У нас на районе
"МОГЛО БЫТЬ НАМНОГО ХУЖЕ"
Наверное, когда события подобного рода случаются впервые, следует как можно большее количество моментов записывать в актив, пытаясь разглядеть потенциальные плюсы даже там, где мерещатся жирные кресты. Поэтому, разделяя оптимистический пафос, призрачные надежды и творческие амбиции организаторов фестиваля, сувенирным атрибутом которого стали крылья (денежный приз пока не предусмотрен), скажу, что полет, в принципе, нормальный. Как подытожил глава жюри Кшиштоф Занусси: "Могло быть намного хуже...".
Пожалуй, единственный жирный крест, в котором при всем желании трудно разглядеть плюс, - это решение демонстрировать конкурсную программу в режиме закрытого показа. Причем не в нормальном кинозале, а в комнате для заседаний отеля "Ривьера", где смотреть кино дико неудобно, так как, начиная приблизительно с третьего ряда, практически ничего не видно за спинами и головами тех, кто сидит в первом и во втором.
Во многом именно поэтому конкурс отсматривало всего человек 10-15, включая членов жюри, при том, что конкурсная программа всегда является гвоздем любого кинофестиваля, тем более международного. Обидно, ибо в кои-то веки в конкурсе участвовало два отечественных фильма - "Таинственный остров" Владимира Тихого и "Контракт" Веры Яковенко.
"Таинственный остров" мне посмотреть не удалось, и знаю лишь, что фильм снят не по одноименному роману Жюля Верна, а по сценарию украинской писательницы Ирэн Роздобудько, "Контракт" же, получивший в итоге специальный диплом за лучший актерский ансамбль (Андрей Филиппак - Виктор Вержбицкий), - весьма достойная работа. Остросюжетная социальная драма - скорее, притча, нежели детектив, - рассказывает о том, что истребить человеческое в человеке не так просто, как кажется. В основу сценария положено нераскрытое уголовное дело об убийстве в 2001 году украинского журналиста Игоря Александрова, а Вера Яковенко, которую я считала дебютанткой и чью фамилию никогда раньше не слышала, сняла уже седьмой фильм.
Глава международного жюри Кшиштоф Занусси и гости фестиваля - актер Леонид Ярмольник и режиссер Владимир Меньшов |
Гран-при Первого Киевского Международного кинофеста и награда за лучший сценарий достались замечательной сербской картине известного режиссера Горана Марковича "Турне". Поскольку один из основных вопросов, регулярно поднимавшихся на фестивале за круглыми и прямоугольными столами, касался того, что во всем мире деньги из госбюджета на кино не выделяются и нам давно пора делать, как во всем мире, уточню, что "Турне" снято по заказу сербского Министерства культуры.
"РОМАНТИЧЕСКИЙ ЧУДАК ФЕСТИВАЛЬ ОТГРОХАЛ"
Небольшая труппа артистов Белградского театра в разгар недавней гражданской войны, разорвавшей Югославию на куски, отправляется на левые гастроли, чтобы немного заработать. Шабашка выдалась настолько насыщенной, что они научились ездить под обстрелом, неоднократно пересекать линию фронта, совершать прогулки по минным полям и благополучно выбираться из одного плена, чтобы попасть в другой... Страшно весело проходя круги военного ада один за другим и мечтая как можно быстрее вернуться домой, артисты встретили по дороге выдающегося сербского писателя Любича, который открыл им главную тайну сербского народа.
"Знаете, почему мы победим в этой войне? Потому что с нами Бог. Слово "серб" пришло к нам из санскрита и означает "небесный свод". Это долго скрывалось, но теперь мы наконец прозрели и поняли, что посланы на землю со специальной миссией...". На днях "Турне" получило один из главных призов на Липецком кинофестивале "Золотой Витязь", но очень символично, что именно этот фильм взял Гран-при в Украине, где тема богоизбранности является основным клиническим пунктом национальной политики.
Канкан на закрытии Первого Киевского кинофестиваля в исполнении Бориса Барского, члена жюри Русланы Писанки и Георгия Делиева |
Во второй фестивальный день президент КМКФ Богдан Ступка "собирал друзей" в своем Театре Франко. На сцене среди античных богинь и ангелочков болталась перевернутая Эйфелева башня, которая по замыслу режиссера Дмитрия Чирипюка, вероятно, что-то символизировала - то ли всю европейскую культуру, то ли грядущий Парижский фестиваль, то ли недавно завершившийся Каннский.
В самом начале праздничного вечера ведущий Алексей Богданович торжественно искупал Богдана Сильвестровича в шампанском, после чего посыпались бесконечные тосты, комплименты и здравицы в честь гениального актера, художественного руководителя, мыслителя и человека, который, как отметил поэт Ефим Цидельковский, "фамильной ранен добротой".
Ярче других на этом рекламном празднике доброты и скромности выступило трио ментов из Санкт-Петербурга с вечным хитом "Прорвемся, опера!" и лично артист Евгений Ганелин, написавший в соавторстве с Владимиром Маяковским трогательное посвящение: "Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: "Ступка - это хорошо? Или Ступка - плохо?". Особенно запомнилась строка: "Романтический чудак фестиваль отгрохал".
"Люди часто не слышат, что они говорят", - сказала как-то Анна Андреевна Ахматова...
ПРИЗРАК АННЫ АХМАТОВОЙ
Две награды получила Анна Андреевна на Первом Международном Киевском кинофестивале, и обе за лучшую женскую роль. Светлана Крючкова и Светлана Свирко сыграли великую русскую поэтессу в картине бывшего киевлянина, выпускника Киевского института культуры и Театрального института имени Карпенко-Карого Дмитрия Томашпольского "Луна в зените".
Принимая крылья, окрыленный успехом режиссер заметил, что это приятный сюрприз не только для него, но и для Светланы Крючковой, у которой скоро день рождения, к тому же по "мистическому совпадению" Крючкова и Ахматова родились в один день.
По мистическому совпадению Светлана Крючкова родилась 22-го, а Анна Ахматова - 23 июня, кроме того, в этом году исполняется 120 лет со дня рождения Анны Андреевны, о чем, наверное, стоило упомянуть, но в фестивальных попыхах многие мелочи потерялись.
Не так давно Крючкова сыграла Ахматову еще раз - в картине Андрея Хржановского "Полторы комнаты" об Иосифе Бродском, и создается впечатление, что, проводя ахматовский кастинг, режиссеры ищут исключительно внешнего сходства. Мне кажется, по своей психофизике и органике популярная советская актриса бесконечно далека от одной из самых удивительных женщин Серебряного века, характерной особенностью которой, по определению академика Дмитрия Лихачева, была "скромная царственность".
"Луна в зените", жанрово обозначенная как "сон во сне", посвящена последним годам жизни поэтессы, и режиссер, с 2001 года работающий в России, сообщил, что снимал фильм не столько по заказу правительства Москвы, сколько по заказу и при участии самой Ахматовой. Томашпольский убежден, что никогда бы не сделал эту картину, если бы не помощь свыше.
Оказывается, изначально сценарий был написан другим человеком и выглядел крайне неприлично, но тут вмешалась Анна Андреевна, которая "сверху увидела, что ей необходим защитник"... Остается только догадываться, почему из всех сценаристов и режиссеров мира Ахматова выбрала своим защитником Дмитрия Томашпольского.
К грузной старухе с командным голосом, проводящей остаток дней на подмосковной даче в Комарово, являются призраки трех ее мужей - поэта Николая Гумилева, востоковеда Владимира Шилейко и искусствоведа Николая Пунина, а также фантомы молодой Ахматовой, Блока, Цветаевой и Маяковского.
За кадром периодически зачитываются материалы доносов на поэтессу, которые Томашпольский считает своей режиссерской находкой. Часть доносов Дмитрий Львович взял из рассекреченных и опубликованных архивов КГБ, часть "с удовольствием" сочинил сам, как и прямую речь для Цветаевой, Гумилева, Блока, Маяковского и других призраков эпохи КГБ.
Из непризраков неизгладимое впечатление на меня произвела карикатурная Лидия Корнеевна Чуковская, больше напоминавшая престарелую горничную поэтессы, нежели ее близкую подругу и главного ее биографа, писательницу, диссидентку и правозащитницу, с которой Анна Андреевна познакомилась в 1938 году, в бесконечных тюремных очередях страшных питерских Крестов, куда носила передачи сыну, а Чуковская - второму мужу.
Анализируя феномен масскультуры на своем мастер-классе, глава жюри Кшиштоф Занусси, в частности, говорил о том, что одна из задач вездесущей попсы - обыграть великих людей так, чтобы в них не осталось ни капли величия, а обыватель с радостью узнавал в гениях самого себя - мелкого, зарядного, скучного человека.
В одном из интервью Дмитрий Томашпольский признался, что, затевая очередной проект, обязательно заходит в интернет и делает разнообразные запросы в поисковике. Например, "Анна Ахматова тайна". Именно в интернете режиссер случайно обнаружил десяток описаний снов Ахматовой, которые вместе с доносами невероятно его вдохновили при написании сценария. Я думаю, если уж электронный поисковик помог Томашпольскому совершить ряд художественно-исторических открытий, то на будущее имеет смысл организовать для Дмитрия Львовича фестивальный спецприз "Лучшему пользователю интернета".
Ахматову как-то спросили, существовали ли еще какие-то ее портреты кисти Модильяни, кроме единственного, хорошо известного. "Их было более 20-ти". - "И где же остальные?". - "А остальные, - спокойно ответила Анна Андреевна, - выкурили солдаты в Царском Селе во время гражданской войны".
Фоторепортаж
Сергея ТУШИНСКОГО, "ФАКТЫ"