В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ни дня без строчки

«То ли птицы летят перелетные, то ли крысы бегут с корабля»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 13 Марта, 2014 00:00
Дважды председатель Верховной Рады, трижды кандидат в президенты, политик и поэт Александр Мороз отметил в Киевской оперетте 70-летие
Анна ШЕСТАК
Юбилейный творческий вечер Александр Александрович решил начать с минуты молчания — в память о тех, кто погиб на Майдане. После чего прочел недавнее стихотворение «Молитва», которое им посвятил: ...Святих немає серед нас: Стають святими через жертву. Вони залишили нам час — Живих живіші, навіть мертві. Аплодировал весь зал, даже приверженцы коммунизма, «партизаны» старой закалки, пришедшие поздравить коллегу по Верховной Раде: видимо, никто из них и подумать не мог, что события в Украине примут столь трагический оборот.

«Я ХОТІВ БИ БАЧИТИ ЦЬОГО ЧОЛОВІКА НА НАЙВИЩІЙ ВЕРХОВИНІ. ТА, МОЖЛИВО,
СЛАВА БОГУ, ЩО ВІН ТУДИ НЕ ДІЙШОВ, БО ОБПЛЮВАЛИ БИ
ЧОРТ ЙОГО ЗНА ЯК...»

За лирику — как нежную любовную, так и прямолинейно-строгую гражданскую — Александру Морозу вручили диплом лауреата Международной премии имени Владимира Винниченко. Тоже, кстати, не только литератора, но и украинского государственного деятеля, побывавшего в свое время в первом эшелоне власти, однако не отказавшегося от главного принципа — «чесності з собою».

Награждал юбиляра Герой Украины Борис Олийнык, выдающийся поэт-шестидесятник и давний друг Александра Александровича, который прямо на сцене признался: «За усі його чесноти як поета та державного діяча я хотів би бачити цього чоловіка на найвищій верховині. Та, можливо, слава Богу, що він туди не дійшов, бо обплювали би чорт його зна як...». За признанием последовал и поэтический подарок — стихотворение, в котором есть строки, так сказать, на злобу дня: «То ли птицы летят перелетные, то ли крысы бегут с корабля». «Наші перелітні пташки Олександра Мороза дуже, в лапках, «люблять» , — объяснил Борис Ильич, — бо у світлі, що йде від його інтелігентної та високодуховної особистості, дуже видно, яка насправді в них щуряча натура...».

После выступления мэтра в Театре оперетты начался собственно концерт, который продлился четыре часа: поздравить Александра Александровича приехали Алла Кудлай, Наталья Бучинская, Фемий Мустафаев, Анатолий Паламаренко, Александр Василенко, Алла Попова, Ольга Чубарева, Павел Мрежук, Павел Дука, Иван Красовский, Нина и Светлана Мирвода, Черкасский народный хор, в репертуаре которого также есть песни на стихи Мороза, ансамбль «Рідна пісня», принимавший участие в радиопрограмме Александа Александровича «Обличчям до вогню» и ставший открытием этой передачи, а также композиторы, соавторы юбиляра: Николо Петраш, признавшийся, что еще в 98-м году участвовал в велопробеге, инициированном Морозом, Марьян Гаденко, некогда потерявший генеральскую должность из-за того, что назвал его отцом украинской Конституции 2004 года, к которой мы вновь вернулись, и Анжела Ярмолюк, посвятившая один из своих романсов героям, вошедшим в Небесную Сотню...

«МИ ГОЛОСУЄМ ТАК, ЯК ТРЕБА, ЯКЩО ЗАПЛАТЯТЬ ДОБРЕ, БЛІН!»

По словам режиссера Нины Шаварской, желающих выступить, поблагодарить и поздравить было столько, что если бы такую возможность получили все, концерт шел бы до самого утра. «Одразу видно, що за людина ювіляр, — перешептывались гости в зале, — вже далеко від влади й посади, а люди все одно пам’ятають і люблять. Не лише політики й митці, а й однокласники та однокурсники з подарунками прибули...».

Дарили, к слову, не золотые батоны и даже не золотых лягушек в стразиках Сваровски, а то, что имеет непосредственное отношение к художественному творчеству: картины, книги, икону, вышитую мастерицами из Таращи, землячками Мороза. И конечно, цветы. «Куда я их девать буду, ума не приложу! Наверное, пойду с утра на Бессарабку», — шутил Александр Александрович. А потом, во время финального выхода участников концерта, раздаривал букеты артистам: «Ну возьмите, пожалуйста, чтобы я не выглядел спекулянтом!».

Кстати, о том, что у юбиляра есть самоирония и отменное чувство юмора, еще Борис Олийнык в самом начале предупредил: любого, мол, острослова за пояс заткнет. На протяжении концерта Мороз как мог оправдывал эту характеристику:

«Меня нередко спрашивают, как я пишу стихи. Ну, если по последним судить событиям, может сложиться впечатление, что сидит себе человек на золотом унитазе, сочиняет... Нет, это не про меня. Я, случалось, даже в экстремальных условиях писал — когда заседания Верховной Рады вел. Одна женщина, глава фракции, убеждала: «Ми за Закон «Про Кабінет Міністрів» проголосуємо, хіба як зірка з неба впаде!». Утром ставлю его на голосование — и вся фракция, и та дама в том числе, голосует за. Я тут же набросал:

Упала зірка просто з неба,
Причому прямо на Кабмін.
Ми голосуєм так, як треба,
Якщо заплатять добре, блін!».

«В этом зале есть люди, которые долго идут со мной по жизни, в том числе мануальщик, который время от времени меня равняет. Вот почему всегда прямо хожу... И в контексте того, что мне уже 70, не могу не рассказать историю, от него услышанную, хоть там есть и крепкое словцо. Ну, простите меня заранее... Приехал он как-то к своему товарищу, профессору из Кракова, и говорит: «Не могу понять, в чем дело: я ведь сам специалист, врач, а болячки то тут, то там...». — «Ты понимаешь, — отвечает поляк, — это вирус такой ходит — СКС». — «Никогда не слышал. Как расшифровывается?». — «Старость, курва, старость!».

«ВИ НАШ ТРИЧІ РОЗМІНЯНИЙ ШАНС»

«Поскольку скоро 8 Марта, да и с букетами ко мне все больше девушки на сцену поднимаются, я сочинил о них коротенький такой тост. Вернее, это не столько тост, сколько констатация факта:

Когда встречаемся вдвоем,
То странно действует природа.
Я в разговоре — обо всем,
А в мыслях — о продленьи рода...».

И девушкам, и их спутникам, и вообще каждому из гостей полагался красивый и трогательный подарок — новый, двуязычный, сборник стихов Александра Мороза о любви. Однако в связи с недавними событиями читал юбиляр не только интимную лирику. Да и люди в зале сильнее аплодировали гражданской — о том, что «щоб стала європейською Вкраїна, їй треба українською ще стать», и о предстоящих выборах, к которым мы ни в коем случае не должны отнестись, как относились к предыдущим, иначе «будет, как водится, будет, как прежде: избранным — приз, избирателям — шиш».

...Когда Мороз подписывал желающим свои книги, кто-то, вздохнув, сказал: «Ви наш тричі розміняний шанс». Но Александр Александрович то ли не услышал, то ли этим уже отболел.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось