Дмитрий ГНАТЮК: «Пение, как великий Борис Романович Гмыря говорил, из того же места выходит, что и любовь»
«КОГДА ТЕБЕ ЗА 50, С ЧИСТОГО ЛИСТА НАЧИНАТЬ ПОЗДНО»
— В 60-е и 70-е годы благодаря зятю Хрущева Виктору Петровичу Гонтарю, который директором Киевского оперного театра был, здесь целая плеяда великолепных певцов блистала. Некоторых из них позже в Большой театр пригласили: Бэла Руденко туда ушла, Юрий Гуляев...
— ...и большую ошибку сделали.
— Не смогли потом там полноценно работать...
— Это во-первых, а во-вторых, когда тебе за 50, с чистого листа начинать поздно, все прошло... Наш театр был одним из лучших во всем Союзе: помню, как первую свою оперу здесь поставил — «Князь Игорь»...
— ...которая на предыдущие постановки была не похожа...
— ...ну да, потому что видение музыкальной режиссуры у меня принципиально другое, а вторая моя опера — «Тихий Дон». На конкурсе спектаклей на советскую тематику, в котором Большой театр, Кировский, Свердловский участие принимали, — словом, главный и шесть крупных, моя постановка первое место заняла, я еще и премию получил. Богатым никогда не был и сейчас не богат, хотя и не беден, но не скрою: обрадовался.
— Вас в Большой приглашали?
— Несколько раз, и квартиру в Москве предлагали.
С Богданом Ступкой |
— Почему же не согласились? Не мог. Не мое. Один раз, правда, чуть было не решился — так с Гонтарем поругался, что, казалось, все, не смогу с ним работать, ухожу. Поехал в Москву квартиру смотреть, встретился там с Никитой Сергеевичем: какое-то событие отмечали, ужинали... Сказал ему: «Вы знаете, наверное, я сюда перееду». Он: «Прекрасно!». — «Да, но мне очень не хочется». — «А что случилось?». — «Да вот, с зятем вашим не поладили...». Мы просто в Исландии были, и Гонтарь сказал, что артистам по пять тысяч долларов заплатил, но какие пять тысяч? Были суточные какие-то, сущая мелочь — остальное он растратил, а возвращать в Госконцерт должны были я, Чавдар, Руденко... Хрущев тут же его пропесочил: «Таких людей, как Гнатюк, любить мы должны — если еще раз подобное сделаешь, не будешь директором». Все утряслось...
«СБРАСЫВАЮ ШКУРУ ТИГРА — И ГОЛЫЙ, В ОДНОЙ ПОВЯЗОЧКЕ, ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ ОСТАЮСЬ...»
— Ну а с Запада, где много и успешно вы гастролировали, предложения, от которых трудно было отказаться, поступали?
— Не то слово! В Австралии, например, новый оперный театр строили — там так меня слушали...
— ...там же и украинцев много...
— ...да, но сначала они мне как советскому гостю бойкот устраивали, а потом, когда узнали, кто такой Гнатюк, моими поклонниками стали. Когда улетал, тысяч пять народу провожало — в посольстве перепугались, что меня украдут (смеется). «Любые условия выдвигайте, — в Австралии мне говорили, — мы тут же контракт подписываем!».
— Жалеете сейчас, что не согласились?
— Не-е-ет, абсолютно, и я вам уже сказал, почему. Есть и еще одна история небольшая. Однажды к нам в театр на гастроли знаменитая французская певица Бланш Тебом приехала. Думал, уже фамилию запамятовал: все на свете позабывал, хотя она меня, наверное, долго помнила...
— Красивая была женщина?
— И красивая, и интересная — меццо-сопрано у нее, но ей уже было под 40.
— Ну, еще ничего...
— Хороша была — пела у нас Кармен, а я — Эскамильо, а в «Аиде» она Амнерис была, а я — отцом Аиды, Амонасро. Знаете, к этой роли по-настоящему я готовился: негром гримировался, снизу только повязочка была... Ну, мне, слава Богу, мама такую комплекцию подарила, что и голый мог выйти, и вот когда фараон меня спрашивает (по-украински поет): «Хто ти, хто ти?» (на итальянском, конечно), я отвечаю: «Отець її. Рубався я, шукав я смерті, та лишивсь живий», после чего шкуру тигра сбрасываю — и голый, в одной повязочке, перед публикой остаюсь.
— На сцене Киевского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академического театра оперы и балета имени Тараса Шевченко?
— Да (смеется), и гостью это, видимо, возбудило: мол, смотрите, так гримируется — как же потом нужно мыться!.. В общем, Бланш мне сказала: «Приглашаю тебя в
Гранды украинской оперы Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко и Дмитрий Гнатюк, 1997 год |
«Метрополитен-опера». Я в ответ: «У нас это только через Госконцерт решается». Она: «Я — Бланш Тебом».
— А вы: «А я — Дмитрий Гнатюк»...
— (Смеется). Она настаивать стала: «Меня весь мир знает, и я прошу тебя выступить в этих двух спектаклях со мной». Я подумал: «Эх, была не была!» — и поехал. Без Госконцерта...
— А как?
— Купил билет...
— И вас отпустили?
— Никто меня не отпускал, захотел — и... (смеется). Отработал, в общем, в «Метрополитен-опера» два спектакля, и столько шикарных статей об этом там написали! Дескать, у нас тоже знаменитые есть баритоны, но один длинный и худой, второй толстый и низенький, а тут вышел...
— ...красавец!..
— ...еще и голый. Публика не отпускала — такие аплодисменты были, вы себе не представляете! Вот последний спектакль прошел, мне 10 тысяч долларов заплатили...
— ...по тем временам...
— ...огромные деньги...
— ...вы их в карман...
— ...да, и домой собираюсь, а за прощальным ужином мне говорят: «Может, мы с вами контракт подпишем, чтобы вы приезжали к нам или здесь жили?». Я ответил: «Ну, приезжать могу, но постоянно тут у вас жить — нет, у меня дома семья». — «Ну так и давайте такой подпишем контракт, согласно которому вы приезжать станете: мы вам звонить будем, а вы к нам ездить и баритональные партии исполнять». Я и подписал, а назавтра газеты все раструбили, что советский певец Гнатюк в Америке согласился работать!
Прилетаю в Москву, человек из Госконцерта встречает и говорит: «В гостиницу не идите — прямо в Госконцерт: там вас уже ждут». Только я дверь открыл — сразу вопрос: «А где ваш гонорар?». Я 10 тысяч вынимаю, а чиновник их раз — и в шухлядку! «Дайте, — говорю, — хотя бы 400 долларов, которые мне полагаются!». — «Нет, вы наказаны и пять лет на гастроли ездить не будете». Как у Шевченко: «Доборолась Україна до самого краю...».
— И не ездили?
— Через несколько дней меня в Москву на концерт позвали, а там Никита Сергеевич сидит, народ хороший — работники сельского хозяйства, за кукурузу ответственные, и таким я успехом там пользовался, так всем понравился, что за ужином Хрущев еще раз «Пісню про рушник» спеть попросил. Спел я и думаю: «Была не была, еще раз на зятя пожалуюсь» — и рассказал, что Гонтарь жизни мне не дает, узнал о поездке американской — и все гастроли накрылись. Никита Сергеевич тут же родственника набрал: «Если еще раз тронешь его, как горлица, полетишь — чтобы рта мне не раскрывал!».
«ЗВОНЮ СЕСТРЕ В КАНАДУ: «ПРИЕЗЖАЙ, ЗДЕСЬ ПОЖИВЕШЬ НЕМНОЖКО», А ОНА: «Я УЖЕ ОТТУДА УЕХАЛА. ЗДЕСЬ У МЕНЯ ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОШЛА — ТУТ И ПОМИРАТЬ БУДУ»
С Людмилой Зыкиной |
— Вы трагическую историю брата Ивана рассказали, а сестра ваша Анна, насколько я знаю, в Канаду эмигрировала...
— На побывку к соседям родственник просто приехал, они познакомились, и ее тот парень забрал. Это в 37-м году еще было...
— Вы с ней потом встречались?
— Конечно — каждый раз, когда в Канаде оказывался.
— С сестрой видеться не запрещали?
— Нет. Ну, следили за мной, конечно, и люди, которые сопровождали меня, были, но беседовать они нам не мешали. Я всегда, когда мог, с ней встречался: сестра очень хотела назад, на Родину, и, честно скажу вам, сильно переживала. Она, кстати, еще жива!
— Вот это да!
— Ей 92 года.
— Фантастика! Когда вы последний раз виделись?
— Давненько. Звоню, приглашаю: «Приезжай, здесь поживешь немножко», а она: «Я уже оттуда уехала. Здесь у меня вся жизнь прошла, внуки-правнуки... — тут и помирать буду».
— Как разбросало всех!..
— (Разводит руками). Сестра — человек, замечу, домашний, политикой никогда не интересовалась.
— В Киевской опере, как мы уже сказали, великие режиссеры, дирижеры, певцы были, а самыми выдающимися кого вы считаете?
— Я искусство Елизаветы Ивановны Чавдар любил — это мирового уровня, безусловно, певица, очень мне баритон Гришко нравился...
— ...народный артист Советского Союза...
— ...да. Слишком добрым и ласковым Михаил Степанович к молодежи не был, критиковал нас страшно: шпана, мол... Ко мне относился нормально, мы, можно сказать, дружили, но эта дружба ровно до того длилась момента, как на сцену я выходил: когда он слышал, какой у меня успех, пережить этого не мог (смеется). Болел, бедный, сахарным диабетом, очень ослаб и в 70 лет почти уже не пел, и вот у него день рождения, и я как секретарь месткома говорю: «Хлопцы, давайте Гришко поздравим!». Ну, на зарплату ему за месяц сложились, коньячок взяли, закуску, цветы, а перед этим я к нему обращался, чтобы пару копеек на другие дал именины — была у нас работница Тосенька, пожилая женщина, лет под 90. Он меня послал: «Чего это я той старухе день рождения справлять буду?» — и это запомнил. Когда мы пришли и поздравили его, он на колени упал, благодарил... Первый тост я за выдающегося певца поднял, и он сказал: «Дима, прости меня за то, что отказался тогда денег для Тоси дать».
— Видите...
— Да, славным певцом был, и пел бы дольше, если бы не болезнь.
Еще авторитетом для меня Борис Гмыря был, Лариса Руденко — партнерша моя прекрасная. Многих можно назвать, я со всеми коллегами в хороших был отношениях.
«РАНЬШЕ ПИЛИ В ТЕАТРЕ ЗДОРОВО: ЗУБАРЕВ НА СЦЕНЕ ВООБЩЕ ПАДАЛ И ВСТАТЬ НЕ МОГ»
Супруга Дмитрия Михайловича Галина Макаровна — известный украинский филолог, доктор наук, лауреат Государственной премии СССР |
— Кроме Гришко и вас, в Киевской опере немало ярких баритонов было — это и Анатолий Мокренко, и Николай Кондратюк...
— ...он, правда, мало у нас пробыл...
— ...как сказал мне сын Никиты Сергеевича Хрущева, Контргнатюк его называли...
— ...да-да...
— ...Гуляев еще, Ворвулев...
— Юра мне очень нравился, а Николай Ворвулев был хорош, но (щелкает пальцем по шее) вот это дело никак бросить не мог...
— А ведь тоже народный артист СССР!
— Он стихийный певец был, и это ему мешало.
— Как же вы уживались — баритоны такие? Подводные камни какие-то были?
— Нет (отмахивается), а если и были, внимания на них не обращали, каждый свою тропку в искусстве нащупать старался.
— Творческая все-таки была атмосфера...
— Совершенно верно.
— Вы говорите, Ворвулева водка погубила, но ведь и Юрий Гуляев выпить любил...
— ...и умер очень рано — в 52 года.
— Многие вообще певцы за воротник закладывали?
— Очень многие — пили в тот период здорово.
— Вы — нет?
— Нет, это невозможно!
— Почему?
С Николаем Мозговым |
— Потому что занят был делом, которое очень любил: ну как это — выйти на сцену и алкоголем пахнуть?
— И координация ведь сразу другая появляется...
— ...ну конечно!
— Часто солисты на сцену пьяными выходили?
— Ворвулев — да.
— А правда, что некоторые перед зрителями падали, а подняться уже не могли?
— Случалось, но раньше. Был такой Зубарев — до нас еще: падал на сцене и встать не мог.
— Евгения Мирошниченко яркой певицей была?
— Конечно, но неуравновешенной.
Со Святославом Вакарчуком. «Я доволен, что еще могу пропеть, не раз это делаю. Если в таком возрасте у тебя и голос есть, и еще в голове что-то осталось, все, значит, в порядке» |
— У них ведь жесткое противостояние с Бэлой Руденко было...
— Потому что она себя так вела.
— Руденко?
— Нет, Мирошниченко. Я, кстати, на гастроли в Канаду однажды собирался и думал: «Надо бы Женю взять — знаменитая певица, голос божественный...
— ...уникальный...
— ...и так далее». Пригласил — и потом сильно жалел...
— Почему?
— Так вела себя.
— Как?
— Мелочи какие-то выискивала, всем звонила, деньги у людей брала... Не должна народная артистка Советского Союза так поступать.
«СОЛОВЬЯНЕНКО ПРОТИВ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА ВЫСТУПАЛ, НЕГАТИВНО ОТНОСИЛСЯ К ТЕАТРУ... КАК ПЕВЦА ЕГО ЕЩЕ МОЖНО БЫЛО ПРИНЯТЬ, НО АКТЕРОМ ПЛОХИМ БЫЛ»
— Дмитрий Михайлович, а что в театре с Анатолием Соловьяненко случилось — еще одним прославленным певцом, народным артистом СССР?
— (Вздыхает). Все рассказать не могу... Голос у него сильный был, однако, видите, и в Италии он учился, и в Америке пел, а певцом европейского уровня стать так и не смог.
— Как в Европе, петь не умел?
— (Разводит руками). Увы.
— Почему же тогда звание такое и Ленинскую премию получил?
— Понимаете, это Москва — он же против украинского языка выступал, негативно относился к театру... Как певца его еще можно было принять, но актером плохим был.
— Не Лемешев, не Козловский и не Атлантов?
— Абсолютно.
— Жена Соловьяненко Светлана говорила, что ее супруга театр убил, — это так?
— Ничего подобного! (Возмущенно). Как это — «убил»? Это невозможно! Вначале мы с ним дружили, и я говорил: «Толя, ты высокими нотами злоупотребляешь, а они плохо на сердце влияют — во всех справочниках это написано», а он посылал всех и верха держал до бесконечности — вот они и дали ему... У него просто школы не было, певческой и артистической, и артистом он очень посредственным был — когда в «Сельской чести» пел, правой ногой раз-раз-раз, то есть на сцене двигаться не умел, ничем не мотивированные движения делал... Никто, правда, ему ничего не говорил, потому что не дай Господь что-то сказать!
— Теноры же чересчур впечатлительны...
— Да, конечно, а вообще, относились к нему хорошо, уважали. Он не всегда уважал... За тем, как сейчас в театре его сын Анатолий, главный режиссер Национальной оперы Украины, работает, вы следите?
— Не хочу эту тему затрагивать — это не профессионально все, такой ситуации быть не может. На такой должности человек с широким образованием должен находиться, с талантом, а получить народного артиста Украины, Шевченковскую премию и так далее просто так... Я промолчу.
— Дирижеры, режиссеры и хормейстеры мирового уровня в Киевской опере были?
— Конечно!
— Стефан Турчак?
— Безусловно.
— Лев Венедиктов?
— Тоже. У нас прекрасные дирижеры были: Константин Симеонов, потом Турчак, очень талантливым режиссером был Крушельницкий (я многому у него научился), Стефанович, который, правда, недолго поработал — умер... Вообще, все руководители оркестра и хора, которые со мной работали, выдающиеся.
— Когда-то в Киевскую оперу попасть нереально было, люди через окна лезли, через служебный вход пробирались — да как угодно, только чтобы в зале оказаться, а вот сегодня молодежь в оперу ходит?
— Не очень, да и мне репертуар не нравится. Ну, вот мои спектакли...
— ...они, кстати, еще идут?
— Да — «Аида» и «Травиата»: остальные закопаны. Ждут новые руководители, чтобы время прошло и можно было по-новому их «прочитать» — «Наталку Полтавку» вот сделали, но знаете, черт-те что вышло.
— А вы ходите, смотрите?
— Безусловно: слежу за спектаклями — а может, мои постановки реанимируют? Нет. Понимаете, у меня своя концепция режиссуры, я не по клавиру ставлю, не по тексту, а по партитуре, но чтобы всю драматургию партитуры на сцену перенести, нужно музыку знать (улыбается), а кто ее знает? Я, ваш покорнейший слуга, а тут пришел человек... (Пауза). Нет, ничего хорошего сказать о нем не могу.
— Помню, когда я маленьким был, вы заходили иногда в зал в антракте и люди вставали, овации вам устраивали... Сейчас, когда входите, они звучат?
— Стараюсь, чтобы меня никто не видел...
— Ну, вы и тогда старались...
— (Смеется). Не хлопают уже. Отхлопали...
«СКОЛЬКО ЛЕТ МЫ С ЖЕНОЙ ВМЕСТЕ? ДА ВСЮ ЖИЗНЬ...»
— Ваша жена Галина Макаровна — известный украинский филолог...
«Мне больше тот Киев нравился. Когда за границу ездил, тяжело было: шум, машины гудят, а Киев был тихим... Когда возвращался, на Владимирскую горку шел, там, где в юности четыре дня провел, и так хорошо становилось — прекрасно!» |
— ...доктор филологических наук, лауреат Государственной премии СССР.
— Сколько вы лет вместе?
— Да всю жизнь.
— Хорошо как сказали, но вы, во-первых, артист, во-вторых, красивый мужчина, в-третьих, популярная личность, всегда на виду. Девушки наверняка за вами вились, а романы случались?
— (Смеется). Ой, столько комплиментов вы мне сделали...
— Но это же правда!
— Знаете, я не святой, чтобы девушки мне не нравились, но и в этом своя концепция у меня была: если будешь лишнее себе позволять, идеалы свои растеряешь. Хорошо все-таки, когда в тебя пальцем не тычут и не говорят: «Вон он, такой-сякой пошел...».
— Ну, допустим, но вот поехали вы в Нью-Йорк с Бланш Тебом: она яркая женщина, вы видный мужчина — и что, ничего?
— Ей-Богу, ну вот вам крест! (Крестится) — никогда этого не делал.
— И что-то в жизни, я думаю, потеряли...
— Конечно, но что-то и приобрел. Я знал людей, которые это любили: они очень быстро со сцены уходили. Искусство и энергия взаимосвязаны: энергию теряешь — все, а пение, как великий Борис Романович Гмыря говорил, из того же места выходит, что и любовь (смеется). Славный он был, вы знаете — я наблюдал за ним и с него брал пример.
— При немцах во время оккупации пел, за это потом пострадал...
— Время такое было — чрезвычайное. Мне очень жаль, что так получилось, но что поделаешь?
— Вы толк в искусстве знаете, картины коллекционируете, а кого из художников любите больше?
— Трудно сказать. Когда этим делом увлекся, все, что понравится, покупал, а потом решил: «Нет, буду только украинскую живопись собирать».
— Кто в вашей коллекции есть?
— Да все знаменитые.
— Яблонская?
— Не-е-ет, это современница наша, я современников не собираю. Мои художники постарше: Васильковский, Левченко, Пимоненко — все наши звезды изобразительного искусства, а кто из них лучший, сложный вопрос. Васильковского — да, люблю, Пимоненко есть очень хороший — базар, например. И у Васильковского тоже базар и Крым, пейзажи, Левченко очень достойный художник...
— А это правда, что в вашей коллекции даже Малевич имеется?
— Маневич, который в Америке жил, — две картины, необыкновенно красивые. За них его дочь большие деньги мне предлагала, но...
— Искусство дороже денег?
— Да, безусловно. Может, я и пошел бы на это, однако она хотела, чтобы за одну картину музей заплатил: мол, я и так 40 полотен ему подарила, а мне торговаться с ними зачем?
— Вы, я знаю, с Максимом Рыльским дружили — интересным он был?
— Невероятно! Во-первых, это был человек очень высокой культуры, и когда что-то ему не нравилось, просто молчал, но если понравилась, например, песня — народная или современная, восхищался, всем об этом рассказывал...
— И поэт к тому же прекрасный был...
— Чудо! — один из последних могикан наших, украинских.
«ДУША ДО СИХ ПОР ПОЕТ — ДАЖЕ ВО СНЕ»
— Вы народный артист Советского Союза, Герой Социалистического Труда и Герой Украины — даже не знаю, есть ли у нас еще люди, у которых две таких геройских звезды разных стран...
— Почти нет (улыбается).
— И депутатом союзным вы были...
— ...три созыва!
— ...и депутатом Верховного Совета УССР...
— ...один созыв — больше не выдержал...
— ...и депутатом Верховной Рады уже независимой Украины...
— Тоже единожды: не хватило меня!
— В политике, тем не менее, вы все от «а» до «я» знаете, а вот сегодняшняя Украина вам нравится?
— Понимаете... (Пауза). Она мне всегда нравилась, но сказать, что сегодня это шедевр, не могу. Все почему-то не так, как хотелось бы, происходит, а дело в том, что без любви к Украине во благо ей действовать невозможно.
— А много при власти людей, которые Украину не любят, правда?
— Абсолютная!
— Еще и похваляются этим!
— Да, в речах своих. Боже, чем же вы хвастаете? Ну будьте людьми культурными — вы ведь в XXI веке живете...
— ...в европейской стране...
— Нет, не хотят.
— Вы почетный житель Черновцов, своей малой Родины, и Киева, и очень трогательно сегодня рассказывали, как впервые в столицу приехали и на горке Владимирской ночевали... Скажите, сегодняшний Киев, немного другой, нравится вам или нет?
— Если честно, мне больше тот Киев нравился — вот как ни странно. Когда за границу ездил, тяжело было: шум, машины гудят, а Киев был тихим. После двух месяцев на гастролях я уже болел, ничто мне было не мило, и когда возвращался, на второй день на Владимирскую горку шел, там, где в юности четыре ночи провел, садился, и так хорошо становилось — прекрасно!
— Сейчас туда ходите?
— Не так часто, но бывает. Иногда тяжело на душе, а стоит с Владимирской горки на Днепр посмотреть — и память к той идиллии уносит, которую впервые, будучи молодым, почувствовал.
— Дмитрий Михайлович, вам 89 лет исполняется: какое оно — ощущение возраста?
С Дмитрием Гордоном. «Вы знаете, никогда не терять любовь к жизни стараюсь» |
— Конечно, он чувствуется, и болезни дают о себе знать. Чего вот я с палочкой хожу? Ногу сломал и восстановиться никак не могу — шкандыбаю: ну надо же такое! Так бездарно сломал — просто ужас!
— На улице или дома?
— Дома.
— 89, тем не менее, это много?
— Думаю, что нормально, но еще годик до 90 было бы неплохо.
— Жить до ста хочется?
— Вы знаете, никогда не терять любовь к жизни стараюсь. Доволен тем, что имею возможность с молодежью работать, науку о музыкальной режиссуре передавать — я хочу ее передать: с собой уносить зачем? Нужно, правда, музыку знать — это ведь не просто «тру-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля» пропеть, это когда в драматургию ты углубляешься и то раскрываешь, что как музыкальный режиссер раскрыть должен, а если не можешь, не музыкальный ты режиссер. Вся драматургия в партитуре заложена, и ты переносишь эту партитуру на сцену, каждый такт музыки осмысливая и понимая...
— Душа до сих пор поет?
— Даже во сне (смеется).
— Когда просыпаетесь, голос проверяете?
— Сейчас привычки такой уже нет, с возрастом это уходит, но я доволен, что еще могу пропеть, не раз это делаю, и мне очень нравится, что в состоянии образ того или иного романса раскрыть, по-настоящему смысл передать. Если в таком возрасте у тебя и голос есть, и еще в голове кое-что осталось, все, значит, в порядке.
— Дмитрий Михайлович, я счастлив, что сегодня мы встретились, что еще раз к вашему творчеству, к вашей личности прикоснулся. Я вас очень люблю...
— ...и я вас...
— ...и поскольку голос у вас еще есть и глаза горят, попрошу напоследок одну из самых любимых моих песен исполнить — «Ясени». Пускай люди услышат, как в 89 лет великий украинский певец звучать может...
— (Поет).
Ясени, ясени,
Бачу вас за селом край дороги...
Вот видишь, сбился! Давай лучше другую. (Поет).
Як я малим збирався навесні
Піти у світ незнаними шляхами,
Сорочку мати вишила мені
Червоними і чорними,
Червоними і чорними нитками.
Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотні, в душі моїй оба,
Два кольори мої, два кольори,
Червоне — то любов,
а чорне — то журба...
— Браво!