Евгений ЕВТУШЕНКО написал песню о Крещатике
«ЕВТУШЕНКО БУДЕТ И ПЕТЬ, И ТАНЦЕВАТЬ... ОН ПРЕДСТАВЛЕН ВО ВСЕХ ИПОСТАСЯХ»
- Все началось с того, что я хорошо знаю поэзию Евтушенко и люблю ее долгие-долгие годы, - признался Александр Александрович, - а идея вечера родилась в феврале 2011 года, когда мы сыграли в Киеве концерт с Раймондом Паулсом, где прозвучало несколько новых песен на стихи Евгения Александровича, и я увидел, как замечательно их принимает публика.
Песни были нетипичные, и многие наши композиторы (не будем называть их поименно, объединим словом «видатнi», они это любят) говорили: «Да это же вообще непонятно что!», а я отвечал: «Вы, ребята, привыкли, что песня состоит из пары куплетов и припева, там два притопа, три прихлопа. Но ведь есть и зонги - балладная, театрализованная форма песен, которая не предполагает того, о чем вы говорите! Вам непонятно, но слушатели воспринимают их на ура. Паулс написал на стихи Евтушенко цикл «Дай Бог». Ну, сама песня «Дай Бог» в исполнении Малинина общеизвестна, однако там есть еще десяток других, очень интересных, и я задумался: а ведь у Евгения Александровича невероятный пласт песенного творчества, ставшего классикой! Именно эстрадной, я уже не говорю о 13-й симфонии Шостаковича со стихами Евтушенко...
- Алла Пугачева, по-моему, пробовала писать музыку к его произведениям...
- И не только! Я сразу вспомнил такие простые и понятные песни, как «А снег идет», «Бежит река» («Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня»), «Со мною вот что происходит», «Чертово колесо», «Не спеши», «Сережка ольховая», - потрясающие шлягеры, которые сопровождают жизнь не одного поколения, и подумал: а почему бы не поставить музыкально-поэтическое шоу? Отобрал 14-15 известных песен, к ним добавилась новая, о Крещатике, которую Евгений Александрович написал в подарок киевлянам - специально к этому концерту.
Мы договорились, что будем не просто отдельно петь и отдельно стихи читать, а сделаем достаточно необычные вещи. Вот, например, придумали номер, где Евтушенко будет и петь, и танцевать - с актрисой Театра русской драмы Анной Артеменко, которая сыграет Лару из «Доктора Живаго» (у Евгения Александровича есть стихи на эту тему).
Он у нас и модератор, и автор, и артист - представлен во всех ипостасях. Плюс мой оркестр и его солистки Наталья Исаченко, которая профессионально поет в коллективе уже несколько лет, и Наталья Папазоглу - дебютантка, обладающая уникальным голосом. Провалилась, кстати, во всех мыслимых и немыслимых телешоу - ну, это понятно, после нее можно уже и не петь... Но сколько я работал со звездами, никогда не слышал, чтобы посреди песни люди аплодировали. А Наташе хлопают. Богата украинская земля талантами, правда! «РадиоБенду» 13 лет, это пятый состав участников - и все ребята играют здорово.
К нам приедут гости - латвийский певец Интарс Бусулис, который исполняет мужской репертуар Паулса, и ныне популярный в России певец и актер Леуш Любич. Он окончил ГИТИС, очень грамотный парень, будет петь знаменитые песни Тухманова на стихи Евтушенко, которые больше 40 лет никто не решался исполнять: «Любимая, спи» и «Любовь - дитя планеты» с пластинки аж 1972 года «Как прекрасен этот мир». Поскольку их спел Леонид Бергер, тогда солист «Веселых ребят», никто перепеть так и не решился: голоса, равного бергеровскому, до сих пор вы не услышите. Хотя Валерий Ободзинский, тоже неслабый парень, пробовал исполнять «Любимая, спи», но даже ему оказалось не под силу достичь того, что сделал Бергер. А Леуш, мне кажется, сможет: у него трехоктавный диапазон.
Александр Фокин: «Пускай на сцене будет побольше по-настоящему великих мастеров — тогда, возможно, поубавится амбиций у наших доморощенных «титанов» |
Магомаевский репертуар исполнит Фемий Мустафаев - человек с потрясающим голосом и харизмой, и еще я пригласил нашего молодого актера Валерия Величко - ему как раз досталась песня о Крещатике, которую он споет с Наташей Исаченко и... рэпером. А кто этот рэпер - пока секрет. Между прочим, поэт сам просил меня задействовать в концерте побольше молодых украинских певцов, так как считает украинцев очень музкальными.
Центральную часть сцены оформим в виде гостиной, поставим диванчик, кресла, торшер, журнальный столик, а вокруг и как бы сверху разместим оркестр. Таким образом, Евгений Александрович будет находиться внутри происходящего вместе с гостями.
«У НАС МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР, ПОЭТОМУ В ПУСТОСЛОВИИ МЫ НЕ НУЖДАЕМСЯ»
- То есть возложения цветов к живому памятнику, традиционного для творческих вечеров, не будет?
- Ни в коем случае! Евгений Александрович против любителей попиариться, которым только бы с цветами выйти и речь толкнуть, все равно кому... У нас музыкально-поэтический вечер, поэтому в возложении и пустословии мы не нуждаемся, хотя на цветы от благодарной публики все же рассчитываем. Поэзия будет перетекать в музыку и наоборот. Вот, например, Евгений Александрович был близко знаком с Луи Армстронгом, и у него есть стихи, посвященные великому музыканту. Он спросил: «Что-нибудь из Армстронга исполните, когда я их прочту?». Я говорю: «Нет проблем! Вы читаете, а после наш трубач играет знаменитую тему What A Wonderful World.
- Репетировать Евтушенко будет?
- Думаю, дня три ему понадобится. Концерт во дворце «Украина» 20-го, значит, прилетит он 17 декабря. 9 января, уже в новом году, повторим выступление в Москве, в Театре эстрады. А киевское шоу обязательно снимем на DVD - как концерт Раймонда Паулса. Ради этого, собственно, все и затеваем.
- Раскрученные украинские звезды к вам в концерт не просились?
- Кем и как раскрученные? Нужно прежде всего уметь профессионально петь, а не раскручиваться. Я вообще смысла этого слова не понимаю. Это как? Как юла? Или, как в танце, - на одной ножке? Они все, думаю, мою позицию знают: я раскрученным ничего не предлагаю, только талантливым, потому что имею печальный опыт. В свое время вместе с оркестром стоял у истоков таких песенных шоу, как «Зiрковий дует» на «Интере», а потом - «Зiрка плюс зiрка» на «1+1», и работа с нашими знаменитостями так меня потрясла, что нахожусь под впечатлением до сих пор. Они приходили ко мне в студию репетировать, открывали рты - и я видел, как музыканты от удивления сползали под стулья! А я-то обязан был устоять! И стоял. Как столб. В ступоре.
Люди просто не способны петь вживую с оркестром, причем не с каким-нибудь кондовым, а гибким, универсальным, который может играть и сыграл уже все: от электронной музыки со знаменитой группой «Шиллер» до сложнейшего джаза, латино-джаза, данса и поп-музыки с тем же Паулсом. Да и продюсеры большинства наших звезд, к сожалению, не заинтересованы в интеграции своего артиста в музыкальную культуру, как, впрочем, и в его творческом росте. Им бы в какие-нибудь конкретные корпоративы интегрироваться - и достаточно, я хорошо их изучил...
«НЕУЖЕЛИ ТАК ТРУДНО ОТДАТЬ ДАНЬ УВАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКУ С УКРАИНСКИМИ КОРНЯМИ, ОДНОМУ ИЗ ЛУЧШИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ ШЕВЧЕНКО?»
- Интересно, а с Евгением Александровичем вы давно знакомы?
- Не поверите: до сих пор друг друга в глаза не видели! Общаемся в телефонном режиме. Но у нас сразу возник контакт - и творческий, и человеческий. Каждый взял то, в чем силен, но если у меня есть пожелания к поэтической части, а у него - к музыкальной, они принимаются во внимание. Я искренне восхищаюсь Евгением Александровичем: он пишет моментально! Когда работали над песней о Крещатике, прислал стихи, я прочел и говорю: «Вы знаете, в форме песни это не будет так удачно: не хватает рефрена». И через 30 минут Евтушенко шлет рефрен, причем настолько точно угадал, будто услышал, что я в это же время играл на рояле!
Я очень хочу, чтобы у нас получилось шоу, которое напомнило бы украинцам, что есть еще и мировая культура, действительно выдающиеся люди, чьи произведения актуальны всегда, они вне временных рамок и каких-либо границ. Пускай на сцене будет побольше по-настоящему великих мастеров - тогда, возможно, поубавится амбиций у наших доморощенных «титанов». А может, появится стимул сначала хотя бы подражать, а потом уж, даст Бог, создавать что-то новое, свое... В конце концов, принцип «делай, как я» еще никто не отменял, да и подражать шестидесятникам, ориентироваться на них, думаю, не стыдно.
Я вообще рассматриваю период 60-х во всех жанрах искусства как некое волшебное возвращение эпохи Ренессанса. И не вспомнить о нем сейчас, когда почти все великие шестидесятники ушли от нас в вечность, - это значит не создать посыл для нового витка и всплеска. Слава Богу, сохранились произведения мастеров эпохи Возрождения, их можно увидеть в музеях, галереях, да и в каталогах, альбомах, в конце концов. Но и от шестидесятников тоже должны остаться творческие памятники. Рукописи, как мы знаем, не горят, а цифровые носители вообще хорошо сохраняются, поэтому пускай будет живой концерт, пусть будет издан диск - чтобы через 100 лет кто-то смог посмотреть и представить себе яркого, экстравагантного и вечно молодого Евгения Евтушенко.
- Последнего из ведущих поэтов-шестидесятников, кстати...
- Да, и, на мой взгляд, в Украине по достоинству не оцененного.
- Мне кажется, за «Бабий Яр» и Киев обязан это сделать.
- Даже за украинскую фамилию Евтушенко обязан! Почему, скажем, не наградить его каким-нибудь приличным орденом, и не пятой степени, а первой? Неужели так трудно отдать дань уважения человеку с украинскими корнями, к тому же одному из лучших переводчиков Тараса Шевченко на русский язык? Ведь именно Евгений Александрович так перевел «Заповiт», что его версия считается одной из наиболее удачных и соответствующих оригиналу.
Знаете, я всегда считал, что он наш. И даже когда афиши делал, сперва напечатал по-украински: Євген Євтушенко. Потом мне объяснили, что все-таки Євгенiй, мы же Онегина Євгеном не называем, правильно? Но иностранцем от этого Евтушенко не стал, да и не станет никогда...