«То ли птицы летят перелетные, то ли крысы бегут с корабля»
«Я ХОТІВ БИ БАЧИТИ ЦЬОГО ЧОЛОВІКА НА НАЙВИЩІЙ ВЕРХОВИНІ. ТА, МОЖЛИВО,
СЛАВА БОГУ, ЩО ВІН ТУДИ НЕ ДІЙШОВ, БО ОБПЛЮВАЛИ БИ
ЧОРТ ЙОГО ЗНА ЯК...»
За лирику — как нежную любовную, так и прямолинейно-строгую гражданскую — Александру Морозу вручили диплом лауреата Международной премии имени Владимира Винниченко. Тоже, кстати, не только литератора, но и украинского государственного деятеля, побывавшего в свое время в первом эшелоне власти, однако не отказавшегося от главного принципа — «чесності з собою».
Награждал юбиляра Герой Украины Борис Олийнык, выдающийся поэт-шестидесятник и давний друг Александра Александровича, который прямо на сцене признался: «За усі його чесноти як поета та державного діяча я хотів би бачити цього чоловіка на найвищій верховині. Та, можливо, слава Богу, що він туди не дійшов, бо обплювали би чорт його зна як...». За признанием последовал и поэтический подарок — стихотворение, в котором есть строки, так сказать, на злобу дня: «То ли птицы летят перелетные, то ли крысы бегут с корабля». «Наші перелітні пташки Олександра Мороза дуже, в лапках, «люблять» , — объяснил Борис Ильич, — бо у світлі, що йде від його інтелігентної та високодуховної особистості, дуже видно, яка насправді в них щуряча натура...».
После выступления мэтра в Театре оперетты начался собственно концерт, который продлился четыре часа: поздравить Александра Александровича приехали Алла Кудлай, Наталья Бучинская, Фемий Мустафаев, Анатолий Паламаренко, Александр Василенко, Алла Попова, Ольга Чубарева, Павел Мрежук, Павел Дука, Иван Красовский, Нина и Светлана Мирвода, Черкасский народный хор, в репертуаре которого также есть песни на стихи Мороза, ансамбль «Рідна пісня», принимавший участие в радиопрограмме Александа Александровича «Обличчям до вогню» и ставший открытием этой передачи, а также композиторы, соавторы юбиляра: Николо Петраш, признавшийся, что еще в 98-м году участвовал в велопробеге, инициированном Морозом, Марьян Гаденко, некогда потерявший генеральскую должность из-за того, что назвал его отцом украинской Конституции 2004 года, к которой мы вновь вернулись, и Анжела Ярмолюк, посвятившая один из своих романсов героям, вошедшим в Небесную Сотню...
«МИ ГОЛОСУЄМ ТАК, ЯК ТРЕБА, ЯКЩО ЗАПЛАТЯТЬ ДОБРЕ, БЛІН!»
По словам режиссера Нины Шаварской, желающих выступить, поблагодарить и поздравить было столько, что если бы такую возможность получили все, концерт шел бы до самого утра. «Одразу видно, що за людина ювіляр, — перешептывались гости в зале, — вже далеко від влади й посади, а люди все одно пам’ятають і люблять. Не лише політики й митці, а й однокласники та однокурсники з подарунками прибули...».
Дарили, к слову, не золотые батоны и даже не золотых лягушек в стразиках Сваровски, а то, что имеет непосредственное отношение к художественному творчеству: картины, книги, икону, вышитую мастерицами из Таращи, землячками Мороза. И конечно, цветы. «Куда я их девать буду, ума не приложу! Наверное, пойду с утра на Бессарабку», — шутил Александр Александрович. А потом, во время финального выхода участников концерта, раздаривал букеты артистам: «Ну возьмите, пожалуйста, чтобы я не выглядел спекулянтом!».
Кстати, о том, что у юбиляра есть самоирония и отменное чувство юмора, еще Борис Олийнык в самом начале предупредил: любого, мол, острослова за пояс заткнет. На протяжении концерта Мороз как мог оправдывал эту характеристику:
«Меня нередко спрашивают, как я пишу стихи. Ну, если по последним судить событиям, может сложиться впечатление, что сидит себе человек на золотом унитазе, сочиняет... Нет, это не про меня. Я, случалось, даже в экстремальных условиях писал — когда заседания Верховной Рады вел. Одна женщина, глава фракции, убеждала: «Ми за Закон «Про Кабінет Міністрів» проголосуємо, хіба як зірка з неба впаде!». Утром ставлю его на голосование — и вся фракция, и та дама в том числе, голосует за. Я тут же набросал:
Упала зірка просто з неба,
Причому прямо на Кабмін.
Ми голосуєм так, як треба,
Якщо заплатять добре, блін!».
«В этом зале есть люди, которые долго идут со мной по жизни, в том числе мануальщик, который время от времени меня равняет. Вот почему всегда прямо хожу... И в контексте того, что мне уже 70, не могу не рассказать историю, от него услышанную, хоть там есть и крепкое словцо. Ну, простите меня заранее... Приехал он как-то к своему товарищу, профессору из Кракова, и говорит: «Не могу понять, в чем дело: я ведь сам специалист, врач, а болячки то тут, то там...». — «Ты понимаешь, — отвечает поляк, — это вирус такой ходит — СКС». — «Никогда не слышал. Как расшифровывается?». — «Старость, курва, старость!».
«ВИ НАШ ТРИЧІ РОЗМІНЯНИЙ ШАНС»
«Поскольку скоро 8 Марта, да и с букетами ко мне все больше девушки на сцену поднимаются, я сочинил о них коротенький такой тост. Вернее, это не столько тост, сколько констатация факта:
Когда встречаемся вдвоем,
То странно действует природа.
Я в разговоре — обо всем,
А в мыслях — о продленьи рода...».
И девушкам, и их спутникам, и вообще каждому из гостей полагался красивый и трогательный подарок — новый, двуязычный, сборник стихов Александра Мороза о любви. Однако в связи с недавними событиями читал юбиляр не только интимную лирику. Да и люди в зале сильнее аплодировали гражданской — о том, что «щоб стала європейською Вкраїна, їй треба українською ще стать», и о предстоящих выборах, к которым мы ни в коем случае не должны отнестись, как относились к предыдущим, иначе «будет, как водится, будет, как прежде: избранным — приз, избирателям — шиш».
...Когда Мороз подписывал желающим свои книги, кто-то, вздохнув, сказал: «Ви наш тричі розміняний шанс». Но Александр Александрович то ли не услышал, то ли этим уже отболел.