Оператор фильма «Место встречи изменить нельзя» Леонид БУРЛАКА: «Марина Влади была категорически против того, чтобы Высоцкий в нашей картине снимался, — на колени перед Говорухиным становилась, умоляла: «Отпусти Володю, ему уже недолго осталось!»
«ОТ НАШИХ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН ВЛАДИ НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЛАСЬ»
- Леонид Антонович, вашими глазами мы, собственно, и видим сериал «Место встречи». Если бы за камерой на съемках стоял другой человек, фильм получился бы иным?
Жеглов-Высоцкий: «А теперь — Горбатый! Я сказал: Горбатый!» |
- Облик любой картины определяет множество людей - и авторы сценария, и режиссер, и актеры, и художник, и композитор. Но оператор в этом списке, конечно же, не последний. Так что лента, хоть и ненамного, но отличалась бы от той, какую мы знаем.
- Тогда, 35 лет назад, вы понимали, что снимаете, как сейчас говорят, культовое кино?
- Мы чувствовали, что картина должна получиться незаурядной, об этом свидетельствовали и увлекательный сюжет, и замечательные актеры, и профессиональная команда. Но что ее с интересом будут смотреть 30 с лишним лет спустя, никто не предполагал.
Кстати, несмотря на всенародную любовь к фильму, он не получил никаких призов. Был награжден только Володя Высоцкий - за роль Жеглова его удостоили Государственной премии, да и то посмертно. Зато картина получилась хорошей. Наверное, это лучше, чем плохой фильм, осыпанный наградами. Когда «Место встречи» первый раз показывали по телевизору (а это было в ноябре 1979 года - премьеру приурочили ко Дню милиции), улицы городов и сел пустели, а, согласно криминальной статистике, количество преступлений сократилось в несколько раз.
Леонид Бурлака: «Мы чувствовали, что картина должна получиться незаурядной, но что ее с интересом будут смотреть 30 с лишним лет спустя, никто не предполагал» |
- Говорят, авторы сценария братья Вайнеры хотели снять эту картину в Москве...
- Они даже вроде бы нашли режиссера - им должен был стать Алексей Баталов. Но ему предложили интересную роль в другом фильме, он ушел с проекта, и сценарий повис в воздухе.
С Владимиром Высоцким |
Об этом узнал Высоцкий, который был в хороших отношениях с Вайнерами и прочитал «Эру милосердия» еще до того, как она стала сценарием. Он тут же перезвонил Славе Говорухину, с которым был дружен, сказал, что есть замечательный материал, и добавил, что очень хотел бы сыграть главную роль: «Никто не справится с ней лучше меня!». Так «Эра милосердия» оказалась в Одессе, где работал тогда Говорухин. И фильм вышел чисто одесским, принес много плюсов нашей киностудии, хотя на ней и до этого снималось немало хороших картин.
Супруга актера Владимира Мальцева Светлана Еленская, Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий и Леонид Бурлака на съемках «Места встречи», 1978 год |
Мы встретились с Говорухиным, с которым до этого снимали короткометражку «Одесса - Варна», переговорили и начали работать. Первым делом провели актерские пробы. Не обсуждалась единственная кандидатура - Володи Высоцкого. Казалось, никто и ничто не помешает ему сыграть роль Жеглова, но в это время в Одессе появилась Марина Влади...
- В Советском Союзе Марину Владимировну иначе как Колдуньей не называли - по фильму, в котором она сыграла главную роль. Какое впечатление актриса произвела на вас?
- Я с удивлением обнаружил, что на экране она красивее и ярче, чем в жизни. Так бывает: есть киногеничные люди, которые на пленке получаются лучше, чем на самом деле. У Марины было хорошее русское лицо с таинственной улыбкой, в общении она была приятной, без зазнайства - то есть абсолютно нормальный человек. И от наших советских женщин она, вопреки ожиданиям, ничем не отличалась - ни одеждой, ни поведением.
Марина была категорически против того, чтобы Володя в нашей картине снимался. Посмотрев, как идут пробы, она начала уговаривать Говорухина взять вместо Высоцкого другого актера. Мол, здоровье его подорвано, он себя очень плохо чувствует, а у нее есть возможность подлечить его за границей. Мы знали, что у Высоцкого проблемы с алкоголем и наркотиками, да и выглядел он неважно, честно говоря, все понимали, что во многом она права. Влади на колени становилась перед Славой, умоляла: «Отпусти Володю, ему уже недолго осталось!».
Шарапов (Владимир Конкин) и Ручечник (Евгений Евстигнеев): «Кабы при моей работе бабы не нужны были, я бы с ними слова не сказал. Языком метут, как метлой машут!» |
«В КОНЦЕ КОНЦОВ, ГОВОРУХИН СКАЗАЛ ВОЛОДЕ: «ЕСЛИ ТЕБЯ НЕ БУДЕТ, Я ОТКАЗЫВАЮСЬ СНИМАТЬ»
- А как реагировал на ее просьбу сам Высоцкий?
Манька-облигация (Лариса Удовиченко) и Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий): «Как правильно: «облигация» или «аблигация»?» |
- С одной стороны, он очень хотел сниматься, с другой - понимал, что картина будет тяжелой: все-таки пять серий, почти год работы, ежедневная занятость и серьезные моральные и физические усилия. Видимо, они с Мариной это обсудили, и он был с ней согласен, но затеять со Славой такой разговор не мог, потому что сам же и заварил эту кашу. Начало съемок все откладывалось. Это дошло до директора студии - что делать с Высоцким, обсуждалось на его уровне. В конце концов, Говорухин сказал Володе: «Если тебя не будет, я отказываюсь снимать».
Конечно, он шел ва-банк. Вайнеры не видели другого режиссера, которому могли бы доверить свой сценарий, значит, их повесть не была бы экранизирована вообще.
Жеглов в знаменитой сцене с Кирпичом (Станислав Садальский): «Значит, срок уже имеешь. И зубами-то не скрипи. Ты их хоть до корней сотри, мне на это тьфу — и растереть» |
К тому же, если бы Говорухин осуществил свою угрозу, это стало бы большим ударом для студии - минус пять серий из годового плана грозило большими материальными убытками. Но, слава Богу, все закончилось нормально - Высоцкий начал сниматься. Остается только гадать, как это повлияло на его здоровье: добавила интересная работа Володе сил или, наоборот, отняла. Запустились мы с картиной в 78-м, в 79-м сдали ее, а через полгода его не стало.
- Во время съемок Владимир Семенович принимал алкоголь или наркотики?
Марина Влади и Владимир Высоцкий, 70-е годы. «Я с удивлением обнаружил, что на экране она красивее и ярче, чем в жизни. У Марины было хорошее русское лицо с таинственной улыбкой, в общении она была приятной, без зазнайства» |
- Не думаю. Володя очень серьезно относился к работе, поэтому никогда не подводил группу, а ведь если бы он позволял себе какой-то допинг, срывы съемок были бы неизбежными. Правда, у него был особый график, который стал решающим аргументом в переговорах Говорухина с Влади: дни съемок у Высоцкого чередовались с днями отдыха. Хотя какой там отдых? Все мы знали, что в это время он улетал на концерты. Дело в том, что в кино Володя зарабатывал чепуху, главным источником его доходов были выступления на публике. Когда твоя жена - известная на весь мир звезда, это обязывает. Высоцкий хотел выглядеть рядом с Мариной джентльменом, а не мужчиной без гроша в кармане, вот и мотался с гитарой по всей стране.
- Если не секрет, какой съемочный гонорар был у всеобщего кумира?
Марина Влади, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов, 70-е годы |
- 30 рублей за смену. Конечно, для среднестатистического советского человека, врача или инженера, это были неплохие деньги, но для актера уровня Владимира Семеновича - гроши. Самую большую ставку платили народным артистам - 72 целковых, но Высоцкий, как известно, не был ни народным, ни даже заслуженным. В конце концов, на студии изыскали возможность платить ему 50 рублей - за то, что роль у него очень сложная, а некоторые трюки Володя выполняет сам. В какой-то степени это соответствовало истине - достаточно вспомнить сцену погони за «студебеккером», где он на скорости свешивается над дорогой из окна автомобиля.
Во время отлучек Высоцкого его заменял дублер: надевал пиджак Жеглова, становился спиной к камере и, как мы это называли, «играл плечом». Поскольку звук тогда писался отдельно от изображения, подмены никто из зрителей не заметил. И если вы спросите, в каких именно эпизодах это было, не скажу - после стольких лет уже и не помню.
Фокс (Александр Белявский) в ресторане: «Ну что, Марианна, потанцуем? В последний раз...» |
Серьезно подвел нас Володя только один раз, когда в самом начале съемок они с Мариной уехали на неделю в Париж. Дни шли, а он не возвращался. Все, что можно было снять без него, мы сделали. К тому же держали в Одессе других актеров, а ведь все они были звездами, у которых жесткий график работы - другие съемки, работа в театре. Не удивительно, что они были недовольны. Ситуация становилась критической, еще и на студию каждый день нужно было подавать отчет о проделанной работе. Поэтому мы со Славой выкручивались как могли: придумывали то репетиции, то подготовку к съемкам, то строительство декораций.
- Как виновник ваших неприятностей объяснил свое затянувшееся отсутствие?
Промокашка (Иван Бортник) — Шарапову: «Леля? Какая Леля? С Елоховской?». — «Нет, с Тверского» |
- Оказалось, что Володя с Мариной из Парижа улетели в Штаты, хотя визы туда у Высоцкого не было. Видимо, во Франции эта проблема решалась легче, чем в Советском Союзе. Вернулись они только через 15 дней, и сразу же вспыхнул скандал, ведь Высоцкий уехал в Америку без разрешения соответствующих органов.
Все понимали, что для него эта поездка была очень важна, - он, как сказали бы сейчас, засветился в Штатах. Принимали пару там очень хорошо, успех был бешеный. Как сказал Говорухин: «Уехала Марина Влади с Высоцким, а вернулся Высоцкий с Влади». После концертов в США Володя в мире стал самостоятельной величиной, а не приложением к знаменитой французской актрисе. Он там и заработал, и получил моральное удовлетворение, а мы наконец-то начали снимать.
Жеглов — опердежурному Петру Соловьеву (Всеволод Абдулов): «Не всем же так везет, Петюня. И главный выигрыш — тебе, и золовка в Коканде тоже у тебя. А у нас с тобой, Шарапов, родственников — кум, сват да зацепахват. И выигрываем мы с тобой только в домино. Отсюда вывод: будь человеком, не жадись и нам маленько сахарку отсыпь» |
- Сейчас невозможно представить другого актера в роли Жеглова. Даже когда читаешь книгу, слышишь его голос и интонации...
- А ведь за него мог говорить совсем другой человек. Дело в том, что у Высоцкого не ладилось с дубляжом - не попадал в собственную артикуляцию, и все тут! Он даже попросил Славу взять другого актера, но тот не захотел и оказался прав - лучше Володи никто бы эту роль не озвучил.
«ЗДОРОВАЯ ЗЛОСТЬ, КОТОРУЮ ИСПЫТЫВАЛ КОНКИН, ПОМОГЛА ЕМУ СЫГРАТЬ ОДНУ ИЗ СВОИХ ЛУЧШИХ РОЛЕЙ»
- Если за Высоцкого в роли Жеглова шли самые настоящие бои, то с Конкиным все было с точностью до наоборот. Говорухин и впрямь не видел его в роли Шарапова?
- Что было, то было: у Конкина действительно не сложились отношения ни с Говорухиным, ни с Высоцким, хотя тот был очень коммуникабельным и мог найти общий язык с кем угодно. С Конкиным он общался только на съемочной площадке, но едва выключалась камера, тут же демонстративно прекращал с ним разговаривать.
Оперуполномоченные Тараскин (Андрей Градов), Пасюк (Александр Милютин), Шарапов и Жеглов на допросе Груздева (Сергей Юрский). «Ты мне не тычь, сукин ты сын!». — «Ну, ну, утихомирься!» |
Всему виной то, что кандидатуру Конкина предложило Центральное телевидение, хотя на роль Шарапова пробовались и Борис Токарев, и Женя Леонов-Гладышев (он сыграл маленькую роль Васи Векшина), и Иван Бортник (ему досталась колоритная роль Промокашки, для которой он сам придумал текст). Слава с Володей восприняли это как давление со стороны, вот и приняли навязанного Шарапова в штыки.
Конкин мучился из-за этого ужасно, ему было очень неприятно и обидно. «Почему ко мне такое отношение, - чуть не плакал он, - разве я плохо вписался в ансамбль?!». Я как мог его успокаивал: «Не переживай, у тебя очень хорошая работа получается, а с ребятами со временем все уладится». Неожиданно такая ситуация в группе принесла Володе Конкину пользу. В звездном ансамбле он, тогда еще очень молодой актер (впрочем, на его счету уже был Павка Корчагин в фильме Мащенко «Как закалялась сталь»), не потерялся, а здоровая злость, которую он испытывал, позволила ему сыграть одну из лучших своих ролей.
- Послевоенную Москву вы снимали в Одессе?
- В Одессе мы ничего похожего не нашли, поэтому на натуру выезжали в Москву. Но все равно нам было очень сложно: конечно, тогда не существовало рекламных щитов, спутниковых антенн и пластиковых окон, но город конца 70-х мало походил на себя же в середине 40-х.
Подруга Карпа Клавдия (Валерия Заклунная), Горбатый (Армен Джигарханян) и Шарапов. «Карп, ты на руки-то его посмотри. Из него такой же шофер, как из Промокашки — скрипач» |
Переходя из кадра в кадр, мы тщательно следили за тем, чтобы на экран не попали признаки времени: перед съемкой каждого нового эпизода наши художники что-то декорировали, что-то прятали, а что-то, наоборот, дорисовывали. Это было очень утомительно и занимало много времени.
Все остальное - кабинеты МУРа, квартирные интерьеры - построили в павильонах Одесской киностудии. У нас был замечательный художник Валя Гидулянов, который хорошо чувствовал эпоху и очень правдиво ее воссоздавал. Да вообще вся наша группа, от рабочих до директора, состояла из прекрасных профессионалов и замечательных людей. Наверное, поэтому нам, несмотря на все трудности, работа была в радость. А в кино это очень важно - ссоры и распри не идут на пользу картине.
- Кстати, в титрах фильма написано: «Директор картины Д. Панибрат». Я раньше думала, что это крупный серьезный мужчина, а оказалось...
- ...очаровательная женщина и замечательный человек Джемила Кирилловна Панибрат! Она, кстати, была чудным директором: стоило возникнуть хотя бы малейшему внутреннему конфликту, тут же его улаживала. И с начальством умела найти общий язык. Жаль, что ее уже нет с нами...
«ПОСЛЕ КОМАНДЫ: «СТОП!» КРОВЬ ЛИЛАСЬ У ВЫСОЦКОГО ПРЯМО С ЛОКТЯ И ЗАЛИЛА СИДЕНЬЕ АВТОБУСА»
- Сейчас все жалуются на советскую цензуру. Вас кинематографическое начальство заставляло вырезать какие-то эпизоды?
Авторы романа «Эра милосердия», положенного в основу сценария «Места встречи», Георгий и Аркадий Вайнеры. «У них был ряд претензий к тому, как идут съемки, они отказывались переименовывать фильм, и со Славой Говорухиным, несмотря на оглушительный успех картины, отношения у братьев так и остались прохладными» |
- Почти все, что мы сняли, вошло в картину. Исключением стал единственный эпизод без слов, показывающий, как вместе воевали Шарапов и Левченко. Но от него отказался сам Слава Говорухин - мол, это и так уже понятно. Тут наша картина в силу своей телевизионной специфики выгодно отличалась от прокатной: хронометраж каждой серии был высчитан заранее, под него подогнаны сцены. Да и с профессиональной точки зрения фильм сделан очень точно, поэтому резать было нечего.
Многие сцены мы снимали с одного дубля, потому что пленку нам выдавали в ограниченном количестве. Но даже если было несколько дублей, они не пропали - в начале каждой серии ставили нарезку из них. Если внимательно присмотреться, видно, что они немного, но отличаются от вошедших в предыдущую серию кадров - актеры ведь не могут несколько раз подряд играть точь-в-точь.
- Знаменитую сцену в «Астории» тоже сразу сняли?
- Мы постарались, ведь делать несколько дублей, во время которых могут пострадать актеры и каскадеры, опасно. Один дубль был и в сцене, где Высоцкий стреляет из движущейся машины по уходящему «студебеккеру». Хотя там у нас возникли сложности: реквизиторы не учли толщину стекла, которое, чтобы легко разбиться и не поранить актера, должно быть тонким - всего два миллиметра, и поставили шестимиллиметровое.
Младший сын Марины Влади Владимир сыграл беспризорника, которого в первой серии ловит за руку Варя Синичкина |
И вот машина едет, Володя бьет рукояткой пистолета по стеклу, а оно не разбивается.
Снимать в движущемся транспорте вообще очень трудно. Даже если машина едет с невысокой скоростью, внутри нужен свет. Поэтому на буксире тянут машину, в которой идет съемка, а рядом едет лихтваген - электростанция на колесах. Снимаются такие кадры всегда с рук, потому что на штативе камеру будет трясти и получится брак. К тому же там тесно и жарко - горящие осветительные приборы выделяют очень много тепла.
Тут еще и натура уходит. Тогда ведь из-за несовершенной и малочувствительной пленки в темное время суток снимать невозможно. Чтобы на экране получилась ночь, работать можно было непродолжительное время - когда небо еще не ушло полностью в темноту, но уже и не в сумерках, называлось это режимной съемкой и длилось от силы пять-семь минут. Поэтому репетировали мы заранее, а снимали очень быстро.
Высоцкий, стукнув посильнее, глубоко порезал часть руки - от мизинца и до запястья. Если присмотреться, это даже в кадре видно, но в суматохе никто не обратил внимания. Зато после команды: «Стоп!» кровь у него лилась прямо с локтя и залила сиденье автобуса. Но не бывает худа без добра: играть на гитаре порезанной рукой Володя не мог, поэтому о концертах ему на некоторое время пришлось забыть и мы получили его в единоличную собственность.
«РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СПАСЕНИИ ЖИЗНИ ВАРИ СИНИЧКИНОЙ СЫГРАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСТЕЛЕРАДИО ЛАПИН»
- А техника часто подводила? Говорят, во время съемки падения «студебеккера» в реку отключились все камеры.
- Это всего лишь легенда! Вообще, вся погоня длится на экране минут пять, а снимали мы всего по кадру в день, получается, что над этим эпизодом работали 20 (!) дней. Каждый вечер по кусочку - буквально несколько секунд.
«Все, что мы сняли, вошло в картину. Исключением стал единственный эпизод без слов, показывающий, как вместе воевали Шарапов и Левченко, но от него отказался сам Слава Говорухин: мол, это и так уже понятно» |
«Студер», который сам не ездил (у машины работали только тормоза), нам дали на «Мосфильме». Чтобы в кадре он ехал, его нужно было либо тащить на буксире, либо толкать с горки, как и сделали в эпизоде падения в реку. Мы несколько раз репетировали, и все было нормально, а во время съемки автомобиль-толкач вдруг заглох. Нервы у всех, конечно, на пределе: небо темнеет, актерам завтра надо уезжать, да и улицы вокруг места съемок перекрыли - что делать?! Машина завелась буквально в последний момент, толкнула «студебеккер», тот покатился под горку и благополучно упал в Яузу.
Снимали мы с трех точек: сверху - с моста, снизу - с баржи на воде и сбоку - с набережной. Но в фильм вошли только кадры, запечатленные камерой на барже. Они оказались самыми эффектными.
Кстати, по непонятной причине «студер» упал в воду не носом, как мы рассчитывали, а на крышу кабины - во время полета он перевернулся и быстро ушел под воду в трех метрах от меня, окатив водой камеру. Мы ждем, когда вынырнут каскадеры, а их все нет и нет. Перепугались тогда не на шутку, так как о том, чтобы пригласить спасателей, не позаботились: дескать, раз глубина небольшая, они нам не понадобятся.
Оказалось, что машина погрузилась в ил - в этом месте было слабое течение, поэтому его скопилось метра полтора и был он твердым, как камень. Ребята-каскадеры потом рассказывали, что не могли вылезти через окна, в которых не было стекол, - их вынули еще до съемки в целях безопасности. Поначалу они подумали, что машина упала набок, но со стороны другого окна все было точно так же. Каскадерам пришлось буквально пробивать ил. Первый вынырнул - я потом по съемке посмотрел - секунд через 40, но нам они показались часами - так сильно мы переживали. А на следующий день еще и краном вытаскивали «студебеккер», не могли же мы оставить в реке имущество «Мосфильма».
- Почему Вайнеры попросили убрать из титров «По роману братьев Вайнеров «Эра милосердия»?
- У них действительно был ряд претензий к тому, как идут съемки, но не столь категоричных. Серьезные творческие разногласия возникли у них с Говорухиным: Слава просил внести правки в сценарий, а Вайнеры считали, что их произведение настолько целостное и совершенное, что его исправлять - только портить. Они отказывались переименовывать фильм, носивший рабочее название «Эра милосердия», хотя «Место встречи изменить нельзя» звучит для зрителей более привлекательно. Правда, увидев картину, подобрели - поняли, что это не проходная поделка, а настоящее большое кино. Но со Славой Говорухиным, несмотря на оглушительный успех картины, отношения у братьев так и остались прохладными. В Одессу они не приезжали ни разу, а когда мы снимали на «Мосфильме», к нам в группу приходил только Аркадий Вайнер, да и то очень редко.
Конфликтовали Вайнеры и с заказчиком картины - руководством Центрального телевидения, которое, например, очень просило не убивать Левченко - дескать, слишком уж мрачный финал получается. Но они упорно стояли на своем: так, как в романе, и точка!
- Зато вам удалось сохранить жизнь Варе Синичкиной - в романе она погибала, и первое, что видел в МУРе вернувшийся с задания Шарапов, - ее портрет с траурной лентой...
- Решающую роль в ее спасении сыграл председатель Гостелерадио Лапин, аргумент у него был железный: «Люди будут смотреть фильм всю неделю, закончится он в воскресенье (изначально планировали снимать семь серий). С каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если будут знать, что Варя погибла?».
- А чей ребенок сыграл подкидыша?
- Точно знаю только одно - это был наш парень, одессит. Его принес ассистент художника Миша, который, кажется, позаимствовал младенца у соседки. Она сама была занята в этом эпизоде в массовке (мы снимали в одесском мединституте) и сына своего принесла.
- В фильме Шарапов говорит: «Интересно, кем станет этот человечек, когда вырастет?». Не знаете ответ на этот вопрос?
- К сожалению, нет, и у Миши спросить не могу - он эмигрировал в Штаты.