Валерия НОВОДВОРСКАЯ: «За Ходорковского я готова отсидеть его срок — а что остается правозащитнику, который не может никого отстоять?»
В сентябре позапрошлого года я была отлучена от радио «Эхо Москвы по прямому распоряжению Путина, а главному редактору Алексею Венедиктову он устроил разнос из-за того, что «Эхо...» освещало российско-грузинскую войну, как вражеская радиостанция. Под раздачу я попала в одном комплекте с Юлией Латыниной и еще одним молодым журналистом, который, собственно, и назвал российскую армию вражеской. По-моему, он был совершенно прав, однако его тем не менее оштрафовали и поставили в один из редакционных углов на горох.
В вину мне вменили якобы сочувственные слова о Шамиле Басаеве, но после того, как этот полевой командир из патриота превратился в террориста, я при всем желании ничего хорошего сказать о нем не могла - лишь описала его «творческий путь»: с чего начал и чем кончил, что сделала с ним Россия. Люди ведь террористами не рождаются, по крайней мере - не все.
Басаев не Бин Ладен, который просто бесился с жиру: он никогда бы не стал заниматься террором, если бы не разгорелась война в Чечне. Когда-то Шамиль учился в Москве, в 91-м году вместе с другими демократами защищал Белый дом, и, чтобы довести его до таких подлостей, до столь безумных поступков, как Беслан, надо было основательно «потрудиться» над ним и над его родиной. Монстром, иными словами, его сделали, и на это ведущему передачи абсолютно нечего было мне возразить.
После моего изгнания с «Эха...» вспыхнул большой скандал, а на сайте радиостанции слушатели просто закидали Венедиктова дохлыми кошками. Этот господин вызвал такую бурю, что пришлось ему - дабы сохранить лицо! - устроить переголосование: якобы я раскаялась и назвала Басаева нелюдем, поэтому он применяет ко мне условно-досрочное освобождение. Как бы там ни было, за мое возвращение проголосовали 90 процентов слушателей, после чего меня опять пустили на «Эхо Москвы».
Венедиктову было очень перед людьми неудобно, и он даже сочинил версию, будто выдумал это специально, чтобы еще больше раскрутить радиостанцию. Все в тот момент напугались, многие были в таком состоянии, как Венедиктов, а вообще независимых средств массовой информации в России почти не осталось. Сейчас никакого обвинения на мне нет, никто ни от чего не отлучал, но несколько месяцев мой голос на этой частоте не звучал, а поскольку передачи с моим участием имеют очень высокий - самый высокий! - рейтинг и работают на популярность «Эха Москвы», думаю, что Алексей Венедиктов в своих решениях и в своем table d'hote (в меню) не свободен. Скорее всего, он хотел бы звать не Проханова, а меня, но не может, поскольку главный кремлевский идеолог и по совместительству первый заместитель главы Администрации президента Сурков решил, что в связи с кризисом лучше брожение в народе не вызывать.
Боюсь, скоро нашим радиостанциям придется вещать с территории Украины - из-за границы, как когда-то Би-би-си и «Радио Свобода», поэтому читайте мои статьи в интернете, в журнале «Нью-Тайм» и на «Гранях», а интервью - в очередном сборнике Дмитрия Гордона. Я, повторяю, бесконечно рада за Дмитрия, потому что ему не приходится, чтобы обойти на украинском телевидении цензуру, прибегать к хитростям, не нужно, дабы публиковать откровения, в том числе мое и других демократов, без купюр, рисковать свободой...
В этой связи вспомнила, как когда-то предложила отсидеть тюремный срок за экс-юриста ЮКОСа Светлану Бахмину. Меня недоверчиво спрашивали: «Неужели действительно готовы пойти за решетку?», и я отвечала: «Конечно», а что остается правозащитнику, который не может никого отстоять: за что ни беремся - ничего не получается.
Чего тут греха таить: и раньше, в советское время, нам редко удавалось кого-то освободить (хотя вытащили Буковского, Гинзбурга), но, по крайней мере, у того, кто активно занимался правозащитной, диссидентской деятельностью, была гарантия, что сядет рядом с узником совести и таким образом исполнит гражданский долг. От осознания этого на душе становилось легче, было не так тягостно жить, а сейчас нас власти не трогают, но и сделать мы ничего не можем ни для ученых Игоря Сутягина и Валентина Данилова, ни для главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Его советника Василия Алексаняна отбили временно лишь потому, что он умирал, а если этот человек встанет на ноги (чего я ему желаю), тут же отправится снова в тюрьму.
Не исключали мы, что и Светлану Бахмину выпустят лишь после того, как получат от нее все, что хотят. Для ее освобождения были все законные основания: половину из шести с половиной лет, на которые была осуждена, она отбыла, а кроме того, родила ребенка, тем не менее ей, матери троих детей, дважды отказывали в условно-досрочном, продолжая «ломать» дальше. Президент Медведев не отреагировал даже на прошение о помиловании, подписанное 100 тысячами интеллигентов, деятелей культуры и искусства и просто порядочных людей, - оно таинственно исчезло. Бахмину шантажировали младенцем, чтобы заставить дать показания на новом процессе против Ходорковского, - это очень печальная история, и только в конце апреля под беспрецедентным давлением общественности, наконец, отпустили.
Я и за Ходорковского (хотя у нас довольно разные взгляды) готова отсидеть его срок, и за Платона Лебедева, и за бывшего начальника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина - за всех осужденных по политическим мотивам. Конечно, жизни моей на это не хватит, но хоть кому-то сделаю хорошо.
Увы, российские власти остаются глухими к моим предложениям, не реагируют ни на что. То ли они там уже давно умерли, то ли вообще никогда не рождались (правда, грести под себя по-прежнему ухитряются).
Судя по тому, как они борются с кризисом, какие глупые речи на эту тему ведут, складывается впечатление, что материя это не мыслящая. Вместо того чтобы реанимировать экономику, которой недолго осталось (почти как в блатном фольклоре: недолго мучилась старушка в гвардейских опытных руках), они затеяли в Москве новый процесс над Ходорковским и Лебедевым, чтобы дать им еще по 20 лет, хотя те и свой срок-то не досидели. Вот о чем в Кремле сейчас думают, а не о подъеме страны и даже не о спасении своей власти - эти люди или обнаглели от собственной безнаказанности, или полностью утратили обратную связь, здравый смысл и помешались.
...Дмитрия Гордона интересуют не только известные политики, но и актеры, режиссеры, спортсмены, ученые - и мне такая «всеядность» нравится. Жизнь, слава Богу, не состоит из одной только борьбы - я продолжаю публиковаться в разных изданиях, недавно увидела свет моя книга «Поэты и цари».
Вы знаете: я всегда поддерживала Украину - и в газовой войне с Россией, и в вопросе вступления в НАТО... Меня удивляет, что Северо-Атлантический альянс вместо того, чтобы принять Украину и Грузию, ведет диалог с теми, кто глух, как стена, закрыт, как железная дверь, и думает лишь о том, чтобы НАТО скорее сдохло вместе с его членами, - имею в виду Россию.
Теперь о реалиях киевских. Украинцы, надеюсь, сами во всем разберутся, а я всегда была на стороне Ющенко, потому что человек он прямой, не умеющий хитрить, глубоко верующий, абсолютно не популист и действительно сторонник вхождения Украины в Европу.
Юлия Тимошенко чересчур хороший государственный деятель, но это, с моей точки зрения, не благо, а порок: слишком умеет она договариваться. Меня, например, коробят разговоры о том, что надо искать консенсус с Россией: это чистой воды популизм, и во многих ее действиях он проскальзывает - в частности, в раздаче населению еще советских вкладов и материнских пособий, чего Украина не может себе позволить.
Таких людей я, откровенно говоря, боюсь, хотя большим специалистом в экономике себя не считаю. Меня обнадеживает, что во Франции между Первой и Второй мировыми войнами правительства больше двух-трех месяцев не держались - в этот своеобразный период роста французы вырабатывали форму согласия, тем не менее Франция не пропала, не провалилась в тартарары.
Друзья, читатели, единомышленники (и Дмитрий Гордон в том числе) приглашают меня перебраться в Украину... К сожалению, позволить себе этого не могу - должна исполнять свой долг до конца, но у вас и без того скоро отбоя не будет от желающих принять украинское гражданство. Вы, кстати, знаете, что у вас уже есть российские политэмигранты? Некоторые даже коров и лошадок разводят... Коммуна «Портос», к примеру, под Харьковом в макаренковских местах существует - здесь, в России, за то, что беспризорных воспитывали, им дали кому шесть, кому 10 лет.
У вас также получила политическое убежище Ольга Кудрина, которую осудили на три года (слава Богу, на оглашение приговора она не пришла) за то, что на бывшей гостинице «Россия» повесила лозунг: «Путин, уйди сам!», так что Украина имеет шанс получить обратный поток гастарбайтеров и политэмигрантов. Когда-то уже бежали к вам в Запорожскую Сечь в поисках воли - все в истории повторяется.
Об этом внимательному читателю напомнит книга Дмитрия Гордона, которому я как коллеге желаю творческого азарта и больших тиражей.

Экс-директор Санкт-Петербургского театра музкомедии Владимир ПАШКОВ: «Узнав, что Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе, Леша лег на кровать, отвернулся к стене и умер»
Иосиф КОБЗОН: «Негодяй, — сказал я своему танцору-гомосексуалисту, ну неужели тебя эта сволочь влечет больше, чем тело женщины?». Он улыбнулся: «Иосиф Давыдович, а вы сами попробуйте — за уши потом не оттащишь»
Бывший кадровый сотрудник разведки КГБ, а затем СБУ Михаил КРЫЖАНОВСКИЙ: «Я был завербован ЦРУ 14 лет назад, создал для него современную систему подготовки разведчиков и контрразведчиков и написал учебник для Билла Клинтона»
Страшная сила
Александр НОВИКОВ: «Сегодня у вас два праздника. Первый — инаугурация Президента, а второй, понятное дело, я приехал»
«Нетрезвый ум. Несвязная речь. Неудавшийся секс»
Лара ФАБИАН: «Я просила маму: «Пожалуйста, научи меня петь!». Но она учила только готовить...»
Старая «Березка» под моим окном...
Валерия НОВОДВОРСКАЯ: «За Ходорковского я готова отсидеть его срок — а что остается правозащитнику, который не может никого отстоять?»
Михаил ЗАДОРНОВ. За милых дам!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги