Лидер группы «Ленинград» Сергей ШНУРОВ: «Возрождение империи — это сон про пипиську, о нем забыть нужно»
(Продолжение. Начало в № 42)
«Рок-н-ролл, на самом деле, это эвфемизм слова «е...ля»
— В детстве вы играть на скрипке учились, поэтому преимущественно на произведениях Чайковского, Рахманинова и Баха росли, а сегодня какую-либо классическую музыку слушаете?
— Да.
— Кого?
— Рахманинова, Стравинского еще — время от времени много чего слушаю. В «сидюках» у себя (не помню, откуда взялось, наверное, по пьяни где-нибудь купил) американское издание Паганини нашел, дисков 20, наверное, — в машине сейчас звучит.
— А попса не звучит?
— Нет, радио я не включаю, хотя опять-таки что под попсой понимать? Ранняя Пугачева мне очень нравится, хотя это поп-артистка, попса.
— А чем ранняя Пугачева нравится?
— Там драматургия в песнях есть, и вообще много что.
— Надрыв...
— Не всегда — собственно, это моноспектакли такие, и потом аранжировки у нее интересные. Не знаю, или кто-то еще у нас такой сыгранности группы добивался. Думаю, нет.
— А чем, по-вашему, поздняя Пугачева от ранней отличается — сформулировать можете?
— Могу. Если раньше какая-то игра в ее песнях, как в «Арлекино», скажем, была, то потом Пугачева одну эмоцию — разбитной бабы — транслировать стала.
— И все?
— По-моему, так.
— Голос Высоцкого, безусловно, своеобразным камертоном не одному поколению служил — на людей, которые авторскую песню исполнять хотели, жизнь Владимира Семеновича, его творчество мощное влияние оказали, а вы на себе это ощутили?
— Русскоговорящего человека, на которого бы Высоцкий влияния не оказал, нет — ну просто нет!
— При этом многие 20-летние сегодня, кто такой Высоцкий, не знают...
— Дело в том, что у 20-летних он уже в подкорке, в бессознательном — они и не знать могут, но все равно этим пользуются. Точь-в-точь как с мобильным телефоном — как он устроен, не знаешь, но по нему звонишь. Они вот так живут, и то же самое я отвечаю, когда мне говорят, что нынешняя молодежь классической литературы не знает: все равно эта литература вся здесь — в языке, в нюансах каких-то...
— Высоцкому подражать вам никогда не хотелось — подсознательно опять-таки?
— Нет, исключено: Высоцкий — это Высоцкий!
— Среди сотен его песен любимая у вас есть?
— Мне «Холода» нравятся — она редкая, отдельная какая-то, совершенно на него не похожая.
— Что-то из Владимира Семеновича петь вы пробовали?
— Не то что пробовал — меня заставляли.
— Как это?
— Ну так. У нас программа «Своя колея» есть — вернее даже, премия, которую сын Высоцкого Никита учредил и организовал, и время от времени он мне звонит и говорит: «Ну-ка, давай! Тпру! Пой!». Кстати, в репертуаре «Рубля» абсолютно неузнаваемая и переделанная в мажоре песня Высоцкого есть. От музыки там вообще ничего не осталось — «Ну о чем с тобою говорить?!» называется...
— ...«...все равно ты порешь ахинею...».
— Это вот она, ага, потом песню «Холода» я исполнял, потом про Кука...
— «Но почему аборигены съели Кука?»...
— Да, и еще что-то.
— Русский рок почему вы не любите?
— Ровно потому...
— ...а за что его любить?..
— ...почему суверенную демократию не люблю. Тут одно из двух: либо демократия, либо суверенная, либо русский, либо рок...
— И никто из русских рокеров вам не нравится?
— Нет, потому что они в какой-то жесткой оппозиции ко всему постоянно находятся.
— Так ведь рок — песни протеста...
— А кто это придумал? Бред, изначально бред! Рок — это песни расп...здяйства, рок-н-ролл, на самом деле, это эвфемизм слова «е...ля», если разобраться. Негры в районе Миссисипи, когда с девочкой перепихнутся, говорили: «О, отличный рок-н-ролл был!» — если таких подробностей не знать, тогда, конечно, это песни протеста.
— Отцов русского рока пренебрежительно лузерами и нытиками вы называете — за что?
— За бесконечный минор гармонии, бесконечный скулеж, что все плохо...
— ...и еще хуже будет...
— Мне с этой песней ни жить, ни строить не хочется — ну реально руки опускаются. Радоваться не хочется, танцевать — забиться в угол подмывает, самой плохой, какой только возможно, водки выпить...
— ...и на Миссисипи...
— С такими песнями никуда не поедешь! Какая Миссисипи? Нет!
«К Гребенщикову и Шевчуку с уважением я отношусь — просто то, что они делают, мне не нравится»
— Особенно, я знаю, Гребенщикова и Шевчука вы недолюбливаете — даже колкую песню о них сочинили...
— Это неправда, я ко всем с уважением отношусь — просто то, что они делают, мне не нравится, и я объясню, почему. Ярко выраженной неприязни у меня нет, потому что современная музыка чем хороша? Тем, что у тебя кнопка все время есть: хочешь — слушай или нет — это просто не твое...
— «Запах изо рта чем хорош? — Жванецкий говорил. — Не хочешь, чтобы пахло, — отойди. И запах вместе с тобой...». Юрий Шевчук, кстати, в интервью мне о вас пренебрежительно говорил, вас Веревкиным называл и свою песню цитировал...
— Ну, молодец!
— Чисто по-человечески вы на него за нее обиделись?
— Да ну, перестаньте — мне вообще кажется, что я за него обиделся. Как-то не по возрасту обзывалки эти — ну было бы нам лет по 15, я бы сказал: «Да, круто!», и, конечно, жутко обижен был бы, но сейчас это уже как-то смешно.
— Если бы мимо он проходил, руку бы протянули?
— Да — почему нет?
— У вас с Юрием Шевчуком заочная перепалка произошла, когда он против вырубки Химкинского леса выступил, а потом вы клип с довольно едкими словами в его адрес сделали, который весь интернет обошел...
— Не в его адрес — это песня вообще о конъюнктуре и тренде, где указано было, что борьба за Химкинский лес всего лишь тренд, и планетарное значение ей придавать не стоит. Вот есть чашка — говорить, что это космический корабль, не нужно. Или блюдце — если кто-то мне скажет, что это летающая тарелка, он, видимо, просто не в себе.
«Как «Мальборо» курил, так и курю, как абсолютно никакой Ballantine’s за восемь долларов пил, так и пью»
— Сегодня ваш феномен многие исполнители авторской песни разгадать стремятся. «Наверное, дело в голосе, — они думают, — наверное, петь так, да еще и с матом, надо», и копировать вас пытаются. Вы пренебрежительно эти потуги одним словом «Джигурда» окрестили — почему?
— Потому что Джигурда Высоцкого копировать старался — во всяком случае, в раннем своем периоде. Сейчас я не знаю, кого он копирует, — за его биографией давно не следил.
— Что вас на песню о Ксюше Собчак вдохновило?
— Это не меня, а Стаса Барецкого, нашего коллеги петербургского. (Начиналась эта песня словами «Я живу в провинции, и я лох, а ты, Ксюша, звезда. Меня не взяли в «Дом-2», короче, ты п...да». — Д. Г.). Конкретные привязки в песнях я не люблю — только об этом петь мне скучно, и если у меня Гребенщиков упоминается, то как некий образ — это не тот самый БГ, не конкретная личность, а такой общий, космического масштаба, Гребенщиков.
— Пришелец...
— Ну, как все мы...
— В отличие от большинства исполнителей ни директоров, ни контрактов, ни прочих, свойственных шоу-бизнесу, атрибутов вы не имеете — это сознательная позиция, вы сами себе режиссер и сами себе директор?
— Да так как-то сложилось и довольно давно. В ярмо влезать, когда всех музыкантов концертными обязательствами и контрактами пугали, изначально мне не хотелось — я-то знаю, что многие так сейчас и существуют. Если играть, даже когда не хочется, ты обязан — это рабство, это чудовищно! Я понимаю, если ты симфонический музыкант — тогда так, видимо, и должно быть, но здесь-то разговор о другом.
— Писали, что, собственную квартиру ремонтируя, вы ее под гостиничный номер отделать попросили...
— Да, это давно было.
— Казенная обстановка зачем вам понадобилась?
— Я привык — в ней постоянно живу, поэтому... Домой, как в гостиницу, пришел, лег, поспал...
— Если СМИ верить, вы советские часы «Электроника-55» носите. Не знаю, насколько сведения эти верны, — на вас часов вообще нет...
— Были — сейчас я часов не наблюдаю.
— На светских мероприятиях в дешевых заношенных свитерах вы ходите, и сейчас вот на вас как раз такой...
— Нормальный — дешевый и заношенный.
— Так вы и на метро передвигаетесь...
— Неправда, нет. Одна малознакомая блондинка просто гениальную фразу сказала — я подслушал и теперь все время ее повторяю. Меня спрашивают: «Вот все люди на метро ездят, а ты почему не хочешь?», и я словами той блондинки отвечаю: «На метро я не езжу, потому что там энергетика плохая».
— Как утверждают люди, с которыми когда-либо вы встречались, под ногтями у вас всегда грязь...
— Наверное, да, не знаю, но сейчас, после концерта, она объективно должна быть.
— Как же это с баснословными гонорарами вяжется?
— А мне так удобно, и, что жизнь удалась, показывать я не собираюсь. Мне кажется, вообще демонстрировать, есть у тебя деньги или нет, глупо — если человеку вот в этом удобно, отлично, а если неудобно, строить из себя что-то зачем? Как нелепо современные политики (и ваши тоже) с абсолютно крестьянскими физиономиями в брендовых пиджаках смотрятся: ну косоворотку, в конце концов, надень и в яловых сапогах ходи — все замечательно будет. Тебе ж неудобно!
— Когда-то Александр Яковлевич Розенбаум мне сказал: «Все эти рокеры до первых «жигулей» рокерные, а потом очень даже буржуазными становятся». «Жигули» — условная машина...
— Я понимаю...
— К вам это относится или нет?
— Не знаю, не знаю... От каких-то вещей легко я отказываюсь — они меня не обременяют, я их не обременяю, целей что-то купить у меня нет, мне не это в кайф — я другим живу.
— Состоятельным человеком себя назвать можете?
— Бесспорно, но состоятельный — это состояние души, а не денежные атрибуты: деньги к этому никакого отношения не имеют.
— Тем не менее состояние души они улучшают?
— К сожалению, да.
— Вас они изменили?
— Этим вопросом я задавался и ответ опять же в абсолютно бытовой вещи нашел — как «Мальборо» я курил, так и курю, как абсолютно никакой Ballantine’s за восемь долларов пил, так и пью... Изменился ли я? Вряд ли...
«Что этому народу надо, не знаю, поэтому, как свободу ему дать, не представляю»
— Ваше творчество очень олигархи любят — на корпоративах они просто дуреют, просят: «Еще! Еще жестче!», а вы с кем-то из них дружите?
— Ни с кем из тех, кого по телевизору показывают...
— А из тех, кого не показывают?
— Такие, наверное, есть.
— Это не с их подачи кандидатом в губернаторы Ленинградской области вы были?
— Меня двинуть пытались, но Бог есть: я паспорт потерял, поэтому зарегистрироваться не смог.
— Некоторые ваши недоброжелатели — будем завистниками их считать — говорят, что Шнур окончательно под власть лег, — как вам эта формулировка?
— Мне кажется, люди вообще чего-то объяснять очень любят, причем довольно прямолинейно — в сложных отношениях им как-то в лом разбираться. Все просто у нас: либо мировая закулиса, либо...
— ...агент или масон...
— Да, все элементарно. Ты за КГБ или за жидов? — грубо говоря, или это одно и то же...
— ...и третьего, заметьте, не дано...
— Мне бы, конечно, хотелось, чтобы весь мир такой простой был, но он гораздо сложнее устроен, и потом, с властью я давно напрямую общался.
— А она с вами?
— Когда Химкинская лесовская история была, позванивала. Что сказала? «Вот, круто! В журнале «Русский Newsweek» статья с таким-то заголовком вышла! Вау! Вау! Мы такие деньги на это тратим!». Я: «Ну, зашибись!».
— С высокого уровня позвонили?
— Из Администрации президента...
— Заместитель, небось?
— Не знаю — я эти фамилии не запоминаю, мне они как-то... Мне кажется, каждый своим делом заниматься должен.
— Мне неоднократно слышать приходилось, что ваше творчество — госзаказ...
— Один раз я даже эту пулю, что группа «Рубль» — кремлевский проект, сам запустил.
— Удобно, и никто не трогает...
— Людям просто объяснить нужно, что вот... Причем, б... самые невероятные фантазии больше всего принимаются.
— Конечно — в невероятное верят...
— Три песни группы «Рубль» послушать достаточно, чтобы понять: это абсурд, нелепость — ну как такое возможно? Кремль чего добивается? Нет, они все равно поняли, что, конечно, чего-то Кремль хочет...
— Группу «Рубль»...
— Да, чего-то такого, ниже пояса ...
— Вы либерал или сторонник империи?
— Ни то, ни другое — мне кажется, что в современной ситуации сторонником империи быть глупо.
— Не все это понимают — особенно в России, простите...
— Глуповато... Глуповато... Русский народ сейчас абсолютно непассионарную фазу переживает, и это ясно, это видно... Как Владимир Семенович пел, «настоящих буйных мало...
— ...вот и нету вожаков»...
— Да. Возрождение империи — это сон про пипиську: о нем забыть нужно, а по части либерализма... Мне кажется, либеральное общество только в образованной среде возможно, а поскольку с образованием все очень плохо, поскольку чем-то интересоваться люди перестали (вообще интерес к жизни пропал), ключевое слово современности — «зае...ло!», вот зае...ло — и все! Ну от начала и до... И солнце плохо. Летом кричали все: «Жара! Кошмар! Жить плохо!»...
— Скоро холод начнется...
— «Холод — х...ня!». Дороги не ремонтируют: «Б... пидарасы!». Дороги ремонтировать стали: «Пидарасы, все перерыли!». Что этому народу надо, не знаю, поэтому, как свободу ему дать, не представляю — тогда же хаос начнется.
— Что за народ!..
— Мне кажется, какие-то подвижки нужны, но осторожные — семимильными шагами дистанцию преодолевать, что от Европы нас отделяет, нельзя, сразу получить то, что она годами, десятилетиями, веками, через муки вынашивала, невозможно. У нас постоянно какие-то форсирования, да? Мне кажется, ничего хорошего из этого не выйдет.
«Не глобальными какими-то проектами по переустройству мира заниматься нужно, не многополярный мир строить, а хотя бы туалеты на дорогах — с этого начать»
— В Путине спасение России вы видите?
— Нет, нет!
— Почему?
— Потому что сами по себе утверждения о необходимости спасения России — это чушь... России перестать спасаться нужно, да? — ей жить пора начать...
— ...по-человечески...
— Вот и все! — а у нас бесконечное спасение, какой-то форс-мажор постоянный: бам-бам! — колокола, мы, б... горим! Что там сейчас? Чемпионат мира по футболу — а-а-а!
— Победа, победа!
— Постоянно какая-то движуха у нас, но в мелочах полная разруха получается, и внимание на это обратить, мне кажется, нужно — уже пора. Не глобальными какими-то проектами по переустройству мира заниматься, не многополярный мир строить, а хотя бы туалеты на дорогах — вот с этого начать.
— Да, не кремлевский проект вы, судя по всему...
— Ну, папа с мамой у меня вообще в Кремле ни разу не были, так что...
— «Русские фильмы, — говорите вы, — я не смотрю и на русских машинах принципиально не передвигаюсь — система безопасности не устраивает»...
— Да, не устраивает.
— Машина у вас какая?
— А я вообще за рулем не езжу — у меня один из самых дорогих водителей в России, и это моя жена (уже бывшая. — Д. Г.).
— Ваш концерт в Нью-Йорке двойным диском под названием «Шнур уделывает Америку» издан был — уделали?
— У нас тогда контракт с издательской фирмой был, и им показалось, что да, но такая задача передо мной не стояла. Причем изначально по-другому диск назывался: «Ленинград» уделывает Америку» — не Шнур. Некая перекличка с шоу «Бивис и Баттхед» на MTV, которые в то время Америку уделывали, была, и как-то все эти контексты играли. Тогда название по-другому, нежели сейчас, считывалось, но мне оно не нравится, сам я бы так альбом не назвал.
— Плавно к кино перехожу — особую популярность музыка к фильму «Бумер» вам принесла...
— Было такое дело.
— Писалась она легко или задачу поставили, вы к столу сели и сделали?
— По-разному писалось — какие-то треки сами родились, какие-то вымучивались. Сложно было, и потом столько времени прошло... Что происходило, в архиве, в голове у себя, так долго я не храню, избавляться от старых файлов стараюсь, потому что боюсь: вдруг вирусы какие-нибудь там заведутся и я бесконечно вспоминать буду, как музыку к «Бумеру» писал.
— Музыкальный лейтмотив к фильму «Бумер» хитом для рингтонов стал, а у вас на мобильном кто?
— А у меня там пиликалка абсолютно никакая. К телефону практично я отношусь — в моем даже фотоаппарата нет, мне кажется, телефон для того человечеством создан, чтобы по нему звонить: але! — и все.
— Картина «Перемирие», где вы снялись, Гран-при на «Кинотавре» взяла — о чем она?
— Кстати, название я придумал — съемочной группе всей и режиссеру Светлане Проскуриной помог. Они тоже мучались, у них какое-то метание с этими названиями было, а я объяснил, что фильм об избытке мира. Русский народ все время в состоянии какой-то бесконечной войны находится, да? — а тут уже который год без нее. Локальные конфликты случаются, но чего-то катастрофического, мощного давно не происходило, и русский народ руки опустил, недоумевает: «А как это? Вот и дубина лежит, вот меч — а че нам делать-то?» — и картина о том, что, чем себя занять, люди не знают.
— Сколько фильмов как у актера у вас за плечами?
— Много. Не считал.
— «Асса-2», «Копейка», «День выборов», «Четыре»...
— ...еще какие-то...
— В кино вам сниматься нравится? Как считаете, это ваше?
— Нет, не нравится, потому что технические средства насколько сильно вперед шагнули, а русское кино, мне кажется, как в 70-х годах, снимается, — абсолютно! Дело не в камерах, не в свете — это все объективно лучше стало, но технологический процесс все равно такой же длинный, и выдержать это невозможно... Когда я узнал, что каждый эпизод «Звездных войн» 72 дня снимался и все, — прозрел: я за такой подход!
— Вы в фильме «Ленинградский фронт» о войне снимались, а что за смешная история у вас с дедушкой-блокадником произошла?
— Эту историю опять же я рассказал, но она не со мной, а с москвичами случилась. Они в тогда еще Ленинград на выходные приехали, в троллейбусе себя шумно, как москвичи, вели: а-а-а! Там дедушка стоял, и когда молодежь его из терпения вывела, на одного из них посмотрел и сакраментальную фразу произнес: «Ты знаешь, таких, как ты, в блокаду я ел».
— То есть это реальная история?
— Какой-то анекдот Невского проспекта, насколько я понимаю, — что это на самом деле было, не думаю.
— А это правда, что ваша бабушка в детстве столярный клей вам варила и любимого внука кушать его заставляла?
— Не заставляла — это я ее клей сварить попросил, потому что вся культура тогда, особенно ленинградская, блокадой была пронизана, и мне интересно стало, какой этот клей на вкус.
— И каков?
— Невкусный. С чем сравнить, даже не знаю — как кисель... Ну что-то такое — сопли, одним словом...
— В Питере вы ресторан «Синий Пушкин» открыли, а почему синий?
— Потому что это давний спор русской культуры: Пушкин негр или русский? Я третьим путем пойти решил: Пушкин не негр...
— ...и не голубой, а синий...
— Да, просто синий.
— Люди в ваш «Синий Пушкин ходят»?
— А как же — синеют потихоньку.
— Что же там за меню? Русское, традиционное?
— Нет, это, как я называю, VIP-фастфуд — гамбургеры, крылышки, но все из настоящего мяса сделано. Демократическое такое место, в общем...
«На сцену Мариинки без генеральной репетиции как-то я вышел — еще на постбодуновом таком треморе»
— В опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини» на сцене Мариинки драматическую роль вы сыграли — это новое слово в оперном искусстве?
— Была такая постановка... Кстати, в одном из недавних интервью Гергиев намекнул (все мы, кто как-то к этому причастен, что в Мариинском театре будет, от него узнаем), что «Бенвенуто Челлини» возвращается, так что я готовлюсь.
— Роль у вас там большая?
— Немаленькая — пять, по-моему, смен декораций и, соответственно, каких-то кусков, и в каждом из них я присутствую.
— Когда впервые на сцену великой Мариинки вышли, что вы себе сказали?
— Ничего. За день до спектакля генеральная репетиция состояться должна была, голландский дирижер приехал, потому что Берлиоза он лучше всех исполняет, а накануне ко мне друг из Москвы нагрянул, и мы всю ночь прокутили. Я в театр пришел и сказал: «Репетировать сегодня не буду. Не могу — ну просто не в состоянии... По состоянию», и собственно, без генеральной репетиции как-то вышел — еще на постбодуновом таком треморе, но потом очень хорошо было: такой адреналин словил, хапнул. Во!
— Вы талантливый человек — и здесь себя проявили, и там, еще и картины пишете...
— Мне просто и жить, и учиться интересно, я понимаю, что до сих пор много чего не знаю. Сейчас вот новую серию картин придумал, но рассказать про нее не могу, потому что может не получиться.
— Старая хоть чему посвящена была?
— Там картинки какие-то...
— Натюрморты, пейзажи или еще что-то?
— В интернете гляньте — сегодня там все есть...
— У вас же персональная выставка в Москве была...
— И не одна — выставки периодически проходят.
— Сына в честь поэта Аполлона Григорьева вы назвали...
— Ага...
— И как ему с именем Аполлон живется?
— Да как-то нормально, не жалуется. Мне кажется, вообще что-то в этом отношении поменялось, как-то проще к таким именам относиться стали.
— Как уменьшительно-ласкательно сына вы называете?
— Аполлоша, наверное...
— Бывшая жена Светлана до сих пор с вами работает?
— Да.
— А что она делает? В качестве администратора помогает?
— Сейчас концерт в Петербурге мы готовим — какие-то такие у нее функции.
— После развода вы друзьями остались? Никаких проблем нет?
— Да нормально все.
«В интервью Оксаны Акиньшиной в «Караване историй» я про какую-то жизнь, б... великолепных людей читал»
— У вас громкий пятилетний, наверное, роман с актрисой Оксаной Акиньшиной был...
— ...сильно преувеличено — по-моему, три года он длился...
— ...который после череды громких ссор и скандалов, насколько я знаю, в один день закончился: Оксана с вещами за дверь выставлена была...
— Неправда. Ну как? Я не настолько сильный мужчина, чтобы девушку за дверь выставлять. Нет, я ушел...
— Об этом потом сожалели?
— Сложно сейчас сожалел — не сожалел говорить, но, на мой взгляд, это правильно было.
— О том, что она тайно замуж вышла, вы знали? Для вас это секретом не было?
— Сейчас, во времена интернета и желтой прессы, мне кажется, ничего сокрыть уже невозможно, вернее, журналисты еще и больше, чем ты сделал, придумывают.
— Если им верить, Оксана до сих пор как огня дикой ревности своего бывшего возлюбленного боится — вы настолько ревнивы?
— Ну, могу... В меру, да, но чего она боится, не знаю. Сейчас-то к чему ревновать? — все уже...
— ...утихло?..
— Уже по-другому.
— Интимные, в общем-то, моменты ваших отношений она в журнале «Караван историй», где-то еще гласности предала — когда это читали, какие у вас чувства были?
— Вы знаете, я это как историю абсолютно не про себя читал.
— Там тоже все сильно преувеличено было?
— Нет, просто язык такой, несколько приподнятый. В «Караване историй» я про какую-то жизнь, б... великолепных людей читал. Ну да, интересно...
— В собственных глазах вы выросли?
— Что это о нас, я не поверил, как-то с собой, скажем так, не соотнес...
— Ваша третья супруга Елена Мозговая по прозвищу Матильда — известная журналистка воронежская... (недавно развелись. — Д. Г.)
— Неправда — вот откуда подробности такие берутся?
— Не известная, не воронежская и не журналистка...
— Воронежская, но не журналистка...
— ...а тем более не известная...
— Ну если уж не журналистка, то точно не известная.
— Все интернет проклятый...
— Да, кто-то запустил... Сейчас же самое главное — это клавиши copy и paste, кому-то один раз написать достаточно — и они: джуг-джуг-джуг, а чем больше этого copy/paste, тем больше все на правду похоже.
— Елена вас чем взяла?
— Не знаю. У нас очень быстро все случилось — и фью!
«Почему-то бесконечно кому-то объяснять нужно, что ты не долбо...б»
— Журналистики практически нет, она уничтожена...
— Ну, есть, конечно, но ее очень мало — вот Кашина только потому, насколько я понимаю, забили, что он действительно лучшим был (6 ноября 2010 года журналист и блогер Олег Кашин около своего дома неизвестными избит был, у него челюсти и пальцы переломаны, голень сломана, сотрясение мозга. — Д. Г.). Ничего провокативного и никаких вопиющих вещей он себе никогда не позволял — просто честно дело свое выполнял. Профессионалом быть, в общем, плохо...
— ...в России...
— Ну да, и если мент честный, ему тоже плохо будет.
— А вы честных ментов видели?
— Встречаются, но долго там не задерживаются. Нет, бывает, что задерживаются, но сама система сейчас такая, что любого честного человека не устраивает...
— На нечестного перекует...
— Там по-другому никак.
— «Седина в бороде, — вы заметили, — уже появилась: теперь беса в ребро жду» — уже дождались?
— Да, седины больше стало.
— А беса?
— Вроде как бес — все! Ну, я надеюсь, хотя и не знаю.
— Девушки вас атакуют?
— Время от времени. Дело в том, что все это опять же от флюидов зависит — если ты себе какие-то флюиды испускать позволяешь, то, понятное дело, они тебя атаковать начнут.
— Вы позволяете?
— Как-то не делать этого стараюсь.
— Попытки девушек ваше внимание привлечь какие-то изощренные формы приобретали?
— Не помню.
— А на что они ради любви кумира готовы были?
— Все от глупости девушки зависит — глупые вообще на все готовы.
— Правда ли, что в сутки вы 10-15 часов спите? — я это спрашиваю, потому что в ваши невыспавшиеся глаза смотрю...
— Да, поспать я люблю, 10 часов для меня — это оптимально.
— «Я счастливый, но уставший», — вы о себе говорите — отчего?
— Сейчас я себя уставшим не особенно чувствую, хотя, может, и чувствую. Просто опять же во времена социальных сетей почему-то бесконечно кому-то объяснять нужно, — вдруг так получилось! — что ты не долбо...б. Откуда у людей мнения о власти, о проектах Кремля берутся? Меня-то не особенно это задевает, да? — но тем не менее... Вот видите, и вы такие вопросы мне задаете: все равно они рано или поздно всплывают, и я от непонятной потребности общества предъявлять претензии уставать начинаю...
— От необходимости доказывать, что не верблюд...
— Да, какую-то хрень опровергать, причем это не диалог — это ничто...
— И заметьте, все интернет делает...
— Да. Вообще, у меня четкая установка, что большинство людей глупы, а интернет — это абсолютно демократическая фигня, где глупые бал правят.
— Глупость множится...
— Да, еще и тиражируется, и как с этим жить, пока не знаю — не научился.
«Вот как подохну, не будет мнений. Все сразу скажут: «Серега — гений!»
— Мне кажется, в шоу-бизнесе каким-нибудь, например, Михаилом Муромовым быть хорошо, пару песен «Яблоки на снегу», допустим, и «Странная женщина» иметь — и безбедная старость уже обеспечена. У вас более социальные темы, вам тяжелее, вам постоянно что-то доказывать нужно, все новые песни рождать, которые отклик у публики находить будут. К этому вы готовы? Понимаете, что дистанция длинная и очень постараться, чтобы ее пройти, нужно?
— Не знаю, по-разному может быть. Опять же примеры есть, как энергию, драйв не растерять. Ну, в России их, понятно, нет — у нас, в общем, весьма коротко люди живут...
— ...но ярко...
— Не всегда ярко. От 20 до 40. Все, кто младше, долбо...бы, потому что дети, а все, кто старше, долбо...бы, потому что старики.
— Теперь понятно, почему так много долбо...бов в России...
— Нет, просто те, кому от 20 до 40, к остальным пренебрежительно относятся: а вы-то, мол, что там, дети! А эти, вообще, старые пердуны — никакой связи поколений и времен у нас нет.
— Преемственности поколений...
— Никакой! — поэтому дело не в песнях тут, понимаете.
— Вот как подохну, — спели вы, — не будет мнений. Все сразу скажут: «Серега — гений!»... Для этого подохнуть надо или все-таки раньше скажут?
— Не-не-не, у нас мертвецов любят! Покойник просто ничего непредсказуемого уже не сделает, так, чтобы потом в интернете написать, не поступит... Он уже все сделал, а дальше поступки, которые совершены, интерпретировать можно.
— Лучшее вы написали или еще нет?
— Не знаю. Я тут из-за того, что старые песни и «Ленинград» вспоминать надо было, альбомы переслушивал, и некоторые вещи искренне меня удивляли: как, б... это в принципе слушать можно? — чудовищно записано, чудовищно спето. «Ну ладно, — я подумал, — наверное, это как-то очень искренне было», но по сути, если разобраться, довольно странная музыкальная формация. По-моему, все это такое, знаете... Тут, скорее, вопрос энергии: какие лучшие — не лучшие песни, не знаю. Что-то из написанного, как «День рожденья не буду справлять! Все зае...ло! П...ц на х... б...» — это идиоматическое выражение, которое странным образом в голову мне пришло, — резонирует, и понятно, что это на века. Автора, может, помнить не будут, как никто не знает, что «Очи черные» Аполлон Григорьев написал, но это «зае...ло! П...ц на х... б...» в каждый пятый день рождения точно вспоминаться будет.
— Вы как-то обмолвились, что если на сцене в 40 лет вас увидят, пусть пристрелят — ну и..?
— Мне уже 45.
— На сколько в свои 45 вы себя ощущаете?
— Не знаю. К жизни я уже с большим уважением относиться стал, так скажем, но мне по-прежнему интересно.
— Вы добрее стали?
— Я прощать научился, а добрее — не добрее... Наверное, да.
— Концерт свой в Кремле представить вы можете?
— А мы там один раз играли.
— Сольник?
— Нет, но если бы это случилось, если бы какие-то афиши увидел или мне такое предложение поступило бы: «Не хотите ли вы в Кремле сыграть?» — подумал бы, что на х... из страны уезжать нужно.
— По идее концовка хорошая, но напоследок — как к этому отнесетесь, не знаю, — в акапельно хоть один куплет спеть вас попрошу...
— (Поет).
Голуби летят
над нашей зоной —
Голубям нигде
преграды нет.
Как мне хотелось
с этими голубями
На родную землю
улететь...
— Очень соответствует как раз тому, что вы перед этим сказали...
— Да первое, что в голову пришло (смеется).