Очередь за бессмертием
Существует библейский миф об Агасфере, обреченном на вечные скитания по свету. Из этого сказания следует, что пребывание в вечности - занятие не столь приятное, как может показаться на первый взгляд. Многим лучше знакома детская книжка про Старика Хоттабыча, который неведомо откуда попал сразу в XX век и очень путался в реалиях, непонятных даже ему, профессиональному волшебнику. Первые же попытки разобраться в футболе и понять, как летают самолеты, едва не закончились для старика и окружавших его людей трагически.
А помните старую кинокомедию про царя Ивана Васильевича и про то, каково ему было сменить "профессию", очутившись в нашем времени? У Марка Твена есть роман про янки из Коннектикута, совершившем путешествие в обратном направлении, в прошлое, ко двору короля Артура. Оказалось, что и это непросто. Есть еще много книг и фильмов о том, как трудно вжиться в другую эпоху, но есть немало и желающих рискнуть, даже оплатив такой риск.
Сегодня за очень большие деньги в Америке можно претендовать на бессмертие. Образовалась очередь из нескольких сот потенциальных клиентов, а около семи десятков из них уже почивают, замороженные в жидком азоте, ожидая момента, когда их воскресят. Ученые бизнесмены полагают, что уровень знаний, необходимый для оживления замороженной клиентуры, будет достигнут не раньше чем через сотню-другую лет. Так что (если повезет и опыт удастся) оживленные через несколько столетий люди рискуют оказаться в мире без родственников и, возможно, даже без страны, в которой их заморозили (кто знает, что будет с политической картой мира через два столетия?).
Давайте попробуем угадать, что ощутил бы любой наш с вами современник, очутившись в мире двухсотлетней давности, где нет современных лекарств, хирургические операции совершаются без наркоза, не существует ни кино, ни телевидения, а новости распространяются со скоростью экипажа, запряженного лошадьми, то есть не более 10 километров в час.
Британия и Россия заключили Петербургский пакт, направленный против Франции. Только что, на погибель грядущим поколениям, выделен чистый морфин. Никакой звукозаписи, как вы понимаете, нет, репродуцировать картины тоже еще не научились. "Портрет донны Изабеллы", завершенный Гойей, можно, если повезет, увидеть в Мадриде и нигде больше. Бетховен сочинил оперу "Фиделио", но ее ставят только в Вене. Паганини совершает европейское турне как скрипач-виртуоз, но услышат его лишь приглашенные ко дворам, где он выступал. Только что умер Шиллер и родился Ханс Кристиан Андерсен. Пушкин еще не вышел из младенчества, а до рождения Шевченко девять лет. Каково было бы человеку из того времени в современном Киеве?
Все это пришло мне в голову при чтении рекламного проспекта американской фирмы, почти что гарантирующей замороженным людям воскрешение через несколько столетий. Я подумал, до чего было бы ужасно уснуть сейчас и проснуться в чужой стране, чужом времени, среди людей, которые, возможно, будут разговаривать на чужом языке.
Когда у меня ухудшается настроение и я особенно негодую на современные власти со всеми безобразиями, которые они творят, беру проспект, обещающий счастливую жизнь в других поколениях, и с ужасом его перечитываю. Сегодня далеко не все в порядке, но я радуюсь, что причастен ко многому - и хорошему, и плохому, - это мое время. Не дай Бог эмигрировать - во времени или в пространстве, то ли в живом, то ли в замороженном виде.