Новая элита так и не вызрела
Как известно, Шекспир полагал, что весь мир - театр, а люди в нем - актеры. Наверное, он был прав, хотя в разных обществах это утверждение реализуется различно. Нас многие годы приучали делить человечество на пролетариев и эксплуататоров, учили разбивать народ на враждующие группы, воспринимать жизнь как трагическую борьбу угнетателей с угнетенными. Мы даже отвыкли замечать, что есть люди, живущие по-человечески, не сражаясь ни с кем, никого не угнетая и никому не завидуя.
В стране сумел сохраниться небольшой слой тружеников, которые достойно трудились на радость себе и другим, не рвались во власть и были всеми уважаемы (отношения с водопроводчиком дядей Васей куда важнее отношений с министром коммунального хозяйства). Не гордясь пролетарским происхождением и заслугами перед высокой идеей, эти люди зарабатывали достаточно, чтобы оплатить жилье для себя и семьи, отдохнуть, выучить детей. Они не были ни бедными, ни богатыми - они были независимы.
Стандарты личной ответственности, порядочности, морали, а не какие-то партийно-митинговые критерии определяют их положение в обществе. Если говорить проще, то каждый человек должен хоть что-то уметь делать лучше других: Джеймс Бонд ловил шпионов, как никто, Борис Ельцин выпивал так, что целый мир ахал от его перегаров. Человек запоминается непохожестью, а если он еще честно зарабатывает, не путает свой карман с государственным и при этом делает окружающий мир лучше, мы будем его уважать.
Сегодня уже почти все согласны, что хребтом современного общества являются не пролетарии с молотками и флагами, а средний класс, то есть народ, честно живущий и работающий, не рвущийся к чиновным вершинам и не скатившийся в болото. Такие люди берегут свои репутации, постоянно учатся. В том числе учатся защите от государственных попыток превратить их в то самое "быдло чего изволите", которое так обожают все на свете диктаторы.
Мы нечасто вспоминаем, что одной из советских трагедий стало как раз уничтожение умельцев и мелких собственников, "частников", "середняков", которые не внимали партийной демагогии, но умели работать и не уважали бездельников. Эти люди знали себе цену и давно сложились в слой кормильцев народа. Их-то большевики поставили под подозрение и отвергли за беспартийность, приведя новых героев. Вынырнув из пьяного омута российских бездельных окраин, усвоив демагогический призыв ко всеобщему равенству, где мудрец, мастер и лодырь вроде бы обязаны получить поровну, болтуны звали к сокрушению общества, не умея предложить взамен никакого полезного умения своих рук и ума.
На смену потомственным мастеровым людям пришли разрушители и трепачи про светлое будущее. Они и остались во власти. Многие - до сих пор. Помните песню чиновников из рязановского фильма: "Мы не пашем, не сеем, не строим - мы гордимся общественным строем!"? Не пресловутые олигархи, которые, как бы там ни было, заняты делом и покупают номенклатурщиков, избавляясь от их контроля, а именно чиновничье болото тормозит перемены к лучшему. Чиновники ничего не производят, но потребляют обильно, множатся, боясь потерять власть и связанные с ней льготы, а средний класс раздражает их, потому что хочет работать больше и лучше, заниматься конкретным делом. Отказываясь от прежнего бюрократического общества, мы до сих пор не сумели создать на смену ему ничего убедительного...
Новая элита так и не вызрела. В спектакле сегодняшнего дня мы часто движемся наугад - без четкого текста и с огромным количеством суфлеров, подсказывающих вразнобой. Современное представление о справедливости предполагает неравенство, то есть человек работающий должен жить лучше, чем болтун. Это в теории...