя великанами, героями-любовниками или, придя в цирк, радуемся, что клоун такой глупый, а мы такие умные. На самом же деле клоун валяет дурака, стремясь доставить нам удовольствие. Страна наших фантазий великолепна и необъятна, в ней ровно столько хорошего или плохого, сколько мы можем туда вместить.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось