Кроме болтунов, у нас есть и политики
Когда-то в репертуаре Киевского оперного театра числился "Демон" Антона Рубинштейна, и я с юных лет запомнил, как главный герой этой оперы сочным баритоном обещал Тамаре: "И будешь ты царицей мира!", то есть совершал ритуал, обязательный почти для всех влюбленных. Обещания такого рода почти всегда неконкретны во времени и по сути - должность царицы мира не предвидится ни в каких расписаниях, хотя выглядит соблазнительно...
Политики дают более предметные обещания. Правда, слушая их посулы у нас в отечестве, я часто думаю, что для выполнения оных надо было бы выгрести весь американский золотой запас из Форт Нокса, и то вряд ли хватило бы. Но кто учитывает такие подробности? Как правило, срок выполнения предвыборных клятв изрядно превышает срок, на который политиков избирают. Джордж Буш посулил соотечественникам американский десант на Марсе через 20 лет. Такая мечта совершенно безопасна, так же, как давние обещания Никиты Хрущева построить коммунизм до конца XX века и окончательно покончить с религией к тому же сроку.
Как правило, борцы за светлое будущее, простирая взоры в бесконечность, вынуждены скромно ограничиться светлым настоящим для себя лично, хотя неустанно радуют слух современников оптимистическими тирадами о грядущем. Народ к этому привык, как возлюбленная оперного Демона приспособилась к обещанию сделать ее царицей мира. Чем бы дитя не тешилось. Но хорошо, что в нынешних потоках слов все чаще взблескивают проблемы реальные, у ряда политиков внутри оказывается не только огонь энтузиазма, но и огнетушители, приближающие к реальности.
После обвинений в адрес предшественников, управлявших не так, как надо, нередко слышны уже и слова, показывающие, что деятель и вправду намерен кое-что изменять к лучшему. В частности, все чаще озвучиваются мысли не только о том, как разбогатеть, но и как стать умнее. Это хороший признак. Те, кто интересуется отечественной историей, могут вспомнить: даже большевики, начинавшие с призывов грабить награбленное, понемногу стали задумчивее. Лет 80 назад прозвучали первые их вздохи по поводу того, что у половины парижских таксистов в загашнике дипломы университетов покойной империи, а швейцары с офицерской выправкой общаются в казино по-русски. К тому времени новые хозяева жизни в Киеве и Москве уже не раз переделили награбленное, но государство от этого что-то не богатело.
Ушедшие мозги восстанавливались куда медленнее, чем барские усадьбы, присвоенные новой знатью. Первым признаком зрелости новоявленной страны стал именно призыв "Учиться, учиться и учиться" (раньше прошли через это многие, в том числе Соединенные Штаты, которые себе на благо еще и скупают чужие мозги где удастся).
В свое время во многих театрах шла пьеса Николая Погодина "Кремлевские куранты". Там есть эпизод, где Ленин (незадолго до этого уничтожавший цвет отечественной интеллигенции) вдруг ринулся спасать профессора Забелина, который торгует спичками на базаре. До Ильича, а затем и до его наследников дошло, что любое общество - советское или антисоветское - не сможет развиваться, если его интеллигенция водит такси и торгует спичками. Тезис этот имеет самое прямое отношение к нынешней ситуации.
Кроме болтунов, у нас есть и политики, причастные к жизни молодого государства, болеющие его судьбой. Когда, рано или поздно, они начинают заботиться об отечественной интеллигенции, это становится признаком их ответственности и зрелости. Ни одна из революций - ни красная, ни оранжевая, ни серо-буро-малиновая - не выживет, не умея мыслить глубоко и ответственно. Самое время принять этот процесс под державную опеку, чтобы и нас уважали, и мы уважали самих себя.