«Как хорошо мы плохо жили!»
Сегодня их не зовут на корпоративы, и удел Никитиных — общение с людьми, которые все еще предпочитают поэзию.
«ЧТО НИ ВЕК, ТО ВЕК ЖЕЛЕЗНЫЙ»
«Нас так мало осталось, зачем добивать?». Крик души вырвался из уст известных авторов и исполнителей бардовской песни, когда узнали о возможном закрытии московского бард-клуба «Гнездо глухаря». В начале марта они обратились к российским властям с просьбой не отбирать у бардов и их слушателей единственный приют. Среди подписантов - Александр Городницкий, Юлий Ким, Сергей Никитин.
Их и раньше было немного, а теперь и вовсе осталась горстка. И совершенно не понятно, кто твердой рукой мог бы подхватить знамя уникального направления, родившегося в советское время и, похоже, вместе с ним уходящего.
Не хочется верить, что уходящего навсегда. Потому что, если чего-то жаль из того прошлого, так это бардовскую песню и ее человеческую интонацию.
«Как хорошо мы плохо жили!». Афоризм Петра Фоменко - эпиграф к итоговому жизнеописанию советского интеллигента 60-х -80-х. И не только потому, что, как писала Юнна Мориц и спели Никитины: «Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли, фонтаны били голубые и розы красные росли». Советский интеллигент в большинстве своем потомок репрессированных родственников, голодный и кое-как одетый, жил плохо. Но жил хорошо, потому что был обнадежен шелестящим махорочной бумагой самиздатом и магнитофонной бобиной Окуджавы.
Как тихое, из души идущее заклинание, бардовская песня могла и может уберечь. Тогда - от близости к «кормушке», за которую нужно было платить совестью, теперь - от близости к «лохани», за которую порой платят чужими жизнями.
«Что ни век, то век железный», поют Никитины стихи Александра Кушнера, и «Времена не выбирают, в них живут и умирают» . Их песни о том, что во все времена надо хотя бы попытаться устоять.
«ОН ПРЕЖДЕ ВСЕГО - КОМПОЗИТОР, НО ГЛАВНОЕ - ИНТЕЛЛИГЕНТ»
Дуэту Никитиных не нужны концертные наряды, декорации, световые эффекты. Они им противопоказаны. Стиль и существо бардовской песни - обнажающая душу простота. Очищенная от шелухи, она находит защиту в том, о чем говорят негромкие слова и мелодии этих песен.
Без малого полвека назад, в начале 60-х, Сергей Яковлевич сложил свою первую мелодию. И, наверное, неслучайно на стихи Иосифа Уткина. И сегодня Никитины проникновенно поют прозрачные строчки:
Ночь, и снег,
На снегу покатом
Только тлеет уголек
Одинокой хаты.
Агитатор Маяковский зло запустил в лирика Уткина средневековым словечком «бард». «О, бард, сгитарьте тарарайра нам!». «Расти, Уткин, Гусевым будешь!» - язвил трибун. Но, поначалу комсомольский поэт, Уткин не захотел стать ничем, кроме себя самого: «И быть хотел - простым и настоящим».
И вот все встало на свои места. Маяковского не гитарят, а бардовские песни собирали поколения нехудших людей.
«Чистой лирикой сопротивления» назвала такую поэзию любимая и всегда исполняемая Никитиными Юнна Мориц. «Таким человеком Киеву можно гордиться», - заметила Татьяна Хашимовна о родившейся и учившейся в Киеве Юнне Петровне.
А первый импульс для выбора своей стези дал Сергею Никитину несгибаемый и нежный человек со стальным именем Булат.
«Очень захотелось самому петь Булата Окуджаву», - отвечает Сергей Яковлевич на вопрос: «Как вы стали музыкантом?». 16-летний мальчишка, выучивший три заветных аккорда, и мечтать не мог, что к его 50-летнему юбилею Окуджава напишет:
Как впору ему этот свитер!
Как точен аккомпанемент!
Он прежде всего - композитор,
но главное - интеллигент.
Кто из советских интеллигентов не вешал в «красный угол» фото Хемингуэя, на котором писатель был изображен в грубом свитере простой домашней вязки? Сергей Яковлевич никогда не изменяет любимым со студенческих лет свитерам.
«ПОЭТ - УЖЕ ТРАГЕДИЯ»
Свое киевское выступление Никитины построили как концерт-воспоминание. Прежде всего о тех, кто создавал атмосферу радостного общения и побуждал их к собственному творчеству. «Некоторые из них, неправильно поступив, оставили нас», - уточнила Татьяна Никитина, имея в виду - оставили навеки.
Среди невосполнимых утрат - Виктор Берковский. Инженер-металлург из Запорожья, он был совсем не похож на человека сцены.
«Когда мы познакомились с Берковским, - вспомнила Татьяна Хашимовна, - у него только-только намечалось пузико, он пел «Гренаду», и какая-то пара танцевала под нее». Татьяна и Сергей оценили силу дарования запорожского самородка, запели его песни, а потом, что называется, вытащили на публику и самого Виктора Семеновича. О степени их единодушия говорит хотя бы то, что вместе с ним Сергей Никитин написал музыку к «визитной карточке» дуэта - «Под музыку Вивальди».
Никитины признались, что не успели перед концертом повторить песню Берковского «Ночная дорога». Но, обрадовалась Татьяна Хашимовна, «организм помнит»:
Не верь разлукам, старина,
их круг - лишь сон, ей-богу.
Придут другие времена,
мой друг, ты верь в дорогу.
По тому, как Никитины говорят о Берковском, кажется, будто для них разлука с другом действительно лишь сон.
Бориса Рыжего Татьяна и Сергей открыли для себя уже после смерти оставшегося навсегда молодым поэта. Теперь они открывают его для зрителей в блюз-опере Мастерской Петра Фоменко. Сергей Никитин объясняет, почему выбрал блюзовую форму: «Блюз - это когда хорошему человеку плохо, а попса - когда плохому хорошо».
Исследователи феномена Бориса Рыжего пытаются понять, почему он, молодой человек успешного поэтического старта, прервал жизнь самоубийством.
Рубашка в клеточку,
в полоску брючки -
со смертью-одноклассницей
под ручку
по улице иду,
целуясь на ходу.
Евгений Евтушенко полагает, что Борис Рыжий, «человек без кожи», испытал острую брезгливость к тому, что слишком многие в его поколении оказались заражены «насаждаемым ныне культом успеха любой ценой». Татьяна и Сергей Никитины склонны думать, как сам Борис Рыжий: «Поэт - уже трагедия».
Вспоминая друзей, Никитины не могли не сказать доброго слова о Юрии Визборе. Он ушел в 50 лет, оставив три сотни песен и, по словам Татьяны Хашимовны, «легкость и улыбку».
Для исполнения в киевском концерте Никитины выбрали, пожалуй, самую грустную из песен Визбора:
Звук одинокой трубы...
Двор по-осеннему пуст.
Словно забытый бобыль,
зябнет березовый куст.
Возможно, подспудно на выбор этой песни повлиял умный и тонкий кинофильм, где лейтмотивом послужила другая знаменитая песня Визбора «Ты у меня одна». Звук одинокой трубы уже едва различим в нашей бряцающей металлом, безвкусицей и ненасытной жадностью эпохе. Но, если посчастливится, его можно услышать.

Так кто же тупые — они или мы?
Станислав ГОВОРУХИН: «Марина Влади встала передо мной на колени и взмолилась: «Славочка, я тебя очень прошу: отпусти Володю!»
Дочь Николая МОЗГОВОГО Алена: «Я понимала, что рано или поздно останусь без папы, но когда это произошло, думала, тоже умру. Слава Богу, жива...»
Ирина БИЛЫК: «Главное, чтобы грима в душе не было — остальное не важно...»
«Какая «Осень», когда весна?»
Александру Рыбаку надоело быть звездой
Анастасия Заворотнюк стала прекрасной поварихой
Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «В любом городе, кроме флоры, есть фауна. Киевская фауна с каждым годом разочаровывает меня все больше»
Волки и овцы
Президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис вновь избран членом Исполнительного комитета УЕФА
Станислав ГОВОРУХИН: «Эти дни рождения — просто беда, бич моей жизни! Я даже тосты произносить запрещаю — сказали два слова: «За родителей!» — и достаточно...»
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
«Как хорошо мы плохо жили!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги