В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Весь мир - театр

Скандал в благородном семействе

Елена МАРТЫНОВА. «Бульвар» 30 Марта, 2005 00:00
В Театре имени Леси Украинки продолжается многолетний конфликт между Ольгой Сумской и коллективом.
Елена МАРТЫНОВА
Похоже, украинский театр упорно движется в сторону шоу-бизнеса. Скандалы, которые были когда-то немыслимы в благородном семействе, то и дело сотрясают отечественные подмостки. Самое обидное, что коммунальные склоки происходят не в каких-нибудь новоиспеченных труппах, расплодившихся сегодня в огромном количестве, а в прославленных и увенчанных всевозможными лаврами. Вот уже который год длится с активным выносом сора из избы противостояние актера и худрука в Театре Ивана Франко, не первый год затягивается в крепкий узел конфликт актрисы с труппой в Театре Леси Украинки. Говорят, артисты - народ подневольный и зависимый. Возможно, когда-то так оно и было. Когда-то артист даже в страшном сне не мог представить опоздание на спектакль, прогул репетиции, не говоря уже об отказе от ролей... Но время нынче амбициозное, и некоторых популярных любимцев публики, видимо, здорово развратили фантазии о собственной уникальности и незаменимости. К сожалению, актерская недисциплинированность и небрежность сегодня едва ли не норма. Для комментария сложившейся ситуации "Бульвар" обратился к руководителю режиссерской службы Театра имени Леси Украинки Герману Васильевичу Цареву.

- Герман Васильевич, что, собственно, происходит?

- Ольга Сумская - красивая, характерная актриса, одна из самых перспективных исполнительниц - около 10 лет принципиально игнорирует сложившиеся законы и правила внутри коллектива. Ведь срыв спектакля или неявка на репетицию - это не просто нарушения внутреннего распорядка. Это прежде всего удар по имиджу театра, вызов коллегам, создание нездоровой ситуации в целом.

Все началось с того, что еще в январе 1996 года Ольга взяла бюллетень. 10 января мы из-за нее отменили спектакль "Дом, где все кувырком", и в этот же вечер, как мы узнали из газеты "Киевские ведомости" от 19 января 1996 года, Сумская всю ночь пела в ночном клубе "Фламинго". То есть для того, чтобы играть спектакль, Ольга больна, а чтобы петь в ночном клубе, зарабатывая деньги, вполне здорова.

Аналогичная ситуация повторилась на спектакле "Рождественские грезы", где Ольга репетировала одну из главных ролей. Актриса взяла бюллетень с 24 ноября по 9 декабря 2000 года и в этот же период участвовала в съемках телепередачи "Нет проблем", а 8 декабря - в пресс-конференции Комитета "Украина - за европейский выбор", которая транслировалась по каналам "Тонис", "ТЕТ", "Интер". Далее без каких-либо видимых причин Сумская просто прогуляла репетиции. По КЗоТ Украины ее можно было уволить даже за один прогул. Тем не менее руководство, пожалев актрису, ограничилось выговором.

В дальнейшем подобная ситуация регулярно повторялась. Чтобы уклониться от репетиций и спектаклей, Ольга предоставляла бюллетени, а сама в это время принимала активное участие в концертах, презентациях и прочих мероприятиях вне стен театра.

- Интересно, как, находясь в одном городе со своими коллегами, можно, сославшись на болезнь, отконферировать концерт - так, чтобы никто ничего не узнал?

- Да никак нельзя. Руководство и коллеги узнавали о "болезнях" Сумской из газет, в которых подробно описывалось, как удачно прошло ее выступление в ночном клубе или на фестивале.

Вообще, унизительных для труппы ситуаций за годы конфликта с Сумской хватало. В свое время Ольга безумно мечтала сыграть баронессу Штраль в лермонтовском "Маскараде" - ярком масштабном действе, где задействованы 50 человек плюс балет. Так сильно об этом мечтала, что с 20 по 23 сентября 2004 года, когда шли генеральные репетиции "Маскарада", она обратилась с просьбой сыграть антрепризу "Синьор из высшего общества" вне Киева, а 23 (за день до премьеры!) отпустить ее "для проведения дружеской встречи Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы со своими однокурсниками в городе Днепропетровске". Это при том, что замена Сумской в "Маскараде" изначально не планировалась - актриса репетировала без дублера и прекрасно осознавала, что худрук не сможет ей отказать в "проведении встречи Президента", учитывая особую важность мероприятия.

Неужели Ольга не понимала, что ее неучастие в генеральных репетициях - это срыв премьеры?! Однако художественный руководитель отпустил ее, введя за три дня другую исполнительницу. Самое интересное, что после этого Сумская на встречу Кучмы с однокурсниками почему-то не поехала.

- Чем, если не секрет, вызвано такое долготерпение Михаила Резниковича?

- Михаил Юрьевич - руководитель, за годы своего правления не уволивший ни одного артиста. Еще в 2001 году профком дал согласие на увольнение Сумской за систематические прогулы. После чего Резникович пригласил ведущих актеров театра для обсуждения этой проблемы. Все они категорически осудили поведение Ольги Сумской. Привожу текст протокола.

Народный артист Украины Давид БАБАЕВ:

- Все дело в мозгах. Сумская - подлая, наглая, а не только неумная. Ее надо было выгнать еще пять лет назад. Сколько было грязи в прессе по поводу нашего театра, связанной с ее именем, прямых оскорблений. Ее никто не развратил, она всегда была такой. Она не хочет работать в театре!

Народная артистка Лариса КАДОЧНИКОВА:

- Меня пригласили в Москву на фестиваль, за 10 дней до премьеры "Ревизора". Я, естественно, отказалась. Работа в театре важнее. Я поделилась этим с Сумской, на что она мне ответила: "Я бы взяла бюллетень и обязательно поехала". По-моему, это говорит само за себя. Это неисправимо, это - биология.

Народный артист Украины Николай РУШКОВСКИЙ:

- Я всегда отмечал в ней хитрость, использование всякого рода ходов. Так она и в театр попала - окольными, непрямыми путями.

Народный артист Украины Валерий СИВАЧ:

- В театре должен управлять закон, единый для всех. Не будет Сумской - театр будет жить. Театр не пропадет. А то получается, что мы заложники у своих коллег!

- Конфликт с Сумской тянется не первый год. Наверное, бесследно это не проходит?

- Ситуация, конечно, нездоровая, но Ольга не настолько мощное воздействие оказывает на коллектив, чтобы его дестабилизировать. Я считаю, что у нас на редкость дружный театр. Нет ни кланов, ни группировок, которые творчески и человечески противоречат друг другу. Много аншлаговых, хороших спектаклей. Активно заняты в репертуаре как старшее и среднее поколение, так и молодежь. По-моему, трудно найти еще такой большой театр в стране, где почти каждый молодой артист имеет одну главную роль. Активно работает студия, а пожилым артистам, которые уже не могут выходить на сцену, мы пытаемся оказывать материальную помощь...

- Тем не менее у кого-то может сложиться впечатление, что Ольгу просто выживают. К сожалению, в театрах это обычное дело...

- Сумская за несколько лет получила пять главных ролей, из которых не все сыграла. Под разными предлогами она постоянно увиливает от работы, нарушая правила внутреннего распорядка, кодекс Законов о труде или просто отказываясь от роли, как это было со Сьюзен в новом спектакле "Девичник".

- Сейчас существует открытая неприязнь артистов к Сумской?

- Ольге, конечно, никто в лицо ничего не высказывает, хотя почти все понимают, что происходит. Времени на выяснения отношений у нас нет, все занимаются своим делом, но подспудно чувствуется: "Почему ей можно себя так вести?". Я знаю, что многие актеры приходили к художественному руководителю, возмущаясь поведением Сумской, и спрашивали: "Почему ей можно?!".

Ведь после разговора с ведущими артистами руководство решило ее не увольнять и даже назначило на главную роль в спектакле "Лулу. История куртизанки".

- Зачем?

- Очевидно, чтобы дать ей еще один шанс...

- Наверное, такое благородство со стороны руководителя вдохновило Ольгу?

- Из 23 репетиций Сумская присутствовала всего на 10-ти, за нетактичное поведение и пререкания с режиссером-постановщиком была удалена с репетиции, а потом просто прогуляла пять дней, сославшись на болезнь.

- Разве актер не может заболеть?

- Может. Но болезнь почему-то не помешала Сумской в то время, когда шли репетиции, уехать в Крым на Международный фестиваль "Артек", чтобы принять в нем участие.

...Сумская продолжает делать свое дело, исходя исключительно из своих собственных интересов. Как-то в одном интервью она заявила: "Мне очень импонирует порядочность...". На мой взгляд, как раз именно этого ей явно не хватает.

От редакции. Являясь изданием толерантным и демократичным, "Бульвар" готов выслушать мнение другой стороны, предоставив возможность высказаться самой героине конфликта Ольге Сумской.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось