Спецпредставитель Госдепартамента США Курт ВОЛКЕР: «Война с Путиным никому не нужна, конфликта с Россией никто не хочет, но Украину мы не оставим — она для нас очень важна»
«Единственное место, где русскоязычные украинцы страдают, — там, куда россияне вторглись и где территории оккупировали»
— Господин Волкер, как порядочный и честный человек, понимаете ли вы, что ваша миссия в принципе невыполнима, потому что россияне обманывать всех привыкли и на мир с Украиной не пойдут?
— Моя миссия сверхважна по той причине, что многие жители Донбасса от этой оккупации страдают. Русскоязычные украинцы на всей территории Украины живут — в Одессе, Харькове, Славянске, Киеве, и единственное место, где они страдают, — там, куда россияне вторглись и где территории оккупировали. Надо этим людям помочь как-то их жизнь наладить, к миру вернуть.
— Крым и Донбасс Украина вернет?
— Я это важным считаю, и с тем, что одно государство в другое вторгнуться может и силой территории захватить, мы никогда не согласимся. 25 июля Госсекретарь США с официальной декларацией выступил — о том, что аннексию Крыма Россией США не признают. Что касается Донбасса, я действительно верю, что эти районы Украине вернуть можно, и по Минским соглашениям Россия их возвратить не отказывается. Также Москва о безопасности русскоязычного населения всегда говорит, но если Россия действительно о нем волнуется, путь к установлению мира должна отыскать, чтобы эти районы в кратчайшее время можно было восстановить и чтобы люди к нормальной жизни вернулись.
— Вы и с Путиным, и с Порошенко встречались — в чем они похожи и в чем разнятся?
— С Путиным один-единственный раз я общался — еще когда в Белом доме на президента Буша работал: это очень давно было. Полагаю, что цель президента Путина — власть внутри России: он очень мощный авторитарный режим создал. Также ему власть нужна, чтобы влияние за пределами Российской Федерации оказывать, — кажется, это главное, чего он хочет, а Порошенко, по моему мнению, больше для своей страны сделать стремится. У каждого из них своя точка зрения — чья-то может вам нравиться, может не нравиться, но, думаю, что президент Порошенко больше сосредоточен на том, что для Украины сделать можно.
«Европейцы сказали: «Зачем нам Украину отстаивать, если она сама за себя не борется?»
— И Саакашвили, и Турчинов мне говорили, что когда Россия первые шаги к агрессии делала, Запад их ситуацию не нагнетать, не сопротивляться уговаривал и, по сути, свою территорию сдавать. Запад эту роковую ошибку понял?
— В случае с Грузией это хороший совет был, поскольку желание Саакашвили свою страну защитить Россия как повод для вторжения использовала. Она к влиятельным европейским политикам, которые решения принимают, обратилась, и даже сегодня многие из них, а также некоторые европейские правительства Саакашвили, но отнюдь не Россию, обвиняют. Думаю, что в определенном смысле действия России эффективными были и в то же время это хорошая возможность для Саакашвили была.
Что же Украины касается, у меня видение ситуации другое, поскольку мы уже российское вторжение наблюдали, у нас информация о Крыме была. Фактически наоборот произошло, европейцы сказали: «Зачем нам Украину отстаивать, если она сама за себя не борется?». Я бы действительно хотел, чтобы все, в том числе США, на события в Украине в 2013-2014 годах, когда мы увидели, к чему все идет, быстрее отреагировали.
— Для меня совершенно очевидно, что простые ребята из Северной Каролины или Огайо Украину с оружием в руках защищать не приедут, а могут ли США Россию финансово удавить, чтобы даже мыслей о войне у нее не было?
— Мы вообще войны не хотим, это не наша цель, и вы то же самое ребятам Огайо или Северной Каролины о защите Испании или Дании сказать можете. По сути, мы альянс построили, главная идея которого — коллективная защита, потому что мы общие ценности разделяем. Украина, если их примет и сильное общество выстроит, частью этого альянса быть сможет. Цель НАТО — самозащита, агрессии мы избегаем, и это действительно работает — уже почти 70 лет.
— Я в Минске во время заключения Минских соглашений был, причем в непосредственной близости, в соседней комнате с тем залом, где руководители Украины, России, Германии и Франции заседали. Сегодня очевидно, что эти соглашения не работают, и Леонид Кучма, например, постоянно подробности своих неудачных переговоров мне рассказывает — своей ролью в них он очень тяготится. Не пора ли к Будапештскому меморандуму вернуться, не могут ли США как одна из сторон меморандума все страны, включая Россию, за стол переговоров усадить и наконец этот вопрос решить?
— Давайте я вам о Минских соглашениях расскажу. Дело в том, что свою ответственность в этом конфликте Россия отрицать продолжает, то есть Москва эти «народные республики» направляет, финансирует, контролирует, при этом от любой ответственности всячески открещиваясь. Пока Россия на этом стоять будет, с места сдвинуться невозможно.
Что мы сделать пытаемся? Соглашения о миротворческой миссии достичь, которая бы под эгидой ООН российские силы заменила, и все это ради безопасности и ради того, чтобы условия создать, в которых Минские соглашения выполняться могли бы.
Что же касается Будапештского меморандума, то я бы хотел, чтобы наша страна, Великобритания и Франция в большей степени за агрессию России против Украины ответственны были. Следует также помнить, что Будапештский меморандум именно Россия нарушила — это она в Украину вторглась. Не США, не Британия, не Франция — именно Россия.
— От высокопоставленных россиян мне слышать приходится, что Путин одного хочет: мы, дескать, Донбасс отдаем и разговоры о Крыме заканчиваем, а вы с нас санкции снимаете, и тогда друзьями расходимся. Не разменяет ли президент Трамп Украину и не пойдет ли на такие условия Путина?
— Нет-нет, и именно по этой причине госсекретарь Помпео с Крымской декларацией выступил — ни при каких условиях насильственный захват территории мы не признаем, и хочу ваше внимание обратить на то, что отсутствие прогресса в вопросе Крыма отсутствие прогресса в других вопросах означать не должно.
— Леонид Кучма на мой вопрос «От кого мир в Украине зависит?» ответил: «От Господа Бога и от Владимира Путина». У вас кого-то третьего для этой компании нет?
— (Смеется). Я удивляюсь, как Путин на двоих согласился... По поводу успеха Украины: это очень сильно нас беспокоит, и думаю, еще больше украинцев волнует. Меня о Минске, о плане «Б» спрашивают, но мне кажется, главный план — это успешная Украина. Мы все возможное делаем, чтобы сильные демократические институты у вас заработали, чтобы экономика развивалась, безопасность соблюдалась, и чем громче успехи будут, тем шансов на реинтеграцию оккупированных территорий больше.
Война с Путиным никому не нужна, конфликта с Россией никто не хочет, а ему в свою очередь Донбасс не нужен. Там русские солдаты умирают, Россия под санкциями оказалась, украинцы с ней связи порвали — это России вредит, таким образом, существенные причины есть для того, чтобы Москва проблему Донбасса решить хотела.
«Последствий своего вторжения Россия так и не поняла»
— В Украине президентские выборы скоро, Россия, не жалея, деньги в кандидатов вкладывает, которые волю Путина выполнять будут, а вот американцы молчат, «вот наш кандидат, и мы его поддерживаем» не говорят. Не кажется ли вам, что в результате мы пропутинского президента получить можем и Украина для цивилизованного мира навсегда потеряна будет?
— Тут несколько позиций. Во-первых, Россия действительно думает, что право решать, кому Украиной управлять, имеет, а США считают, что украинцы сами определить должны, кто во главе их государства стать может.
Во-вторых, последствий своего вторжения Россия так и не поняла — сейчас Украина более объединенная, более национально ориентированная, более прозападная и более антироссийская, чем когда-либо прежде, и чем больше Россия влиять пытается, тем больше украинцы сопротивляются, потому что своей страной гордятся. Мы хотим, чтобы украинцы сами сильную демократию строили, мощную экономику создавали, безопасность в пределах своих границ обеспечили, и, разумеется, для нас важно, чтобы Россия в своих пределах оставалась.
— Многие высокопоставленные американцы мне говорят, что Украина из Белого дома вообще не просматривается, — Украина для США сегодня какой-то интерес представляет?
— Конечно, она для нас очень важна. Во-первых, дело в ценностях, и Украина те же ценности, что и западное общество, принимает и внедряет, те, на которых и США базируются, — свободу, демократию, верховенство права, рыночную экономику, соблюдение прав человека, безопасность. Ценности эти современный мир и всех нас определяют, и если они в мире успешны, это, в том числе, США на пользу.
Во-вторых, мы считаем, что и россияне этих ценностей заслуживают, — свободного общества, прозрачности, безопасности, но их правительство им в этом отказывает. Тем не менее успешный пример Украины россиян вдохновить может.
— В США часто ураганы, смерчи бывают, а здесь, у нас, все спокойно. Украина — очень красивая страна, Богом данная людям для того, чтобы жить счастливо. Все мы хотим, чтобы у нас мир был, но сами не справляемся. У россиян фантомные имперские боли...
— ...да...
— ...когда руки уже нет, но она болит. На Европу надеяться Украине смысла, увы, нет — одна надежда на США. Вы сегодня символом участия Америки в судьбе Украины являетесь, у вас очень хорошие глаза — помогите нам, пожалуйста!
— Спасибо вам, и, позвольте заверить: Украину мы не оставим! Мы на позициях украинского суверенитета, ее территориальной целостности стоим и успешную Украину увидеть хотим. Часть моей миссии — по всей Европе ездить и об этом рассказывать, чтобы людей думать об Украине заставить, чтобы там о ней не забывали. Еще раз большое спасибо!
Записала Анна ШЕСТАК

Экс-начальник службы охраны Бориса Ельцина Александр КОРЖАКОВ: «Золотов пришел ко мне слесарем, гайки крутил. Тогда он тянул на олигофрена, сейчас уже на имбецила»
Спецпредставитель Госдепартамента США Курт ВОЛКЕР: «Война с Путиным никому не нужна, конфликта с Россией никто не хочет, но Украину мы не оставим — она для нас очень важна»
Заместитель министра юстиции Украины, отвечающий за пенитенциарную систему, Денис ЧЕРНЫШОВ: «Все колонии и СИЗО в Украине курируют два криминальных авторитета»
Вдова Дениса Вороненкова, оперная певица, бывший депутат Государственной Думы России Мария МАКСАКОВА: «Тимошенко толкнул меня. Причем в ресторане, на глазах у всех...»
Левон ОГАНЕЗОВ: «За убийство Кирова папе 10 лет дали, два с половиной из которых он отсидел»
Пора учиться отвечать за свои слова
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: «Дмитрий Гордон — Вергилий, проводник в мир гениев, злодеев и выдающихся посредственностей. Он личность — политическая и гуманитарная, а личность текущей конъюнктуре, какой бы та ни была, не подвластна»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги