В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Приз — в студию!

Тринадцатая зарплата

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 4 Апреля, 2008 00:00
В Киеве прошло вручение театральной премии «Пектораль»
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

По традиции собрались 27 марта в Международный день театра в Театре Франко. Произнесли торжественные речи, зачитали поздравительные телеграммы, вспомнили Леся Курбаса, вынесли цветы, раздали звания, вручили квартиры мастерам искусства... Не всем, естественно. С квартирами в стране напряженка.

16 лет существует муниципальная премия «Киевская пектораль», возникшая на волне независимого украинского государства. 16 лет не прекращаются разговоры о том, какой она должна быть и нужна ли она вообще. Количество номинаций, по которым экспертная комиссия распределяет достойных кандидатов, колеблется. Номинации то отменяют за неимением выдающихся работ, то восстанавливают. В этом году список «пекторальных» участников был полным, как никогда. Даже вернули «Особливу подiю», целых два года никому не вручавшуюся. Победителем в ней стал руководитель театра «Модерн-балет», триумфатор прошлогодней «Пекторали», хореограф Раду Поклитару. «Как Гуськов?! Почему Гуськов?! Опять Гуськов?!!» — вспомнился старый рязановский «Гараж»...

Что такого «особливого» в балетах Поклитару, кроме элементарной культуры сцендвижения, понять трудно, но экспертам виднее. К тому же, если Савик Шустер может быть самым красивым мужчиной Украины, почему красивый Раду Поклитару не может стать самым особенным режиссером? Пока Андрей Жолдак атакует Берлин и Москву, Дмитрий Богомазов ставит в Перми, Влад Троицкий изо всех сил пытается раскрутить в Киеве фестиваль современного искусства, Марк Нестантинер изредка наведывается к нам из Германии, а Олег Липцын ходит по земле Соединенных Штатов, кто-то должен ходить и по отечественной сцене.

«Зараз за нами слiдкує вся Україна!» — оптимистично заметил Лесь Танюк, вручая очередную премию. Да, и в глухих карпатских селах, и в потомственных шахтерских семьях, и в сталелитейных цехах, и на молокозаводах весь украинский народ с замиранием сердца следит, кому же достанется «Пектораль» за лучшую музыкальную концепцию, сценографию и детский спектакль?! Кого назовут лучшей актрисой второго плана, а кто возьмет приз за лучшую мужскую роль первого?!!

Лучшей актрисой второго плана назвали звезду Молодого театра Тамару Яценко («Голубка»). «16 рокiв я чесно сидiла й чекала. Чекала, чекала, сидiла, сидiла... Так таки ж висидiла!» — искрясь от счастья, восклицала Тамара Александровна, держа в руках свою первую в жизни «пекторальную» статуэтку. За лучшую мужскую роль второго плана приз получил замечательный артист Театра на Подоле Владимир Кузнецов («Игроки»), лучшей актрисой стала Римма Зюбина («Четвертая сестра»), а лучшим актером — Александр Кобзарь («Последний герой»).

Лучшим камерным спектаклем оказалась «Женщина из прошлого» — постановка художественного руководителя Театра «Вiльна сцена» Дмитрия Богомазова. Она же получила «Пектораль» и за режиссеру.

В номинации «режиссерский дебют» победил спектакль Кирилла Кашликова «Солдатики» (Театр имени Леси Украинки), а за актерский дебют отметили Станислава Дудника (Молодой театр). «Дякую Боговi, що вiн менi дав такий талант!» — скромно подытожил Станислав. Какое у нас, однако, набожное поколение подрастает... Мальчик, Бог дал и Бог взял. Да и не талант это пока, а аванс. Пять тысяч гривен от городской администрации...

Почти тысячу долларов составляет нынче размер «Киевской пекторали», и это неплохо, если бы не тот досадный факт, что премия, по сути, давно уже перестала быть почетной наградой, постепенно деградировав в некое подобие 13-й зарплаты. Последние годы 27 марта в Театр Франко приходят, словно в бухгалтерию. Сдержанно и уныло, мрачно и подавленно. В партере полно пустых мест, и редкий номинант остается в зале после того, как его опекторалили.

Самое обидное в той странной ситуации, которую нынче переживает наш театр, вовсе не отсутствие актуальной драматургии, достойных актерских и режиссерских работ, приличного финансирования... Не в деньгах дело.

Когда-то украинский театральный артист был представителем особой касты. В любой разношерстной толпе его можно было идентифицировать по выразительному голосу, горделивой осанке и вдохновенному выражению лица. Сегодня в ряде случаев это нервное, завистливое, обиженное Богом и людьми затравленное существо с плохой дикцией, оскорбительной зарплатой и горой разнообразных комплексов. Его авторитет катастрофически низок, ниже, чем у врача районной поликлиники и участкового милиционера. Скрипач не нужен на планете Плюк. У него нет ни статуса, ни рейтинга, ни имиджа, ни места в вип-секторе. Без имени он и, в общем, без судьбы.

«Пекторальным» фаворитом на этот раз стал Академический молодой театр, одержавший победу в шести номинациях. Пять из них, в том числе «лучший спектакль сезона», взяла «черная комедия» Станислава Моисеева «Четвертая сестра». Острая социальная драма на популярную тему: «Так жить нельзя!». Почему-то ни капельки не смешно, хотя комедия насыщена искрометным юмором городских окраин и щедро приправлена ненормативной лексикой.

В программке от имени постановщика написано, что Бог есть любовь, и именно ее ищут «ослепительно прекрасные сестры в опустошенной, разрушенной и безнадежно преступной Москве». Честно говоря, сестры не показались мне такими уж невыразимо прекрасными, «разрушенная и бандитская Москва» по ощущениям напоминает Киевскую область, а поиски Бога и любви, которыми исступленно занимаются героини — то в объятиях неумного продажного политика, то в квартире мелкого карикатурного бандита, выглядят весьма вульгарно. Пожалуй, наиболее убедительным и красноречивым художественным фрагментом спектакля можно считать табличку с трансформаторной будки: «Опасно для жизни». Сам же режиссер признался, «що буде галактично вдячний тим глядачам, якi взагалi нiколи не прийдуть на його виставу».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось