В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Особое мнение

Российско-американский историк Юрий ФЕЛЬШТИНСКИЙ: «Выплачивая России «газовые» деньги, Кие

9 Июля, 2015 00:00
Наталья ГОЛОВАНОВА
России нужны деньги на войну, и единственный серьезный их источник — это доход «Газпрома», который Украина сама помогает формировать, заявил в эксклюзивном интервью интернет-изданию «ГОРДОН» автор запрещенной в России книги «ФСБ взрывает Россию»
Наталья ГОЛОВАНОВА

«ВДРУГ В 2014 ГОДУ ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО У «ХОРОШЕГО ПАРНЯ» ПУТИНА АМБИЦИИ МИРОВОГО МАСШТАБА»

— Путин позвонил Обаме, у них состоялась чуть ли не планерка. США и Россия, похоже, нужны друг другу? Чего они хотят друг от друга?

— Давайте заглянем в недавнее прошлое, отступим почти на 100 лет назад. В октябре 1917 года (в ноябре по новому календарю) в России произошла большевистская революция. С тех пор было сделано много заявлений о том, что советская Россия похоронит весь «капиталистический» мир и перевешает всех «буржуев».

Когда у Ленина спросили, где он найдет столько веревки, находчивый Ленин ответил: буржуазия сама нам эту веревку продаст. С тех пор советское правительство только и занималось тем, что вило или закупало веревку для удушения остального мира и сделало несколько вполне серьезных попыток захвата других стран. До 1989-1991 годов казалось, что тактика военных захватов в целом работает, и, рассуждая арифметически, в какой-то момент карта мира обязана была стать абсолютно красной. И вдруг в 1991 году оказалось, что кровью и потом воздвигнутый неприступный коммунистический бастион — не более чем карточный домик, и все рухнуло в один день на наших глазах.

Прошла четверть века. КГБ перестроился, перегруппировался, трижды сменил название: МБ, ФСК, ФСБ... На внутренних закрытых совещаниях, уверен, они окончательно убедили себя в том, что во всем была виновата компартия, избавившись от которой спецслужбы наконец-то смогут правильно управлять страной и кардинально решить вопрос о российском доминировании в мире. Собственно, с точки зрения геополитической именно этот вопрос сегодня решает Путин.

Философски рассуждая, можно ни о чем не беспокоиться, потому что ни сил, ни мозгов на такую глобальную операцию у России нет. Лучший представитель спецслужб (а Путин, с их точки зрения, лучший их представитель, потому и был поставлен президентом) аж несколько лет прожил в Восточной Германии. Для мироощущения этого недостаточно, увы. С такими познаниями можно пытаться Украину делить на Восточную и Западную (как когда-то Германию). Но для противостояния Европе и США восточногерманский опыт бесполезен.

Администрация президента Обамы на Россию смотрит именно философски. Для Америки Россия — большая Северная Корея. У этой страны есть полезные ископаемые, которые на данный момент дешевле и проще покупать в России. Но два самых главных сырья — нефть и газ — Америку вообще не интересуют. В этом смысле Россия важна была Америке как не дестабилизирующий ситуацию фактор.

От России ожидалось, что она будет про­давать сырье по рыночным ценам парт­нерам США (например, Европе), не будет поставлять вооружение режимам, откровенно враждебным Америке, перестанет уничтожать своих собственных граждан, как это делалось в Чечне (потому что это нарушает стабильность в регионе), и по той же причине не будет пытаться захватывать бывшие советские территории: Грузию, Украину, Беларусь.

В общем-то, ничего больше от России не требовалось и не ожидалось. И вдруг в 2014 году выяснилось, что у «хорошего парня» Путина, в глаза которого так долго всматривался президент Буш-младший, амбиции мирового масштаба и его надрессированные пропагандисты помышляют не только об «исконно русской земле» Украине, но и о возврате Аляски.

— Метаморфоза ни с того ни с сего?

— Когда ярчайших представителей русской революции — Ленина и Троцкого — сменил скучный серенький Сталин, в его глаза тоже всматривались и поняли, что этому простому парню из Грузии с удобной для всех теорией социализма в одной стране следует поверить. С точки зрения Запада, теория была проста: внутри границ СССР Сталин планировал перебить определенный процент населения ради построения социализма, но за пределы CCCР обещал не высовываться.

Проделки Коминтерна казались европейским правительствам выходками мелкой шпаны, неприятными, но не более. Несколько нервничали поляки, всегда подозревавшие русских в желании захватить и покорить Польшу. Но европейские проблемы сосредоточены были в основном вокруг Германии. А американцы от недоразвитости Советского Союза и его руководителей извлекали исключительно пользу: то заводы им за золото построят, то мировые шедевры за бумажные доллары приобретут... До 1939 года дикари из отдельно взятой, пусть достаточно большой, страны в целом никого не волновали. Ничего, кроме выгоды, от Сталина не было.

И «вдруг» в 1939 году все кардинальным образом изменилось. Выяснилось, что у Сталина амбиции мирового масштаба.

Помогла ли такая тактика Сталину и Советскому Союзу? Спорный вопрос. То, что Сталин несанкционированно захватил в 1939-1940 годы, было молниеносно потеряно в 1941-м. То, что было затем захвачено и удержано до 1991 года, оказалось получено в результате соглашения с союзниками в годы Второй мировой войны. Иными словами, Восточный блок существовал постольку, поскольку согласие на его образование дали западноевропейские стра­ны и США.

— Сейчас США размещают тяжелое вооружение в Восточной Европе. Это тревожный признак?

— Путину очень хочется войти в историю России вторым Сталиным. Но здесь он обречен на поражение, поскольку великие державы никогда не дадут своего согласия на расширение границ Российской Федерации, а несанкционированные захваты могут привести Россию и Путина только к поражению. Германия, опираясь на Японию и Италию, вела войну с Великобританией, США и СССР и проиграла. Советский Союз, вместе с Америкой и Англией, войну против Германии выиграл. Но вести войну против всех стран НАТО, Германии и Франции — проект абсолютно маниловский, даже если Путин считает всерьез, что сумеет, как когда-то Сталин, заручиться нейтралитетом Японии, пообещав вернуть японцам захваченные Курильские острова. Это блеф, рассчитанный на слабонервных идиотов.

Разумеется, Путин считает себя очень умным, а всех остальных — слабонервными идиотами. Ход его мыслей примерно следующий. Для Запада мы — большая Северная Корея, то есть страна непредсказуемая, могущая в случае чего и атомную войну начать. На такой риск НАТО не пойдет. Рогозина сделаем премьер-министром, Жириновского — министром обороны, и все поймут, что мы не шутим и за себя не отвечаем. А пока что мы будем отхватывать территорию за территорией, как Сталин. На локальные войны у нас силенок хватит.

«ДЕНЬГИ НУЖНЫ РОССИИ НА ВОЙНУ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРОТИВ УКРАИНЫ. ЭТИ ДЕНЬГИ УКРАИНА БЕЗРОПОТНО ДАЕТ»

— «Нафтогаз» только что проплатил «Газпрому» авансом 100 миллионов долларов. Что это значит?

— Выплачивая России «газовые» деньги, Украина продает Путину ту самую веревку, на которой он планирует повесить Украину. Здесь двух мнений быть не может. России нужны деньги на войну. Единственный серьезный источник этих денег — доход «Газпрома». Вместо того чтобы ликвидировать эту главную экономическую угрозу, исходящую из России, Украина из кожи лезет, чтобы вытянуть загибающийся «Газпром» из болота, в котором он оказался, потому что российский газ в перспективе 3-10 лет вообще никому не будет нужен. Почитайте заявления российских руководителей и руководства «Газпрома» о состоянии российско-украинских торговых отношений, касающихся поставок и транзита российского газа, и вы поймете, что все происходящее — абсурд и с экономической, и с политической точки зрения.

Начнем с главного: в одностороннем по­рядке Россия поставила Украину на счетчик и штрафует «Нафтогаз» «за неисполнение правила бери или плати» — за «недобор» российского газа. Сумма этого штрафа составляет, по заявлению российского руководства, 26,7 миллиарда долларов. Но это — на 26 июня 2015 года. К моменту, когда этот текст будет опубликован, сумма штрафа увеличится.

Справедливости ради отметим, что «Наф­тогаз» подал в стокгольмский суд встречный иск к «Газпрому» на 16 миллиардов долларов. Но решение по этому иску будет вынесено, скорее всего, только в 2017 году. Путин, безусловно, надеется разделаться с Украиной раньше.

Одновременно, с детской наивностью, при актерском недоумении Путина, глава «Газпрома» Миллер настаивает, чтобы Украина проплатила счет поставок российского газа на оккупированные Россией территории за период с 19 февраля по 17 июня 2015 года: «На сегодняшний день «Газпромом» в «ЛНР» и «ДНР» поставлено 704 миллиона кубометров газа. Задолженность НАК «Нафтогаз Украины» на сегодняшний день составляет 212 миллионов долларов за поставки в эти регионы». Мил­лер также рассказал, что недавно «Нафтогаз» попросил «Газпром» не поставлять газ в «ДНР» и «ЛНР», но «Газпром» не послушался и поставки газа продолжил, равно как и выставление счета за эти поставки украинскому «Нафтогазу».

После этого было сделано еще одно леденящее душу заявление Миллера — о транзите российского газа через территорию Украины: «Мы никогда не подпишем на невыгодных, несправедливых, неприемлемых для нас условиях контракт на транзит», потому что «Нафтогаз» хочет повысить ставку транзита с нынешних 2,7 до 5 долларов за 1000 кубометров на 100 километров. Уточним, что это ровно столько, сколько Россия платит за транзит газа через все остальные страны. Иными словами, Украина субсидирует Россию на уровне 2,3 доллара за каждую 1000 кубометров на 100 километров.

Итак, «Газпром» и Минэнерго России заявили, что Россия не продлит транзитный договор с Украиной после 2019 года. Но, поскольку российский газ в Европу дешевле и проще пускать через Украину, понимающий это Путин поправил непонятливого Миллера и вскоре дал указание «Газпрому» провести переговоры о продлении транзита газа через Украину и после 2019 года. Хотя, будем откровенны, в 2019 году российский газ через Украину транзитом идти уже не будет. Таким образом, переведенный Украиной 20 июня 2015 года 101 миллион долларов как предоплата за российский газ — это сущие «копейки». Я подозреваю, что большая часть этой суммы идет на взятки и откаты вовлеченным в переговорный процесс руководителям.

Как мы уже определили, деньги нужны России на войну, в первую очередь на войну против Украины. Эти деньги Украина безропотно дает — и в виде платежей за газ, и в виде выплаты долгов за ранее поставленный газ (частично затем реквизированный назад, как в оккупированном Крыму из крымских газохранилищ), и в виде субсидий за транзит российского газа через Украину.

— Помните, и в начале прошлой осени вы предупреждали Украину: если заплатите России за газ — получите новый виток военных действий и со временем Третью мировую войну...

— Война и деньги всегда неразлучны. В Первую мировую Германия и Австро-Венгрия пытались вывозить из оккупированной Украины продовольствие. Это не сильно помогло оккупантам и не привело к победе. В годы Второй мировой немцы грабили и целые страны, и каждую отдельную жертву. При захвате страны первой остановкой оккупантов всегда был центральный банк, начиная с бескровного аншлюса Австрии. С экономической точки зрения захват Австрии был банальным грабежом. Немцы реквизировали и вывезли в Берлин примерно 100 тонн золотого запаса Австрии. Это было почти в четыре раза больше, чем хранилось в германском золотом фонде.

Затем немцы заставили австрийцев забрать из Лондона еще 5,7 тонны австрийского золота, находившегося там на хранении, и тоже отправили их в Берлин. После этого Германия обложила контрибуцией 14,3 тонны золота австрийских евреев. К концу войны золотой запас Германии, не­смотря на военные траты, составлял примерно 300 тонн. Как мы знаем, Германии это не помогло.

Так что немцы после оккупации отнимали золото, как в Австрии, или конфисковывали заводы, как в Чехословакии; Советский Союз реквизировал в свое время румынский золотой запас и выкрал из Испании испанский; Россия сегодня забирает у Украины свой же ранее поставленный газ, как в Крыму, или добытый уголь, как на Донбассе. Схемы одинаковые. Но даже если предложить, что у российского руководства есть политическая воля объявить войну великим державам, а у российского народа — готовность умирать за имперские амбиции Путина (и первое, и второе — не очевидно), военных и финансовых возможностей вести большую войну у России нет. Ни одна из великих держав не в состоянии поэтому заставить себя испугаться исходящей от России угрозы: ни Германия, ни Англия, ни Франция, ни США.

Другое дело — небольшие европейские государства, от Украины и Беларуси до Польши, Прибалтики и Скандинавии. Именно их пытается защитить НАТО, именно туда начинается переброска техники и живой силы. Врасплох эта война никого уже не застанет, ни поляков, ни финнов. Остается только понять, как ее избежать.

По инерции американцы пока еще разговаривают с Россией. Но согласитесь, как можно положиться в переговорном процессе по иранской ядерной проблеме на нейтралитет, а тем более на помощь России, когда по всем остальным вопросам всемирной или европейской безопасности Россия активно играет против США? Полагаться на помощь России в ближневосточных делах или в вопросах, имеющих отношение к международному терроризму, неправильно и невозможно. Россия уже не партнер. Нынешняя Россия, как в старые советские времена, — стратегический противник НАТО со всеми последствиями.

«МНЕ ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО СТРАШНЕЕ: УКРАИНСКАЯ КОРРУПЦИЯ ИЛИ РОССИЙСКИЕ ТАНКИ. ПОДОЗРЕВАЮ, ЧТО С ТАНКАМИ ПРОЩЕ БОРОТЬСЯ»

— Каков научный прогноз Украина — Россия — мир и не погубит ли Украину, как недавно заявил посол США в Ук­ра­и­не Джеффри Пайетт, внутренняя коррупция быстрее, чем даже ­танки Российской Федерации? Вообще, сильна ли и мудра ли политика госуправления в Украине?

— Путин надеется на русский «авось». Либо цены на нефть снова вырастут до 100 долларов, либо в Украине какая-нибудь катастрофа произойдет типа землетрясения или свержения правительства... Или на­оборот: Киев сам запросит мира, потому что Украина устанет от долгого кровопускания. С военной точки зрения он надеется небольшими шажками завоевывать территорию, хотя, конечно же, стратегического соотношения сил эти мелкие захваты не меняют. Концентрация российских войск происходит сейчас и на российско-украинской границе, и в Крыму, и в Калининградской области. Вряд ли это наращивание сил вызвано оборонительными целями. Из Калининградского региона наступать можно лишь на Прибалтику и Польшу. Так что намерения России нам понятны. Решится ли Путин на общее наступление, мы до конца сентября узнаем.

Что касается Украины, ее сегодняшнее положение куда лучше, чем, например, год назад. Она окончательно выбрала для себя ориентацию на Евросоюз, отказавшись от идеи заигрывания с Россией, само­утвердилась как национальное европейское государство. Мне трудно определить, что страшнее: украинская коррупция или российские танки. Подозреваю, что с танками проще бороться, потому что любая внешняя проблема очевиднее внутренней. Однако коррупция является неотъемлемой частью многих стран, в том числе Украины. Планировать победить ее в сжатые сроки — значит оторваться от реальности.

Происходящее сегодня в российско-украинских отношениях свидетельствует не о том, насколько плохи Украина, ук­ра­ин­ская политика и украинские руководители, а о том, насколько опасна сегодняшняя Россия, не менее коррумпированная, чем Украина; насколько страшно нынешнее российское руководство, вышедшее из недр КГБ. Это то, что нас беспокоит в первую очередь. На этом фоне вопрос о реформировании экономики Украины вторичен и вряд ли совместим с ведением большой войны. Хотя сложно удержаться от искушения не допустить эскалации войны и одновременно реформировать Украину. Это то, в чем пытаются Украине помочь Америка и Европа.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось