Суперзвезда мировой оперной сцены Елена ОБРАЗЦОВА: «В спектакле Виктюка Димка Бозин должен был носить меня на руках, а я тетка в теле была и, чтобы мальчишку в молодости не загубить, на 28 килограммов за два месяца похудела»
Концертмейстер великой певицы Важа Чачава собирался уже написать о ней книгу, но, подумав, от этой затеи вдруг отказался. «Почему?» — удивилась Елена Васильевна. «Все равно мне никто не поверит», — вздохнул он, и действительно, ее жизни, наполненной музыкой, любовью и страстью, с лихвой хватит на несколько голливудских фильмов — достаточно сказать, что петь ей приходилось со сломанной рукой, загипсованной ногой, полуслепой, а какой бы сценарист рискнул живописать, как оперная дива спускается с трапа самолета к поклонникам с авоськой, в которой лежат ноты? Для Образцовой же это естественно было: мол, даже если багаж потеряется, концерт все равно состоится.
Для государственной казны Елена Васильевна не один миллион заработала (в валюте, естественно) — видимо, за это советская власть и ношение крестика ей прощала, и непролетарское происхождение, ведь первые свои годы будущая примадонна провела в питерской огромной 10-комнатной квартире дедушки. В их семье до сих пор вспоминают, как он, будучи директором какой-то фабрики, чемодан с зарплатой для работников забыл в поезде. Деньги, естественно, никто не вернул, и тогда бабушка отнесла свои бриллианты в «Торгсин» — расплатиться благодаря этому удалось со всеми.
Отец певицы, заместитель министра тяжелого машиностроения СССР, протолкнуть дочку на сцену отнюдь не пытался — в те годы умные люди, пережившие сталинские репрессии, предпочитали давать детям другие профессии. Свою Леночку Василий Образцов даже к главному дирижеру Ленинградской капеллы Александру Анисимову отвел, и, прослушав девочку, корифей, как и было условлено, авторитетно заявил: «Петь тебе не надо — лучше чем-то более практичным заняться», но она думала иначе и втайне от родителей в Ленинградскую консерваторию поступила. Папа после этого год с Еленой не разговаривал и, только когда дочь со Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки с золотой медалью конкурса вокалистов вернулась, сменил гнев на милость.
Благодаря международному успеху юную Образцову заметили и пригласили в Большой театр — это случилось на третьем курсе, так что консерваторию ей пришлось экстерном заканчивать. После прослушивания она, тогда еще хрупкая девушка с ногами-спичками, дожидалась приема рядом с кабинетом директора театра и стала невольно свидетелем того, как прославленную Ирину Архипову спросили, что о талантливой новенькой солистке та думает: будет ли из нее толк? «А-а-а, — отмахнулась дородная примадонна. — Дитя войны...»: с тех пор Елена Васильевна только так Ирине Константиновне и представлялась, тем более что лет до 40-ка оставалась худышкой — только коленки торчали.
Блистательная Образцова, безусловно, советской была певицей, но в экспортном, улучшенном, что ли, варианте: безмерно талантливая, остроумная, аристократичная и с работоспособностью стахановки. Утром она могла на студии записываться, днем — в фильме Дзеффирелли крупными планами сниматься, вечером — петь спектакль: сцена, служение музыке были для Елены Васильевны, по ее признанию, сладкой каторгой.
Всего в ее репертуаре 85 оперных партий, и хотя сегодня мы удивляемся, как много за свою карьеру она успела, сделала бы куда больше, если бы не распоряжение Госконцерта, согласно которому артистам ездить на зарубежные гастроли более 90 дней подряд запрещалось. За ней, обладательницей «образцового» меццо-сопрано, в очередь лучшие оперные театры мира выстраивались, а вот в Большом, как ни странно, за почти полвека ни одного спектакля специально на нее не поставили, ни одной премьеры она не спела — это было привилегией Архиповой. Остается утешать себя тем, что нынешней осенью на сцене главного театра России будет юбилей Образцовой отмечен — с помпой, согласно ее статусу народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий.
Впрочем, Бог с ними, с этими званиями и наградами: для меня и бесчисленных поклонников Елена Васильевна — лучшая Кармен ХХ века, а годы, которых она не скрывает, ее магнетизма ничуть не убавили: вокруг нее и сегодня наэлектризованная любовью атмосфера. «Персонаж обожания есть у меня всегда, — озорно смеется певица, — только он меняется», и я, например, другой такой оперной примадонны не знаю, которая могла бы вот так же, запросто, спеть с Бутманом джаз и «песни моей молодости», сыграть в эпатажном спектакле Виктюка и постричься почти наголо, а еще выйти после спектакля на сцену и подарить грузинской певице Нуце, исполнившей роль Эдит Пиаф, роскошный перстень с голубым топазом и 22 бриллиантами. Образцова способна по-прежнему удивлять, и я убежден: последняя ее ария еще не спета.
«ОЧЕНЬ ОТЧЕТЛИВО ПОМНЮ, КАК ВНИЗ, В БОМБОУБЕЖИЩЕ, МЫ БЕЖАЛИ, И Я ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НА ЛЕСТНИЦЕ ПРЯМО УМЕРЛИ, ПЕРЕСКАКИВАЛА»
— Наконец-то, Елена Васильевна, мы с вами встретились — несколько лет договаривались...
Леночка Образцова родилась в Ленинграде, отец — инженер, мать — конструктор. В 1943-м, во время блокады, была эвакуирована вместе с семьей |
— Да, очень долго (смеется).
— Смотрю вот теперь на вас и думаю: «Какая же все-таки вы красивая!..».
— Да? Спасибо, приятно слышать.
— Как, если не секрет, удается вам так держаться, невзгодам и юбилеям вопреки?
— Думаю, это потому, что предметов любви у меня очень много и жизни своей без них я не представляю: без людей и собак, без искусства — музыки, живописи, литературы...
— Вы искусство в себе любите или себя в искусстве?
— Нет-нет, только не второе (смеется).
— Недавно с Ильей Глазуновым о блокаде Ленинграда мы говорили, и он в свои 80 буквально рыдал, вспоминая, как от голода и от холода на его глазах один за другим близкие умирали. Вы тоже блокадница — какие о том времени остались у вас воспоминания?
— Я, Дима, все время хотела есть и «ога» кричала — тревога и «анитки» — зенитки. Чувство голода преследует меня до сих пор: даже если в какие-то шикарные рестораны хожу, — богатые люди порой приглашают! — ничего не могу на тарелке оставить. Для меня ужасно, когда не доедено что-то — съесть должна все, и это, хотя понимаю, что вести себя так неприлично, уже от меня не зависит.
— Говорят, трепетное отношение к еде всем блокадникам свойственно...
— Да, и я, например, не могу видеть, когда кто-то что-нибудь из продуктов выбрасывает. Помню, когда мамочка умерла, я ее холодильник открыла и на полках какие-то маленькие кусочки, завернутые в бумажечки, увидела. Потом в морозилку заглянула, а там какие-то баночки, скляночки с чем-то стояли, и самое ужасное было, когда я на антресоли полезла и большую коробку со спичками там нашла, коробки с мылом и с солью. Вот тут уже (плачет) я урыдалась — поняла: это блокада забыть о себе не дает.
— Смерти в осажденном Ленинграде вы видели?
— Да, и очень много — почему-то запомнила это, хотя совсем малюсенькая была. Я в 39-м родилась, а в 41-м война началась — ну сколько мне тогда было? Два-три года, но очень отчетливо помню, как вниз, в бомбоубежище, мы бежали, и я через людей, которые прямо на лестнице умерли, перескакивала. В начале блокады мы все время туда бегали, а потом даже и не ходили, потому что уже в совершенное безразличие впали.
— Бытует мнение, что оперные певицы в теле должны быть, — это так?
— Да, и я вот на данном этапе такая, но пока пела активно и задействована во многих театрах мира была, с лишними килограммами боролась отчаянно. Всю жизнь на диетах сидела, потому что очень полная бабушка у меня была — она, кстати, тоже блокаду перенесла и не только сама выжила, но даже кошку свою уберегла. От ее любимицы Кенки, прежде красивой и пушистой, кожа да кости остались: бабушка от своей стограммовой пайки хлеба какой-то миллиметр, сантиметр отщипывала и ей отдавала — этим ее и спасла.
Нужно ли оперной певице тело? На эту тему я сейчас интересную историю вам расскажу. Когда с театром Виктюка я связалась, Роман пригласил меня стареющую примадонну в спектакле по пьесе Майнарди «Антонио фон Эльба» сыграть, и Димка Бозин должен был носить меня там на руках, а я тетка была, как ты говоришь, в теле, и вот, чтобы мальчишку в молодости не загубить, на 28 килограммов за два месяца похудела. У меня сгущение крови было, что-то еще, даже вестибулярный аппарат расстроился — все время на сторону закидывало. Это в августе случилось, а в сентябре надо было «Аиду» мне петь, я распеваться стала и обнаружила, что брать си-бемоли, да и вообще очень высокие ноты, не могу. Пришлось кофе со сливками пить, булочки по утрам есть, чтобы еще три килограмма набрать и вокальную форму восстановить.
— Появились си-бемоли?
— Да, конечно, но такой случай, когда веса не хватало, у меня был.
— Что же вы с собой делали, когда на такую изнуряющую диету решились?
— В Лондон поехала — там институт похудания есть — и какие-то таблетки у них взяла, потом вообще ничего не ела... Ну очень мало, и только рыбу, мясо и салаты — на остальное наложено было табу.
«ТЫ НЕ ДУМАЙ, — ЛЕБЕДЕВ ПРОШЕПТАЛ, — ЧТО Я ОХАЛЬНИК КАКОЙ-НИБУДЬ, — Я НЕ ГРУДЬ ТВОЮ ПОЦЕЛОВАЛ, А ИНСТРУМЕНТ»
С Дмитрием Бозиным в постановке «Антонио фон Эльба». «Когда с театром Виктюка я связалась, Роман пригласил меня стареющую примадонну в спектакле по пьесе Майнарди сыграть» |
— Женщинам-актрисам пластические операции, на ваш взгляд, нужны? Вот покойная Людмила Марковна Гурченко мне о себе говорила: только мешок под глазами появится — резать, только лишняя складка — резать! Резать, резать, резать!..
— Ну, она в своем страстном желании молодой быть (царствие ей небесное!), по-моему, перестаралась. Я очень ее любила: хорошая была женщина и актриса талантливая... Думаю, что переусердствовать в этом деле нельзя, но, безусловно, чтобы крокодилом на сцену не выходить, пластику лучше сделать...
— Вы тоже под нож ложились?
— Да, разумеется.
— Это болезненно было?
— Еще бы! И кровь, и боль, и страх, и переживания, и волнение, чем дело кончится, — все было, зато потом сатисфакцию получаешь, и так это приятно...
— В кресле напротив меня великая певица современности сидит, 85 оперных партий исполнившая, а какая из них самой любимой у вас была?
— Из русского репертуара это Марфа в «Хованщине» — потрясающая, сильная натура! Умная, страстная, политикой занималась, а кроме того, безумно любила.
— И есть же что петь, правда?
— Вот именно: каждый раз я шла из театра домой, как после причастия, — такое душевное ощущение после этой партии было, а в западной музыке много Азучену из «Трубадура» пела, Далилу...
— ...Кармен, наверное...
— Ну, разумеется, и безумно Сантуццу из «Сельской чести» любила, потому что в этой опере Масканьи вся страсть моей души выплескивалась. Она совершенно фантастически написана, так, что на сцене я без перерыва, и музыка невероятно пылкая.
— Великий режиссер современности Франко Дзеффирелли признался: «В моей жизни три потрясения было — Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова»...
— Было такое дело...
— Ну а для вас знаменитый итальянец потрясением стал? Какое впечатление вообще произвел?
— Человек это совершенно изумительный: необычайных знаний, ума, таланта, у него безумно много всего на сцене напихано — и людей, и зверей всяких: от декораций, костюмов, массовки голова кругом шла. Я всегда ему говорила и сейчас говорю: «Ну зачем тебе столько всего?». — «А ты, наверное, думаешь, что только на тебя в театр ходят? — смеется он. — Нет, зрители еще и меня хотят посмотреть».
— Знаю, что у него не только язык острый, но и зубы, и убедиться в этом вы смогли лично...
— Да-да, во время репетиции он меня... укусил.
— Куда или, вернее, за что?
— Мы в Вене «Кармен» репетировали — с Пласидо Доминго пели, а Дзеффирелли очень много предлагаемых обстоятельств мне давал: она и любвеобильная, и бандитка, и торговка, и воровка, и такая-сякая. Все это слушать мне надоело, ведь каждый раз образ то в одну сторону, то в другую менялся, и, как быть, я не знала.
«Ты можешь, — попросила, — одним словом сказать, кто такая Кармен?», и он взял и за плечо меня укусил. Синяк у меня, наверное, месяца два не сходил, но я сразу поняла: Кармен — это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она все, что вздумает. Сняла в результате туфли, босиком запела и стала... зверюшкой.
— Если Дзеффирелли вас кусал, то прекрасный актер БДТ Евгений Лебедев целовал в грудь...
— Да, целовал (смеется).
— Зачем?
— Он на какой-то свой юбилей меня пригласил, который в Питере в Юсуповском дворце отмечали: сначала я пела, потом ужин был. Лебедев рядом со мной сидел, а я в декольтированном платье была, и вдруг он спросил: «Елена, можно твою грудь поцеловать?». Я опешила...
— И что же ответили?
— Посмотрела на него, рассмеялась и разрешила. Евгений Алексеевич с чувством так приложился и прошептал: «Ты не думай, что я охальник какой-нибудь, — я не грудь поцеловал, а инструмент».
— Диафрагму?
— Нет-нет, инструмент — диафрагма, мой дорогой, ниже.
«АРТИСТЫ БОЛЬШОГО НА ОТКРЫТИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕАТРА ПОПАСТЬ НЕ МОГЛИ — ДЛЯ МЕНЯ ЭТО НЕ ПРОСТО ПОД ДЫХ БЫЛ УДАР — НОЖОМ В СПИНУ»
— Большому театру вы более 50 лет жизни отдали, причем не только на сцене его пели, но и в 1986 году как режиссер оперу Массне «Вертер» поставили, которая несколько сезонов с успехом шла, а какая сегодня там атмосфера? Я вот видел, как несколько лет назад с президентом Медведевым на торжественном открытии Большого театра после масштабной реконструкции вы восседали, царственное величие происходящего ощущал, но в то же время бывший солист балета Николай Цискаридзе утверждал, что все там ненастоящее, бутафорское, что реконструкция плохая, много денег в ходе ее украдено и вообще Большой уже не тот. Некоторые оперные примы тоже считают, что атмосфера, которая была этому театру во времена его расцвета, в 60-80-е годы, присуща, напрочь ушла, а вы как думаете?
— Ушла.
— Не тот уже Большой, каким ваше поколение его запомнило?
— Не тот, подтверждаю, но что касается реставрации, то сделана она хорошо, и хотя в детали не вдавалась, если что-то и заменили, то на лучшее. Интерьеры все очень элегантные и в полутонах выдержаны, ни капли советской власти с ее слабостью к кумачовым полотнищам не осталось — теперь красных тряпок ни в зале, ни за кулисами нет.
— А вы везде прошлись, да?
— Ну разумеется — еще когда ремонт в разгаре был, там ходила. Мне старые штофы нравятся, где все заштопано, — совершенно ясно, что это вещи, которые при Николае II были, мне нравится, что такой поганой, бьющей в глаза позолоты, которая раньше везде превалировала, нет (думаю, там и серебра немножко — его по каким-то старым образцам применили). Тех, кто реконструкцию проводил, ни в чем упрекнуть не могу — мне очень понравилось, а вот за кулисами, конечно, больницу сделали: какие-то белые коридоры и окон в уборных, где мы гримируемся, нет.
— В советские годы Большой своеобразным знаменем и символом СССР был с особой аурой — мы же знаем, что сам Сталин туда ходить любил...
С Альфредо Краусом в опере Жюля Массне «Вертер». «Краус лучшим Вертером был» |
— ...и были прекрасные спектакли, потрясающие режиссеры...
— А великие певцы?
— Да, великие дирижеры и очень хорошие певцы.
— Эпитета «великие» по отношению к певцам вы не употребили...
— Выдающиеся были мастера — так я скажу.
— Некоторые звезды Большого говорили мне, что их театр — откровенный гадюшник: вы с этим согласны?
— Ничего по этому поводу сказать не могу, потому что сейчас я приглашенная артистка Большого и только в «Пиковой даме» участвую. Насчет гадюшника судить не берусь, но я не думаю, что до такой степени это запущено, — нет, не думаю.
— Вы на ведущих оперных сценах мира выступали, все лучшие оперные театры видели, а где пелось свободнее, привольнее, ярче и где, на ваш взгляд, оперная атмосфера была эталонной?
— Все-таки в «Ла Скала», наверное (в Метрополитен-опере тоже, но там меньше, поскольку это современный театр и построен он современно). То, к чему я привыкла в Большом, отклик и в «Ла Скала» во мне вызывало — впрочем, после ремонта он тоже другим стал, и тех великих певцов, которые на миланской сцене блистали, теперь уже нет. Когда на афишу этого театра смотрю, у меня прямо ком в горле стоит, потому что ни одного имени мы не знаем, а артисты, которых в Большой на открытие пригласили, имена имеют, но петь уже совершенно не могут. Плюс ко всему им русский репертуар предложили исполнить, в котором, прямо скажем, они не сильны — это неприятно было, горько и обидно, а еще обиднее, что солистам Большого в гала-концерте на открытии выступить не предложили, и самое ужасное, что труппа Большого на торжестве не присутствовала, потому что туда только народных артистов Советского Союза позвали...
— ...и то не всех...
— Да, артисты на открытие собственного театра попасть не могли — для меня это не просто под дых был удар — ножом в спину.
«КАК ЭТО, — Я ПОДУМАЛА, — МАРИЯ КАЛЛАС — И В ШУБКЕ ИЗ ЗАЙЧИКА СИДИТ?». ДАЖЕ В ГЛУБИНЕ ДУШИ ЕЕ ПОЖАЛЕЛА, А ПОТОМ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЭТО ШИНШИЛЛА»
— Кто вашим любимым партнером был?
— Атлантов, Мазурок, конечно — я их обожала.
— А кого из лучших оперных певцов мира вам довелось слышать и видеть?
— Ну, я со всеми самыми великими пела, и у каждого из них своя коронная партия была... Альфредо Краус, например, лучшим Вертером был, Пласидо Доминго — лучшим Самсоном. С Доминго вообще мало кто мог сравниться, потому что природа не одним талантом его наделила, а их сочетанием: он и дирижер, и пианист, и певец, и актер драматический плюс умен и красив.
С режиссером Франко Дзеффиреллии всемирно известным тенором Пласидо Доминго во время работы над оперой «Сельская честь» на сцене знаменитого миланского театра «Ла Скала» |
— А умным певцу надо быть?
— Обязательно. На сцене мы же, как голенькие, и, кто дурак, сразу видно.
— И что же — дурак, но хорошо поющий, уже не артист?
— Мозг его в этом качестве не воспринимает, нет.
— В пору вашего расцвета в Советском Союзе несколько меццо-сопрано блистали: в Киеве — Галина Туфтина...
— ...да, мы с ней вместе учились...
— ...в Ленинграде — Ирина Богачева, а в Москве, в Большом театре, целое созвездие — вы, Галина Вишневская...
— ...Тамара Синявская, Архипова...
— ...Ирина Константиновна, классика жанра...
— И Лариса Авдеева в какой-то период была хороша.
— Я вам провокационный задам вопрос: а кто, на ваш взгляд, лучшим советским меццо-сопрано был?
— Надежда Обухова.
— Это еще довоенного времени певица, а вот лет 30-40 назад чье меццо-сопрано вам самым совершенным казалось?
— Совершенным? Ничье, но Архипова совершенно изумительной вокальной техникой владела — очень ровно пела...
— Академично, да?
— По звуковедению Ирина Константиновна академичной певицей была, конечно.
— Вы в свое время с Марией Каллас общались...
— Ну, сказать, что общалась с ней, не могу, — это неправда. Впервые на конкурсе Чайковского мы с ней встретились — она в жюри была: беседовали, всякие комплименты она говорила...
— Это там, где с Тамарой Синявской первое место вы разделили?
— Да, и очень тогда подружились, на всю жизнь — никогда не ссорились. Тамара тоже выдающимся голосом обладала — великолепным контральто, а с Марией Каллас мы снова после премьеры Большого театра в Гранд-опера встретились. Это «Борис Годунов» был, и случайно мне подвезло: Архипова не смогла приехать — в Швейцарии на каком-то конкурсе задержалась. Я, совсем молоденькая девочка, Марину Мнишек спела и наутро знаменитой проснулась, меня сразу Соломон Юрок, один из самых великих импресарио, взял работать. Родом он был из Одессы...
— ...но на американский манер себя называл — Сол...
В опере Бизе «Кармен» по одноименной новелле Проспера Мериме. «Кармен — это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она все, что вздумает. Сняла туфли, босиком запела и стала... зверюшкой» |
— Да, Соломон. Он всегда говорил: «В лавке кто-то должен быть», — имея в виду свой офис, и вот когда обо всем уже договорились, он меня на спектакль в Гранд-опера пригласил. Я с ним в ложу пришла, там маленькая скромненькая тоненькая женщинка сидела: гладкие волосы собраны были сзади в большой пучок, и так много бриллиантов везде было, даже на сапожках... «Кто это?» — я спросила. «Мария Каллас, — ответил Сол, — сейчас я тебя с ней познакомлю». Знаете, что меня сразу же потрясло? Я подумала: «Как это Каллас — и в шубке из зайчика сидит?».
— Все на бриллианты ушло...
— Я даже в глубине души ее пожалела, — смешно! — а потом оказалось, что это шиншилла, о которой при советской власти никакого понятия мы не имели.
Нас друг другу представили, мы рядышком сели, наши коленки соприкоснулись, и словно молния между нами прошла — Каллас ее тоже почувствовала, удивленно на меня посмотрела и вдруг начала говорить...
Так она весь спектакль и не умолкала... Для нее тогда трудные времена наступили — разрыв со своим возлюбленным Онассисом тяжело переживала, это на голосе отразилось, и в Гранд-опера договор с ней расторгли. Она говорила, как страстно любит и как страдает, обижалась на журналистов, которые ее «брошенной подружкой богача Онассиса» называли...
Ничего из того, что на сцене происходило, я не слышала — только ее, а когда спектакль закончился, она спросила: «Пойдешь со мной сейчас в «Максим»?». Я кивнула: «Конечно», и мы до пяти утра в ресторане сидели. Там уже никого не было, и все официанты рядком выстроились — мы ели устриц, очень вкусное вино белое пили, и все это время она свою жизнь мне рассказывала.
— На каком языке вы общались?
— На французском.
— И вы ее понимали?
— Французский я знаю очень хорошо, идеально, потому что в нашей семье все на нем говорили, да и в школе у нас очень умная директриса была: преподавать язык она француженку взяла, которая ни слова по-русски не говорила. Год ничего мы не понимали — смеялись только и какие-то отдельные слова выхватывали...
— ...а потом...
— Потом по-французски заговорили все замечательно, а она — по-русски, ну а поскольку в этой школе вместе со своей сестрой я училась, дома мы тоже по-французски болтали — просто этими звуками упивались.
— Ленинград...
— Да, поэтому языкового барьера у нас с Каллас не было. Помню, когда в гостиницу я вернулась, к Маквале Касрашвили прибежала, с которой мы тоже всю жизнь дружим, она меня ждала... «Неужели ты столько времени с ней провела?» — спросила. «Да», — я ответила и тут же все, что запомнила, записала, так что лежит это все у меня в папочке, и когда помру, туда, может, заглянешь.
— Каллас — это больше легенда была или действительно певица великая?
— Великий музыкант — так бы сказала, потому что такую музыку создавать только великая певица, великая женщина может.
«ЛИШЕННЫЙ РАБОТЫ ЗДЕСЬ, РОСТРОПОВИЧ КУДА-ТО ДАЛЕКО В СИБИРЬ ЕЗДИЛИ НА ГРУЗОВИКЕ ПОД БАЯН БАХА ИГРАЛ»
С великой оперной примой Марией Каллас. «Мы ели устриц, очень вкусное белое вино пили, и все это время она свою жизнь мне рассказывала» |
— Это правда, что Монтсеррат Кабалье падала... — нет, неудачное слово!.. — опускалась перед вами на колени? Просто если бы Кабалье упала...
— Она это в шутку сделала, меня передразнивая. Когда я в Барселону приехала и в опере «Сицилийская вечерня» ее услышала, за кулисы рванула и бухнулась перед ней на колени со словами: «Никогда не думала, что человек может так петь не в записи, а живьем». На следующий день мы с Доминго в «Кармен» пели, и уже она за кулисы прибежала и мою выходку повторила. Я рассмеялась: «А вот теперь мне придется искать домкрат, чтобы тебя поднимать» — с тех пор мы подружились.
Замечательная певица, а в молодости — я записи слышала — уникальной была. Я просто никогда не верила, что живьем можно так петь, а когда она впервые Норму спела (это даже не дебют был, а генеральная репетиция) в «Ла Скала», какое-то сумасшествие было: и люди плакали, и мурашки по всем местам бегали. Фантастическая была певица!
— Была... Не могу теперь о Галине Вишневской вас не спросить, которая, кроме всего прочего, и своей скандальной книгой «Галина» известна, где немало нелестного о многих коллегах своих написала. Она хорошей певицей была?
— Для Большого театра — вполне.
— А для мировой сцены?
— Вот из-за того, что как великая певица на мировой сцене Галина Павловна не состоялась, она и издала эту книгу — видимо, в отчаянии. Обижена была, удивлена, очень сильно все это пережила, и наружу полезло то, что полезло.
— Мне говорили, что Ростропович и Вишневская в Советском Союзе ни в чем не нуждались, чувствовали себя прекрасно...
— Это неправда: был период, когда Ростроповича сильно придавили и работать ему не давали — я это знала. Лишенный работы здесь, он куда-то далеко в Сибирь ездил и на грузовике под баян Баха играл — так было.
— Он гений, Мстислав Леопольдович?
— Без сомнения — это человек, который своей игрой меня плакать заставил. Со мной такое, пожалуй, раза три в жизни было...
— Евгения Семеновна Мирошниченко, с которой мы до самой ее смерти дружили, как-то сказала мне: «Ах, почему у меня такого мужа не было, как у Гали Вишневской, — где бы она была, если бы не Слава?». Ростропович действительно был в их семейном дуэте ведущим?
— Да, безусловно.
— Когда супруги на Западе оказались, общаться с ними вам удавалось?
— Было дело... Галя концертный вариант «Евгения Онегина» в Карнеги-холле, по-моему, пела, и я к ней за кулисы пришла, потому что очень ее любила. Мы ведь дружили, Вишневская, когда я в Большом петь начинала, много мне помогала.
— Вы не боялись, простите, что за вами проследить могут и впоследствии жизнь испортить?
— Нет, я вообще ничего никогда не боялась. Переступила, в общем, порог комнаты, где артисты гримировались, и вдруг фурию увидела разъяренную — она на меня накричала, во всех их бедах и страстях обвинила. Я так потрясена была, что у меня все слова в горле застряли...
— Чем же вы провинились?
— Ну, не знаю. Она же думала, что это из-за нас, молодых артистов Большого, им уехать пришлось, но кто нас в те годы слушал и почему мы должны были желать, чтобы они уехали? Конечно, ерунда собачья.
— Вы расстроились?
— Не то слово! — потрясена была, долго плакала, а потом эта книжка отвратительная вышла. Я много лет пыталась сказать ей, что люблю ее, что она напрасно так написала и думала о нас плохо зря, но это бесполезно — у нее, Вишневская мне говорила, какие-то документы то ли из ЦК, то ли из КГБ были.
Знаете, когда меня первый раз директор Большого Михаил Иванович Чулаки вызвал и сказал, что нужно коллективное письмо против Солженицына подписать, я отказалась. Наплела, что этого человека не знаю, никаких произведений его не читала: мол, как что-то могу подписывать?
Это поступок был: мой первый протест и моя первая победа над собой — домой я пришла счастливая и мужу все рассказала. «Слава, — воскликнула, — ты можешь себе представить? Я чувствую себя человеком с достоинством и сама себя уважать начинаю!», а на следующий день газета с письмом вышла, под которым и моя подпись тоже стояла, и что в такой ситуации делать? Опровержения писать, возмущаться? — все равно не поверят...
— Кошмар какой!
— А то ты не знаешь, как это было?
— В последние годы, когда Галина Вишневская в Москве жила, вы общались, виделись?
— Нет, попыток примирения я не делала... Мы потом в Токио встретились: я в отель «Империал» зашла, где жила, и всю семью их увидела — оказывается, они тоже там остановились. «Здравствуйте», — сказала, они ответили: «Здравствуйте» — выглядело все очень интеллигентно.
— И Вишневская поздоровалась?
— Да, конечно.
— И все?
— Да, больше ничего. После этого мы на собраниях-совещаниях, на светских каких-то раутах часто виделись...
— ...сухо раскланивались...
— Ну, не сухо — головочкой... Мне было жаль, что из-за ничего, в общем-то, друг друга мы потеряли — это нехорошо, неправильно, ни к чему было. Я ее дочку Олечку обожаю: мы и в Азербайджане с ней то и дело встречаемся (она почему-то часто туда ездит), и здесь, в Москве. Несколько лет назад Оля на моем сольном концерте была — мы мило с ней побеседовали, и я все время ей говорила: «Передай ты своей маме, что я очень ее люблю».
«В ЯПОНИИ КАКИХ-ТО ПЛАСТИНОК Я НАКУПИЛА, И МАМА ВОСКЛИКНУЛА: «ТЫ ДУРОЧКОЙ КАК БЫЛА, ТАК И НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОСТАНЕШЬСЯ. ЗАЧЕМ ОНИ ТЕБЕ? — КУПИЛА БЫ ЛУЧШЕ ТРУСЫ»
— В советское время оперное искусство, если и не было беззаветно народом любимо, принадлежало все же ему, и простые люди в оперу иногда ходили...
С Дмитрием Гордоном. «Смотрю на вас и думаю: «Какая же вы все-таки красивая!..». — «Спасибо, приятно слышать» |
— Да не иногда — просто ходили....
— Сегодня опера элитарным искусством для богатых стала?
— (Вздыхает). Богатые ходят туда для того, чтобы сказать потом, что «Хованщину» или «Царскую невесту» слушали, а люди, которые воистину оперу любят, попасть туда из-за астрономической цены на билеты не могут. Вот так! — ну и самая ужасающая история на открытии Большого театра произошла, куда труппа Большого не попала, зато дядьки сидели, которые сам знаешь, где эту оперу видели...
— ...и заодно балет...
— Вот именно.
— Вы профессором Московской консерватории были, мастер-классы по всему миру даете, в том числе несколько лет в Токио преподавали...
— ...и до сих пор преподаю.
— В Японии интересно работать?
— Я эту страну обожаю, а первый раз после третьего курса консерватории туда попала, когда в Большой поступила. Мне предложили в Японию с гала-концертом поехать, я с большим удовольствием согласилась, и совершенно потрясена была недовольством певиц оперных, которые жаловались, что мало им платят. «Как это, — думала, — им не нравится, что можно в Японию бесплатно поехать, красоту посмотреть? Плюс что-то заплатят, что-то купить можно...». Я в счастье была, а они все переругались.
Помню, каких-то пластинок тогда накупила, и мама воскликнула: «Ты дурочкой как была, так и на всю жизнь останешься. Зачем они тебе? — купила бы лучше трусы» (смеется), а мне международный певческий уровень узнать очень хотелось, и, слава Богу, что пластинки купила, потому что до этого мне казалось, что, раз я в Большом, то уже о-го-го! — а выяснилось, что всему надо учиться, что все еще впереди.
17 городов тогда мы объездили — из окна автобуса я какие-то черные повозки, дворы увидала, где люди копошились, что-то готовили, и все ваши прелести мужские, потому что местные дядьки просто в проточные канавы писали. Это всего 51 год назад было, и я потрясена тем, как на моих глазах из страшной страны с совершенно феодальными отношениями Япония...
— ...в оазис передовых технологий...
— ...в страну великого настоящего и будущего преобразилась.
— Что же, как думаете, выйти в лидеры мировые им помогло?
— Ой, это, наверное, не моего ума дело... Даже не знаю, но, скорее всего, как ни странно, узкая специализация.
— Узкие глаза, узкая специализация...
— Да (смеется) — они так досконально свой кусочек, свой участочек знают... У меня друг очень хороший там есть — Тадаеши-сан: он певец, у него потрясающей, фантастической красоты голос — тенорам рядом с ним вообще делать нечего. Тадаеши Гунди в Консерватории имени Джузеппе Верди в Милане учился, в «Ла Скала» стажировался и никакой карьеры не сделал. Сам он очень некрасив, но когда открыл рот и запел: «А-а-а!», я выдохнуть не могла... Он говорит: «Ой, меня приглашали, но это же столько часов через океан лететь надо. Нет, я не хочу...» — вот домосед он, и все.
Если японцу сказать: «Сходи, пожалуйста, купи вот это, принеси то, позвони туда», он вообще ничего не сделает. Надо попросить: «Пойди купи вот это», а когда он вернется, можно второе задание дать: «Пожалуйста, сходи туда-то и позвони тому-то»...
— Особенность менталитета...
— Это такое устройство ума — думаю, оно им и помогло, потому что каждый из них на своем месте великий мастер и великий художник.
— Мы уже выяснили, что на французском изъясняетесь вы свободно, но знаю, что говорите еще и на итальянском, а поете вообще на девяти языках...
— Как хорошо ты к разговору со мной подготовился!
— И это, Елена Васильевна, еще не все: в Японии вы мастер-классы ведете — страшно сказать! — по-японски...
— Да, это правда. Утверждать, что по-японски говорю, не могу, но профессиональной терминологией хорошо владею и все, что касается пения, могу объяснить. Все это я за год выучила — именно Тадаеши, с которым подружилась, год со мной занимался. Сначала специальные термины на английском языке выписал, я это на итальянский перевела, на котором все, что нужно мне, знала, а потом на русский и японский.
— Я вашими лингвистическими способностями восхищен!
— Просто я работать люблю, все новое узнавать — поэтому, наверное, еще до сих пор жива.
(Продолжение в следующем номере)