Скажи мне, кто твой друг...
Много лет назад я искренне удивился, узнав, что трижды Герой знаменитый летчик-ас Покрышкин летал на американском самолете «Аэрокобра» и на нем же сбивал немецкие «мессершмитты». В многочисленных книгах о прошлой мировой войне я не нашел этой подробности, а также выясненного позже факта, согласно которому американцы поставили за время войны в Советскую Армию около 15 тысяч боевых самолетов, которые честно воевали. Кроме того, некоторые из этих самолетов были скопированы и запущены в отечественное производство под другими названиями (случай нередкостный — современные китайцы поступают так же).
Мы путаемся в своей не всегда красивой истории. Более того, мы скрываем иные из своих привязанностей, что иногда выглядит почти неприлично. Нечасто размышляем о том, почему нам делают добро, празднуем кратковременные союзы с теми, кто назавтра будет объявлен врагами. Не уверен, что все в Украине и даже в Запорожской области знают, что Днепрогэс выстроен по проектам американской Cooper Engineering Company и немецкой Siemens. Не всем в героическом Сталинграде поведали, что их тракторный завод был целиком построен в США, после чего размонтирован, перевезен на кораблях в советскую страну и собран, где было намечено.
Как строились автозаводы, скопированные с американских фордовских, как в Магнитогорске возвели копию металлургического комбината из штата Индиана, не стану рассказывать. Но интересно, что несколько сот тысяч американских инженеров и техников руководили толпами советских заключенных, возводивших индустриальные гиганты. Это был особенный случай — с такой бесправной рабочей силой, с рабским трудом, мало кто в Европе мог встретиться в те годы за пределами Германии или СССР.
Через десятилетия индустриализация азиатских стран шла преимущественно за счет крестьян, уходящих в города. У нас в те годы крестьян сгибали под колхозное крепостничество, гробили в голодоморах, а на стройках муравейниками копошились и погибали безымянно, как муравьи, миллионы зеков.
Даже сейчас мало кто пишет, как уже после начала Второй мировой войны в Германию продолжали идти эшелоны с зерном и нефтью, оговоренные союзническим пактом, — вражда вырвалась из недавней дружбы, из совместных танковых учений под Киевом и много чего еще. Кто мог подумать?
Нацисты ненавидели американский образ жизни так же, как коммунисты, так же, как советские классики Горький и Маяковский. Но пришло время, и союзники поменялись местами. Через несколько лет, воюя с Германией, мы начиняли патроны американским порохом, осваивали присланные тонны американских медикаментов и продуктов, стреляли по нацистам из 131 тысячи американских пулеметов и восьми тысяч зениток заокеанского производства. Только ли это?
Сиюминутные надобности сближают руководителей похожих и непохожих стран: рынки сбыта, кризисы — множество проблем помогают нащупать союзника, сдружиться с ним и вдруг понять, что это друг ненадолго. Интересно бы исследовать наши несостоявшиеся союзы, взорванные мосты. В украинской истории бывали годы дружбы-вражды с турками и татарами, немцами, поляками, австрийцами. Как понять, кто твои друзья насовсем? Не дай Бог дожить, как император Александр ІІІ, до того, что назвать единственными друзьями своей страны ее армию и флот.
Есть предрассудки, врастающие в историю. В 90-е годы прошлого века мне попались результаты статистического опроса, прошедшего в Украине. Предлагался большой список национальностей, и надо было сказать, с кем ты ни за что не хотел бы жить рядом. Большинство назвали цыган, хотя никто из опрошенных рядом с цыганами не жил никогда. Напомнить вам об антисемитизме? О том, что в России среди врагов вдруг стали называть украинцев и грузин, а в Украине — россиян. Бред какой-то...