В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Чтобы помнили

40 дней назад ушел из жизни Cолнечный Дизайнер Александр Моняк

Элла САЛОННИКОВА 24 Ноября, 2004 00:00
Александр Моняк ворвался в украинскую моду весной 1999-го, стартовав своей дебютной коллекцией на IV "Сезонах моды". Хотя слово "ворвался" даже как-то неловко употреблять по отношению к этому мягкому, светлому, доброму человеку.
Элла САЛОННИКОВА

Александр Моняк ворвался в украинскую моду весной 1999-го, стартовав своей дебютной коллекцией на IV "Сезонах моды". Хотя слово "ворвался" даже как-то неловко употреблять по отношению к этому мягкому, светлому, доброму человеку.

Миролюбивый и какой-то уютный характер самого Саши, его безупречное чувство цвета делали коллекции Моняка солнечным праздником на подиуме. И хотя практически сразу за модельером закрепилось звание "Лучший колорист Украины", его творческий путь далеко не был усеян розами.

То в московский период дефолт практически в одночасье уничтожил и все сбережения Моняка, и едва проклюнувшийся его Модный дом. То, уже в Киеве, недоразумение с бизнес-партнерами лишили Александра за месяц до очередных "Сезонов" не только оборудования и помещения, но и эскизов будущей коллекции.

А Саша, как птица феникс, каждый раз возрождался из пепла и продолжал творить, не припоминая никому ни зла, ни косых взглядов. "Моняша - наше солнышко", - говорили о нем журналисты, модели, клиентки и вообще все женщины, которым удавалось пообщаться с Сашей больше пяти минут.

- Я стараюсь смотреть на женщин глазами недоброй подруги, - сказал как-то Александр. - И увидеть все недостатки. Ведь их можно замаскировать с помощью цвета. Цвет делает чудеса: увеличивает грудь, уменьшает талию, сужает бедра. Необходимо проявить женские достоинства ярче. Так и лепится образ. И потом нужно учитывать темперамент, динамику жестов, мимику: к примеру, человеку подвижному не предложишь что-то строгое, иначе он будет выглядеть, как птица в клетке. То есть одежда не должна ничего кардинально менять, она должна подходить ему по формату.


Моняк по праву считался лучшим украинским колористом
Вообще, чувство цвета - тот дизайнерский конек, благодаря которому за Александром Моняком практически сразу плотно закрепилось звание "Лучший колорист Украины". "Сашин цвет" всегда был ярким, насыщенным, тропическим. Моняк-колорист не случайно среди любимых дизайнеров числил Лакруа и Унгаро за буйство красок.

- Наверное, это идет из детства, - вспоминал Александр. - Хорошо помню, как трехлетним мальчиком увидел цветочную клумбу в Гагре. Она была в безумных малиновых, фиолетовых, желтых цветах, которые красовались на изумрудных листьях. Они казались восковыми на ярком солнце. Это было потрясением. Цветы назывались портулак.

Я хочу с помощью цвета подзарядить людей, дать им ощущение счастья, цвет - это психологическая помощь. По восприятию цвета Украина ближе к Италии, все-таки 300 лет монгольского ига оставили в нашем характере восточность. Минимализм и приглушенные краски - это не для нас, в нашем национальном костюме всегда доминировали богатая вышивка, алые шаровары, естественно, что в нашем менталитете задор и веселье.

Шить Саша начал с 13 лет: полкласса отправилось на курсы кройки и шитья. Причем большинство мальчиков: то было время джинсов-"варенок" и карманов-портфелей, таких вещей было не купить, а мальчики тоже хотели быть модными. Вот и шили сами.

Моняк проявил недюжинные способности: пока все еще возились с первой парой брюк, Саша пошил три и приступил к рубашке. Так вырисовывалось его будущее.

Потом он решил углубить образование и стал частным образом учиться ремеслу закройщика. На пороге взрослой жизни Моняк немного изменил направление и окончил режиссуру и дизайнерский факультет в Институте культуры. В то время он уже работал в Москве, куда попал через Францию.

Моняк поехал стажироваться в Париж как декоратор, там его эскизы оценил знаменитый российский цирковой режиссер Валентин Гнеушев и пригласил работать в Москву. И Саша уехал. А потом три года работал в цирке на Воробьевых горах.

- Цирк многое дал мне в ощущении моды: арена ведь не сцена, она дает чувство пространства и объема. Вещь должна смотреться как скульптура, со всех сторон она должна быть эстетична.

Очень давняя и трогательная дружба связывала Александра со многими звездными личностями, и называл он их не иначе как Оленькой, Галочкой, Катенькой. Создавалось впечатление, что в лексиконе этого человека вообще не существует грубых и резких слов. И когда после очередного показа за кулисами начинались "бои местного значения" за обладание вещами, "только сошедшими с подиума", Саша каким-то чудесным образом всегда "разруливал" ситуацию так, что все оставались довольными, счастливыми и неразруганными между собой навсегда. Ему отвечали взаимностью.

Так, когда Саша в очередной раз начинал с нуля, закупив ткани и оборудование на одолженные у друзей деньги, и на свой страх и риск за месяц отшил шикарную коллекцию "Жара-2002", руку поддержки ему протянула Ольга Бура и вышла в показе "невестой" в платье, которое купила еще в наметке.

Потом был момент, когда Саша буквально зашивался, отшивая три коллекции одновременно. Последней "невестой" Александра Моняка на весеннем показе стала Власта Шовковская... Последней, потому что в пятницу, 15 октября 2004 года, Нашего Солнечного Дизайнера не стало, а в августе ему только исполнился 31...

Многое, происходящее в жизни Саши, можно было охарактеризовать как знамение свыше, но кто же из нас прислушивается к внутреннему голосу? Много хороших и значимых вещей происходили как бы с легкой руки Моняка. После "игры в невесту на подиуме" под венец отправилась Ольга Бура. На ее свадьбе букет невесты поймала Власта Шовковская - и через год "пошла невестой" у Моняка... Друзья очень тяжело пережили уход из жизни Оли. Кто же мог предположить, что вслед за Солнечной Телеведущей нас покинет Солнечный Дизайнер?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось