В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ

Anna Konda с укулеле

Известный украинский композитор и продюсер Геннадий Татарченко размышляет об особенностях развития отечественного и мирового шоу-бизнеса.

Геннадий ТАТАРЧЕНКО
Специально для «Бульвара Гордона»

Проглотить «абы шо»

Автор этих строк, как и многие наши со­отечественники, не раз заходил в магазины с товарами широкого потребления и видел на некоторых надпись на английском языке «Organic». Со временем начали появляться отдельные бутики с так называемыми «органическими» экологическими продуктами, содержащими натуральные компоненты. Изо дня в день наш не избалованный, но жаждущий европейских стандартов покупатель все больше нуждается в качественной продукции и постепенно учится приобретать их по принципу: «Лучше меньше, да луч­ше». Если перенести это на украинский шоу-бизнес, то, конечно же, organic-качества в нем просто не существует.

Народ, освободившийся от рабства коллективного сознания, идущего от СССР, особо его и не требует. Наш многострадальный шоу-бизнес, плывущий по течению бурной совковой реки, ничего не привносит нового, а, напротив, скатывается в старое, подстраиваясь под новые формы существования. Метод так называемых концертных солянок помогает зарабатыванию денег, играя на стадном чувстве человека — проглотить «абы шо»!

Многочисленные конкурсы — отборы, всевозможные телешоу — венчают всю эту чепуху, которая продолжает наше совковое прошлое. Все показываемое уверенно преподносится как нечто новое, свободно всеми выбираемое и так далее. Все бы так и было, если бы не интернет, зашедший почти в каждую украинскую семью. Он не только зомбирует, но и знакомит всех с массовой западной культурой — и не оставляет надежд на тотальное, коллективное оболванивание людей хитрунами от нашего шоу-бизнеса. Время идет...

Народ продолжает осваивать массовые культурные продукты в виде современных песен, концертов, прослушиваний музыки, которые представлены на ТВ, радио и в интернете. Хотим мы того или нет, приходится плестись за всеми европейцами, которые используют культуру Старого Света, ориентируясь на лучшие образцы, поставщиками которых традиционно являются США и Канада.

Последние годы явно видно из концертных выступлений западных звезд, что наступило время минимализма выразительных средств, кующих успех в их шоу-бизнесе. Происходит все большее тяготение к джазу и народной музыке, что обусловливает набор музыкальных инструментов, которые взяты из этих жанров. Как правило, они рукотворные, живые, с качественным натуральным звуком. В прошлом модные и большие электроорганы Hammond заменены на миниатюрные клавишные, дающие еще лучший звук. Массивные и тяжелые электрогитары вытесняются электроакустическими, заменяются мандолинами, домрами и многими другими инструментами, несущими новое эффектное звучание.

Сегодня на пике моды в музыкальных тусовках Запада находится гавайский народный инструмент укулеле. Это миниатюрная четырехструнная гитара, которая помещается в обычной продуктовой сумке. Есть электроверсии этих инструментов. Играют на них суперзвезды: Стинг, LP, Клифф Эдвардс, Брайан Мэй, Джордж Бенсон, Пол Маккартни, Андрей Макаревич и другие. Укулеле имеет громкий и чистый звук, напоминает звучание украинской домры, русской балалайки и скрипки со штрихом «пиццикато».

Воспроизвести или сконструировать такой звук с помощью компьютера невозможно, как и звуки банджо, бандуры, кобзы и других щипковых инструментов. Но если меня спросят, к чему это в нашем украинском шоу-бизнесе, где царствует вульгарная простота, эклектика, электроника и не требуется, по сути, ни особого качества, ни нового восприятия, где наш шоу-бизнес, несмотря на отдельные всплески «Евровидения», представляет собой свадебно-ресторанный формат, гордо называемый «своє і неповторне», где украинские джаз и рок с грубым громким звучанием слепо копируют позавчерашние не лучшие европейские образцы, где коллективное вос­приятие в новом формате старых культурных ценностей не дает возможности даже так называемой нашей элите избирательно относиться к современным культурным ценностям, где подается аппетитный, но не полезный «культвинегрет», который называют пренебрежительно в Европе «Рашн стайл». Я на это отвечу: рамки общения с Европой все больше расширяются (безвиз, интернет-контакты).

Чтобы не скатываться до шоу-биза по-монгольски или по-северокорейски, необходимо внедрять у нас самое хорошее, что есть сейчас там, в Европе. Наша особенная ментальность (моя хата с краю) очень сопротивляется этому. Только у нас можно увидеть собственников шикарных автомобилей Rolls-Royce, которые ездят по кочкам и буеракам наших знаменитых дорог. Также можно слышать и видеть хлопців в ярких украинских рубахах, которые гатят со сцены на безумно громких децибелах местный хеви-метал, и это бессовестно называется украинской музыкой.

Где, как не у нас, представители элиты могут не знать столиц соседних государств, но при этом иметь крутые особняки, в них пить нашу горькую казенку, закусывая соленым огурцом с салом, и слушать незабвенную матерную блатную песню. Если все же не считать наше массовое искусство сферой обслуживания для быдла, которое всегда на подхвате, то необходимо хотя бы внимательно присмотреться к культурной мировой элите, которая уже давно потребляет экологически безопасные органические культурные продукты. Зачем скатываться во вчерашний день, грубо маскируя его под сегодняшний? Современная молодежь нашей страны хочет к себе уважительного отношения. Ей надоело ждать перемен во всем, которые им обещают наши опытные проходимцы — от шоу-бизнеса в том числе. Молодость сама начинает обращать на себя внимание западных профи, которые обязательно попытаются переманить талантливые кадры к себе — в Европу или Америку... Вначале... Самому увидеть, услышать и оценить...

У каждого члена свой презерватив

Когда я ехал на встречу с Анной, то вспоминал один из конкурсов, где был председателем жюри и впервые ее увидел и услышал. Называлось это мероприятие «Лазурный берег» и проводилось в Херсонской области. Представляло собой конкурс молодых талантов, за которым пряталось какое-то местное политическое событие. Среди парада безвкусицы и прочего музыкального барахла выделялась маленькая хрупкая девушка, поющая на чистейшем английском языке песню из репертуара суперзвезды из США Алиши Кис.

Члены жюри, в основном из Киева, просто обалдев от услышанного, согласились со мной, председателем, что это лучшее выступление. Затем развели дискуссию на отвлеченные темы и дружно, в знакомом стиле двойных стандартов, запузырили молодое дарование только в дипломанты, оставив мусорную яму лауреатства для своих (у каждого члена свой презерватив).

Скрепя сердце я как «председатель-голова» вынужден был подписать вердикт большинства членов, которые поимели талантливую девушку вместе со мной и определили своих лауреатов, которых забыли ровно через месяц. Сейчас они не имеют никакого отношения к шоу-бизнесу и даже не вспоминают этот конкурс-междусобойчик. Но я девушку запомнил... Через пару лет я ее случайно встретил на студии, где записывал музыку к своей рок-опере «Мистер Сковорода». Договорились о встрече. Теперь уже не как «председатель уважаемого жюри», а просто как композитор и продюсер сам прослушал все, что она мне предложила.

Бывает такое, что начинаешь работать с певицами, которые вроде и обладают хорошим голосом, но как-то не цепляют. Но сейчас, услышав несколько песен, я понял, что когда-то на «Лазурном берегу» не ошибся. Анна уникальна. У этой маленькой хрупкой девушки неповторимый, очень узнаваемый голос. Она артистична, харизматична и притягательна, легка в общении и обладает очень светлой энергетикой. Не избалованна, скромна и непритязательна. И главное — она буквально поглощена музыкой. Поинтересовавшись ее историей, я узнал, что она из города Прилуки Черниговской области. Выросла в обычной семье, живущей в частном доме. Росла в окружении четвероногих друзей. А в детстве была... Пастушкой. Пасла коз и гусей.

Первая песня в ее исполнении прозвучала в детском саду, песня про маму — «Мамина коса». Эта песня и сейчас исполняется Анной. Она в ее репертуаре навсегда. Ее мама вспоминала: «Она такая маленькая вышла, этим звонким голосочком пела, и все сидели и плакали...». Не любила ходить в детский сад — была болезненным ребенком, часто пропускала, а маме звонили: «Приведите Аню, у нас утренник». Мама приводила ее за день до события, и она и в сказке участвовала, и танцы танцевала, и песни пела. Одна в большом городе...



Геннадий Татарченко

Геннадий Татарченко


В музыкальную школу пошла, когда училась во втором классе, — на фортепиано. Ей там нравилось. Далее была студия вокального искусства «Камертон». Александр Александрович Дубовик (руководитель студии) возил ее на многие конкурсы. Было множество специальных призов. Впервые столкнулась с несправедливостью, когда Большой приз дали не ей, а многочисленному танцевальному коллективу и прямо сказали: «Мала еще! И первого места хватит...».

По поводу поступления в музыкальное училище не было сомнений. Она очень хотела петь. Ее приняли в Киевское областное училище культуры и искусств — возле Лавры. Сейчас это уже колледж. Родители были в шоке от того, что такая маленькая находится одна в большом городе. По окончании училища Анна поступает в Киевский международный университет на театральный факультет в класс прекрасного мастера Людмилы Дмитриевны Лымарь — заслуженной артистки Украины, лауреата премии Станиславского (удостоились этой премии в Украине только двое: Людмила и Богдан Ступка). Вселив уверенность в Анну, авторитетный педагог пообещала, что все должно получиться.

Фестивали, концерты, первые шаги...

Получая высшее театральное образование, Анна знакомится с корифеем песни композитором Владимиром Быстряковым, который поддерживает ее участием в своих творческих проектах. Владимир Юрьевич, как талисман успеха, в свое время благословил меня — автора этих строк — на композиторскую деятельность, сказав знаменитую фразу: «Гена, ты распишешься и станешь одним из лучших в союзной тусовке». Спасибо ему — как в воду смотрел...

По поводу Анны он высказывался не раз как ее педагог самым лучшим образом. Влияние такого мастера не прошло даром и подготовило Анну к необычайной стойкости в непростом бурном море зарождающегося шоу-бизнеса. Следующее творческое знакомство Анны произошло во Львове с певцом из Сербии Филиппом Жмахером, который был в составе жюри Всеукраинского конкурса песни. Анна стала лауреатом, и Филипп ей сказал тогда: «Ты была лучшая!». По сей день Быстряков и Жмахер остаются моими близкими друзьями, их теплые слова о талантливой девушке также меня вдохновили на сотрудничество с ней. Сама судьба подталкивала Анну к началу творческого общения с суперкорифеями, композиторами и поэтами Украины. Это было ее третье приближение ко мне. Все пошло по пути естественного отбора, органично и точно. Как и положено, злые языки и завистники уже были рядом. Они отговаривали меня от любых контактов с изящной Анной, навешивали всевозможные ярлыки и мешали с ней встречаться по творческим вопросам. Но было уже поздно... Встреча с Юрием Рыбчинским у него в гостях определила сценическое имя и проект в целом под «скромным» названием — ANNA KONDA, что в переводе с итальянского — «просто Анна». Английская аббревиатура AK стала товарным знаком.

Так случилось, что у меня состоялась встреча с президентом украинского телеканала «Тонис» Александром Васильевичем Бутко, и я ему предложил прослушать Анины демозаписи. Все внимательно прослушав и проанализировав, он сказал: «Этот голос очень дорого стоит» — и сразу же предложил снять англоязычный концерт в студии.

В это время на гастролях в Киеве находился мой давний друг, ныне гражданин Канады Василий Попадюк — скрипач-виртуоз, суперзвезда мирового уровня. Я с ним созвонился. Встретились втроем в кафе «Майами-блюз», возле ДК «Украина», где проходили концерты Попадюка. Он поинтересовался, чем занимается Анна. Услышав ее уверенное: «Пою, танцую, играю...», он сказал: «Я так и думал...».

К моему большому удивлению, Василий сам предложил сразу же сотрудничество — и согласился участвовать в съемках песен в исполнении Анны. В дуэте они исполнили знаменитую песню Жака Брэля «IF YOU GO AWAY». Так началась взаимная симпатия, но об этом позже. В начале съемок музыкального фильма была идея зафиксировать Анну в кадре с украинским народным инструментом — бандурой. Но как быстро научиться на ней играть? Аня прилично играет на шестиструнной гитаре. Взяв в руки бандуру, она побледнела от тяжести. Сидя на стуле с инструментом, как никогда, ощутила издержки своей миниатюрности. Выход из положения был найден мгновенно. Анна вспомнила свой любимый фильм — «В джазе только девушки», где непревзойденная Мэрилин Монро держала в руках самую маленькую гитару в мире. В течение месяца руководство киевского магазина Yamaha In Jazz — Александр Сидоренко и Борис Трегуб — организовали доставку из Италии электроукулеле специально для Анны. И за неделю до съемок она уже на ней играла. Любовь к укулеле была настолько сильна, что этот инструмент стал главным среди всех любимых Анной. Игра на банджо, дримбе, гитаре и фортепиано доставляют девушке удовольствие. Но укулеле — это истинный экстаз!

«Не хочу быть очередной секс-бомбой»

После приобретения высшего театрального и музыкального образования встал вопрос: куда поступить на творческую работу? Где и с кем шлифовать свое мастерство? Ко всем достоинствам Анны можно добавить еще одно, самое главное — она умна. Ее выбор не на один день. Ее цели долгосрочные. Для того чтобы поднять самолет под названием АННА КОНДА, нужна серьезная точка опоры. Анна неожиданно для всех находит ее сама. Посоветовавшись со своим новым творческим другом — поэтом и политологом Александром Бутриным, Анна устраивается на работу солисткой прекрасного творческого коллектива — Оркестра Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины под руководством дирижера Руслана Симоненко. Здесь по сей день работает знаменитый певец и скрипач заслуженный артист Украины Василий Волощук. Работать в таком коллективе непросто.

Дисциплина, репертуар, репетиции — школа творческой жизни и самое главное — хрупкие и талантливые солистки-вокалистки Анна, Оксана и Катя находятся под покровительством и защитой настоящих мужчин — артистов оркестра, рыцарские традиции которых известны за пределами коллектива. В этом оркестре Анна поет разные песни, от украинских народных до джаза, приобретает универсализм.



Анна с украинским скрипачом-виртуозом Василием Попадюком

Анна с украинским скрипачом-виртуозом Василием Попадюком


Работать в одном из лучших оркестров Украины — большая честь. В свободное от основной работы время Анна постоянно записывает песни в разных студиях Киева. Ее портреты уже украшают обложки журналов «ТВ Парк» и других. Об одной из песен хочется рассказать особо. Однажды я встретился с уже упоминаемым моим другом Александром Бутриным, и он мне показал свои стихи. Внимательно прочитав, я сразу же выбрал из них один, для Анны. Через неделю появилась наша с ним первая совместная песня под названием «Остров надежды». Саша послушал и сказал: «Вроде неплохо». Анна же, послушав песню, попросила перевести ее на английский язык. Перевела ее дословно и точно подруга Анны — Татьяна Деренговская.

Терзали сомнения, как воспримет публика английский язык. Песня вошла в англоязычный музыкальный фильм и, как выяснилось впоследствии, стала самой популярной из всех записанных Анной. Мне особенно было приятно за такой успех потому, что он был двойным — засветил по ТВ не только Анну, но и новоиспеченного, теперь уже популярного поэта-песенника Александра Бутрина.

Выйдя на экраны ТВ с песней Island of hope, Анна буквально влюбила в себя телезрителей. В ее руках была та самая укулеле. Такой образ пришелся по душе всем. Оценили музыкальный фильм в общем хорошо, особенно отметили красивый голос и сексуальность певицы. С этим можно было бы согласиться, если бы не одно но. Наличие огромного количества эстрадных вульгарных секс-бомб — певиц в эфирах ТВ постсоветского пространства. Анна сказала: «Не хочу быть очередной секси-бимбой». Окружение прислушалось и создало песню на украинском языке «Я — не сексі-бімба!». И ее тут же отсняли на ТВ. Поздравил Анну с выходом этого видео один из самых уважаемых поклонников ее таланта. Главный врач санатория «Червона калина» Сивый Николай Юрьевич, который тоже очень хорошо поет и помогает Анне советами по сохранению здоровья. Неоценимую помощь как фотограф Анне оказывает ее подруга по университету сестра Татьяны Александра Деренговская. Идея «Красивая девушка в кадре — молодая и романтичная, а не «силиконовая кукла» — принадлежит также ей.

Жаль, конечно, что среди поклонников творчества Анны вдруг не стало Юрия Рыбчинского — моего давнего соавтора. Похвалив Анну за ее голос и внешность (похожа на американку), придумал ей псевдоним, обещал поддержку как поэт, но со временем, ничего не объяснив, отказался от сотрудничества. Меня это нисколько не удивило. Ведь и нашу с ним рок-оперу «Белая ворона», которую знают все, я впервые услышал не со своей знаменитой музыкой, а с музыкой другого украинского композитора, который следовал параллельным курсом со мной, — благодаря уверенной режиссерско-постановочной руке Юрия Евгеньевича. Он и вправду не только драматург сцены, но и по жизни таков...

«Жизнь — театр, — Шекспир сказал, — и все мы в нем — актеры...» — его стихи из нашей песни «Виват, Король!» в исполнении Тамары Гвердцители. Я наивно думал, что к друзьям и любимым соавторам (как часто он называет меня по ТВ) такие слова не относятся... Среди поклонников таланта Анны оказалось немало и тех, кто живет в Новом Свете, и один среди них — мистер Марк Журавинский, в прошлом один из менеджеров-коннекторов легендарных Rolling Stones. Сегодня он помогает Василию Попадюку, а также пригласил Анну в Канаду — посотрудничать. Обещал познакомить со Стингом, Брайаном Адамсом, Тиной Тернер, Селин Дион и другими. В настоящее время идет подготовка к визиту в Канаду для записи концертной программы, которая вскоре будет представлена в концертных залах Европы и Америки. Украинские песни собраны в два аудиоальбома: Вышивной и Джинсовый.Некоторые из песен уже отсняты по ТВ.

Борьба за место под со­лнцем

В своеобразной пест­рой палитре шоу-бизнеса Украины находить себя труднее, чем зарабатывать. Этот бизнес стихийный, во многом незаконный и в известной мере у нас политизированный. Инвестируют в него с неохотой. Специалистов в области массовых музыкальных жанров минимум. Очень зависим от журналистов. Я лично хочу, чтобы наш шоу-бизнес стал интересным для Европы. Делается он у нас, к сожалению, методом проб и ошибок. Не так давно окончательно вытесненные с музыкального рынка Украины песни авторов-исполнителей начинают постепенно возрождаться.

Между прочим, в Америке это основной вид культурного продукта в шоу-бизнесе. Там музыканты-танцоры-актеры-композиторы-исполнители в одном лице, как правило, национальные герои. Среди таких Рэй Чарльз, Брюс Спрингстин, Майкл Джексон, Стиви Уандер, Джастин Тимберлейк, Леди Гага, нобелевский лауреат и культовый музыкант, певец и поэт Боб Ди­лан и другие. Они создают экологически чистый и органичный творческий продукт. В постсоветском пространстве есть подобные, но не многочисленные, среди них: Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Олег Митяев, Александр Розенбаум, Гарик Кричевский... Такого сегмента творчества в Украине пока нет. Вся надежда на молодых и талантливых.

Принцип украинских шоу «Наша Дуня лучше всех!» с успехом у нас используется проходимцами всех мастей. Они здесь играют роль уважаемых менеджеров, продюсеров, певцов, ведущих и даже композиторов и поэтов, косящих бабки направо и налево, поддерживают уверенность доморощенного лоха в том, что он тоже не лыком шит и может все себе свободно выбирать, но, к сожалению, без достойного выбора.

Сцены заполняются в основном нашими молодящимися, самодеятельными тетками в суперсексуальных нарядах. Их цель — завести народ любым способом, «шоб было громко и весело и шоб все скакали до упаду». Об игре и пении вопрос не стоит, многие из них ни играть, ни петь не умеют. Зато имеют телеэфиры и некоторые — даже государственные звания. Сегодня в украинском шоу-бизе идет процесс приспосабливания явной халтуры под якобы оригинальный современный украинский стиль, который успешно прикрывается внешними атрибутами, идеями патриотизма, свободой и независимостью и так далее. «Просувают» на ТВ и радио тех, кто впоследствии будет зарабатывать не для себя и страны, а для тех, кто «просувает».

Колоссальное отличие от западного формата в том, что наши орут не своими голосами, как на митингах, пляшут неистово и императивно убеждают всех «до посинения». В этом жутком хаосе выгодно отличается Святослав Вакарчук. Ему все равно, где спеть, — на квартире или стадионе, эффект одинаковый — суперкласс. Вылезают в свет SunSay, The HardKiss, покоряет работоспособный Олег Винник, интересный Монатик. Из традиционных заслуживают уважения Руслана, Джамала, Оксана Билозир.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Необычно то, что успешно существуют наряду с назваными и иные деятели, молодые и не очень, в нашем шоу-бизе: бывшие спортсмены, ветеринары, водители, бухгалтеры, охранники, продавцы и просто «хорошие ребята», которые рьяно и с удовольствием по каналам ТВ... учат наших народных артистов, как нужно современно петь и так далее. И смех и грех... Где это видано, чтобы даже титаны «Битлз» учили бы пению Лучано Поваротти или наш Поющий ректор Михаил Поплавский давал советы по вокалу народному артисту Владимиру Гришко...

Я категорически против того, чтобы на украинский шоу-бизнес оказывал влияние российский, потому что из своего опыта знаю, что в 70-е годы Украина круто влияла на российскую эстраду, особенно рок-музыканты. Знаю, проект Anna Konda пройдет не один круг ада нашего шоу-биза, но верю, что за действительно талантливыми молодыми артистами будущее нашей страны. Anna Konda и подобные творческие продукты, имеющие в основе как национальные, так и мировые традиции, могут наравне с западными звездами вершить историю европейского и мирового шоу-бизнеса. Гастролируя в Польше, Аnnа Коndа неоднократно в этом убеждалась. Член-корреспондент НАНУ профессор-полонист и поэт Ростислав Радышевский — создал стихи к песне «Україна — це Європа». И этот месседж в Европе никого не удивляет, особенно тогда, когда произносится молодой певицей.

Интересно наблюдать, что в последнее время наши организаторы концертов все более активно интересуются: «Есть ли в творческом гардеробе артистов украинские вышиванки?». Я отвечаю: «Да. Конечно, но при этом есть еще очень много и других, разных сценических костюмов». Прошедшие в Польше с неизменным успехом концерты показали, что патриотизм поляков не в том, что они все поголовно ездят на авто марки «Полонез» и ходят в польских народных костюмах, а действительно ценят европейские стандарты жизни, пропуская их через свою уникальную польскую ментальность. И поверьте мне, оценивали они АК не только через ее роскошную вышиванку и другие костюмы, а через ее гражданскую позицию, профессиональные качества, истинный патриотизм и интеллигентность.

Напоследок хочется сказать: давайте не бравировать внешними символами-атрибутами, а к месседжу «лучше меньше, да лучше» прибавим еще один, некогда популярный: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Давайте бороться за экологию во всем и употреблять органические, натуральные и естественные культурные продукты. Давайте учиться этике отношений, избавляться от собственного эгоизма и смотреть дальше, чем тебе позволяют власть предержащие.




Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось