Илья РЕЗНИК: «Один за другим мужья Пугачевой просили меня: «Верни Аллу!»
(Продолжение. Начало в № 12 (152))
«КАК КОМПОЗИТОРА АЛЛУ НЕДООЦЕНИВАЮТ: ОНА НЕ ХУЖЕ ВСЕХ ПАУЛСОВ И ЭТИХ — КТО ТАМ ЕЩЕ ЕСТЬ?»
— Скажите, Илья Рахмиэлевич, а кто кому больше дал: вы Пугачевой или, наоборот, Пугачева вам?
— Думаю, этот альянс был взаимовыгодным. С Аллой я познакомился в 72-м году, уже будучи автором песен «Золушка», «Яблони в цвету»...
— «У-у-у!.. Яблони в цвету — весны творенье...».
— Пугачева с оркестром Лундстрема приехала в Питер, и я попросил ее показать Галине Ненашевой мою песню «Любовь должна быть доброй». (Галина жила в трехкомнатном люксе, а Алла — там же, но в форменной конуре с окнами на задний двор). Мы пришли к Гале, а та нас с этим творением выгнала, и вот идем по гостинице «Октябрьская»...
«Алла, — говорю, — ну возьми тогда эту песню себе». Аллочка хмыкнула: «А мне она тоже не нравится». — «Ну хочешь, что-нибудь другое бери». А у меня в задрипанном гитарном чехле — я играл тогда на гитаре, поэтому везде с ней ходил, — лежали несколько клавиров (мы с композитором что-то писали, а потом кому-то показывали). Я вынул один: «Вот «Посидим, поокаем» есть — посмотришь?». Она кивнула: «Ну ладно» — и в 74-м году вышла с этой песней на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. (Поет): «Ай, хорошо! Ай, хорошо!»...
С 72-го года пошло-поехало: сначала у нас с Аллочкой телефонная связь была, а потом стали ездить — то она ко мне в Питер, то я к ней в Москву... Песни буквально потоком хлынули: «Приезжай хоть на денек», «Звездное лето», «Журавлик»... Сотрудничество становилось все теснее, активнее, и она уговаривала: «Перебирайся в Москву — это необходимо». Когда я полгода у нее жил, мы написали невероятно много.
— Пугачева хорошо понимала, что такое Москва...
— ...и сознавала, что надо быть рядом. Когда я получил кооперативную квартиру в Крылатском, Алла расстроилась: «Знаю, знаю... Приглашаешь, говоришь: «Вот тебе ключ», а сам потом сменишь замки». (Тут она не права, конечно, была).
Для Аллы написано множество стихотворений, и я считаю, что ее как композитора недооценивают: она не хуже всех Паулсов и этих — кто там еще есть?
— Николаев...
![]() «Раймонд подарил Алле всего 10 песен, а кажется, целый мир — там же какое качество!» |
— Игорь молодец, не спорю, но она в одном ряду с замечательными композиторами стоит, с тем же Меладзе... У нее же не просто песни — шедевры. Из того, что вместе мы написали, — «Три счастливых дня», «Как тревожен этот путь», «Звездное лето», «Лестница». Или (напевает):
Куда все уходят, куда
Бегут, как подземные реки.
А кажется мне, не реки.
Куда все уходят, куда?..
Я вот патронирую Всероссийский конкурс «Маленькая страна» (в нем участвуют дети от 12 до 17 лет, которые приезжают в Москву и в двух турах поют только мои песни), так вот, каждая третья из выбранных конкурсантами написана Пугачевой.
— Какую роль в становлении Аллы Борисовны сыграл Раймонд Паулс?
— Ну, он же у нас был, так сказать... (Пауза). Нет, мелодии у него замечательные — такие песни, как «Миллион алых роз», «Маэстро», «Старинные часы», мог написать только великий мелодист.
— Мне кажется, вы с Пугачевой за человека его не считали...
— Я-то как раз считал — это она отмахивалась: «А, снова твой хуторянин...». Я, наоборот, знал, что этот союз надо беречь и сохранять как можно дольше. Раймонд подарил Алле всего 10 песен, а кажется, целый мир — там же какое качество!
— Фильм «Пришла и говорю», главную роль в котором сыграла Алла Борисовна, снят именно по вашему сценарию, но получился, увы, спорным...
— Ты так считаешь?
— Во всяком случае, явлением он не стал...
— ...потому что разногласия были. Изначально пригласили другого сценариста, однако... С ним произошла какая-то запутанная история, этот человек отпал, и киношники были в отчаянии, не знали, куда деваться: деньги-то уже вложены. Я спасал ситуацию и работал, как всегда, бесплатно. «Давайте-ка, — предложил, — снимем хороший фильм-концерт, чтобы каждая песня шла отдельно, самостоятельным номером». Идея состояла в том, чтобы сделать 15 вещей, как-то связать их и то, что в результате получится, художественным фильмом не называть, а «Мосфильм» назвал. Естественно, наше детище на полноценную картину не тянет, но песни оттуда прижились. В любом случае это лента историческая. Во-первых, ее посмотрело ни много ни мало 30 миллионов зрителей...
— ...на минуточку!..
![]() Илья Резник, Муслим Магомаев, Алла Пугачева — эпоха в песенной музыке |
— а во-вторых, она воспринимается уже как воспоминание о молодости — сейчас с интересом смотришь, какими мы были. Я ведь себе там тоже ролишки придумал: то на контрабасе играл, то режиссера изображал, а разве не любопытно, какие песни и как исполнялись, какой Алла тогда была? Она же исторический персонаж, поэтому этот фильм очень ценный.
— Как вам кажется, живя вместе с женой у Аллы Борисовны дома, вы ее не стесняли?
— Нет, хотя с нами был также сын.
— Так вы еще и с ребенком свалились ей, бедной, на голову?
— Да, и когда допоздна музицировали и Алла громко играла, говорил грозно: «Тихо, Максим спит — ему завтра в школу». Она тут же звук убавляла (шепотом): «Да, да! Хорошо».
— Это все на Тверской происходило?
— Да, у нас был там домашний театрик, а какие случались импровизации! Помню эпизод гениальный. Часа в три ночи Алла кричит: «Илюшка, ты спишь?!». — «Нет, — отвечаю, — а что?». — «Давай чего-нибудь поедим». Я быстро соображаю: «Что-то надо придумать». Открываю шкаф, вынимаю лохмотья какие-то... Старый халат напяливаю, рисую себе усы, брови, надеваю продавленный картуз и в таком виде выхожу в гостиную. Смотрю: навстречу идут одетый под жиголо Болдин и размалеванная, как проститутка с Пляс Пигаль Алла.
Не проронив ни слова, даже не улыбнувшись, мы садимся за стол. Люська, которая и тогда вела у Аллы хозяйство, приносит еду, и мы, три колоритных бомжа, на полном серьезе до четырех утра едим колбасу, какие-то салаты. Люська в конце прибежала: «По рублю!», и мы степенно вынули по целковому и отдали...
«С ПУГАЧЕВОЙ РОМАНА У НАС НЕ БЫЛО, ХОТЯ ЕЕ МАМА ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛА. У НАС ИЗНАЧАЛЬНО БРАТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ —Я ВОСПРИНИМАЛ ЕЕ КАК ТОВАРИЩА, КАК СЕСТРУ»
— Весело у вас было!
![]() «Ты и я — мы оба правы...» |
— Конечно, причем такие импровизации происходили постоянно: между нами установилась просто телепатическая связь.
Помню, у нас было шесть или семь концертов в Ижевске. На стадионе в середине поля установили «язык», огромную сцену, а на трибунах — по 50 тысяч зрителей: это подавалось как эстрадный театр Пугачевой. Однажды мы всей труппой минут восемь наблюдали там НЛО...
— Это сколько же надо было накануне принять на грудь?
— Нет-нет, мы в абсолютно нормальном состоянии были. НЛО действительно прилетал — как мы шутили, посмотреть Аллино выступление.
— Инопланетяне хоть аплодировали?
— Не знаю, но когда после концерта мы возвращались на четырех машинах в гостиницу, увидели вдруг огненный шар бледно-розового цвета. Высыпали и музыканты, и мы с Аллой — смотрели все. Он висел, а потом раз! — и резко, как это всегда бывает, скрылся за облаками.
Я, собственно, это к чему веду? В начале этих «солянок» Володя Пресняков пел «Стюардессу» и «Странника», а потом с какими-то смешными приблатненными песнями выходил я и в заключение читал «Посвящение»:
Эпитеты, метафоры,
Гекзаметры и ямбы
Несут певице амфоры
С нектаром дифирамбов...
Стихотворение заканчивалось словами:
А завтра снова пир сердцам,
Чуть двинется кулиса,
И вдохновенно выйдет к нам
Любимая актриса.
После этой фразы — фьють! — появлялась Алла в балахоне своем, и где-то концерте на пятом меня осенило: «А не слишком ли скромно — «любимая актриса»? Такое поклонение, почитание, успех бешеный! Прочту-ка сегодня: «Великая актриса».
Вовка отпел, я выхожу, все делаю, как обычно, а в конце говорю: «...и вдохновенно выйдет к нам...» — но вместо «великая» выпаливаю: «любимая!». Сам удивился, почему так сказал...
Вечером сидим в обкомовском особняке — мы с Аллой о нем частушку придумали: «Раньше жили коммунисты, а теперь живут артисты». Там у нас даже прислуга была — та, что слуг народа обслуживала: они же о нас радели...
— ...не забывая себя...
— Их повара и горничные на несколько дней к нам перешли, а мы же к этому не привыкли. Ну, сидим ужинаем, и Алла вдруг спрашивает: «Илюшка, хотел сказать «великая»?». От неожиданности у меня вилка из рук выпала — узнать это она могла только телепатически.
У нас много было таких необъяснимых моментов, когда мы без слов понимали друг друга. Помню, в «Олимпийском» Алла пела несколько моих новых песен, и чтобы послушать, как они будут звучать, я поднялся на 52-й ряд и уселся на верхотуре.
Со сцены выглядел малюсеньким пятнышком — меня нельзя было рассмотреть... Когда Пугачева запела «И в этом вся моя вина», я машинально стал про себя ей подпевать и вдруг понял, что слова вылетели из головы.
Слышу, Алла — синхронно со мной! — их тоже забыла: спела вместо второго куплета ля-ля-ля-ля! После концерта зашел к ней в гримерку, а она говорит: «Илюшка, больше не сиди во время моего выступления в зале — лучше жди меня за кулисами». Настолько мы в творческом отношении друг друга чувствовали.
— Любой, кто видел вашу пару по телевизору, на сцене или в каких-то жизненных ситуациях, неизбежно приходил к мысли: «У них роман». Было что-то, Илья Рахмиэлевич, или...
— ...нет! Об этом, кстати, и мама Аллы мечтала, но я старался... (Пауза). Я всегда знал о ее романах, она о моих, мы все друг другу рассказывали...
— Столько лет вместе — неужели ни разу не было ситуации...
— ...нет! Понимаешь, у нас изначально братские отношения — я воспринимал ее как товарища, как сестру...
— И никогда ни малейших поползновений к чему-то большему?
— Как брат и сестра мы двигались параллельно: у каждого был свой шлейф увлечений...
— Вы вот проговорились, что о романах Пугачевой все знали — много их у Аллы Борисовны было?
— Не много, но все основательные. Она человек такой — твердо стоит на земле, в облаках не витает. Недавно в программе «Две звезды» вышли ее поздравлять Филипп и Болдин. Они пели: «Я поднимаю свой бокал...
— ...чтоб выпить за твое здоровье»...
— Да, после чего Алла сказала: «Это мой третий муж, а это четвертый». Галкин из ложи добавил: «А я пятый»...
— Это правда, что, когда у нее, замужней дамы, случались романы на стороне, ее мужья просили вас: «Верни Аллу!»?
— Действительно, два таких случая было. В первый раз я давал сольник в Политехническом музее, и на выходе меня подловил Стефанович... Какой же это год был? Кажется, 78-й. Он вез меня в машине и все повторял: «Верни Аллу! Верни Аллу!».
— С кем же она в то время была?
— Он думал — со мной.
— Ах, вот оно что!..
— Считал меня искусителем, но я-то знал, что в это время там уже Болдин гулял. «Саша, — уверял его, — я тут ни при чем». — «Ну извини». Потом как-то Алла звонит: «Встреть меня». Я в Домодедово поехал: они возвращались из Новокузнецка, и с ней уже был Кузьмин.
— При живом Болдине?
— Ну да. Женя со мной сел — я был за рулем, а Алла куда-то с Кузьминым бегала: они ворковали там, миловались... Женька просит: «Илья, помоги мне вернуть Аллу». — «Видишь, — отвечаю, — как Бог справедлив... Сначала ты украл ее у Стефановича, а теперь и у тебя украли. Все вернулось на круги своя...». Ничто на земле не проходит бесследно...
— Роман с Кузьминым был в ее жизни, на ваш взгляд, самым ярким?
— Не знаю, но помню Вовку, который с гитарой сидел до полуночи, — он много тогда сочинял. У них были романтические отношения — «Две звезды» они пели такие влюбленные, радостные, а сейчас, мне кажется, ее душевное состояние позитивное благодаря Максиму Галкину. Не знаю, роман у них — не роман, но эта дружба очень способствует Аллиному оптимизму. Она все время весела, смешлива, а до того раздраженной казалась...
— Сказывается интеллектуальная подпитка — правда?
— Да, безусловно, плюс у Максима мощная внутренняя энергетика.
«КИРКОРОВ НАЗВАЛ МЕНЯ ПОЧЕМУ-ТО ИУДОЙ, ПОСЛЕ ЧЕГО Я ОТВЕТИЛ, ЧТО ОН НА ХРИСТА НЕ ТЯНЕТ»
— Пугачева обладает поистине гипнотическим влиянием на людей и может заставить поверить их во что угодно — например, в то, что вышла замуж за Киркорова... Вы знали, что на самом деле это не брак был, а удачный пиар-ход?
![]() «Размолвка с Филей растянулась на год, но затем он публично покаялся. Я все-таки люблю его, он родной человек...» |
— Ну почему — как по мне, так брак: самый что ни на есть настоящий... Когда на «Евровидение» ехали, они, помню, обнимались в гостинице, по полу валялись...
— ...но при этом в одном гостиничном номере никогда не жили...
— Нет, жили!.. Ну не знаю, сказать не могу, во всяком случае, за сексуальной и личной жизнью моих друзей не слежу. Я даже в театральном институте только на четвертом курсе узнал, кто с кем спал на первом.
— Все прошло мимо?
— Мимо — я очень деликатно к этому отношусь.
— К кому-либо из мужчин вы Аллу Борисовну ревновали?
— Ну да — когда Челобанов со своей кодлой странных людей появился. Они уводили ее в каком-то другом, не нашем, так сказать, направлении, отнимали у песни.
— Тем не менее это, похоже, творческая была ревность, а чисто мужская присутствовала?
— Нет, никогда, да и у Аллы ничего такого не возникало...
— Это она вам сказала?
![]() «С Аллой у нас изначально были дружеские отношения — я воспринимал ее как товарища, как сестру. У каждого был свой шлейф увлечений» |
— Мне так кажется... Посмотри, какие мы на фотографиях: целуемся, обнимаемся, друзья закадычные, отношения теплые, но не более... Если бы искра вспыхнула, вместе с ней отгорело бы творчество, век его был бы недолог. Интуитивно мы это понимали...
— Слышал, из-за того, что вы осудили выходку с Ароян — ростовской журналисткой в розовой кофточке, у вас разразился нешуточный конфликт с Филиппом Киркоровым...
— С Филечкой очень смешно получилось, вернее, грустно... Мне в Москву позвонил из Америки некий журналист Фриш — как же его зовут-то?
— Олег...
— Да, Олежка. «Илья, — говорит он, — мы сейчас часовую передачу хотим о тебе делать. Дадим 10-12 твоих песен и немного импровизации: в паузах слушатели будут задавать тебе вопросы». И вот иду я по Тверской с мобильником, слушаю свои песни...
— ...думаю: «Неужели все это я написал?»...
![]() «Пусть мы далеки, как «да» и «нет», и рампы свет нас разлучает, но у нас одна святая к музыке любовь...». Филипп Киркоров, Виктор Ющенко, Алла Пугачева, Илья Резник, София Ротару |
— ...а люди дурацкие задают вопросы, и какая-то Софья Исааковна из Филадельфии спрашивает: «Илюша, как вы считаете, это плохо — при женщине ругаться матом?». Я: «Плохо». — «Вы осуждаете?». — «Осуждаю — так поступить мог только невоспитанный человек». По-моему, логичный ответ, естественно, все это было сказано о Филе, и ему, конечно, сразу же доложили.
Через несколько дней звонит корреспондент, кажется, из Ростова, с теми же примерно вопросами. Я стал оправдывать Филю: «Может, он устал или был после банкета, поэтому вел себя так неадекватно», и вдруг мне говорят: «А, кстати, он вместе со Стоцкой сейчас у нас в студии...
— ...и вас внимательно слушает»...
— Это провокация была чистой воды, а Филя тут же понес: «Илья Рахмиэлевич, неужели вы мне лично не могли это сказать — зачем обсуждать публично?». То ли ему пиара хотелось, то ли был просто не в духе... Назвал меня почему-то Иудой, после чего я в интернете ответил, что он на Христа не тянет... Размолвка растянулась на год, но затем Филя, молодец, публично покаялся — понял, что ошибся, потому что люблю я его. Потом я был на концерте у Бедроса, Филя сидел рядом. «Илюша вернулся, — сказал, — Илюша!». Все-таки родной человек, жалко его...
— С Аллой Борисовной, я знаю, у вас тоже была крупная ссора...
— И не одна!
— Что послужило причиной — она не явилась на ваш грандиозный концерт?
![]() Поэт-песенник и поэт-гимнописец |
— Да, что-то такое было: на какой-то мой юбилей не пришла. Филя приехал, а вот она — нет.
— Но почему?
— Откуда я знаю? У нее тогда надвигалась новая программа: может, не хотела засвечивать песню, которую собиралась петь?
— Сколько же вы не общались?
— Год-полтора.
— Немало — и кто сделал шаг к примирению первым?
— После размолвок при встрече мы не начинаем выяснять отношения, а спрашиваем: «Ну что? Как дела?». Слава Богу, сейчас таких глупостей себе уже не позволяем.
— В соавторстве с Паулсом вы написали несколько замечательных песен для Валеры Леонтьева...
— Для Лаймы больше...
— Вы явно скромничаете: у Леонтьева были вещи прекрасные...
— Ну да... «Лето на излете солнечных дней...
— ...но вы снова ждете...
— ...песни моей...». Может, давай вместе споем?
— За таким столом — обязательно. Яркий период с Леонтьевым был?
— Нет — Валера такой, знаешь... Он как-то особняком стоял, мы не очень дружили. Это все шло через Раймонда, который говорил: «Вот, для Валеры надо...». — «Надо? Ну что ж, давай». Потом «Вернисаж» родился — получился дуэт с Вайкуле...
«ДЛЯ ВАЙКУЛЕ МЫ ПИСАЛИ НАЗЛО ПУГАЧЕВОЙ. МЫ ТОГДА С НЕЙ ПОРУГАЛИСЬ, И Я СКАЗАЛ: «РАЙМОНД, ДАВАЙ АЛКЕ ОТОМСТИМ»
— Вы однажды сказали: «Именно я сделал Вайкуле карьеру, а Паулс ее всегда шугал. В Юрмале было варьете, мы всей шоблой туда приезжали: я с маленьким Максимом, Алла с Кристиной, Раймонд с Ланой, и так семь лет подряд. Лайма там пела латышские и английские песни, у нее подмостки были два на два метра...
![]() «Валера Леонтьев всегда особняком стоял, мы не очень дружили...» |
— ...если не меньше...
— Я сказал Паулсу, что Вайкуле хочет на большую сцену, на что он ответил: «Ее место там, где она есть». Так все и было?
— Я никогда не вру, но Лайме надо отдать должное, потому что все эти годы она говорила: «Мы с Раймондом...», «Я и Раймонд...». Недавно у меня в Питере прошла программа «Встречи на Моховой» — ее Ургант вел... На большом экране были сюрпризы: Алла там говорила какие-то хорошие обо мне слова, Филя, еще какие-то люди, так вот, Лайма впервые сказала: «Илюша был моим продюсером — таскал меня по редакторам, проталкивал на телевидение и радио».
— Зачем вы это делали?
— Ну как? Мы столько написали для Лаймы: «Ночной костер», «Еще не вечер», «Вернисаж», «Чарли», «Я за тебя молюсь» — все, что угодно. Это же наши общие детища — ну чего же?
— Она вам как женщина нравилась?
— Как женщина — нет!
— Да что ж такое?!
— Лайма — холодная, отстраненная... У нее были поклонники — музыканты, хм-хм...
— Но чем-то она вас наверняка вдохновляла — иначе столько бы не писали...
— (Раздраженно). Мы писали назло Пугачевой!
— Ах, вот оно что... Ну, наконец-то!
— Мы тогда с ней поругались, и я сказал: «Раймонд, давай Алке отомстим — сделаем сейчас с тобой звезду...».
— То есть певица Вайкуле родилась как противовес Пугачевой?
— Она не может быть противовесом! С Аллой никто не сравнится — это особая статья, но у Лаймы была своя ниша.
— Алла Борисовна простила вам то, что назло ей с вашей легкой руки Вайкуле стала знаменитой?
— Она мудрая женщина, мало того... Когда-то для «Рождественских встреч» я сам записал песню «Я за тебя молюсь». За шесть минут, с одного дубля! (Алка кричала: «У Илюшки учитесь, как надо записывать!»). В «Олимпийском» меня сняли очень красиво, в смокинге, но она, представь, этот номер вырезала, потому что не очень любит, когда кто-то мешает ей оставаться на вершине в одиночестве, быть самой-самой...
— Вас — друга, соавтора, родного фактически человека — и вырезала?
— Да ладно.... Я спросил: «Ну и чего ты, Алла, добилась? Так бы я с этой песней вышел, а теперь ее спела Лайма».
— Вы никогда сгоряча, в порыве гнева не говорили ей обидные слова?
— Нет — просто уходил, и все.
— Воспитание не позволяло или трезвый расчет?
— Воспитание, конечно, — мы же питерские.
«НА МОЕМ «КАБРИОЛЕТЕ»ЛЮБА УСПЕНСКАЯ ДВА С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНА ЗАРАБОТАЛА. ДОЛЛАРОВ!»
— Несмотря на ваш питерский лоск, вы как-то назвали Любу Успенскую воровкой — почему?
— Я ее так назвал? Это давно, наверное, было — она же везде рассказывает, что Резник больше всего любит деньги.
— Хм, а кто же их, интересно, не любит?
— Это, кстати, и в «Бульваре Гордона» было. Корреспондент спросил ее: «А вы разве бессребреница?». — «Нет, но я не только о деньгах думаю — еще и о творчестве». Алчному Резнику, получается, оно безразлично — ему только бабки подавай? Да-а-а, Люба! А ведь, как сказал ее директор, она на моем «Кабриолете» два с половиной миллиона заработала. Долларов!
— И вы ни копейки с этого не получили?
— Нет, но Бог ей судья: существует в своем шансоне и в том же духе пусть продолжает... Не надо ее вспоминать.
— У вас огромный опыт эстрадной жизни — можете навскидку назвать имена лучших певца и певицы?
— Я был у Филиппа на его последней программе: замечательный концерт — 80 процентов живьем. Мы с Левой сидели Лещенко, и он, сам певец, признался: «Старичок, а Филя-то лучше нас!». Как вокалист, шоумен Филипп — это, конечно, фейерверк: он артист праздничный.
— А если не ограничиваться днем нынешним, кто все-таки номер один?
— Ну, Йося — это энциклопедия советской песни. Он очень много сделал для наших композиторов — многих из них не знали бы, если б Кобзона не было. У него и песни ему под стать — крепкие, мощные...
Недавно я был на юбилее Муслима Магомаева, и там на экране возникали отрывки из каких-то концертов, звучали песни. Потрясающе! Только сейчас я оценил, какой это гениальный голос: проникающий, многозвонный, наполненный и сексом, и чувством... Он с Иосифом — это два крыла одной песни. Жалко, что Мусик, как мы его называем, рано сошел со сцены — сам, добровольно.
— Он всегда делал лишь то, что хотел...
— Это точно.
— Вы где-то сказали, что сегодня российской эстрады не существует — один шоу-бизнес: это хорошо или плохо?
— Для меня плохо, потому что я бизнесом не занимаюсь. Сожалею, что у меня нет коммерческой жилки, как у Игоря Крутого или Олега Газманова, потому что они умеют на своих именах зарабатывать, а я нет.
— При Советском Союзе вы были обеспеченным человеком?
— Ну, поскольку тогда авторские права защищались, я регулярно получал отчисления за использование моих песен, а сейчас везде жулики.
— Сколько же вы могли заработать, ну, скажем, в месяц?
— 10 тысяч. Роберт Рождественский получал вдвое больше, Дербенев и Антонов — примерно как я, но 10 тысяч были большими деньгами.
— Что, интересно, вы с ними делали?
— Закатывал обеды в ресторане «Пекин» на 100 человек — сразу минус четыре тысячи. Иногда что-то покупал: холодильники какие-то, «жигули» — копить деньги я не умею.
— На женщин тратились? Что им дарили?
— Стихи.
— Хороший ответ. Ну конечно, что может быть дороже? Сегодня вы чувствуете себя богатым, состоятельным человеком?
— Увы... Например, этот дом подмосковный (на Николиной Горе. — Д. Г.), где мы сейчас находимся, я снимаю — своей дачи у меня нет.
— Но хоть что-то позволить себе можете?
— Вообще-то, не экономлю. У меня ничего нет на будущее — только на сегодня, но через месяц, глядишь, Бог что-то даст...
«В СВОЙ КНИГЕ ХАНОК НАПИСАЛ, ЧТО В НАШЕМ С АЛЛОЙ И ПАУЛСОМ ТРИУМВИРАТЕ Я БЫЛ КАКИМ-ТО ДЕРЬМОМ»
— Блестящий, на мой взгляд, композитор Эдуард Ханок написал в свое время книгу «Пу-га-чев-щи-на», где без экивоков назвал Аллу Борисовну бандершей советской эстрады и выдал много нелестных, но очень точных, мне кажется, характеристик другим артистам, композиторам и поэтам...
— В этом случае мой любимый соавтор просто негодяй, потому что великую актрису так оскорблять негоже. Я заставлял его извиниться, он каялся перед Аллой, но потом ее снова оплевывал. Эдик со своей «теорией волны» ведет себя недостойно мужчины — не говорю уж о том, что в упомянутой тобой книге он написал, что в нашем триумвирате с Аллой и Паулсом я был дерьмом каким-то...
— ...да вы что!..
— ...третьим, эдаким связующим звеном — словом, очень нелестно обо мне отозвался...
— «Теория волны», по-вашему, существует или это плод больного воображения?
— Можно я анекдот расскажу? В бочке, прости, с испражнениями сидит человек.
— Ханок?
— Не важно, и к нему то и дело подходят люди. «Слушай, — советуют, — давай туда бросим веревку и тебя вытащим», а он в ответ: «Да отстаньте!». Идут мимо другие, тоже бедолагу жалеют: «Давай, — предлагают, — положим какое-то бревнышко, и ты по нему вылезешь». Его аж перекосило: «Уходите прочь!». Только прогнал, третьи на помощь спешат, а сиделец кричит им: «Да поймите, живу я здесь! Живу!!!». Вот привычнее Эдику в таком состоянии, не понимает он, что нельзя жить с дерьмом на душе.
— Тем не менее он чертовски талантлив — ведь так?
— Я бы сказал, стихийно одарен: написал несколько хитов замечательных. Кстати, «Малиновка», оказывается, не его песня — недавно я слышал, как ее автором объявили Добрынина.
— Не может быть! Еще у Эдуарда Семеновича есть «Журавлик», «А я лягу-прилягу», «Потолок ледяной, дверь скрипучая...
— ...а из окон Ханок синий-синий»... А-а-а, вспомнил — добрынинская вещь называется «Ягода-малина».
Существует ли «Теория волны»? Ну какая теория? Это жизнь, где есть все и под любую теорию можно наскрести уйму примеров. Хочешь, сейчас выведу закон случайности? Вот я раньше знал о Гордоне, много о нем слышал, а потом мне позвонил Магомаев, и ты, Дима, как раз у него был в гостях. Я еще подумал тогда: «Гордон обязательно должен у меня появиться», и, как видишь, прав оказался — ты здесь.
Ханок пишет о том, что существует на самом деле, но при чем тут «Теория волны» — это жизнь во всем ее многообразии. Смешно подсчитывать, кто из исполнителей на второй волне, кто на третьей... Вот мы с Фадеевым написали Алле песню «Спасибо, любовь» — как она гениально поет! С чего это вдруг Эдику показалось, что у Пугачевой волна остаточная, — на каком основании? Сейчас вот она «Одуванчик» исполнила — не помню, кто автор, но это прелесть! Алла все равно на вершине, и никто еще очень долго не сможет ее обогнать.
— О вас кто-то сказал: «Светский лев с глазами усталого сенбернара»...
— Ну и пусть говорят!
— Доля правды в этом определении есть?
— Р-р-р! (рычит). Ну откуда мне знать? Я такой светский лев... Вот вчера пролистал журнал «Лица», где перечислены 300 кумиров России, — там меня нет. Никас Сафронов смеется: «Представляешь, нас с тобой не включили! Видно, кто-то там — какая-то тетка или баба, составлявшая этот список! — нас не любит».
— И впрямь, странно, что не упомянули его — он же везде...
— Просто в рейтинге этом большинство имен проплаченных...
— В любом случае вы утонченный мужчина. Скажите, у вас были романы с певицами, для которых писали песни?
— Нет!
— Хорошо подумали, прежде чем отвечать?
— Подумал!
— На певиц не тянуло, потому что понимали: это не нужно — или они пели так плохо, что других эмоций, кроме отвращения, не вызывали?
— Дим, романов у меня вообще не было. У меня есть любовь — одна...
— ...на всю жизнь?
— Уже 10 лет, но мы об этом не будем.
«АКТЕРЫ — СУКИНЫ ДЕТИ, А ПЕВЦЫ ВООБЩЕ В КВАДРАТЕ»
— Мне сказали, что вы предпочитаете восточных женщин...
— Это было давно, лет 15-20 назад.
— И чем же красавицы Востока предпочтительны?
— Тем, что там тепло... Паслюшай, плов вкусный, а какой бешбармак!
— Может, они особенно ласковы и обходительны?
— Только вначале — со временем садятся на шею, но есть, наверное, какая-то в этом экзотика.
— Вы не только председатель общественного совета при Министерстве внутренних дел России, но и выпустили, насколько я знаю, книгу о спецслужбах с предисловиями Путина и Патрушева...
— Несколько лет назад у меня было свое издательство, и по просьбе директора ФСБ Николая Платоновича Патрушева (нам поступил заказ!) мы сделали книгу о героях спецслужб. Она очень легкая, пронизанная поэзией: там и стихи, и песни, — и сейчас ее используют в ФСБ как подарочное издание.
Что же касается общественного совета МВД, так меня уже полгода как выбрали его председателем, и я считаю, что это работа нужная. Мы занимаемся беспризорниками, молодежью и детьми из трудных семей, которые в России стали большой проблемой.
— В 1989 году, когда мы с вами впервые встретились, вы были не скажу, что охвачены паникой, но очень встревожены. Не представляли, что будет дальше, не знали, что делать...
— Поэтому в 91-м году и уехал с театром в Соединенные Штаты. Сделал спектакль «Игра в Распутина, или Ностальгия по России», сам играл в нем Распутина... Это были кровавые гастроли. Продюсер, немец из Лас-Вегаса, сулил золотые горы, а оказался авантюристом и бросил нас на произвол судьбы. Я-то надеялся, что мы будем зарабатывать, и свои авторские истратил на девочек...
— А, так все-таки на девочек тратились?
— Дима, у меня в труппе было 20 бывших гимнасток...
— ...неплохо!..
— ...но они же как дети! Мыкались мы без денег ужасно: хотя шли концерты с успехом, это не покрывало затрат. Чтобы пожить там (а я тогда задержался в Америке на полтора года), пришлось писать для Миши Шуфутинского, Любы Успенской, замечательной певицы из Чикаго Жанны Волковой так называемые эмигрантские песни — все эти «Кабриолеты», «На другом конце стола тот, с которым я жила...». Надо было держаться, и я много работал. Такой опыт!
— Сегодня у вас есть уверенность в российском завтрашнем дне?
— Да, безусловно. Я очень люблю свою родину и честно скажу: меня нынешняя власть устраивает, потому что она — первая! — ко мне очень тепло относится. Я и в общественном совете Кремлевского дворца состою, и вхожу в совет директоров Первого канала. Если мне помогают творить, не мешают, а только поддерживают, почему я должен такую власть не любить?
— Нынче поэт в состоянии прожить только на авторские отчисления?
— Говорю же: кругом жулики... Авторских я получаю за месяц сколько, сколько наша звезда — за 15 минут...
— ...открывания рта под фонограмму...
— Конечно, это не здорово. В СССР, хоть и высчитывали процентов 70, мы могли очень даже неплохо существовать. Поэты, которые работали в песне, жили хорошо: и Дербенев, и Шаферан, и Роберт Рождественский, и Евтушенко, а сейчас все это курам на смех.
— Сегодня вы пишете какие-нибудь хиты, которые просто обречены на успех?
— А я об этом не думаю. Вот Алла попросила, и мы написали ей «Синее небо», — эта песня сейчас везде крутится... Тамаре Гвердцители я сочинил стихи на музыку Чайковского (поет): «Там в синих небесах...» — получилось очень красиво... Ну что хиты? Главное, чтобы песни были хорошие.
У меня есть певица Стелла Джанни — недавно в Париже она пела с Аленом Делоном, и этот концерт транслировался на Америку. Мне оттуда звонят: «Ой, какие у тебя песни, но странно, что эта Джанни исполняет добрый десяток твоих вещей, а со сцены спасибо говорит почему-то Добрынину». Слава просто, хотя лишь одну песню ей написал, поехал с ней вместе — такие вот странности. Сначала они клянутся тебе в любви, уверяют, что будут всю жизнь благодарны, а как только получают репертуар, начинают творить все, что хотят.
— Актеры, говорят, сукины дети — это относится и к певцам?
— Те вообще в квадрате.
— Но хоть кто-нибудь из эстрадных звезд оставил о себе хорошее впечатление?
— Только Алла настоящий товарищ — к остальным у меня ничего: ни дружбы, ни даже симпатии... Ну еще Вовка Пресняков (он очень трепетно ко мне относится, при встрече всегда: «Дядя Илюша...») и, конечно же, Филя. Нет, оказывается, несколько человек есть.
«СТАРУХА ЦЕЛИТСЯ В ВИСОК, НО Я НАДЕЮСЬ НА ОСЕЧКУ»
— Кроме песен, вы сочинили много частушек — вам даже приписывают (не знаю, насколько это правда) знаменитое четверостишие:
![]() |
Хорошо быть кисою,
а еще — собакою:
где хочу — пописаю,
где хочу — покакаю...
— Да (улыбается), эти стихи появились в 55-м году в недрах ленинградского ТЮЗа. Сашенька Назарова (она сейчас бабушку в сериале «Моя прекрасная няня» играет) — свидетель их рождения: мы вместе тусовались и поступали. Недавно, правда, вышла книга Володи Вишневского, где автором этого четверостишия представляется он. Ургант в своей передаче «Встречи на Моховой» ему возразил: «Вова, тебе тогда было два года — ты не мог это написать».
— Вспомните, пожалуйста, что-то из своих наиболее удачных частушек...
— Ну разве что:
Тетка к Алле приставала:
«Спойте, Аллочка, на бис!».
И певица не смолчала
И сказала — от...цепись.
Все это, Дима, ерунда, баловство — люблю просто на кураже работать. Помню, в Пицунде в Доме творчества писателей (там были поэты Николай Старшинов, Юрий Ряшенцев и Виктор Боков, а также журналист Леонид Жуховицкий) зашла речь о том, кто сколько собрал частушек и какой это уникальный жанр. «Ребята, — говорю, — что вы тут разводите: частушку написать, как два пальца... Хотите, за пару дней 100 штук сочиню?». — «Да ладно, брось ты!», и тогда стал я к каждому обеду (а там гора редьки, капусты) по 20-30 частушек приносить. У Жуховицкого, соврать он не даст, десятка четыре с тех пор сохранилось — я ему подарил на листочках.
— Например?
— Ой, да они неприличные — в этом весь кайф. Частушки — жанр, который ядреного словца требует...
— А если с заменой слов?
![]() Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— Ну вот, пожалуйста:
В нашем тихом
городке
Морж сидит
на поводке.
Покупай билет
дешевый
И смотри на хрен
моржовый.
Представляю, как это выглядит со стороны: респектабельный пожилой человек будет сейчас материться и вспоминать фривольные произведения. Дим, у меня целых две книжки частушек вышли — я отработал эту тему и забыл!
— Наша беседа, к сожалению, подходит к концу, но напоследок я не могу не попросить вас прочитать что-то из последних стихотворений...
— Ну-ка возьмем рукопись. Вот незадача — закладок-то нет... А давай так договоримся: ты называешь любое число от 20 до 315, я буду эту страницу открывать и читать четверостишия...
— 21...
— Вот уж (смеется), очко ему подавай обязательно. (Читает):
Моя поэзия
отныне
Вся о тебе,
моя богиня.
Живешь в ней
только ты одна,
Моя любовница,
княжна.
— 270...
— Интересные у нас упражнения:
Бурьян, дорожный пролетарий,
Враждою классовой живет.
Он горд, что ни в один гербарий,
Как гиацинт, не попадет.
![]() Дмитрий Гордон в гостях у Ильи Резника на подмосковной даче Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Я вот тебе говорил, что сочинял то сонеты, то детские песни, то частушки и потом решил писать только четыре строчки: эпиграммы не эпиграммы, все, что взбрело в голову... Месяца за три накопилось 600 четверостиший, и я отнес их в издательство, а там напечатали 20 рукописей и раздали людям разных сословий: студенту, врачу, профессору, летчику... Я им сказал: «Вычеркивайте все, что не устраивает, что не нравится». Один выбросил 10 четверостиший, другой — 50, третий — 100, а 314 штук не вычеркнул никто... Вот те, что остались, и вошли в книжку, поэтому ни за одно мне не стыдно, ни за одно!
— Так, а 260 страницу можно?
— У нас все можно. Сам не знаю, что там. (Читает):
Еще недавно ясною весной
Цвели сады под солнцем золотым.
Еще недавно был я молодым,
Еще недавно ты была со мной.
Кстати, на презентации эти стихи читали мои друзья: Алла Пугачева, Максим Дунаевский, Элина Быстрицкая, художник Саша Шилов — разные люди... Каждый выбрал себе что-то по душе, и при этом никто не пересекся. А вот Аллины стихи любимые:
Что наши дни? Зола, песок,
Дождинки, канувшие в речку.
Старуха целится в висок,
Но я надеюсь на осечку.
— Блестяще!
— Жанр очень трудный: в четырех строчках надо много чего сказать. Ой, а недавно я побывал на вечере РАО — нашего авторского сообщества, где важные персоны награждают друг друга всякими премиями, орденами и прочим, и там у меня родилось такое четверостишие:
Придя на праздник муз сусальный,
Творцов паноптикум печальный,
Сам воздает себе хвалу,
Вкушая славу, как халву.












Илья РЕЗНИК: «Один за другим мужья Пугачевой просили меня: «Верни Аллу!»
Элина БЫСТРИЦКАЯ: «Господи, я столько беды видела, столько смертей, но страшнее, чем разорванные, окровавленные шинели и гимнастерки, были вши, ползущие прямо по полу»
Жена капитана футбольной команды «Зенит» Анатолия ТИМОЩУКА Надежда: «В мой день рождения Анатолий преподнес мне подарок — теперь у нас есть хорошие апартаменты в одном из самых красивых небоскребов Эмиратов, на 43 этаже. Жаль, на 44-м не получилось, — это было бы очень символично»
Безруков отказался сниматься в продолжении «Бригады»
Вдову Элвиса Пресли Присциллу искалечил лжекосметолог
У Василия Вирастюка, Максима Леонидова и рыжего «Иванушки» родились сыновья
Звезда «9 роты» Артур Смольянинов обручился с «Русалкой» Марией Шалаевой, а Илья Лагутенко тайно женился на модели Анне Жуковой
Ани Лорак выступит на «Евровидении-2008» в платье от Роберто Кавалли?
Андрей Котельник завоевал титул чемпиона мира по боксу по версии WBA
Президент высшей лиги мэтров мирового аккордеона Ян Табачник в третий раз проводит Международный конкурс AccoHoliday
Дэвид Бэкхем зарабатывает 26 тысяч долларов в минуту
Не стало Юлии Ткаченко, 57 лет отдавшей Театру Ивана Франко
Ие Саввиной удалили опухоль
Мечтать не время
Тринадцатая зарплата
Сто шагов вперед...
Я милого узнаю по колготкам...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги