Клара НОВИКОВА: «Дура дурой, вышла на сцену и хочу нравиться»
Вот 145-я школа на Шота Руставели, где училась вышколенная горячо любимым, но чрезмерно строгим папой-фронтовиком девочка с тугими косичками. Вот улица Красноармейская (ныне Большая Васильковская), дом 41, где жила с родителями и братом - теперь американским подданным. В этом доме папа дал Кларе ремня за то, что без разрешения обрезала роскошные, до попы, косы. И был очень недоволен, когда она первый раз вышла замуж - за барабанщика Виктора Новикова, сообщив об этом родителям постфактум.
«У МЕНЯ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО СЕГОДНЯ В НАУКУ ВКЛАДЫВАЮ Я ОДНА»
Папа считал, что женская профессия - «та, что в белом халате», а дочь ослушалась, пошла в актрисы. Даже когда стало очевидно, что Клара как актриса состоялась, папа ворчал: «И все-таки она не Райкин».
После прогулки по городу Клара Борисовна выпорхнула на сцену Октябрьского дворца свежая, праздничная и тут же объявила, что в декабре у нее юбилей, 65 лет, и что она уже трижды бабушка.
Когда-то Новикова раскрыла секрет молодости: не ест мяса. Но, скорее всего, дело еще в целебном эффекте смеха. Только-только очаровав и сорвав первые аплодисменты, вдруг заметила: «Дура дурой, вышла на сцену и хочу нравиться».
Новикова не дожидается, пока интервьюеры выпытают у нее интимные подробности, и раскрывает их сама, а из эпизодов своей жизни делает концертные номера. Рассказывая о себе, она словно вводит зрителей в круг друзей дома.
Свою дочь Машу, когда та была студенткой, Клара Борисовна учила: «Хочу, чтобы ты хорошо вышла замуж. Не гуляй под библиотеками, научно-исследовательскими институтами. Гуляй, где банки, где нефтегаз».
А Маша, точно как мама, ничего не сообщив родителям, пошла в ЗАГС со своим избранником - профессором, преподавателем древнегреческого языка. Воспитанная на классике молодая чета не понимает эстрадного искусства, где многое ей кажется пошлым.
Единственное, на что Клара Борисовна пожаловалась за весь вечер, - это на малую зарплату зятя: «Дочь все время просит: «Мама, дай, мама, дай». У меня такое впечатление, что сегодня в науку вкладываю я одна».
«НУ, ПОСЛАЛИ ТЕБЯ НА ТРИ БУКВЫ. А ТЫ СМОТРИ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ. ТЕБЕ Ж ТУДА И НАДО!»
Может, Клара Новикова и не уехала бы из Киева в Москву, но по «пятой графе» ее отправили в Кировоградскую филармонию. А там - концерты в райцентрах и селах, куда зачастую добиралась на тряской телеге. Рискнула поучаствовать во всесоюзном конкурсе, председателем жюри которого был Аркадий Райкин, и в результате вместе с Геннадием Хазановым выиграла первую премию.
В монологах Новиковой россыпи смешных афоризмов. На киевском концерте, где, как она заявила, ей «захотелось побалдеть», попадались и соль с перцем: «Люди деньги делают на мусоре, а мусора делают деньги на людях», «Лучше с Петровым на Майорке, чем с майором на Петровке», «Ну, послали тебя на три буквы. А ты смотри с положительной стороны. Тебе ж туда и надо!», «Недавно с корешами в баню пошли. Они там поддали. Это у них называется поддамская конференция».
«СЮДА СТОЛЬКО НАРОДУ ПЛАКАЛО. ЭТО МОЗОЛЬ»
К сожалению, некоторые номера Клара Новикова словно позаимствовала из репертуара Верки Сердючки или незабвенной памяти Михаила Евдокимова. Даже интонации схожи. Что это, длинный шлейф службы в Кировоградской филармонии или дань резкому падению интеллектуального уровня масс?
В одном из старых интервью актрисы есть объяснение: «Зрительный зал в какой-то степени диктует свои законы. Поэтому уровень всего, что происходит на эстраде, падает». Вопрос «стоит ли падать вместе с ним?» риторичен, каждый отвечает на него в силу своих возможностей.
Правда, есть у Клары Новиковой персонаж, не уступающий лучшим образцам юмористического жанра. Вероятно, теперь по естественным причинам его прототип не отыщешь в старых одесских двориках, зато в виде памятника он навсегда прописан на Привозе.
В Тетю Соню, удостоенную «Золотого Остапа», Клара Борисовна перевоплощается без переодевания и смены макияжа, в мгновение ока: «Когда мне говорят: «Тетя Соня, почему у вас такая большая грудь?», я отвечаю: «Сюда столько народу плакало. Это мозоль».
Колченогая одесситка с необъятным бюстом - едва ли не единственный персонаж Новиковой, чьими устами она не только юморит, но и сатирит, и философствует, а иногда вещает, как армянское радио. «Тетя Соня, почему молодые девочки выскакивают замуж за пожилых мужчин?». - «Когда тебе дают деньги, не обязательно знать год их выпуска».