Водитель для Жюли
«ВОТ И УРАВНОВЕШЕНО»
Посмотрев и послушав Остермайера и попутно ознакомившись со списком претендентов на главную отечественную театральную награду, очередной раз вспомнила бессмертные строки Дмитрия Александровича Пригова: «В Париже говорят умные и сильные слова, зато в Саранске ранняя весна и картошку сажают на две недели раньше... Вот и уравновешено». Вот и уравновешено, да. На этом равновесии мы поразительным образом держимся не первый десяток лет, не нарушая его ни словом, ни делом, и как-то незаметно для себя вошли в XXI век, благополучно перетащив с собой замечательное советское слово «зато»: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Ну ракеты в нашем Саранске давно уже никто не делает, зато хорошо сажают, и весна на две недели раньше...
Томас Остермайер живет в Берлине, руководит местным «Шаубюне», ставит по всему миру, с русскими актерами работает впервые. На пресс-конференции Евгений Миронов посетовал, что бюджет берлинского «Шаубюне» раз в пять превосходит годовой бюджет Театра Наций, и добавил, что российское государство до сих пор не понимает, зачем нужен театр. «Притворяются, делают вид, что интересуются, а на самом деле ничего не понимают». И все-таки мне кажется, Евгению грех жаловаться на невнимание государства - Театр Наций, возглавляемый Мироновым, недавно получил новое роскошное здание, где в середине декабря прошлого года и состоялась премьера «Фрекен Жюли».
Одноименную пьесу шведского драматурга Августа Стриндберга, написанную в 1888 году, Остермайер изначально не планировал выпускать ни в Германии, ни где-либо на Западе, поскольку основная тема - социальное неравенство, давно уже там не актуальна. Чего не скажешь о России и других постсоветских странах. Не планировал он ставить «Фрекен Жюли» и как произведение XIX века, поэтому для современной интерпретации был приглашен известный российский драматург Михаил Дурненков, сделавший новый революционный перевод, в котором от Стриндберга остался лишь сюжетный каркас. В новой версии Дурненкова неравенство приняло такие формы, о которых шведский драматург даже не догадывался, поскольку умер еще до того, как общество потребления явило себя в полном блеске вместе с одним из своих ключевых понятий - денежной аристократией. Во времена Стриндберга аристократию от неаристократии отличало не только наличие средств, а слова «кровь», «порода», «цвет общества» и «высший класс» значили не совсем то, что значат сегодня.
За последние 100 лет, благодаря многоступенчатому и длительному процессу демократизации, общество заметно изменилось в смысле социального неравенства, но изменилось везде по-разному. Где-то - в той же Германии и Швеции - стало более однородным: бравировать принадлежностью к высшим классам там считается дурным тоном, в ряде стран Востока не изменилось вообще, а где-то - например, в России и Украине - эти перемены приобрели поистине карикатурные формы.
Произошли не столько перемены, сколько подмены понятий. В век эксклюзивной говядины, элитарных утюгов, элитных матрасов и дикого количества особо важных персон, чья важность зачастую равна их полной бесполезности, принадлежность к высшему классу осуществляется не за счет высокого уровня ума, таланта, культуры, образования и воспитания, а исключительно за счет высокого уровня доходов. С породистостью и кровью вышло еще смешнее - свою породистость представители современной элиты демонстрируют породистыми домашними питомцами в норковых манто, а также купленными за бешеные деньги родословными и прочей геральдической атрибутикой.
![]() |
| Высокий чувственный градус, который достоверно выдержать на сцене довольно сложно, — одно из достоинств постановки Остермайера |
В этом отношении постановка Остермайера, безусловно, важна и своевременна, я просто не уверена, что для подобного высказывания обязательно нужен был Стриндберг. Проще было написать новую пьесу, тем более что Михаил Дурненков и его брат Вячеслав успешно этим занимаются.
Основной конфликт пьесы шведского драматурга отличается от основного конфликта постановки Остермайера приблизительно так же, как графская дочь отличается от дочери современного бизнесмена, а лакей - от личного шофера. Зато по различиям между современной версией и архаичным оригиналом можно судить, как здорово эволюционировало социальное неравенство.
«ТЫ ПЬЕШЬ ДОРОГОЕ КРАДЕНОЕ ВИНО, НО ДАЖЕ БОКАЛ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ НЕ УМЕЕШЬ»
Главная героиня оригинальной пьесы Стриндберга - графская дочь Юлия - в ночь на Ивана Купала отдается своему лакею Жану, после чего они лихорадочно пытаются придумать, как им жить дальше. Ни один из вариантов обоих не устраивает. О серьезных чувствах говорить не приходится, поскольку Жюли вообще презирает мужчин, так же как их презирала ее мать, постоянно унижавшая своего мужа, а Жан не столько влюблен в хозяйку, сколько воспользовался ситуацией. Сперва он пытается извлечь из этой ситуации выгоду и склонить богатую невесту к бегству в Швейцарию, с тем чтобы открыть там отель и зажить новой благополучной жизнью, но после того как Жюли сообщает, что у нее нет никакого капитала - только у отца, отметает мысли о бегстве. Девушке остается малопочтенная роль любовницы собственного лакея, у которого, помимо Юлии, есть еще домработница Кристина, не скрывающая своих матримониальных намерений. Сходя с ума от всего случившегося, Жюли вскрывает родительский шкафчик с деньгами и драгоценностями и предлагает бежать всем троим. Кристина отказывается, возвращается граф, Жан в страхе перед возможным наказанием подталкивает любовницу к самоубийству: «Это ужасно, но иного выхода нет».
Пьеса Стриндберга, которую он создавал, пытаясь вырваться из отживших сценических форм, почти на 20 лет была запрещена в Швеции цензурой из-за натурализма и повышенного внимания к физиологии полов, но в начале XX столетия вновь вернулась на мировую сцену и пережила семь экранизаций - в одном из кинофильмов действие даже было перенесено в ЮАР.
В интерпретации Дурненкова-Остермайера действие происходит в наши дни, в фешенебельном особняке, только не в ночь на Ивана Купала, а в новогоднюю, и главная героиня - не дочь графа, а дочь генерала, который, выйдя в отставку, подался в большой бизнес. Любовный треугольник Жюли - Жан - Кристина сохранен, сюжет тоже, но герои в отличие от стриндберговских выглядят так, будто росли и воспитывались в одной семье.
Домработницу Кристину (Юлия Пересильд) без особого ущерба можно поменять местами с генеральской дочерью Жюли (Чулпан Хаматова) - если на обеих надеть кухонный фартук или коктейльное платье, ничто не выдаст в них представительниц разных социальных слоев. Единственное существенное отличие - генеральская дочь на порядок вульгарнее домработницы.
Лакей Жан (Евгений Миронов), которого в спектакле осовременили до личного шофера семьи (привет Павлу Чухраю с его «Водителем для Веры»), на шофера похож так же, как и на банковского клерка, и на владельца банка, и на кандидата наук, и на ветеринара, и на поэта, и на летчика, и на эндокринолога. Этот лакей может быть кем угодно, потому что сегодня кто угодно может стать кем угодно где угодно. Это тот самый случай социального неравенства, в котором все равны по сути, но не равны по общественному положению. Тот случай неравенства, который выражен лишь в денежном эквиваленте. Тот случай, когда социальное неравенство лишь вопрос времени, а не крови. Поэтому любые разговоры о крови, которые у Стринберга вполне уместны, у Дурненкова-Остермайера превращаются в жестокую социальную карикатуру.
«Ты пьешь дорогое краденое вино, но даже бокал правильно держать не умеешь!» - бросает Жюли Жану. «Ничего, я научусь. Это дело времени». - «Нет! Это дело крови!». Меньше всего дочь генерала, кувыркающаяся по сцене в дорогом платье, которое то и дело задирается до ушей, неврастеничка, проведшая сумбурную ночь с личным шофером просто из любопытства, от безделья, обиды на жизнь и доставшихся в наследство материнских комплексов, похожа на женщину, в чьих жилах течет благородная кровь. Настоящая благородная кровь в спектакле появится лишь однажды, когда Жан зарубит столовым тесаком любимую породистую собачку Жюли.
Некоторые российские критики сошлись на том, что спектаклю, изобилующему мужскими-женскими страстями, страстности как раз и не хватает. Ну мне так не показалось. На мой взгляд, высокий чувственный градус, который достоверно выдержать на сцене довольно сложно, - одно из достоинств постановки Остермайера. Да, эти двое вовсе не любят друг друга, но они совершенно не случайно оказались в одной постели.
«С ВАМИ ПОЧЕМУ-ТО МНЕ ХОЧЕТСЯ ИМЕННО ПИВА»
Вообще, спектакль явил очень интересный синтез русской эмоциональной актерской школы и немецкой педантичной приверженности форме. С самого начала, буквально с первой мизансцены, с момента, когда взору открывается бесконечно сыплющий равнодушный снег, такой мелкий, что похож на песок в песочных часах, отмеряющий время жизни, становится ясно, что перед тобой современный европейский театр. Это понятно не только по особой энергетике и общей атмосфере, но и по тому, как выставлен свет, по филигранной сценографии и предельно точным декорациям Яна Паппельбаума, по тому, как подробно и тщательно работают актеры, как поглощены они своей внутренней задачей. О том, что перед тобой европейский театр, ты понимаешь так же быстро, как по одному внешнему виду Томаса Остермайера догадываешься, что перед тобой европеец. «Кровь - великое дело!» - говорил Воланд.
Пожалуй, единственная неувязка во всем действе - неожиданно открывшаяся девственность Жюли. Генеральская дочь демонстрирует такие чудеса соблазнения, такую степень раскованности, а вернее, разнузданности, что, скорее, смахивает на потрепанную жизнью тетку с обильным и разнообразным интимным опытом. Девственница с подобными манерами - какой-то уж чересчур запущенный медицинский случай, с другой стороны, немецкому режиссеру именно с медицинской точки зрения может быть любопытна современная российская денежная аристократия.
В финале Жюли медлит с самоубийством, держа у виска большой декоративный пистолет, а Жан предлагает ей пройти в сад: «Там выпал снег, и останутся только твои следы», после чего утешает, что «все будет хорошо».
Финал открытый, в смерть героини верится с трудом, и я думаю, что у современных Жюли и Жана действительно все будет хорошо. Это у падших феминисток XIX века выбор был не богатым, а у нынешних он бывает неограничен, особенно если судьба, кроме папы-генерала и мамы-стервы, пошлет амбициозного шофера, для которого кровь - дело времени. В этих двоих общего гораздо больше, чем разного, они вполне могут создать весьма жизнеспособную пару и, получив благословение у генерала, затеять какой-нибудь прибыльный бизнес. Например, таки открыть отель. Или сеть отелей. Или завод дорогих марочных вин. Или свечной заводик. Или пивную. Как сказала Жюли Жану, прежде чем расстаться с девственностью: «С вами почему-то мне хочется именно пива...».
P. S. «Бульвар Гордона» выражает признательность пресс-службе агентства «Премьера» в лице Ольги Стельмашевской за содействие в подготовке материала.


Даниил СПИВАКОВСКИЙ: «Первые деньги я заработал, собирая под Бахчисараем табак»
Марина ГОЛУБ: «Моя третья семья разрушилась из-за карьеры. Я не смогла родить ребенка — занималась театром, и у мужа началась другая жизнь»
Патриарх Киевский и всея Руси-Украины ФИЛАРЕТ: «Офицер МГБ предложил открывать тайну исповеди, а после моего отказа достал пистолет, положил на стол... «Можем вас расстрелять», — сказал, на что я ответил: «Можете, но я не боюсь. Неважно, умру сейчас или через 100 лет, — меня ждет жизнь вечная»
В Одессе продолжает издаваться поддельный «Бульвар Гордона»
Роберта Де Ниро обвинили в расизме
Марат Сафин опроверг слухи о своей женитьбе
Тонино Гуэрра умер через пять дней после своего 92-го дня рождения
Роман КАРЦЕВ: «Если верить телевизору, страна живет одним Киркоровым и его ребенком»
Лесь ПОДЕРВЯНСКИЙ: «На вулицях мене впiзнають, руку тиснуть, тягнуть кудись бухнути... Слава Богу, полiтики не дзвонять i квиткiв не просять. Депутат же завжди хоче на халяву, гад, проскочить»
Наука оболванивания
Михаил СААКАШВИЛИ: «Цель российской власти — не пропустить на постсоветское пространство и слова правды, не позволить заронить сомнения в головах россиян, но в ХХI веке информация не имеет границ, и Дмитрий Гордон был одним из первых, кто эту блокаду прорвал. Наше с ним интервью до сих пор остается одним из самых цитируемых, и я благодарен коренному киевлянину Гордону за то, что приехал в Тбилиси, чтобы увидеть своими глазами, как живет Грузия, и рассказал об этом всему славянскому миру»
Водитель для Жюли
Композитор Руслан КВИНТА: «Из запоев меня вытащил Янукович»
Максим ГАЛКИН: «Для себя хочу родить я сына от себя»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги