Сын актера Донатаса БАНИОНИСА Раймундас: «Путин признался отцу, что решил стать чекистом после того, как посмотрел «Мертвый сезон»
Сегодня 88-летний мэтр живет в Вильнюсе. В 2008 году не стало его любимой супруги Оны. Старший сын ушел из жизни еще раньше - в 1993-м (45-летний Эгидиюс Банионис умер от онкологического заболевания). Согревают ли сердце постаревшего актера воспоминания о десятках ролей в кино и театре, о призах международных фестивалей и всесоюзной славе? Об этом я решила расспросить 54-летнего Раймундаса - младшего сына, который стал режиссером кино, театра и ТВ. Мы встретились с Банионисом-младшим на кинофестивале «Корона Карпат» в Трускавце, где он был председателем жюри игровых фильмов.
«В ДЕТСТВЕ Я БЫЛ ВОСТРЕБОВАННЫМ АКТЕРОМ - ПЕРЕИГРАЛ ВСЕ РОЛИ: ОТ ЦЫПЛЕНКА ДО САМЫХ КРУПНЫХ ЖИВОТНЫХ»
Донатас Банионис с младшим сыном Раймундасом и супругой Оной Банёнене, 1969 год |
- Раймундас, когда вы были ребенком, понимали, что ваш отец - прославленный на весь Советский Союз артист?
- Дело в том, что в фильмах, сделавших его известным, он начал сниматься чуть позже - когда я уже стал школьником. А в начале 60-х папа был обычным актером в маленьком городке Паневежисе, пятом по величине в Литве. Поэтому никакого культа отца - ни тогда, ни после - не наблюдалось. И потом, театр под руководством Юозаса Мильтиниса был очень популярным, к нам на спектакли приезжали со всего Советского Союза! Подчеркиваю, там все были звездами. Это не был театр одного актера Баниониса. И когда там был худруком Мильтинис, и позднее, когда он ушел на пенсию, а его место занял отец, театр называли в честь основателя (а сейчас и официально он носит имя Мильтиниса).
- Атмосфера в семье была театральной или, наоборот, родители старались не говорить о работе?
Раймундас Банионис: «Мы просто жили сценой. Маленьким я днем ходил в садик, а вечером сидел в своем закуточке в зрительном зале, а на сцену впервые вышел в три года в «Макбете» |
- Это была даже не атмосфера, мы просто жили сценой. С 10 утра до 10 вечера родители - с небольшими перерывами - находились в театре. Маленьким я днем ходил в садик, а вечером меня было некуда девать, и я сидел в своем закуточке в зрительном зале. Поэтому еще ребенком наизусть знал «Макбета», «Поднятую целину» - четыре спектакля было, которые мне нравились.
А на сцену я впервые вышел в три года в «Макбете» в роли младшего сына Макдуфа.
С Иннокентием Смоктуновским в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», 1966 год. «Сценарий был один, а фильм получился другой» |
У Шекспира нет такого персонажа - есть только старший сын (его играл мой брат, ныне покойный). Но режиссер для большей трагичности сцены убийства семьи придумал Макдуфа и что мать закроет собой еще маленького ребенка, а потом их всех зарежут... Я был востребованным актером в детстве. Особенно в спектакле «Кошкин дом» Маршака: по мере взросления переиграл там все роли - от цыпленка до самых крупных животных. (Смеется).
- В кино снимались тоже вместе с отцом?
- Нет, в 11 лет меня позвали в детский боевик «Пятерка отважных». На этих съемках, они проходили в Белоруссии, мне исполнилось 13. Потом Инна Туманян пригласила на главную роль в фильм «Пятнадцатая весна» на студию Горького - я сыграл пионера-героя Сашу Чекалина.
- Отец был строгим критиком ваших актерских работ? Что-то советовал?
В роли Криса Кельвина с Натальей Бондарчук, «Солярис», 1972 год |
- Нет, никогда не вмешивался. Мама больше помогала... При Мильтинисе никто не давал советов даже коллегам! О чем вы говорите?!
«ПОКА ОТЕЦ С ТАРКОВСКИМ БЫЛИ ТРЕЗВЫМИ, Я ИХ СЛУШАЛ, А КОГДА УЖЕ ХОРОШЕНЬКО ПОДДАТЫМИ - ВЕСЬ ИНТЕРЕС ПРОПАДАЛ»
С Андреем Тарковским на съемках «Соляриса». «В то время Тарковский считался просто хорошим режиссером, хотя кто-то считал его и не очень хорошим» |
- То есть вы ни разу не снимались вместе с отцом?
- Только в одном фильме - в «Солярисе». Там есть единственный кадр, где я появляюсь в роли молодого Криса Кельвина, которого играл отец. Вернее, из всего отснятого за день в Звенигороде в картину вошел один кадр. На 44-й минуте фильма Крис вспоминает свое детство - сначала в кадре маленький ребенок, затем подросток у костра - это и есть я. (Смеется).
- Не страшно было работать с таким мэтром, как Андрей Тарковский?
- Во-первых, я тогда уже мог сравнивать - за плечами были и главные роли. Во-вторых, он тогда не был никаким мэтром! Культ начался потом, а в то время Тарковский считался просто хорошим режиссером. Хотя кто-то считал его и не очень хорошим. А Гайдай вообще сказал - мол, такое можно снимать хоть каждый день, ты комедию попробуй сними!
С Роланом Быковым (Иван Савушкин) в «Мертвом сезоне» |
- Ну, где-то Леонид Иович и прав был...
- В том-то и дело... Помню, что Тарковский был очень жестким человеком, но с юмором. Очень необычный.... Вся группа буквально молилась на него.
- Андрей Арсеньевич признавался, что ему сложно было с Банионисом работать...
- Я присутствовал во время их споров, когда отец приглашал режиссера в квартиру, где мы жили во время съемок. Они беседовали обо всем - об искусстве, о жизни. Фильм снимался долго, поэтому таких встреч было немало...
- Вы, затаив дыхание, слушали их разговоры?
На съемках картины «Мертвый сезон» с кадровым советским разведчиком-нелегалом периода «холодной войны» Кононом Молодым, послужившим прототипом главного героя в фильме |
- Пока они были трезвыми, а когда уже хорошенько поддатыми - весь интерес пропадал. Помню, отец все убеждал его: «Понимаешь, Андрей, нужно создавать образ...». А Тарковскому это абсолютно было не надо, ему важна картинка! Крупный план! Помню, он на площадке говорил отцу: «Надо, чтобы ухо вошло в кадр, ухо... Сделай так!». Вот такие были противоречия.
- Что ни говори, из всех актеров Прибалтики Донатас Банионис, без сомнения, самый популярный. Как вы думаете, почему?
- В первую очередь, сказывалась школа Мильтиниса. Она влияла на весь советский театр, настолько была сильной. Там надо было играть по-настоящему. Подчеркиваю: не показывать человека, а быть им - настолько, чтобы зритель не отличал, где ты играешь, а где настоящий.
- С Донатасом Юозовичем считалось кинематографическое руководство?
Лаймонас Норейка (полковник Никольс) и Донатас Банионис (Константин Ладейников), «Мертвый сезон», 1968 год Фото «РИА Новости» |
- Конечно, он же был депутатом Верховного Совета СССР, его очень уважали. В качестве примера могу привести такой случай. Когда снимали «Солярис», Тарковскому не хватило пленки «Кодак». Ее выдавали не всем и очень мало, потому что она была на вес золота. А у Тарковского много в корзину уходило. И вот он взял с собой как палочку-выручалочку Баниониса и пошел к кинематографическому руководителю - уж не помню, к кому. Сначала тот даже слушать не хотел: нет «Кодака», и все! Тарковский не сдавался: мол, вы понимаете, мне очень надо. В итоге - во многом благодаря авторитету отца - пленку они все-таки получили.
- Вспоминая еще один фильм - «Берегись автомобиля», - не могу не спросить: вашего отца не смущала роль пастора, причем явно прибалтийского, который присваивает пожертвования прихожан?
- Начнем с того, что сценарий был один, а фильм получился вообще другой. Когда посмотрели отснятый материал, оказалось, что это провал полный! И тогда каким-то образом Рязанов перемонтировал его. У отца была большая роль, а остались от нее слезы. И, насколько я помню, его абсолютно не смущал этот пастор.
«НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ В «МЕРТВОМ СЕЗОНЕ» ПРОЧИЛИ ВЯЧЕСЛАВА ТИХОНОВА»
- Ну и, наконец, «Мертвый сезон». Хотя прототипу главного героя, советскому разведчику Конону Молодому, фильм не понравился, зрители картину приняли на ура! Говорят, будто Путин решил стать чекистом после того, как посмотрел картину...
С президентом России Владимиром Путиным в Кремле, начало 2000-х |
- Да, был такой факт. В Кремле, на каком-то официальном мероприятии, Путин сказал об этом отцу. А знаете, ведь в этом фильме должен был играть совсем другой актер...
- Кто же?
- Дело было так. Савве Кулишу поручили снять картину про советскую разведку времен «холодной войны». Режиссер, невзирая на рекомендации руководства, пригласил на главную роль полковника Ладейникова отца. Все говорили: «Что ты делаешь? Нужен красавец, супермен, чтобы сразу было видно - в кадре советский разведчик!». И упорно прочили Вячеслава Тихонова.
Но у Саввы была другая точка зрения. Работа шла, многое уже отсняли, и вдруг сценаристы пожаловались кому-то: мол, герой не тот! - и картину остановили. Отцу Кулиш ничего не сказал. Отправил домой якобы на время - дескать, пока декорации будут создавать. Проходит неделя, другая - актера никто не вызывает. Он и не подозревал, какая у него за спиной идет борьба! В итоге за кандидатуру отца вступились сам Конон Молодый и Михаил Ромм. Молодый сказал на худсовете примерно следующее: «Нет, настоящий разведчик и должен быть таким невзрачным, как Банионис, чтобы не бросаться в глаза».
С женой Оной и сыновьями — Раймундасом и Эгидиюсом, 1970 год. Старший сын актера Эгидиюс был историком, специалистом по XV-XVI векам, умер в 1993 году от онкологического заболевания, посмертно награжден Государственной премией в области науки |
(На рубеже 50-60-х годов Конон Молодый под именем Гордона Лонсдейла работал в Великобритании, торговал игровыми автоматами (в фильме они превратились в музыкальные). Объектом его профессиональных интересов была группа немецких ученых, некогда служивших Гитлеру, которые занимались разработкой оружия. В 1961 году Молодый был арестован и приговорен к 25 годам заключения. В 1964 году его обменяли на английского разведчика Гревилла Вина, связного Олега Пеньковского. - Авт.).
- А сколько международных наград потом получил и фильм, и Донатас Банионис!
- Да, он много стран объездил с этим фильмом...
- Кстати, как Донатас Юозович оценивал уровень дубляжа - в частности, работу Александра Демьяненко в «Мертвом сезоне»?
С Вией Артмане в картине «Никто не хотел умирать», 1965 год |
- У отца чудовищный акцент, поэтому его дублировали всегда - и Зиновий Гердт, и другие актеры. Работой Демьяненко он был особо доволен и даже говорил: «Александр помогает роли, поправляет ее».
- Ну а Тихонов через пять лет получил мегасатисфакцию - сыграл Штирлица! Так что - все сошлось...
- (Улыбается, кивая головой).
«НА РЕПЕТИЦИЯХ В ТЕАТРЕ Я НАЗЫВАЛ ОТЦА «ДЕДУШКОЙ»
- Скажите, а родители не настаивали, чтобы вы с братом пошли по их стезе?
- Нет. Более того, мой брат (ныне покойный) окончил Московский историко-архивный институт, был серьезным ученым, издал Первый Литовский статут - свод законов Великого княжества Литовского. Увы, несколько лет назад Эгидиюс умер от рака...
С народной артисткой СССР Вией Фрицевной Артмане спустя годы |
- А вы почему выбрали режиссерскую профессию?
- Довольно много снимаясь в детстве, ясно понял, что не хочу быть актером.
- Но почему? И опыт уже немалый был, да и фамилия вам способствовала бы, защищала в какой-то мере...
- Где-то она защищает, а где-то очень мешает, поверьте! Потому что все считают, что ты должен делать то же, что отец, но лучше! В общем, я просто понял, что не хо-чу! Не хочу быть зависимым, предпочитаю сам делать кино. Поэтому в восьмом классе записался в кружок кинолюбителей, а после школы поступил во ВГИК на режиссерский факультет (в мастерскую Кулиджанова и Лиозновой. - Авт.).
- Как Донатас Юозович к этому отнесся?
- Никак, я ему не говорил ничего... Признался, когда уже поступил. Он потом рассказывал, как в это же время на сессии Верховного Совета встретил Кулиджанова. Пообщались о том о сем, и Кулиджанов говорит: мол, набираю курс во ВГИКе. Отец ему: «Знаю, мой сын как раз поступает». Кулиджанов заволновался: «Донатас, что ж ты молчал? Я сейчас же позвоню, скажу, чтобы его взяли!». Папа рассмеялся: «Да не нужно, он уже поступил».
Супруга Донатаса Юозовича Она ушла из жизни в 2008 году. «Сейчас отец отказывается от всяких ролей. Ему трудно, плохо с памятью, гостей принимает только дома» |
Мне во многом помогло то, что я шел как представитель Литвы. Было выделено по одному месту для каждой республики. Нас только трое было после школы, остальные уже с высшим образованием.
- Когда окончили ВГИК, не хотели снять фильм с отцом в главной роли?
- В то время как раз пришла независимость, и кончились деньги на кино. В Литве было особенно тяжело. В то время я ставил спектакли в Паневежисе, в театре, а отец в них играл.
- Интересно, как вы к нему обращались во время репетиций? По имени-отчеству?
- Да нет, «дедушкой» называл, это его домашнее прозвище. У меня уже на то время свои дети были, и мы все его так звали.
- Кстати, в Википедии написано, что народный артист СССР Банионис окончил в зрелом уже возрасте консерваторию. Это так?
- Да, и объясню, почему. Мильтинис не брал никого со стороны: актеры сначала должны были окончить его студию, а потом уже играть в его театре, чтобы им не мешали «примеси» других школ, понимаете? Ни школа, ни театр не были госструктурами, а как бы частными заведениями. Актеры не имели ни дипломов, ни трудовых книжек - то есть по факту они все были без профессии. А в советское время наличие диплома было важно - и для пенсии, и для стажа. Поэтому отец, приняв руководство театром, экстерном окончил драматическое отделение Вильнюсской консерватории. И также предложил всем желающим актерам театра учиться заочно - дал им такую возможность.
- В Москву его звали?
- Конечно. Но Москва для него не была центром притяжения, мы, литовцы, не рвались туда. Запад, Европа нам были ближе.
- В вашем доме в Литве гостили российские режиссеры, актеры?
- Конечно. Дом у нас хлебосольный, открытый. Особенно запомнилось, как приходили Вицин с Моргуновым - у них были гастроли в Вильнюсе. Сидели у нас, выпивали, очень интересно было общаться с ними.
- Какие-то семейные традиции сохранились по сей день?
- 99 процентов семей в Литве были верующие, и наша - не исключение. Поэтому мы обязательно отмечали и отмечаем Рождество и Пасху, всегда ходили в костел - отец, кстати, бывает на службах и по сей день. Но самый большой наш семейный праздник - День святой Анны, 26 июля. Мать отца и мою маму звали Она (то же, что Анна, по сути), это же имя носят в качестве второго (как у всех католиков) одна из моих дочерей и внучка.
- А сколько всего у вас детей?
- Трое: старшей дочери - 33 года, сыну - 23, младшей дочке - 21. С театром и кино они никак не связаны.
- Раймундас, как живет ваш отец? В кино еще снимается?
- Сейчас он отказывается от всяких ролей. Категорически. Ему трудно, плохо с памятью - боится, что не запомнит текст. Хотя в прошлом году сыграл небольшую роль губернатора Муравьева. Часто зовут на разные мероприятия в качестве свадебного генерала - он никуда не ходит. Журналистов и гостей принимает только дома. Устал...