В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

«Изячная жизнь»

Уже много раз — и в этих колонках, и при других оказиях — я тосковал по поводу того, что у нас никак не вызреет и не сформулируется национальная идея — самый главный лозунг, звучный и запоминаемый, вроде ленинского: «Грабь награбленное!», который вдохновил целые поколения разрушителей страны.

Недавно я снова задумался об этом и понял, что был не прав, — идеи есть, просто они мне не нравятся. Во-первых, это идея личного успеха любой ценой, а во-вторых — идея безудержного потребления, где лозунг «Развлекайся и покупай!» только что не написан на государственных документах. Все это размечено, как принято теперь, по слоям — ведь покупать можно и на барахолке, и в бутиках, а развлечения искать в подворотнях или в дорогих клубах. В интервью многие деятели культуры (назовем их так по классической и уже старомодной классификации), особенно женщины, говорят, что их любимое занятие — шопинг, то есть хождение по магазинам.

Вообще, считается, что иностранные слова как бы облагораживают смысл. Мало кто говорит: «Ах!», чаще: «Вау!». Вздрагиваю, видя над привычной «Бутербродной» вывеску «Сэндвич-бар», и понимаю чью-то шутку, что раньше у нас главными проблемами были «дураки и дороги», а теперь «менеджмент и инфраструктура». Смысл тот же, но до чего красиво и современно!

Внешние приметы очень часто обладают глубоким смыслом. Привычка к пользованию заменителями въедается в сознание, как угольная пыль в кожу. Если питание в «Макдоналдсе» считается полноценным, то и эрзац-комики на телеэкране вписываются в систему и не должны удивлять. Многое переходит в разряд заменителей, даже в церквях отмечаются эрзац-верующие, быстренько совершающие ритуальные телодвижения, так же, как в советские времена были эрзац-коммунисты, многие из которых сегодня стали эрзац-националистами. Это все та же смысловая система.

Если люди позволяют себе притворяться не только друг перед другом, но и перед Богом, то почему малосъедобная жвачка из «фаст-фуда» не может притвориться бутербродом? При массовом дефиците патриотизма количество провозгласителей патриотических речей и членов ура-патриотических объединений не уменьшается.

Теоретики серьезно говорят о «пивном патриотизме» и «гламурной религиозности». Если «казаться, а не быть» стало многослойным призывом, то он воплощается и в речах с парламентской трибуны, и в действиях футболистов, выстаивающих на поле время, необходимое им для получения зарплаты. Как положено общенациональной идее, лозунг: «Притворяйся!» стал столь же всеобщ, как призыв «Обогащайся!» в годы забытого нэпа.

Когда-то продавалась клейкая бумага, которая объединяла мух, других букашек и вообще фиксировала на себе все, что к ней прикасалось. Сегодня объединение по такому же липучему принципу происходит повседневно, причем призывы меняются, но топчутся вокруг простых и, казалось бы, общедоступно липких фраз и понятий. Настала эпоха, когда разговоры о единой нации сращены с таким неравенством, которое и не упомнишь, а общество, большая часть которого является маргиналами, окраинным населением, продолжает терпеливо и задумчиво стабилизироваться в этом состоянии. Национальная идея? Вы можете предложить варианты?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось