Мясорубки эпохи
Биографы Гитлера много пишут о том, что в другое время он мог бы выработаться в незаурядного художника. Никто не отрицает, что у Ленина был адвокатский талант. Сталин, лихо вскрывавший инкассаторские сундуки, тоже повернул свой талант согласно требованиям времени. А ведь в других условиях...
Давайте сразу договоримся, что условия бывают только такими, в каких мы живем. «Времена не выбирают». Можно сколько угодно вздыхать о несправедливости времени, о талантах, зачахнувших от несовместимости с эпохой. Это уж кому как повезет; с эпохой вступают в договорные отношения или выпадают из нее. В первые послереволюционные годы было модно писать о том, как взломщик сейфов стал профессором точной механики в советском университете, поскольку эпоха сочувственно приласкала его. Тогда же нередко случались обратные повороты судеб - в 20-е годы минувшего века едва ли не треть парижских таксистов были недавними офицерами Российской Армии, а гроза всех на свете армий Нестор Махно работал в том же Париже сапожником.
Время учит и переучивает. Известный литературовед Виктор Шкловский рассказывал, как однажды в революционном Петрограде пришел в гости к звезде дооктябрьской литературной науки Борису Эйхенбауму и увидел того греющимся возле железной печки-буржуйки в центре старинной библиотеки. Профессор внимательно просматривал толстые фолианты, вырывал из некоторых по странице-другой, а все остальное отправлял в печь. Произошла революционная переоценка ценностей. Можно, конечно, сказать, что «в другое время этими книгами...». Но время было именно таким, каким было, и книги горели, чтобы дать хоть немного тепла.
Тот же Виктор Шкловский рассказывает, как тогда же в Петрограде он встал в очередь за яблоками рядом с озабоченным поэтом Александром Блоком. Тот внимательно разглядывал принесенный с собой саквояж и задал Шкловскому единственный вопрос, волновавший в тот момент великого поэта: «Поместятся ли в этом саквояже 10 килограммов яблок?».
Говоря о ком бы то ни было, датируйте воспоминания. Многие образы известных людей, пропущенные сквозь мясорубки эпохи, предстают порой искаженными до неузнаваемости.
Но их надо запоминать с поправкой на время, потому что коллективный портрет времени составляется из деталей. Помню, как в послевоенной киевской школе мы хихикали над хрестоматийными стихами Павла Тычины, ничего не зная о его гениальной молодой лирике, понятия не имея о трагедии его души. Через много лет, в 60-х, я, молодой еще писатель, был секретарем какого-то юбилейного комитета и зашел домой к Павлу Григоровичу, возглавлявшему этот комитет. Зашел, чтобы пожаловаться на дурацкие указания, идущие из партийных кабинетов, и вдруг Тычина замахал на меня руками: «Та що ви таке кажете? Партiя вчить нас, i треба робити, як вона вчить...». Говоря это, Тичина подталкивал меня к лифтовой площадке, а выйдя туда, шепотом сказал мне на ухо: «Що цi дурнi розумiють? Рятуйте що можна - вони ж усе перепоганять...». И другой, трагический Павло Григорович, клейменный людоедской эпохой, остался в моей памяти. «Вот если бы другое время», - скажете вы. Но время было именно таким.
Кому-то надо тащить всю эту тяжесть. Тащить, пытаясь делать со всей порядочностью, на которую способна душа. И не надо фантазировать о других временах, жаловаться на вынужденную бездеятельность, потому что, мол, время такое. А мы - какие?

После истории с журналисткой, которая призналась в интервью, что растит от Евгения ЖАРИКОВА сына и дочь, актер очень переживал и, возможно, устал жить под гнетом двойной вины — перед женой и перед детьми. Говорят, Сереже и Кате запретили приходить на похороны отца
Кинорежиссер и художник Александр АДАБАШЬЯН: «Юру очень угнетала его нетрадиционная сексуальная ориентация, которая в то время каралась уголовно и которой он очень стыдился, — это и было причиной его одиночества»
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Путина повесят на рее (может, ногами вверх — не знаю), но меня повесят, видимо, перед ним, потому что скажут: «Привел его ты»
Гарику Сукачеву запретили садиться за руль
Людмила Касаткина умерла через 11 дней после смерти мужа
48-летний российский тележурналист Александр Гордон женился на 18-летней студентке
Был ли Евтушенко?
Мясорубки эпохи
Дочь Всеволода Санаева, вдова Ролана Быкова актриса Елена САНАЕВА: «Отношения родителей были непростыми, даже в чем-то трагическими — потеряв сына, мама боялась потерять и нас с папой, и этот бесконечный страх вгонял ее в стресс, в котором она жила»
Юрий ШЕВЧУК: «Разбогатею — куплю в Киеве квартиру, буду часто приезжать, спокойно работать...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги