Солистка «Фристайла» Нина КИРСО: «Так и напишите: «Нина не дала в прямом и переносном смысле!»
Шутки шутками, а работы у Нины и ее команды много: несмотря на то что «Фристайл» крайне редко показывают по телевизору и все артисты живут в Полтаве, а не в Киеве или Москве, 20-летняя группа остается востребованной как в Украине, так и за рубежом.
«ДАЖЕ ЗА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ МЫ НЕ СОГЛАСИЛИСЬ БЫ ПРИНЯТЬ ВАДИМА КАЗАЧЕНКО ОБРАТНО!»
— Нина, поздравляю: вашей группе исполнилось 20! Может, скажете наконец, почему ее «Фристайлом» окрестили?
— Изначально было около 100 вариантов названий: и «Олимп», и «Олимпия», и «Высший пилотаж»... Потом отобрали 50 наиболее приемлемых слов, и Сережа Ганжа, наш гитарист, заложил их в огромную машину IBM (это прародительница нынешних компьютеров) — она и выбрала «Фристайл». Решили довериться неподкупной технике.
— А как вы попали в коллектив?
— Первого сентября 1982 года Сергей Кузнецов (автор текстов и вокалист группы «Фристайл». — Авт.), с которым я училась в Полтавском инженерно-строительном институте, привел меня к Анатолию Розанову на прослушивание — при полтавском заводе «Знамя» создавали самодеятельный женский коллектив «Олимпия».
Я села за фортепиано и запела песню Аллы Пугачевой: «Только вспыхнет пламя ночника, ты придешь ко мне издалека». Толик меня сразу в группу взял. Мне потом девчонки говорили: «Слушай, да ты пела так, будто в него влюбилась!», а я его видела первый раз в жизни! Но спустя четыре года я в Розанова действительно влюбилась. С тех пор живем вместе. В 1988-м создали «Фристайл».
— Если я не ошибаюсь, сначала в группе было три солиста, один из них — Вадим Казаченко, который то уходил в сольное плавание, то вновь возвращался. Что у вас с ним не срослось?
— Ой, нет ни желания об этом вспоминать, ни удовольствия...
— Почему же?
— Более неблагодарного человека, чем Вадим, трудно отыскать: за 16 лет (с 1992 года, когда он от нас ушел) ни одного доброго слова не сказал о Толе, который написал для него лучшие песни! А мой муж мало того, что простил «блудного сына», так еще и взялся ему помогать во второй раз становиться звездой!
«Фристайл» в период расцвета. Нина Кирсо — слева, крайний справа в первом ряду Вадим Казаченко |
В 2003 году Вадим надумал вернуться в «Фристайл», только мы его назад не взяли. Он полгода ездил из Москвы в Полтаву к Розанову и уговаривал еще раз ему поверить! Включал все свое обаяние, каялся, что бросил нас в 1992-м, хоть и продолжал петь Толины песни... Но как только замаячили новые денежные горизонты, раскаяние Казаченко улетучилось!
Старая история повторилась: Вадим принял денежную помощь от дамы чикагского разлива, которая стала его директором и женой. Она сосватала его Иосифу Пригожину, договорилась о раскрутке. Начались звонки, угрозы: мол, и студию у нас отберут, и бандитов пришлют... В общем, сплошной позор! Но навредить «Фристайлу» у Казаченко уже не получилось. Я сказала себе: «1992-й год в истории группы не повторится! Я не дам». И не дала. Так и напишите: «Нина не дала в прямом и переносном смысле!». (Смеется).
— И что же вы сделали?
— Просто написала обо всем Пригожину! И уже через 10 дней Иосиф разорвал контракт с Казаченко, чем подтвердил, что никакого отношения к угрозам не имеет.
— Я слышала, после этого угрозы посыпались уже на Пригожина...
— ...и он вернул Вадиму деньги. Честно говоря, я благодарна этой ситуации, потому что Иосиф появился на дороге Казаченко и принял удар на себя, заслонил нас от нападок хотя бы на время. Вот только удивляюсь, зачем такой опытный и успешный продюсер с ним связался? Даже если бы миллион долларов предлагали, мы бы не согласились снова взять Вадима в свою команду!
— Честно говоря, я шокирована: впечатление об артисте было другим... Сейчас он активно выступает в популярном телешоу «Суперстар-2008», старается изо всех сил вернуть популярность. Хотя ставят ему довольно низкие оценки...
— А как по мне, так довольно высокие!
— Вас в это шоу приглашали?
— Нам трудно было бы определиться, за какую команду играть. (Улыбается). Там же только две — СССР и России. А мы живем в Украине, в своей родной Полтаве. Все стремятся выехать в Москву, чтобы получить на шару какие-то эфиры, побольше денег... Мы за этим не гонимся.
«КОГДА ЕДЕШЬ ПО МОСКВЕ И ВИДИШЬ ВСЮ ЭТУ РЕКЛАМУ, ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ, БУДТО ТЫ В МУСОРОПРОВОДЕ»
— И правильно: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
— Ну, не совсем... Иногда телевизионщики сами звонят артистам: «Вы не могли бы приехать? У нас не хватает гостей в студии, нужны узнаваемые лица». «НТВ» часто так приглашает, но у нас гастрольный график достаточно плотный — в прошлом году, например, было 100 концертов.
Я смотрю разные шоу, но не очень радостно их воспринимаю, потому что для меня то, что просто блестит, интереса уже не представляет. Вот когда старый фильм по телевизору идет, например, «Девчата», хоть и не блестит ничего, но мы смотрим. По 20-му разу, но смотрим! А блестки, они утомляют. Гляжу на это время от времени, потому что по профессии положено быть в курсе того, что происходит в шоу-бизнесе.
Раньше на эстраде были в первую очередь личности: Леонтьев, Пугачева, Антонов... Нельзя сказать, что Леонтьев — это суперголос, как Паваротти. Но какой образ человек создает! Среди молодого поколения Леонтьевых, увы, нет. Теперь очень сложно разобраться, есть ли у человека что-то внутри. Часто бывает так: вложат в исполнителя много денег, раскрутят, а он потом пропадает, потому что пустой.
— Вы, я так понимаю, часто бываете в Москве...
Нина с мужем Анатолием. «Толик — очень увлекающийся человек и во всем, что начинает делать, старается быть лучшим» |
— Раз пять в месяц. Иногда и 10. Я люблю этот город, но в нем так много рекламы, всякой мишуры — возникает ощущение, будто находишься в мусоропроводе. Смотрю на все это, а оно мне не надо, хоть и валяется на витринах, сверкает на рекламных щитах.
— Как снимаете стрессы?
— Читаю. В дорогу всегда беру Библию. Она очень помогает. Особенно если не успеваю куда-то, волнуюсь — сразу начинаю читать молитву. И все складывается! Я не из тех людей, которые много времени проводят в храме, но то, что там написано — «помни смертный час свой», — знаю. В последний час ты что покажешь? Блестки, мишуру? Что после себя оставишь? Думаю, такие мысли посещают каждого — в определенном возрасте. Мне порой как-то дико: в 45 лет надеваю на себя блестящие платьица, выхожу петь песенки... Но пока справляюсь. (Смеется).
— А когда вы начали петь?
— В шесть месяцев!
— Ого!
— Да! В младенчестве попала в больницу, мне делали какую-то операцию на ножке. И вот, как мама рассказывает, лежу я после операции, а в палату заходят врачи и спрашивают: «Ну, как у Ниночки дела?». Я не плакала, а именно протяжно напевала что-то: «А-а-а-а-а-а-а». Поэтому в семье считают, что Нина уже в шесть месяцев с профессией определилась.
А если серьезно, я всегда была музыкальной. Училась играть на фортепиано, в хоре пела и на школьных концертах всем аккомпанировала. Мне учителя приносили ноты, говорили: «Там кто-то на скрипке играет, нужно подыграть». Знаете, как только ты пошел в оборот, тебя сразу начинают задействовать. Вроде и не ходишь за всеми, а они сами к тебе идут. Вот так и я была — местная звезда-аккомпаниатор.
— Ваша семья имела отношение к музыке?
— Мама у меня любит петь и очень чисто интонирует, но она стеснительная, на сцену никогда не выходила. А так все шлягеры и всех артистов знает! Дома, в кругу семьи, или когда в лесу прогуливается, любит петь. Папа мой, — царствие ему небесное! — когда гости приходили, вынимал красивый концертный аккордеон, который из Германии привез после войны, и подбирал мелодии: по нотам не играл. Ему очень нравились София Ротару и Алла Баянова. Был таким интеллектуалом — не любил ничего уличного, вульгарного.
Выступала я и дома, в кругу семьи, и во дворе, где мы жили. Мы с соседскими ребятами устраивали концерты. Мне лет восемь было, когда исполнила первую песню на сцене — «Подмосковные вечера». Я пела, а подружка по музыкальной школе играла. Потом в других концертах мы с ней играли на фортепиано в четыре руки...
«МУЖ НА РУКАХ МЕНЯ НЕ НОСИТ. ЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОДНИМАТЬ ТЯЖЕЛОЕ»
— Цветы получили?
— Тогда не принято было дарить цветы. Это сейчас, когда проводят концерты, даже за кулисы покупают букеты, чтобы артистов поощрить. На случай, если зрители не принесут...
А вообще, детства своего я почти не помню, не могу сказать: «Вот было именно так и никак иначе». Не знаю, счастливое детство или не очень, я привыкла жить и видеть то, что впереди, а то, что уже произошло, исчезает навсегда, и образуется пустота. Помните гениальный фильм «Ирония судьбы»? Героиня выходит 1 января на улицу, а там... пусто, никого нет! Праздник закончился. Все прекрасное когда-нибудь кончается, и наступает пустота. Может, наша главная задача в этой жизни как раз в том, чтобы заполнять пустоту... А вот чем ее заполнять, каждый выбирает сам.
Нас с сестрой родители особо не контролировали. Сестра хорошо училась, я окончила школу на пятерки. Институт тоже с красным дипломом, причем не специально: просто я старательная, прилежная. Всегда старалась не огорчать родителей. Теперь мне мужа огорчать не хочется.
— Вы не только солистка, но еще и сопродюсер поп-группы...
— Ну, поскольку езжу с коллективом на гастроли, взвалила на себя некоторые обязанности, связанные с организационной работой. У нас есть свой сайт в интернете, который мы стараемся почаще обновлять. Иногда я чувствую поддержку коллег и вижу, как работа спорится, а иногда приходится и подталкивать немножко, и нажимать на больные места. Но ребята не обижаются — понимают. Я женщина, и это мужчины должны нас на руках носить, а не наоборот!
— А вас муж на руках носит?
— Меня — никогда! Он ведь ростом примерно с меня, а я все-таки метр семьдесят три. Я своего мужа жалею. (Смеется). Ему тяжелое поднимать нельзя: когда мы поженились, Толе было 39 лет. Он музыкант еще того времени, когда самим приходилось таскать тяжеленные звуковые колонки, вот и подорвал себе позвоночник.
— Вы ему сами готовите?
— Да, и мама помогает. Стараюсь делать это с вдохновением, чтобы вкусно и полезно. Обожаю жарить грибы, которые мы сами собираем!
— И борщ, небось, варите — украинский, полтавский...
— А я не совсем украинка — папа белорус. От него и фамилия — до сих пор не знаю, что она означает... Видимо, поэтому с грибами мне проще, чем с борщом! Но сейчас грибы мужу нельзя, так что перешли на рыбу и овощи.
Летом и осенью Толя много рыбачил — ловил судачков, карасей, а я с мамой чистила и в сметане жарила. Щук мы соседям раздаем — с пользой: они нас потом угощают хорошей фаршированной щучкой. Толик очень увлекающийся человек, и во всем, что начинает делать, старается быть лучшим: если рыбачит, то чтобы и спиннинг самый навороченный, и лодка с прицепом в отдельном гараже... Даже рыбок пластмассовых для приманки покупает по 70 гривен за штуку!
— Сын хочет пойти по вашим стопам?
— Пока не знаю. Мы предоставляем ребенку свободу выбора. Максим в свои 10 лет уже музыку сочиняет и хочет быть продюсером, как папа. А раньше хотел быть водителем, потому что ему очень нравился Сашок из сериала «Дальнобойщики».