В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка

Право на запрет

Виталий КОРОТИЧ 24 Ноября, 2004 00:00
Сейчас модно спорить с марксистами. Те, в частности, всячески отстаивали мысль, что именно труд сделал человека из обезьяны. Недавно я наткнулся на целую подборку статей, оспаривающих это утверждение.
Виталий КОРОТИЧ

Сейчас модно спорить с марксистами. Те, в частности, всячески отстаивали мысль, что именно труд сделал человека из обезьяны.

Недавно я наткнулся на целую подборку статей, оспаривающих это утверждение. Бобры или пчелы, утверждает автор одного из трактатов, трудятся куда больше нас, а не стали от этого ни людьми, ни даже макаками.

Труд на уровне инстинкта - это еще далеко не залог прогресса, так же как процесс размножения - совсем не то же самое, что любовь. Мы начались, считают господа ученые, вовсе не с труда, а с того момента, как выработали первые системы запретов. Позже религиозные догмы научили нас бороться с инстинктами.

Вначале это были табу примитивных верований, а затем - строгие библейские заповеди на уровне статей Уголовного кодекса. Вот возжелал ты жену соседа, а тебе внушают, что нельзя. Решил взять без спроса что-нибудь нужное в хозяйстве, а тебе объясняют: "Не укради!". Хочешь свернуть голову своему обидчику, а тебе грозят пальцем: "Не убий!". Люди, выработавшие систему запретов, постепенно становятся сообществом с объединяющей их системой ценностей.

Помните, лет 15 назад у нас прошел фильм "Окно в Париж"? В нем парижанин удивленно глядит на человека, который ни с того ни с сего крушит в Ленинграде телефонную будку. Разрушает ее до основания, вздыхает облегченно и шагает дальше: захотелось ему так поступить, вот и все. У разрушителя не работает общепонятная система мотиваций или запретов и разрешений, он не сортирует желания относительно их целесообразности или соответствия хоть какой-нибудь этике. Поэтому такой субъект удивителен для нормального жителя остального мира.

Общество, созданное у нас после 1917 года, поразило человечество именно системами своих запретов и разрешений. Нельзя было читать книги и смотреть фильмы, которые уважал весь мир, зато полагалось разрушать соборы и участвовать в массовых шествиях. В общем, была создана система запретов и разрешений, сформировавшая особенный тип людей, который остается у нас основным и сегодня.

После Второй мировой войны у нас отправляли в концлагеря "возвращенцев" - людей, побывавших во вражеском плену и чудом сумевших там выжить. Их объявили предателями за то, что они сдались в плен, а не пустили себе в лоб последнюю пулю. А в Америке, например, солдат, возвратившихся из плена, встречали с почестями и награждали специальными медалями за то, что они сумели выжить и сохранили жизни для своих семей и страны. Даже в бесконечно сражающемся с бесчисленными врагами Израиле человек, оказавшийся в плену, имеет право выболтать все секреты, которые знает. Главное - выжить, потому что основное богатство на свете - жизнь человека. Нас от этого долго отучивали и, кажется, отучили...

В общем, как считают некоторые ученые, человека создали запреты, а не труд. Конкретные запреты формировали определенных людей. Воспитанный человек обладает множеством бессмысленных знаний о том, в какой руке держать вилку и нож, как завязывать галстук и что можно говорить при дамах, а чего нельзя. Детей учат слушаться старших, помогать по хозяйству и читать книжки. Кого-то всему этому не учат, и он понятия не имеет, что надо встать, когда с тобой говорит женщина, или снять шапку за обедом. Все это системы запретов и разрешений, формирующих человека из обезьяны или из какого-нибудь иного полуфабриката. Причем внутри одного общества действуют разные системы запретов и, соответственно, получаются разные люди. Есть такие, кто считает, что им все дозволено, а других приучили к бесправию. Но как сформировать сообщество, в котором всем согражданам будет удобно?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось