Все так делают?
Психологи выяснили, что людям удобнее всего повторять те словесные глупости, которые выдуманы не ими лично, или чужие запретные действия, считая, что так они вроде бы становятся разрешены. Во всем мире работники дорожной полиции говорят, что самый частый аргумент, предлагаемый им нарушителями правил парковки или теми, кто превысил скорость: «Все так делают!» либо «Все так едут!».
Способность к выработке собственных оценок — не такое простое дело, и приобретается она не сразу. Особенно когда вокруг много людей, повторяющих: «Делай, как я!». Когда-то я под полой привез из-за границы книгу запрещенного тогда у нас испанского философа Ортеги-и-Гассета, изданную на русском языке и почему-то в красной обложке. Философ в основном исследовал психологию масс и говорил о том, что в XX веке вокруг каждого из нас все больше людей, во что бы то ни стало активно «стремящихся навязать свое мнение».
Если серьезно относиться к телевизионным программам, то из рекламы можно усвоить, что в нашем обществе нет ничего серьезнее проблемы запаха изо рта и подмышек, перхоти и сорта пива, которое ты выбрал. Более того, многие уже поверили, что именно набор определенных вещей характеризует твое место в обществе.
С младенчества вбивают в голову, какой молочной смесью надо кормить младенца и какими прокладками снабжать его мамашу — кажется, что если завтра отключат телевидение, то люди уже не будут знать, куда идти, что жевать и чем пахнуть. Это очень серьезная проблема. Постепенно и незаметно для многих мы отвыкли жить без советчиков, без помощников — и настолько это укоренилось, что люди считают все это обычным делом и подобный образ жизни рекламируется по телевидению и радио.
Кажется, я уже вспоминал, как однажды мне пришло в голову опросить своих американских студенток, кто из них умеет приготовить обед. Ну если не обед, то хотя бы суп из продуктов, а не из кубиков или полуфабрикатов. Оказалось, что почти никто. Разве что две студентки из отсталой латиноамериканской страны Сальвадор подняли застенчиво руки.
Они знали, как сварить овощной суп. Американки оправдывались теми же аргументами: «Все так делают!». Мало у кого были даже знакомые, способные хозяйничать на нормальной (в нашем представлении) кухне. Во всех комнатах университетского общежития были установлены микроволновые печи, во всех супермаркетах продавались полуфабрикаты. Чего же еще?..
Когда-то, в эпоху Просвещения, считалось, что хорошее образование решит все проблемы. В дальнейшем образованных людей стало больше, а проблем не уменьшилось. «Красота спасет мир!» — восклицал Достоевский. Ну и что?
Гитлер учился на художника, неплохо рисовал акварелью, его идеолог Геббельс защитил диссертацию, посвященную романтической драме. Сталин ограничил свое образование тремя классами духовной семинарии и ничего по-настоящему не изучал.
Затем мы стали говорить о мире, объединенном средствами массовой информации. Все больше людей, живущих «как все», но легче от этого не стало. Есть такая борьба — самбо, что значит «самозащита без оружия», она помогает отбиться от агрессивности чужих рук и ног. Но нет никаких средств самозащиты от агрессивных попыток повлиять на наши мозги. Может, совместно придумаем что-нибудь?