В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Ход конем

Лада ЛУЗИНА. «Бульвар» 30 Марта, 2005 00:00
За три недели проката фильм по роману Бориса Акунина "Турецкий гамбит" заработал 15 млн. долларов.
Лада ЛУЗИНА

Экранизировать один из романов о приключениях Эраста Фандорина сам Никита Михалков возжелал еще четыре-пять лет назад, когда вокруг начался настоящий бум акунинолюбов и эрастоманов. Потом история эта как-то заглохла. Позже снова всплыла. Только речь шла уже не об оскароносном Никите Сергеевиче, а о его "Студии ТРИТЭ".

И вот, наконец, то, о чем так долго говорили большевики, свершилось, причем с перевыполнением плана! На экраны вышел фильм по роману Бориса Акунина "Турецкий гамбит". За ним вот-вот появится "Статский советник"...

Режиссер первого - Джаник Файзиев (известный нам по "Старым песням о главном"), а звездный состав артистов даже не влезает в рекламную аннотацию. Тут тебе и мечта наших мам - звезда польского кино, давнишний друг и собутыльник Михалкова Даниэль Ольбрыхский. И супермен "Бандитского Петербурга" Дмитрий Певцов. И "товарищ Сухов" Анатолий Кузнецов, и "ментовский Казанова" Лыков. Марат Башаров, Алексей Гуськов, Гоша Куценко и

т. д. и т. п., включая мелькающего в нескольких невнятных эпизодах Валдиса Пельша, судя по всему, случайно проходившего мимо, загримированного и тоже всунутого в кадр - "шоб було".

Безусловно, самым болезненным для заядлых эрастоманов (уже травмированных постановкой "Азазель" с сиропным Ильей Носковым) был вопрос: "Кто же сыграет умницу, душку и литературное воплощение всех лучших мужских качеств на земле - Эраста Петровича Фандорина?". К счастью, обошлось без неожиданностей и сюрпризов.

Егор Бероев ("Семейные тайны", "Железнодорожный роман"), хоть и недотягивал до загадочного красавца-героя Эраста, раздражения не вызывал. Разве что в некоторых эпизодах своей американизированно-утрированной мимикой а-ля эмоциональный подросток он чересчур уж напоминал Олега Меньшикова в "Сибирском цирюльнике". А учитывая, что грядущего "Статского советника" Фандорина играет не кто иной, как любимый актер Никиты Михалкова, было слишком понятно: Бероева подобрали по фейсу под "Меньшикова в молодости", затем под него и обстругали.

В остальном фильм можно назвать донельзя добротной экранизацией любимого произведения. Даже некоторые условности и изменения сюжета вполне оправданны. Во-первых, роман - это роман, а кино прежде всего картинка, которая должна быть зрелищной и захватывающей. Во-вторых, сценарий писал лично Акунин, а к дорогому гению не придираются.

В результате главная героиня - феминизированная барышня 1877 года Варенька Суворова, прокравшаяся во время Русско-турецкой войны в военный лагерь, дабы повидать жениха, - превращена из наблюдательницы в активную участницу. Она и в стан врага заявляется, и из дамского пистолета пуляет, и летает с Фандориным на воздушном шаре, и наряды меняет бесконечно. Хотя и армейскому коню понятно, что взяться им неоткуда, так как появилась она в одном мужском костюме, а в лагере, состоящем из парусиновых палаток, дамского магазина нету-с. Но зритель вполне удовлетворяется вскользь брошенной фразой: тут, мол, нашелся человек, который неплохо шьет, - и благополучно плюет на абсурд: этот военно-полевой портняжка не только шьет, но и ткет, плетет кружева, кует драгоценности и страусов для женских шляпок выращивает. Бог с ним - слишком уж живописно смотрятся Варенькины амазонки с цилиндрами и клетчато-малиновые платьица с турнюрами на фоне выжженного пейзажа. Ведь иначе б и смотреть было не на что - вокруг война.

А вот что действительно ни в Крым, ни в Красную Армию, так это компьютерная графика - крушащиеся горы и провалы, мелькающие якобы в голове у Фандорина. Он, конечно, по Акунину был парень продвинутый, чуткий ко всем техническим новшествам, но не до такой же степени, чтобы мысленно играть в компьютерные игры - в век, когда еще и печатную машинку-то не изобрели!

Впрочем, это единственное серьезное "фе" в адрес "Гамбита". По качеству сей высокобюджетный, исторический детектив со звездным ассорти ничуть не уступает голливудским фильмам подобного жанра. И априори обречен если не на громкий успех, то на глубокое зрительское удовлетворение.

Что же касается литературных фанатов, давно выучивших все 10 романов о Фандорине наизусть, твердо знающих: "убийца - дворник" и явившихся в зал, по сути, лишь сверять текст, - им был приготовлен нежданный сюрприз. В сценарии "Турецкого гамбита" автор сделал главным злодеем совсем другого персонажа... Ты вот сидишь, великомудро ждешь, сейчас его, падлу, схватят и обличат, и вдруг хватают совершенно не того!

Это и называется - "гамбит"!

И теперь глубокоуважаемые акунинолюбы и эрастоманы могут смело идти в кинотеатр и распутывать всю загадку сначала.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось