Создатель «Черного квадрата» киевлянин Казимир МАЛЕВИЧ: «Я сростав серед українського сала і часнику в Конотопі»
Самый известный в мире знаток творчества Казимира Малевича искусствовед и профессор Дмитрий Горбачев немало сил потратил на то, чтобы доказать: Малевич был украинцем. Да и сам супрематист, поляк по происхождению, часто писал письма по-украински, вдохновлялся мотивами украинского народного творчества и считал себя украинцем.
«СЕЛО ЗАНИМАЛОСЬ ИСКУССТВОМ — ЭТОГО СЛОВА Я ТОГДА НЕ ЗНАЛ»
Казимир Малевич родился в 1879 году в Киеве в доме по улице Бульонской, позже переименованной в улицу Боженко. Сейчас названа в честь Казимира Малевича, двухэтажный дом № 15 снесен в середине прошлого века — на его месте построен новый корпус Института электросварки АН УССР. Отец художника — поляк, директор сахарных заводов, мать — украинка с Полтавщины, домохозяйка. Оба родителя были потомственными дворянами.
Крестили Малевича в костеле св. Александра в Киеве. До 17 лет он жил с родителями, в основном в селах и небольших городках, где работали сахарные заводы — на Подолье (Ямполь — до 12 лет), на Черниговщине (Волчок, Конотоп — 1893-1895), на Харьковщине (Пархомовка, Белополье — с 1900 года).
![]() |
| Казимир Малевич со второй женой Софией Рафалович (справа),в центре (с трубкой) — один из столпов русского авангарда Владимир Татлин, сзади него — художник Иван Клюн и другие, 1915 год |
Всю жизнь Казимир Малевич всячески подчеркивал, что его художественное видение мира сформировало украинское село. Этот факт подтверждают и искусствоведы. Украинская хата, белостенная мазанка с настенной росписью, сыграла заметную роль в супрематическом и кубистическом мировосприятии художника.
Вот что вспоминал сам живописец: «Село занималось искусством — этого слова я тогда не знал. Оно делало такие вещи, которые мне очень нравились. В этих вот вещах и крылась тайна моих симпатий к селянам. Я с большим волнением смотрел, как делают селянки росписи, и помогал им мазать глиной пол хат и делать узоры на печах. Селянки прекрасно изображали петухов, лошадок и цветы. Все краски изготавливались на месте из разных глин и синьки. Я пробовал перенести эту культуру на печи у себя дома, но не получалось. Говорили, что я пачкаю печки. Доставалось и заборам, стенам сараев и т. д.».
По эскизам Малевича и других прогрессивных украинских художников того времени, в том числе Александры Экстер — мастерицы села Вербивка на Киевщине, делали вышивки на шарфиках и подушках, платках и скатертях и продавали их в Киеве, Москве и Берлине как образцы народных промыслов. В каталоге выставки современного декоративного искусства «Супрематисты — для селянской артели» за 1915 год значится, что Малевич сделал два эскиза для шарфиков и один эскиз для подушки.
«Ближайшая аналогия к супрематизму — геометрическая роспись подольских хат, писанки с их астральными знаками, узоры плахт — магический код стихий (огня, земли, воды)», — отмечает Дмитрий Горбачев.
![]() |
| Дом № 15 на улице Бульонской в Киеве (сейчас имени Казимира Малевича), где родился художник |
«ЛЕЧИЛ СТУДЕНТОВ ОТ РЕАЛИЗМА И РАСТЕРЯННОСТИ ПЕРЕД МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ»
Малевич часто писал письма по-украински, а иногда — на некой забавной смеси русского и украинского. В собственных же автобиографических заметках выступал исключительно как украинец.
«...мене все міцніш тягнуло до Києва. Неповторним залишався у моїй пам’яті Київ. Будинки, вимурувані з кольорової цегли, гориста місцевість, Дніпро, далекі обрії, пароплави. Усе його життя впливало на мене дедалі більше. Селянки човниками перепливали Дніпро, везли масло, молоко, сметану, заповнюючи береги і вулиці Києва, надаючи містові особливого колориту».
«...Це був Лев Квачевський. Він був студентом пейзажного класу Академії мистецтв у Петербурзі. День у день ходили ми з ним на етюди влітку, навесні і зимою, верстов по 30 за день. Цілу дорогу сперечалися. Припиняли суперечку тільки тоді, коли сідали полуднювати. Згадували Україну. Він та я були українці».
«Жив я тоді (у віці 16 років. — Прим. ред.) в Конотопі. О, славне місто Конотоп! Воно всеньке лисніло від сала. На базарах і біля станцій довгими рядовицями сиділи за столиками тітки, котрі називалися сальницями, від них пахло часником. На столиках було навалено купи найрізноманітнішого сала, вудженого і невудженого, з смачною шкіркою, лежали крильцями ковбаски, я ламав їх на шматки і їв, як їли на базарах люди. Я сростав серед цього українського сала і часнику в Конотопі».
С 1928-го по 1930 год Казимир Малевич преподавал в Киевском художественном институте, прославившемся как «украинский Баухауз», а среди профессоров его числились Александр Богомазов, Виктор Пальмов, Лев Крамаренко и другие выдающиеся живописцы. Этими же годами датируется активность Малевича в украинской прессе — несколько десятков его статей о новаторстве в искусстве появилось в журналах «Нова генерація» (Харьков) и «Альманах-авангард» (Киев).
В КХИ Казимир Северинович преподавал на педагогическом факультете, по его же словам, «лечил» студентов от реализма, от психологической растерянности перед сложной мировой культурой, от внутренней заторможенности и неуверенности, от «живописной неврастении» и «цветостраха». Анализируя произведения студентов, профессор Малевич выяснял, какое эстетическое влияние угнетает волю каждого и какой «дополнительный элемент» культурных впечатлений поможет ему найти собственное направление в искусстве.
![]() |
| Последнее прижизненное фото Казимира Малевича — с третьей супругой Натальей Манченко, Ленинград, 1935 год |
По свидетельствам друзей и знакомых, Малевич очень хорошо пел — у него был бас. Особенно весело проходили вечера, когда с бандурой появлялся художник Владимир Татлин, игравший украинские мелодии и аккомпанировавший Малевичу. Племянник художника Юрий Зайцев даже вспоминает одну из любимых песен дяди:
Гуде вітер вельми в полі,
Реве, ліс ламає,
Козак журиться сердешний,
Долю проклинає.
Гуде вітер вельми в полі,
Реве, ліс ламає,
Плаче козак молоденький,
Що робить, не знає...
«Где серп и молот,
там смерть и голод»
Малевич — единственный украинский художник, в творчестве которого отразился украинский Голодомор 1932-1933 годов. Так, на рисунке карандашом, известном под названием «Где серп и молот, там смерть и голод» (цитата из популярной в 20-30-е годы народной песни), изображены три фигуры, где вместо лиц — серп и молот, крест, гроб.
Многие из «селянских» картин, которые Малевич активно писал в 30-х годах, содержат завуалированные сообщения. Например, отсутствие лиц. Кроме того, почти все картины того периода неправильно датированы — «более ранним временем», — комментирует искусствовед Александра Шатских.
«Малевич был единственным художником, показавшим трагическое положение украинских селян во время преступной насильственной коллективизации», — пишет французский историк искусства, автор нескольких монографий о Малевиче Жан-Клод Маркаде.
Как и многие выдающиеся деятели украинской культуры, Казимир Малевич стал жертвой сталинских репрессий. Художник вообще собирался переехать из Ленинграда в Киев на постоянное место жительства, но в 1930 году Сталин устроил чистку рядов «буржуазных интеллигентов».
Из Киевского художественного института в тот год вычистили всех опытных профессоров и первоклассных художников — Льва Крамаренко, Евгения Сагайдачного, Федора Кричевского, Михаила Бойчука, Казимира Малевича...
В том же 1930-м Малевич был арестован, его пытали в Ленинградском ОГПУ — под давлением вводили воду в мочеточник — требовали признаний в шпионаже. В результате у художника развилась болезнь простаты, из-за которой он скончался 15 мая 1935 года.
Друзья Малевича вспоминали, что он хотел быть похороненным с распростертыми руками — в форме креста, распятие — один из наиболее часто встречающихся символов в его творчестве. Казимира Севериновича кремировали в Москве, в супрематическом гробу в виде креста, над могилой был установлен деревянный кубический монумент с изображением черного квадрата. Говорили, что хоронили его одетым в красную мантию...




Российско-американский историк Юрий ФЕЛЬШТИНСКИЙ: «Выплачивая России «газовые» деньги, Кие
Агентство BLOOMBERG: «Испанская прокуратура обвинила окружение Путина в поддержке Тамбовской ОПГ в Испании»
Отец Валерии НОВОДВОРСКОЙ Илья БУРШТЫН: «В ходе принудительного «лечения» в психиатрической лечебнице Лера навсегда была лишена возможности стать матерью»
Поэт Игорь ГУБЕРМАН: «А если мне вдруг повезет на Руси Из общего выплыть тумана, То б...ди заказывать будут такси На улицу И. Губермана»
Советник губернатора Одесской области Зоя КАЗАНЖИ: «Саакашвили —чужой, но это плюс, потому что происходит разрыв шаблона, многие не понимают, на какой козе к нему подъехать»
Без права на сомнение
Создатель «Черного квадрата» киевлянин Казимир МАЛЕВИЧ: «Я сростав серед українського сала і часнику в Конотопі»
Сергей МИХАЙЛОВ: «Дмитрий Гордон так умело и корректно вопросы задавал, что я с предельной откровенностью на них отвечал и был чрезвычайно удивлен, когда обнаружил: проговорили мы без малого три часа»
Глава Совета НАТО в Грузии Бату КУТЕЛИЯ: «Украина способна выиграть у России. Главный фактор — моральное преимущество: страна сражается за свою независимость, территориальную целостность и суверенитет»
Киевлянка Ирина ХОРОШУНОВА в дневнике 1941 года: «Многие матери выкупают своих сыновей правдами и неправдами»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги