Музыкант и композитор Левон ОГАНЕЗОВ: «Делая предложение своей последней жене, Никита Богословский сказал: «Будьте моей... вдовой!»
Композиторы в Советском Союзе, конечно же, были, просто каждая песня Богословского становилась хитом сразу и навсегда: «Три года ты мне снилась», «Песня старого извозчика», «Романс Рощина» («Почему ты мне не встретилась, юная, нежная?»), «Лизавета» и, конечно же, «Шаланды, полные кефали».
На счету композитора и музыка к фильмам («Остров сокровищ», «Два бойца», «Разные судьбы», «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Жили три холостяка», «Всадник без головы») и спектаклям («Ночь перед Рождеством», «Королевство кривых зеркал», «Раскинулось море широко», «Одиннадцать неизвестных», «Алло, Варшава!»).
Серьезные произведения Богословского широкому слушателю известны меньше, хотя Никита Владимирович — автор восьми симфоний (девятую не стал писать из суеверия — говорил, что после этого с композиторами обязательно случается что-то нехорошее), пьесы для скрипки с оркестром, двух струнных квартетов и симфонической повести «Василий Теркин».
Наравне с музыкой Богословского те, кто знал мэтра, вспоминают его знаменитые розыгрыши, за которые Никиту Владимировича называют главным хулиганом ХХ века. Сам Богословский определял их жанр как «театр для себя» и признавался, что они его развлекали, не давали скучать. Далеко не все его розыгрыши были безобидными, но вдова композитора утверждает, что перед смертью Никита Владимирович покаялся в своих шалостях и попросил прощения у всех, кого вольно или невольно обидел при жизни. Он умер так же легко, как и жил: без мучений — просто сердце билось все медленнее, пока, наконец, не остановилось. По какому-то мистическому совпадению это случилось 04.04.04... О Никите Богословском рассказывает пианист и композитор Левон Оганезов.
«ПОСЛЕ ПЕСНИ «ШАЛАНДЫ» НИКИТА ПРОСЛЫЛ ТАЙНЫМ ОДЕССИТОМ И СКРЫТЫМ ЕВРЕЕМ»
— Левон Саркисович, о вашей дружбе с Богословским можно сказать словами известной песни — «музыка вас связала»?
— При Союзе композиторов был небольшой зал, в котором в то время проводились разнообразные мероприятия, посвященные каким-то датам, и творческие вечера
![]() |
| Марк Бернес и Никита Богословский. «Темную ночь», которую затем с невероятным успехом исполнял Бернес, Богословский написал мгновенно — «сел за рояль и сразу, без остановки, сыграл родившуюся у него в голове мелодию» |
композиторов.
Концертмейстером я начал работать еще в 1959 году, и профессия эта, скажу я вам, непростая. Казалось бы, концертмейстеров очень много, но таких, которым можно позвонить и они сразу все сыграют, можно пересчитать по пальцам. Я был одним из тех, кому ничего не надо объяснять: есть ноты — хорошо, нет — я и без них все сделаю. Поэтому меня часто приглашали на такие вечера самые разные исполнители, которым я аккомпанировал. У Никиты было много по-настоящему популярных, любимых народом песен, которые — под мой аккомпанемент! — пели многие. Так мы познакомились и, почувствовав друг к другу симпатию, подружились.
Никита был разносторонне одаренным человеком: о том, что он писал музыку, знают все, а вот о том, что из-под его пера выходили прекрасные статьи и он состоял в Союзе журналистов, немногие. Правда, среди его критических статей случались и такие, какими он впоследствии не гордился, — например, критика «Битлз», но в музыке Никита был богом.
Мне доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие наблюдать за тем, как он работал. Богословскому были неведомы муки творчества — он очень легко писал. Лучший тому пример — история создания им знаменитой песни «Шаланды, полные кефали»...
— ...которую многие считают народной!
— ...и после которой Никита прослыл тайным одесситом и скрытым евреем. Эта, казалось бы, веселая и легкомысленная песенка, которую критики потом называли кабацкой, была написана в мрачные времена — в 1942 году в эвакуации, в Ташкенте. Там в то время работал оркестр радио, в котором было много музыкантов-одесситов, особенно среди скрипачей.
Никита попросил их помочь ему написать настоящую еврейскую песню, и они сначала подсказали чисто одесское словосочетание — «интересная чудачка», на таком местном сленге говорят в этом городе не только евреи, но и украинцы, русские и даже греки. А потом накидали для вдохновения слова (шаланды, баркас, биндюжники, Молдаванка, Пересыпь, Фонтан — поэт Володя Агатов органично вплел их все в текст) и мелодии, от которых он, не будучи евреем, мог бы оттолкнуться. Никита ничего не повторял — он сочинил оригинальную мелодию, но стилизованную под то, что ему наиграли.
![]() |
| Левон Оганезов: «Никите были неведомы муки творчества — он очень легко писал» |
Еще один пример — песня «Темная ночь», прозвучавшая в том же фильме, что и «Шаланды», — «Два бойца». Режиссер Леонид Луков так ярко и эмоционально рассказал, какая песня ему нужна, что Никита сел за рояль и сразу — без остановки, от начала и до конца, — сыграл родившуюся у него в голове мелодию. «Это был первый и единственный случай в моей жизни, — рассказывал впоследствии Богословский, — когда я потратил на сочинение музыки столько же времени, сколько она звучала». Впрочем, поэт и исполнитель сделали то же самое.
Агатов, присев за уголок стола, минут за 15 написал текст. А Марк Бернес, которого разбудили среди ночи (он отсыпался после тяжелых съемок), записал ее практически с первой попытки, хотя обычно Марк Наумович учил слова по нескольку месяцев и донимал авторов, заставляя их исправить в уже готовом произведении какое-нибудь слово или ноту.
Есть у «Темной ночи» еще одна особенность — она стилизована под джаз, Никита был одним из первых, кто в Советском Союзе слушал эту музыку и недурно в ней разбирался.
— О том, как Никита Владимирович сочинил песню «Лизавета», ходят легенды!
— Текста у нее поначалу не было, и Богословский сказал: «А зачем нам поэт — что я, сам слова не придумаю?». И начал наигрывать на рояле и напевать: «Морковь и картошка, огурчик соленый — такая закуска растет у меня. Растет в огороде...». Потом приехал поэт Долматовский, с ужасом посмотрел на написанный Никитой текст и возмутился: «Вы что, с ума сошли?! Выбросьте это немедленно!». А сам сел и написал всем известные стихи: «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета, ты не спишь до рассвета, все грустишь обо мне».
Никита был одним из немногих композиторов, которые подробнейшим образом писали свои клавиры, они у него были совершенны — ничего нельзя было ни добавить, ни убавить. К тому же он всегда занимался ими сам.
— Разве это не само собой разумеется?
— Ну не скажите! Например, Марку Фрадкину, которому все время было некогда, клавиры писал я.
«НУ ЧТО, — СПРОСИЛ БОГОСЛОВСКИЙ ФЕЛЬЦМАНА, — ПОБЫЛ ДВА ЧАСА РУССКИМ КОМПОЗИТОРОМ?»
— Что, помимо музыки, вас сближало?
— Анекдоты. Никиту отличало прекрасное чувство юмора, он любил посмеяться и знал массу хороших анекдотов. Я же, на мой взгляд, вполне прилично их
![]() |
| Евгений Евтушенко, Никита Богословский, Муслим Магомаев и летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Виталий Севастьянов |
рассказываю, к тому же у меня были хорошие источники — консерватория, Большой театр, где я в ранней юности играл балетный класс. В общем, мы часто собирались и радовали друг друга новыми анекдотами. Никита был остроумнейшим человеком, кстати, именно он познакомил меня с Михаилом Светловым.
— Человек, не обладавший чувством юмора, вряд ли стал бы непревзойденным мастером розыгрышей. Вас он не разыгрывал?
— Ни разу. Дело в том, что он выбирал в жертвы людей куда более значительных, видимо, я такой фигурой в его глазах не был. О розыгрышах Богословского сказано и написано очень много, но мало кто знает, как Никита разыграл Эмиля Гилельса.
Было это в 1976 году, знаменитый пианист как раз получил звание Героя Социалистического Труда. Музыканты того времени негласно соревновались — кто быстрее соберет все возможные в стране звания и награды: народный артист СССР, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии и тому подобное. Эмиль Григорьевич собрал все, и полученное им накануне звание было последним аккордом.
На следующее утро после того, как постановление об этом было опубликовано в газете, Гилельсу позвонил Богословский и измененным голосом сказал: «Эмиль Григорьевич, вас беспокоит речное пароходство. Вы у нас находитесь в списке людей, именами которых мы можем назвать пароход, и как раз подходит ваша очередь. Если вы не против, приезжайте завтра на торжественную церемонию — мы будем перерезать ленточку — в Южный порт, к девятому причалу в восемь часов утра».
Нужно знать Гилельса, который раньше половины десятого вообще никогда не вставал, а ехать с улицы Горького, на которой он жил, в Южный порт даже при тогдашнем отсутствии пробок нужно было, как минимум, час. Гилельс заказал такси на семь утра, оделся поприличнее и поехал. Назначенное место они с водителем искали очень долго, пока, наконец, не увидели на покосившихся воротах криво нацарапанную надпись: «Южный порт, причал № 9». Эмиль Григорьевич отпустил такси и пошел по грязи в концертных туфлях, накрапывал дождь, но зонтика у него с собой, конечно же, не было — он же рассчитывал, что сразу войдет под навес.
![]() |
| Композиторы Оскар Фельцман, Ян Френкель, Никита Богословский и Василий Соловьев-Седой на записи новогоднего «Голубого огонька», 70-е годы |
Начал стучать в ворота, никто ему, естественно, не открывал.
Когда Гилельс, потеряв терпение, начал барабанить изо всех сил, вышла толстая вахтерша, наставила ружье и чуть ли не матом его оттуда прогнала: «Зальют глаза и добрым людям покоя не дают!». Эмиль Константинович впал в отчаяние: он был уверен, что что-то перепутал, — наверное, надо было ехать не в Южный, а в Северный порт! Делать нечего, надо возвращаться домой, но как? — транспорт там не ходил. После долгих попыток найти хоть какую-то машину он поймал какой-то грузовик, который довез его до Варшавского шоссе, откуда он еще долго ехал на перекладных и только часам к 12-ти, весь в грязи, наконец-то добрался домой. На лекции и уроки он, конечно же, опоздал, но переживал не из-за этого, а из-за того, что подвел людей, которые напрасно его ждали, — вот такой жесткий розыгрыш.
Только через месяц Никита признался Эмилю Константиновичу, что это он ему тогда звонил, и они целый год не разговаривали.
— Всерьез обиделся на Богословского и Оскар Фельцман, у которого Никита Владимирович одолжил 100 рублей?
— Неудивительно, ведь Богословский возвращал долг по рублю и каждый раз посылал деньги по почте. За каждым переводом Фельцман должен был ходить, и это злило его ужасно. К счастью, на отношениях Никиты и Оскара Борисовича это никоим образом не сказалось. Когда на 90-летие Богословского устраивали юбилейный концерт в зале «Россия», Никита Владимирович жаловался: «Очень долго нужно сидеть на сцене, я столько не высижу». И попросил Фельцмана, который был на несколько лет младше, занять на время его место. Оскар Борисович надел темные очки и пиджак Богословского, да и лысины у них были схожи.
Фельцман все первое отделение просидел на сцене в кресле, не вставая. Все приходили, поздравляли, и никому даже в голову не пришло, что это совсем другой
![]() |
| С Оскаром Фельцманом и Владимиром Шаинским. «Даже в том возрасте, в котором люди обычно впадают в маразм, Никита обладал потрясающим задором, острым умом и иронией» |
человек. Потом, поскольку антракта не было, Оскар Борисович встал и вышел за кулисы, а ему навстречу уже шел Никита. «Ну, что, — спросил он Фельцмана, — побыл два часа русским композитором?».
Даже в возрасте, в котором люди обычно впадают в маразм, он обладал потрясающим задором, острым умом и иронией.
Слушая, как я импровизирую, играя его произведения, спрашивал: «Лева, зачем ты прибавляешь к моим гармониям еще и свои?». — «Никита Владимирович, — объяснял я, — у меня своя концепция». — «Ладно, — смеялся он в ответ, — хрен с тобой!». Представляете, каким чутким слухом и уникальной памятью он обладал! Кроме того, в свои 70 сам сидел за рулем и прекрасно водил свою служебную «Волгу», которая ему полагалась как члену Союза композиторов и лауреату Ленинской премии.
Никита относился с юмором даже к самым серьезным ситуациям в своей жизни. Помню, как он женился на ставшей его последней супругой Алле Сивашовой.
Богословский в то время был уже человеком, мягко говоря, немолодым, в разных поездках эта дама, тоже, кстати, композитор, долго за ним ухаживала, вот они и сблизились. Делая ей предложение, Никита сказал: «Будьте моей... вдовой!». Так, кстати, и получилось: когда он умер, Сивашова продала его огромную квартиру в высотном доме на Котельнической набережной, да и при жизни отношения к себе он, на мой взгляд, заслуживал лучшего...
— Правда, что с этой квартирой тоже связан один из розыгрышей Никиты Владимировича?
— Как-то он пригласил гостей, жена уже усадила их за стол, а хозяина все нет и нет. И вдруг открывается балконная дверь, входит Богословский и небрежно, через плечо, бросает куда-то назад: «Завтра вертолет мне нужен к 10-ти!» Все присутствующие просто обомлели — дело ведь было на 14 этаже. Оказывается, Никита заранее договорился со строителями, которые работали рядом, — заплатил им, конечно. Они в назначенное время и подогнали к дому башенный кран, из кабины которого он шагнул на балкон.
![]() |
| С Мирей Матье и Леонидом Утесовым. «Богословский всегда выглядел не по-советски стильно — абсолютно американским дядей. Таких, как он, раньше называли жуирами» |
— История с телеграммой, которая пришла Микаэлу Таривердиеву на адрес Союза композиторов после премьеры «Семнадцати мгновений весны» на Центральном телевидении: «Счастлив успехом моей музыки вашем фильме тчк Фрэнсис Лэй» — тоже дело рук Никиты Владимировича?
— Все приписывали этот розыгрыш ему, но я не думаю, что Богословский стал бы обращать внимание на такие мелочи. Да, первые такты «Песни о далекой Родине» действительно созвучны «Истории любви» Лэя, но если бы Никита разыгрывал всех, кто этим грешил, у него ни на что другое просто времени не осталось бы.
К тому же это Таривердиев так чувствительно воспринимал любые намеки на плагиат, остальные не видели в этом трагедии. Помните, у Фрадкина есть такая песня «Нет, мой милый, никуда я не уеду» (играет на рояле и напевает): «Понимаешь, никуда я не уеду, лучше было бы тебе не знать, не ведать...»? Один в один — мелодия из «Шербурских зонтиков», фильм тогда только что вышел на экраны. «Марк Григорьевич, — сказал я ему, — но это же Мишель Легран...». — «Ничего-ничего, — ответил Фрадкин, — люди любят знакомые мелодии». А вот в песнях Богословского действительно нет ничего, что можно было бы назвать подражанием.
— С властью он себе шутить не позволял?
— Он был ею обласкан и обвешан кучей орденов, да и как могло быть иначе, если песни Богословского
![]() |
| Сувенир французскому композитору и аранжировщику Полю Мориа, 1978 год |
насвистывали все члены Политбюро? Хотя, надо признать, что так было далеко не всегда. После убийства Кирова в Ленинграде начались репрессии, и Никита был одним из тех, кто, как выходец из дворянской среды, подлежал высылке в Сыктывкар. Он уже совсем было приготовился и собрался, но за ним никто не приходил. Впоследствии оказалось, что о Богословском просто забыли (то ли в список не внесли, то ли нужную бумагу потеряли), в общем, ему повезло. И такого везения в его жизни было много.
Вдобавок Никита никогда не боролся с режимом, он воевал только с пошлостью в искусстве. Интеллигент в чистом виде (Никита получил дворянское воспитание и прекрасно говорил по-французски), он не мог выносить пошлость даже на физическом уровне. Сам Богословский всегда, даже в очень преклонном возрасте, много работал, писал музыку для спектаклей и фильмов, и ни разу никто от нее не отказался: куда он приносил свои песни, там их пели. Никита был очень влиятельным человеком. Будучи депутатом Верховного Совета СССР, решал важные вопросы, в частности, многим помогал получать квартиры и прочие льготы.
«НИКИТА БЫЛ ГЛУБОКО ОДИНОКИМ ЧЕЛОВЕКОМ»
— Женщинам Никита Владимирович нравился?
— Он был очень маленького роста...
— Когда это рост мешал сильному полу добиться успеха у слабого?
![]() |
| С последней супругой — композитором Аллой Сивашовой. «Никита не был ни бабником, ни ходоком и большую часть жизни прожил с прекрасной женой Натальей — к сожалению, она очень рано ушла из жизни» |
— Если женщина выбирает просто мужчину, она внимательно смотрит на все его физические данные, и тогда такая мелочь действительно мешает. Если же она вступает в отношения с известным человеком, ей абсолютно все равно, как он выглядит.
Впрочем, Богословский, с женской точки зрения, обладал шармом и привлекательностью. Как ни странно это звучит применительно к советскому времени, он был человеком светским, любил посидеть в компании, всегда хорошо одевался... Обожал клетчатые пиджаки и бабочки. Большинство своих костюмов он привозил из-за границы (будучи доверенным лицом у власти, он бывал во многих странах мира — в советское время мало кто мог этим похвастаться), но и у нас, если кто-то помнит, в то время можно было купить хорошие финские или австрийские костюмы и качественную обувь, правда, и стоило все это недешево. А бабочки ему шили на заказ. Богословский был также одним из немногих, кто позволял себе украшения (изумительной красоты перстень), большинство советских мужчин ограничивались обручальными кольцами.
Когда у Никиты начались проблемы с глазами (они у него стали склеротическими), он начал носить очки с затемненными стеклами — в общем, выглядел всегда не по-советски стильно — абсолютно американским дядей! Плюс Богословский старался не пропускать театральные и кинопремьеры — в общем, таких, как он, раньше называли жуирами.
— Что вы знаете о личной жизни знаменитого композитора?
— Никита не был ни бабником, ни ходоком и большую часть своей жизни прожил с прекрасной женой Натальей, с которой его
![]() |
| С младшим сыном Андреем, композитором и поэтом, автором песни «Рисуют мальчики войну» (умер в 2007 году). Старший сын Никиты Владимировича Кирилл скончался еще при жизни отца |
связывала не только любовь, но и дружба, что в браке чрезвычайно важно. К сожалению, она очень рано ушла из жизни, и он остался совсем один в огромной квартире. Конечно, у него были какие-то помощницы по хозяйству, которые воровали у него из дома дорогие его сердцу безделушки и продукты. Одному мужчине вообще жить очень трудно, а человеку творческому, который совершенно не приспособлен к быту, сложно вдвойне.
В отличие от Фрадкина, обожающего женщин, Никита больше любил себя и был сибаритом. Он часто ездил на курорты или отправлялся на дачу в Подмосковье, где за ним ухаживало множество прислужников. Богословский прожил довольно счастливую и благополучную жизнь. Конечно, хотелось бы, чтобы в ее конце его окружали дети, внуки и боготворящая его энергичная бабушка, но этого Бог не дал — Никита был очень одиноким человеком.
Возможно, людей, которые могли бы его одиночество разделить, отдаляла от Богословского его прижимистость — как и многие известные персоны, Никита был, мягко говоря, скуповат. Я, например, ни разу не видел, чтобы он кого-то угощал. Это его качество было не врожденным, а благоприобретенным — он просто привык жить за государственный счет. Такими же не сильно щедрыми были, например, Миров и Новицкий, которые лишние три рубля из кармана никогда не доставали, хотя зарабатывали более чем прилично. Единственным из этой компании по-настоящему щедрым был и остается Иосиф Кобзон — ну такой уж он человек.










Генерал-майор СБУ Александр НЕЗДОЛЯ: «Среди информаторов попадались люди, которые руками КГБ своим врагам норовили напакостить. Допустим, одна балерина ниже ножку поднимает, но при этом спит с худруком и получает лучшие роли, а вторая чувствует себя обойденной и пишет на нее донос, но на компромате вербовать я не любил, искал тех, кто по идейным соображениям сотрудничать соглашался, — таких было довольно много»
Музыкант и композитор Левон ОГАНЕЗОВ: «Делая предложение своей последней жене, Никита Богословский сказал: «Будьте моей... вдовой!»
Дмитрий ГНАТЮК: «Пение, как великий Борис Романович Гмыря говорил, из того же места выходит, что и любовь»
Золушка советской эстрады, звезда 80-х Катя СЕМЕНОВА: «Бывший муж в Киев на озвучку фильма приехал и сказал: «Что вы ее здесь скрываете? — эту ненормальную все дурдомы Москвы ищут. Сейчас весна, у нее как раз обострение...»
Скажи мне, кто твой друг...
Станислав ШУШКЕВИЧ: «Сердце мое за Украину не просто болит — совершенно натурально щемит и ноет. Для нас, белорусов, вы, украинцы, — маяк надежды, мы всегда шли за вами, и верю: сумеете оторваться от алчных и жаждущих крови соседей вы — сумеем и мы»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги