«Черновицкий наш рыжий Сол Юрок — импресарио номер один»
23 ноября не стало Семена Цидельковского - поэта, импресарио, выдающегося украинского арт-менеджера. За полтора месяца до скоропостижной кончины от инсульта в его родных Черновцах отметили 60-летний юбилей продюсера и писателя, заслуженного деятеля искусств Украины.
Страна помнит масштабные творческие проекты Цидельковского - «Концерт для Ступки с оркестром», памятные гастрольные туры Евгения Евтушенко и многое другое.
Цидельковский едва ли не единственный импресарио в Украине, сумевший в свое время организовать творческие вечера Лины Костенко - поэта и личности столь же великой, сколь своенравной и непредсказуемой.
Об этом и многом другом Семен Исаакович успел рассказать в своей книге «Великие в Черновцах», изданной черновицким издательством «Місто» к юбилею Цидельковского.
Герои книги - Евгений Евтушенко, Людмила Гурченко, Зиновий Гердт, Булат Окуджава, Богдан Ступка, Иосиф Кобзон, великий импресарио Пинхас Фалик - предшественник Цидельковского и, конечно же, город Черновцы - маленькая Вена над Прутом, вечная и неизменная любовь автора.
Благодаря ему в Черновцах побывали многие культовые фигуры нашего времени, он был выдающимся посредником между великим городом и великими людьми.
Воспоминаниями о Цидельковском с «Бульваром Гордона» поделились Евгений Евтушенко и лауреат Шевченковской премии писательница Мария Матиос.
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: «ОН ЯВЛЯЛ СОБОЙ РЕДКИЙ В НАШЕ ВРЕМЯ ТИП ИДЕАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА»
- Семен Цидельковский, заслуженный работник культуры Украины, один из самых доверительных людей Богдана Ступки, один из тех, среди которых был и первый взявший у меня интервью еще юный Дима Гордон, вернувший мою поэзию на землю моих предков - Украину после публикации «Бабьего Яра» и последовавших затем долгих лет запрета моих выступлений на территории Украины. Семен был одним из ближайших моих друзей, автором оригинальнейшей книги обо мне. Долгое время я носил подаренную Сеней замечательную буковинскую трость. После того как она потерялась, Сеня говорил мне, что достал другую, не менее красивую. Он хотел организовать в этом году мое выступление в Черновцах (по-моему, пятое или шестое) и вручить мне ее.
Цидельковский являл собой редкий в наше время тип идеалиста-менеджера, Сола Юрока наших дней - выдающегося американского импресарио, который во время «холодной войны» организовывал концерты советских музыкантов, артистов и поэтов в США. Его офис был взорван экстремистами, в результате чего ожоги получил сам Юрок и девять его подчиненных, а личный секретарь погибла. Ее памяти я когда-то посвятил стихи.
МАРИЯ МАТИОС: «ПРИ СВОИХ СВЯЗЯХ ОН МОГ СТАТЬ ОЛИГАРХОМ. НО СЕНЯ НЕ ПО ЭТОМУ ДЕЛУ...»
- Я написала о Семене в 2010 году в книге «Вырванные листки из автобиографии», той самой из-за которой у меня были проблемы с милицией:
«Шепетовка» (так называли в народе клуб творческой интеллигенции С. Цидельковского в Доме культуры Першотравневого района Черновцов. - Авт.) времен Цидельковского - это творческие вечера-«фейерверки», презентации, встречи «после того в полночь» со знаменитостями: Мария Биешу, Богдан Ступка, Евгений Дога, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский...
ПАМЯТИ СЕМЕНА ЦИДЕЛЬКОВСКОГО Мы с тобой и родились родными. Евгений ЕВТУШЕНКО, |
...Цидельковский звонит по телефону: «Маричка, завтра приезжает... Можно мы после вечера посидим у вас дома, поужинаем? Вареники с халвой? Крученики? Отлично! Чем помочь? Ничем? Отлично!».
Он настоящий черновчанин - поэт Семен Исаакович Цидельковский. При своих связях мог бы стать олигархом. Но Сеня не по этому делу...
Он очень тяжело пережил смерть Богдана Ступки. Был на его похоронах, но в той многотысячной толпе мы с ним разминулись - в слезах и людях. Однако когда на девятый день после смерти Ступки я через знакомых попросила Семена прислать фото времен приезда Ступки в Черновцы, Цидельковский сделал это в тот же день. Но почему-то взбунтовался компьютер - и я тогда не смогла скачать это фото для своей страницы на Фейсбуке.
Оно и теперь не давалось мне. Но когда фото открылось, я с болью в сердце увидела, что Семен смотрит в небо.
Пусть ему там будет не страшно - среди тех, кто, как и он, преждевременно ушли в небеса. И Окуджава уже там, и Рождественский, и Ступка, и Биешу. Там, очевидно, продюсеров не надо. Но он так был назойлив, Семен Цидельковский, что я не удивлюсь, если они и там вытворят что-то невероятное...