Кинорежиссер и художник Александр АДАБАШЬЯН: «Юру очень угнетала его нетрадиционная сексуальная ориентация, которая в то время каралась уголовно и которой он очень стыдился, — это и было причиной его одиночества»
![]() |
«ОН БЫЛ СОВСЕМ НЕ АГРЕССИВНЫМ, НЕ УМЕЛ ДРАТЬСЯ И ДАЖЕ КУЛАК ПО-ДЕВЧОНОЧЬИ СКЛАДЫВАЛ»
![]() |
| Александр Адабашьян |
- Александр Артемович, говорят, насколько полной и счастливой будет жизнь женщины, во многом зависит от ее первого мужчины, а насколько удачно сложится судьба актера - от его первого режиссера. Вам не кажется, что это правило сработало и в творчестве Юрия Богатырева?
- Пожалуй, вы правы. Начинал он сниматься у Михалкова: фильм «Спокойный день в конце войны» стал режиссерским дебютом для Никиты и актерским - для Юры. Потом у них было несколько совместных работ, у Михалкова Богатырев играл самые разные роли - комические и трагические, большие и маленькие. И впоследствии, снимаясь у других режиссеров, он часто звонил Никите, советовался с ним, спрашивал его мнение - Юра считал Михалкова своим крестным отцом в кино.
- А правда, что работать с Богатыревым было довольно трудно - он нуждался в том, чтобы на него давили?
- Подстегивать его иногда приходилось. Такие эпизоды были, например, на съемках картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Юра никак не мог вписаться в нужный образ. Дело в том, что в жизни он был совсем не агрессивным, не умел и не любил драться и даже кулак по-девчоночьи складывал - большой палец не к остальным четырем прижимал, а сверху его укладывал. В картине же получился такой мачо...
![]() |
| Юра с родителями — Татьяной Васильевной и Георгием Андриановичем, Рига, 1954 год |
![]() |
| Юрий Богатырев родился в Риге в семье офицера ВМФ СССР, которого через шесть лет перевели в Москву |
- ...который прекрасно на лошади скачет!
- Верховой ездой Юра занимался всего месяц, один раз упал и повредил ногу, потом целый месяц ходил с тросточкой. Но ездить научился и во всех сценах снимался без дублера, в том числе и в той, когда они с Никитой вместе скачут - в галопе он сидит в седле как влитой. Картину снимали в Чечне, и местные жители, которые знают толк в верховой езде, удивлялись, насколько хорошо Юра владеет этим искусством.
Слабым или безвольным человеком Богатырев не был - мог и ссориться, и свою точку зрения отстаивать. Но если кого-то любил, то готов был ради этого человека на все.
![]() |
| С Владиславом Дворжецким в картине «Там, за горизонтом», 1975 год Фото Fotobank.ua |
![]() |
| В роли Андрея Штольца с Олегом Табаковым в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1979 год |
Во время работы в «Современнике» он настолько был влюблен в Галю Волчек, что каждое утро мыл ей машину. Многие, видя это, кривились - дескать, надо же, какой подхалимаж! А Юра просто так демонстрировал свою привязанность.
Еще одно присущее ему качество - несколько кокетливая неуверенность в себе. Она в основном проявлялась тогда, когда Богатырев знал, что сыграл хорошо. «Это было не ужасно?» - игриво спрашивал он. И надо было отвечать, что все замечательно, просто гениально. В противном случае Юра как-то очень по-детски обижался, но потом так же по-детски - легко и быстро - эти обиды прощал.
![]() |
| С Эвой Шикульской в картине «Объяснение в любви», 1977 год |
- А что могло его обидеть?
![]() |
| С Еленой Прудниковой в «Двух капитанах», 1976 год |
- Да любая ерунда! Если придешь к нему на спектакль, а потом не зайдешь за кулисы (ну времени не было!), дулся несколько дней. Потом, правда, сам звонил по какому-то пустячному поводу, только чтобы завести разговор на эту тему. И когда выяснялось, что спектакль ты посмотрел внимательно и даже в состоянии что-то на эту тему говорить, сразу оттаивал.
- Душой кривить вам в таких случаях не приходилось?
- Что вы! Одарила Юру природа разнообразно: он был не только талантливым актером, но и замечательным художником.
![]() |
| Для большого кино Юрия Богатырева открыл Никита Михалков |
К сожалению, его выставка, куда многие отдавали картины из собственных коллекций, исчезла: объявилась какая-то Юрина родственница и наложила на все руку. Сам Юра раздаривал свои работы безудержно и с большим удовольствием.
![]() |
| С Галиной Волчек и Станиславом Садальским. «Во время работы в «Современнике» Юра настолько был влюблен в Галю, что каждое утро мыл ей машину» |
Помню, когда появилась мода на восточные новогодние символы в виде петухов и кроликов, он к каждому Новому году рисовал их в подарок - у покойной Ии Саввиной, с которой Юру связывали особые отношения, целая стенка была увешана такими картинами. Причем это были не легенькие, наскоро сделанные эскизы, а тщательно прорисованные работы.
- Он был человеком щедрым?
- Чрезвычайно! В пору нашей студенческой юности Юра вынужден был скитаться по квартирам. Дело в том, что он был прописан в подмосковном Красногорске, поэтому по дурацким законам того времени общежитие ему не полагалось.
![]() |
| В роли предводителя дворянства с Марчелло Мастроянни в драме Михалкова «Очи черные», 1987 год |
Увы, снимать сыну квартиру скромный достаток его родителей - Юрин отец был военным в отставке - не позволял. Вот Богатырев и воспользовался сначала любезным приглашением своего однокурсника Кости Райкина, у которого жил какое-то время. А потом перешел ко мне - моя квартира была рядом со Щукинским училищем, в котором он учился.
Помню, что Юра никогда не возвращался домой с пустыми руками. Если денег было мало, покупал хотя бы булочку за девять копеек или пакетик сушек к чаю. Ну а если получал стипендию, то обязательно приносил к столу что-нибудь более существенное.
![]() |
| С Нонной Мордюковой в «Родне», 1981 год |
Вообще, он хотел быть максимально полезным, или, во всяком случае, никого не стеснять своим присутствием. Чтобы не быть в тягость, придумал себе, что обожает мыть посуду. Я в жизни не встречал людей, которые действительно бы любили это делать! Но, видимо, это помогало ему не чувствовать себя приживалом. Если по возвращении к нам домой он видел, что у родителей были гости и мама стоит около раковины, возмущался: «Зачем вы это делаете?! Я же говорил, что приду рано и все помою!». Мои родители очень его любили, особенно мама.
«УГАДАТЬ В ЮРЕ ГЕЯ БЫЛО ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО - ЗРИТЕЛЬНИЦЫ ВЛЮБЛЯЛИСЬ В НЕГО БЕЗ ОГЛЯДКИ»
- Журналисты и биографы пишут о Богатыреве как о фигуре трагической. Насколько это верно?
- Юру очень угнетала его нетрадиционная сексуальная ориентация.
![]() |
| Актерская судьба, в частности театральная, у Богатырева сложилась весьма успешно — он играл в «Современнике» под руководством Олега Ефремова, затем — Олега Табакова, потом перешел во МХАТ. С Борисом Щербаковым, Олегом Табаковым, Евгением Киндиновым, Олегом Ефремовым и другими |
Это сейчас все подряд ее себе приписывают, чтобы стать своими в эстрадной тусовке. А в то время ничего подобного не было, более того, такие вещи карались уголовно и на геев смотрели как на отщепенцев. Юра очень по этому поводу переживал.
Когда напивался, а это с ним случалось, начинал страдать и жаловаться. Об этом мне рассказывала его однокурсница покойная Наташа Гундарева. Периодически он к ней приходил и плакался, считая, что всему виной его нестандартность, непохожесть на других. Она его успокаивала: «Но ты же никому этим плохо не делаешь, так что это только твоя проблема».
Маргинальность, которой Юра очень стыдился, была причиной его одиночества. Хотя угадать в нем гея было практически невозможно: если ты об этом не знал, то никогда бы ничего не заподозрил. И это отличает его от сегодняшних звезд, суть которых видна за километр, что бы они при этом ни рассказывали про своих фальшивых жен. Да и на экране, на сцене Богатырев был очень убедителен в ролях настоящих мужчин - зрительницы влюблялись в него без оглядки.
- Недоразумений с чиновниками от кино у него в этой связи не было?
![]() |
| Никита Михалков «Юриной страстью была живопись, и, к сожалению, его выставка, куда многие отдавали картины из собственных коллекций, исчезла...» |
- Нет. Юра в этом смысле ничем не был обделен: много снимался, работал с замечательными режиссерами, играл в таких театрах, что дай Бог каждому, - в «Современнике», МХАТе.
- Богатырев производил впечатление франта. Внешний вид для него много значил?
- Хорошо одеваться при его профессии необходимо, хотя сам он к этому был довольно равнодушен. За модой не гонялся и на шопинги время не тратил. Когда бывал за границей, что-то себе покупал, но без фанатизма.
![]() |
| Леонид Филатов |
Его страстью была живопись, на рисование ему не было жаль ни времени, ни денег - он покупал самые хорошие материалы. Дорогими масляными красками не писал, предпочитал акварель, темперу, иногда гуашь и белила, но у него обязательно были хорошие кисточки и качественная бумага. Их он привозил себе из всех поездок.
- Юрий Георгиевич ушел очень рано, у него были какие-то тяжелые заболевания?
- У него было больное сердце и довольно жестокая гипертония. Незадолго до смерти Юру положили в больницу с гипертоническим кризом, но он все равно ездил на работу - театр договорился с врачами, что Богатырева будут забирать на репетиции, а потом возвращать обратно. А этого делать было нельзя категорически. По-хорошему ему нужно было бы пройти курс лечения, потом отдохнуть в санатории, тогда, может быть, такого трагического исхода и не случилось бы. Юра совершенно не занимался своим здоровьем, относился к нему легкомысленно, можно даже сказать, наплевательски.
![]() |
| Валентин Гафт |
Выйдя из больницы, сразу же втянулся в репетиции и спектакли, ведь именно на нем во многом держался репертуар, а он не мог подвести театр и людей, с которыми работал. Такая вот гиперответственность! Другие артисты при малейшем недомогании звонили и говорили: «Я заболел!», а Юра беспрекословно выходил на сцену даже полумертвый. Сам же за кулисами горстями пил адельфан - популярное в то время лекарство для понижения давления.
- Выходит, безразличие коллег тоже сыграло не последнюю роль в его ранней кончине?
![]() |
| Татьяна Догилева |
- Да он в день смерти еще играл в театре! А спектакли у него были физически тяжелыми. В «Тартюфе», который поставил Анатолий Васильевич Эфрос, у Юры была самая невыигрышная роль - Клеант. Мольер, написавший резкую антиклерикальную пьесу, по требованию цензуры включил положительного героя, говорящего правильные, но совершенно бессмысленные с точки зрения драматургии речи. Как правило, на эту роль актеров заталкивают силком, потому что играть там нечего: Клеант выходит на авансцену и вещает прописные истины - тоска смертная!
А Юра с режиссером придумали произносить этот безжизненный текст с пулеметной скоростью. Слов было не разобрать, но Богатырев выпаливал все так страстно, с таким волнением, что зрителям казалось, будто персонаж изъясняется на иностранном языке. Заканчивалось это всегда овациями. За всю историю постановок это был, наверное, первый случай, когда Клеанта встречали и провожали аплодисментами. Но физически отыграть это было довольно трудно, я видел, как после этой сцены Юра уходил за кулисы мокрым от напряжения.
![]() |
| Александр Калягин |
«ПРИЕХАВ ДОМОЙ, ЮРА ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ПЛОХО, И ЕМУ НАЛИЛИ ШАМПАНСКОГО, ЧЕГО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ДЕЛАТЬ»
- Ему стало плохо еще в театре?
- Нет, уже дома. Приехав после спектакля, Юра почувствовал себя неважно. В доме у него было полно народу (в последнее время там все время толклись какие-то приживалы), и ему налили шампанского, чего опять-таки категорически нельзя было делать. Если с его гипертонией и можно было выпить спиртного, то только немного коньяку. Когда приехала «скорая» и Юре сделали укол транквилизаторов, на фоне шампанского это только усугубило его и без того уже тяжелое состояние. Он умер 2 февраля, не дожив ровно месяц до своего 42-летия...
- Что за люди находились с ним рядом в тот момент?
- К этому времени его друзья обзавелись семьями, детьми, у всех была какая-то своя жизнь. Поэтому в последние годы вокруг Юры сновали эрзац-друзья и такие же поклонники, некоторые из них просто жили у него. После смерти Богатырева его квартиру обчистили - и сделали это не домушники, а «друзья». Они ведь и общались с ним, преследуя свою выгоду, - кто-то занимал деньги и не возвращал, кто-то брал почитать книги (у Юры была роскошная библиотека, особую слабость он питал к альбомам живописи, среди которых попадались уникальные издания) и присваивал. Если приживалы тянули с живого, то после его смерти и вовсе не постеснялись забрать все, на что давно положили глаз.
- Есть мнение, что творческие люди умирают, когда их миссия на земле выполнена. Как вы считаете, Юрий Георгиевич сыграл все, что мог?
- Конечно, нет. Во-первых, в любом возрасте есть свои классические персонажи, сыграть которых мечтает каждый актер. Во-вторых, с возрастом появляется наработанная техника, опыт, и эти роли звучат совсем иначе.
Когда я делал о Юре телевизионную передачу, всем, кто его знал, задавал один и тот же вопрос: «Можете ли вы себе представить его старым?». Согласитесь, есть такие люди, с обликом которых не вяжутся морщины и седина, - например, старого Пушкина или Высоцкого представить просто невозможно. Они жили и работали с бешеной скоростью, потому что им нужно было за короткий срок успеть сделать многое.
Юра никуда не спешил, не несся, не горел, как, например, Леня Филатов или Гена Шпаликов, который покончил с собой в трагические 42 года. Поэтому все, с кем я беседовал, - и Костя Райкин, и Олег Павлович Табаков, говорили, что вполне могут представить Богатырева стариком. А Никита Михалков вообще сказал, что просто видел, как Юра идет по Тверской - седовласый, в распахнутой бобровой шубе, шапке, с палкой. Как он рассказывает встречающимся знакомым, что был у своих студентов из Школы-студии МХАТ, которые показывали ему отрывки и этюды, при этом рыдает и хохочет - в общем, этакий мэтр, похожий на знаменитых мхатовских стариков. Увы, стать таким ему было не суждено.



















После истории с журналисткой, которая призналась в интервью, что растит от Евгения ЖАРИКОВА сына и дочь, актер очень переживал и, возможно, устал жить под гнетом двойной вины — перед женой и перед детьми. Говорят, Сереже и Кате запретили приходить на похороны отца
Кинорежиссер и художник Александр АДАБАШЬЯН: «Юру очень угнетала его нетрадиционная сексуальная ориентация, которая в то время каралась уголовно и которой он очень стыдился, — это и было причиной его одиночества»
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Путина повесят на рее (может, ногами вверх — не знаю), но меня повесят, видимо, перед ним, потому что скажут: «Привел его ты»
Гарику Сукачеву запретили садиться за руль
Людмила Касаткина умерла через 11 дней после смерти мужа
48-летний российский тележурналист Александр Гордон женился на 18-летней студентке
Был ли Евтушенко?
Мясорубки эпохи
Дочь Всеволода Санаева, вдова Ролана Быкова актриса Елена САНАЕВА: «Отношения родителей были непростыми, даже в чем-то трагическими — потеряв сына, мама боялась потерять и нас с папой, и этот бесконечный страх вгонял ее в стресс, в котором она жила»
Юрий ШЕВЧУК: «Разбогатею — куплю в Киеве квартиру, буду часто приезжать, спокойно работать...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги