Тонино Гуэрра умер через пять дней после своего 92-го дня рождения
За свою долгую жизнь синьор Гуэрра написал более 100 сценариев, без которых невозможно представить европейский кинематограф ХХ века. Трижды номинировался на «Оскар», но статуэтку от американских киноакадемиков так и не получил, зато «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля был увенчан восемь раз.
Культовые картины «Амаркорд», «И корабль плывет...», «Джинджер и Фред» Федерико Феллини, «Приключение», «Фотоувеличение», «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони, «Брак по-итальянски», «Подсолнухи» Витторио де Сики и многие другие появились благодаря фантазиям, озарениям и снам Тонино Гуэрры. Чаще всего он писал вполне законченные сценарии, но иногда набрасывал, наговаривал, а то и проборматывал своим соавторам отдельные сюжетные линии, разрозненные сцены, сочные куски поэтичной прозы, из которых режиссеры выбирали необходимое для себя. «Сценарист - это гора образов», - любил повторять Гуэрра.
Он родился 16 марта 1920 года в крестьянской семье, окончил педагогический факультет университета Урбино. В 22 года, попав в нацистский концлагерь, стал писать забавные рассказы для своих отчаявшихся товарищей. Вспоминал, как, освободившись, был счастлив, что смотрит на бабочку, не испытывая желания ее съесть.
Гуэрру часто называли гением эпохи Возрождения, он был и остался настоящим титаном, недосягаемой вершиной итальянского кинематографа. Кроме сценариев, Тонино писал еще стихи и прозу, пьесы и философские эссе, создавал картины, мозаики, проекты площадей и фонтанов, которые украшают улицы многих европейских городов.
Особый след Гуэрра оставил и в русской культуре. Женившись в 1975 году на сотруднице «Мосфильма» Элеоноре Яблочкиной, часто повторял, что «по жене он - русский». С особым удовольствием вспоминал, как ухаживал за своей советской возлюбленной, как поил водкой замерзших сотрудников КГБ, карауливших под окнами Элеоноры их идеологически сомнительную любовь, как подарил ей купленную на птичьем рынке клетку и доверху наполнил ее обрывками бумаги со своими стихами.
Тонино часто приезжал в СССР, а потом и в Россию, дружил с Андреем Тарковским, для которого написал сценарии «Ностальгии» и документального фильма «Время путешествия», Беллой Ахмадулиной, Юрием Любимовым и многими другими мастерами русской культуры. По его прозе Владимир Наумов снял «Белый праздник» и «Часы без стрелок», а Андрей Хржановский - мультипликационные картины «Лев с седой бородой», «Колыбельная для сверчка» и «Долгое путешествие».
Тонино Гуэрру похоронили недалеко от его родного Сантарканджело-ди-Романья рядом с домом-музеем его имени.