Фронтмен группы "Гайдамаки" Александр ЯРМОЛА: "Нами управляют депутаты, которые не понимают разницы между культурой и халтурой и никакой другой книжки, кроме чековой, в руках не держали"
"ПОПСА, ДАЖЕ САМАЯ РАСКРУЧЕННАЯ, ОБХОДИТСЯ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ "ГАЙДАМАКИ"
- Александр, как же так получается: в Европе вас знают и приглашают на самые престижные фестивали, а на родине, в Украине, на всех центральных площадках выступают российские поп-музыканты?
- Возможно, это резко звучит и очень критично, но, думаю, всему виной отсутствие культуры в нашей стране. Не только музыкальной - общей. Мы пожинаем плоды советского времени, когда самых лучших отправляли в Сибирь или в дурку, откуда они выходили больными, несмотря на то что сели здоровыми. Людей так почистили, перешерстили... Ма-а-аленький процент интеллигенции чудом сохранился, но кто обращает на нее внимание?
Если сравнить с Германией, где мы часто выступаем, или с соседней Польшей, у нас очень некультурный народ. Посмотри, кто им управляет? Депутаты, которые слушают Поплавского, не понимают разницы между культурой и халтурой, ничего не смыслят в музыкальных стилях, никакой другой книжки, кроме чековой, в руках не держали и свято верят в то, что если ты кое-как окончил экономический факультет, имеешь полное право руководить государством. Нет! Для этого нужно иметь еще и понятие о морали и культуре, которое закладывают родители. А им никто ничего не заложил...
Вторая причина - отсутствие совести и жажда наживы у людей, которые отвечают за культурные программы на радио, телевидении. За что им больше платят, то они и транслируют, глазом не моргнув. Заплатят за мусор - будет мусор, за поющие трусы, каких у нас немало, - будут на всех каналах трусы. Мои друзья-немцы, когда приезжают в Украину и включают телевизор, просто смеются. Говорят, не страна, а дурдом! Они же понимают, что это - не искусство, а...
Александр Ярмола (слева) в Сербии, в гостях у Эмира Кустурицы (второй справа): «Больше всего меня поразило то, как сербы гордятся тем, что они сербы» |
-...китч?
- Даже не китч. Ничто, пустота - от края до края. Но многим она выгодна. Ведь попса, даже самая раскрученная, обходится дешевле, чем "Гайдамаки".
- Так, может, "Гайдамакам" пора снизить гонорары?
- Пока нет особой необходимости: за границей мы востребованы, несмотря на кризис. А у нас... Попса приезжает с фанерой на диске, который можно вставить в компьютер в любом клубе, вот и все. А когда приезжает группа, такая, как наша, с продуманным светом, видеорядом, звуком, все это нужно обеспечить. Техника очень дорого стоит, поэтому мы показываем свое шоу преимущественно в Европе. В Украине это сложно без спонсорской поддержки. Дело не в гонораре за выступление, а в том, чтобы выступить достойно, не халтурить. Играть приходилось и бесплатно - в благотворительном концерте...
-...чтобы собрать деньги на лечение ребенка, больного раком?
- Да. Если честно, меня потрясла беда маленького мальчика, у которого уже совершенно не детские проблемы. Мы позаботились о том, чтобы собранные деньги попали именно к родителям ребенка, а не к посредникам в какой-нибудь фонд.
- Зрителей много было?
«В России спрос на «Гайдамаков» есть, но поедем мы туда, только когда Россия захочет нас как европейскую группу» |
"В ГОРОДЕ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ЭМИР КУСТУРИЦА, ЗАПРЕЩЕНЫ КОКА-КОЛА И ЧАЙ "ЛИПТОН"
- А в Сербии, куда вы ездили в гости к выдающемуся режиссеру Эмиру Кустурице, как?
- Экономически она далеко не на высоте, но ведь там недавно война была. Очень мало людей. Красивая, но пустая страна... Кустурица - классный! Не только как режиссер и музыкант - как человек тоже. Его взгляды на мир похожи на наши, он антиглобалист. Весь мир стремится объединяться, а он, чтобы не потерять свое лицо, решил поступить по-другому - построил в горах Кустендорф.
- Знаменитый деревянный город?
- Он на самом деле небольшой. Це така партизанська боївка. (Смеется). Летом в Кустендорфе проводят фестиваль, зимой катаются на лыжах, как в Буковеле. А мы ходили по городу с камерами и снимали, снимали... Ну где еще можно увидеть улицы Феллини, Джармуша, Че Гевары, площадь Михалкова? Я, кстати, в спортзал сходил вместе со Стрибором, сыном Эмира. Он в прошлом кикбоксер, чемпион Сербии, а теперь играет на барабанах в "No Smoking Orchestra" и снимается в фильмах отца.
Эмир, его жена, Стрибор, да вся их семья живет в Кустендорфе постоянно. В Белград на работу добираются на вертолете.
- Прямо как Лукашенко! А говорите, Кустурица антиглобалист!
- Ну, вертолет ему простить можно, потому что у него другого выхода нет: горы скалистые, опасные, на машине не разгонишься. Зато в Кустендорфе не продают ни виски, ни кока-колу, ни фанту, ни чай "Липтон". То, что пьют в капиталистическом мире, там запрещено. Хотите купить напиток в привычной пластиковой бутылке? Пожалуйста, берите местную ракию. Кустендорф, где всегда много туристов, закупает овощи, мясо, зерно и все необходимые вещи у местного населения. Таким образом Кустурица поддерживает своих земляков, дает им возможность заработать.
Знаешь, что меня особенно поразило? То, как сербы гордятся тем, что они сербы. Я как-то спросил у Стрибора, нет ли у него записей одной албанской группы, так он даже возмутился: "А почему мы должны их слушать? Это же враги!".
"В СВОЕ ВРЕМЯ СМОТРЕЛ НА ПАТЛАТЫХ ПАРНЕЙ И МЕЧТАЛ БЫТЬ ТАКИМ ЖЕ ПАТЛАТЫМ"
- Кстати, на каком языке вы общались?
- По-английски. На сербском я все понимал, но сказать ничего не мог. Кустурица точно так же по-украински.
В следующий раз повезем ему подарок - книгу Юрия Андруховича, переведенную на сербский. Еще подарим подборку фильмов с участием Миколайчука, Гаврилюка, Брондукова... Эмир очень любит украинское поэтическое кино, которого, к сожалению, уже не снимают. Своими учителями считает трех китов режиссуры - Довженко, Феллини и Тарковского. А о Сергее Параджанове сказал так: "Он слишком уникален, чтобы ему подражать. Истинно элитарный режиссер, второго такого в мире просто не может быть".
- Вы много гастролируете, но, насколько я знаю, сами воспитываете сына. Как вам это удается?
- Когда я не в Киеве, за ним присматривает бабушка. Знаешь, эту тему я не хотел бы обсуждать. В одной газете уже написали, что бывшая жена у меня ненадежная и сыном не интересуется. Это неправда. Просто мы с ней поговорили и решили, что мальчику лучше расти с отцом. Тем более что я не сижу в офисе с восьми до восьми. А если нахожусь дома, то все свое время провожу с сыном. На каникулах беру его на гастроли. Жаль, что ребенок к школе привязан, я бы вообще никогда с ним не расставался! Сделал бы из него самого молодого в мире ди-джея или звукорежиссера.
- Сколько лет сыну?
- Филиппу 11. Мечтает снимать кино, занимается в кружке. Целыми днями что-то монтирует, делает какие-то мультики. Его комната - это маленькая киностудия. Времена меняются. Я в свое время с восхищением смотрел на патлатых парней в клешах и мечтал... быть таким же патлатым.
-Вы презентовали сенсационный клип на песню "Менi здається", снятый в зоне отчуждения. Это правда, что вы родом из Чернобыля?
- Правда. Моя семья переехала в Киев задолго до катастрофы, но я приезжал туда на каникулы каждое лето. Теперь бываю чаще.
- Не страшно?
- А чего бояться? Там уже не опасно. Радиация высока непосредственно возле блока, в Припяти, в брошенных домах, ну и на дороге: когда вывозили отходы, что-то падало...
- Меня потрясло огромное кладбище брошенной техники: грузовики, автобусы, даже вертолеты...
- А меня - контраст между тем, каким был Чернобыль и каким стал. В моей памяти это тихий и правильный городок. Там жили люди разных национальностей и конфессий. Даже староверы были. Помню руины костела, который впервые разрушил еще Богдан Хмельницкий, а окончательно - большевики...
- День катастрофы помните?
- А как же! Были проводы (день поминовения усопших. - Авт.), родители на кладбище красили оградку на могиле деда. Мама увидела дым со стороны Припяти и говорит отцу: "Смотри, не дай Бог на станции пожар!". А папа, хоть и ученый-физик, по старинке послюнил палец и успокоил: "Ветер не в нашу сторону, не переживай...".
- Наверное, первое, что приходит в голову европейцам, когда они слышат слово "Украина", это Чернобыль.
- Да. Но есть еще Кличко, Руслана и "Гайдамаки". Даже в Кустендорфе я встретил людей, которые приехали туда, чтобы нас послушать.
Хотя чаще - да, Чернобыль, кризис и... Россия. То, что Украина и Россия - две разные страны и у них не все гладко, Европа узнала, только когда в прошлом году осталась без газа. Раньше нас спрашивали: "А чего вы бунтуете? Что вам не нравится? Вы же один народ...".
Мы здесь сидим и надеемся, что Европа решит наши проблемы. Да им все равно! У них политика такая: терпите, не конфликтуйте, а если конфликтуете, то так, чтобы до нас не доходило. Пора, наконец, понять: мы нужны только самим себе. Как сказал один украинец, живущий за рубежом: "Гордитесь казацкой славой? Вот и будьте казаками!".
"ОРУЖИЕМ ГАЙДАМАКОВ БЫЛА КОСА"
- Интересно, кто вас научил на косе играть?
- Уже не помню, кто сказал, что какая-то группа на ней играет. И мы попробовали, даже не слушая эту группу. У одного из наших музыкантов, Ивана Леньо, коса на чердаке лежала, ржавая, не нужная никому. Почистил, привез. Теперь - самое то! Кстати, оружием гайдамаков как раз коса была.
- У вас ведь классическое образование...
-...и это очень помогает. В консерватории ставят голос, это главное. Когда ты поешь, уже не думаешь, как. Можно отрабатывать большие концерты, не срывая голоса.
- Вашим педагогом в Киевской консерватории был знаменитый Константин Огневой?
- Причем сам взял меня в свой класс! Но потом посмотрел, узнал, что я увлекаюсь рок-музыкой, и понял: оперного певца из меня не выйдет. Я его очень уважал, поэтому ходил на занятия нечасто. А он в свою очередь соглашался на импровизированные поляны: коньяк, конфеты... Любил порассказать о том, как гастролировал с Юрием Гуляевым. Пели они уникально! На радио у них с оркестром было только два дубля, и из них выбирали лучший. Если кто-то в оркестре ошибался, дубль выбраковывали.
- Огневой вам высокие оценки ставил?
- Нет, он своих не оценивал. Зато Евгения Семеновна Мирошниченко, царствие ей небесное, не скупилась мне на высший балл! Хотя, если честно, оперу до конца я так и не спел, только арии: Демона Рубинштейна, Дон Жуана моцартовского...
- Сейчас в оперу ходите? Или предпочитаете по телевизору смотреть?
- Ходить туда часто не получается, а телевизора у меня нет вообще. Он давно уже мне не нужен. Это окно, в которое лучше не смотреть. Что там? Ток-шоу, в которых ругаются политики? В одну из таких программ пригласили Нину Матвиенко. Она слушала, слушала, а потом встала и сказала: "Картежный дом!". И я с ней полностью согласен.
- Даже "Евровидение" не было интересно?
- "Евровидение" - это шоу для украинцев в Португалии. Для тех стран, чьи заробитчане живут по всему миру. Оно давным-давно не модное и далеко не такое престижное в мире, как у нас говорят.
- Тем не менее в этом году Францию сама Патрисия Каас представляла.
- Ну, может, ей просто Москву захотелось посмотреть... Это ж экзотика!
- Вас к такой экзотике не тянет?
- В России спрос на "Гайдамаков" есть. Но мы поедем туда, только когда Россия захочет нас как европейскую группу. Когда достигнем такого же уровня популярности, как "Металлика". Думаю, это вполне возможно.